технологическая карта урока по литературному чтению "С. Есенин "Нивы сжаты, рощи голы ..."
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Хмельникова Анжела Викторовна

Предлагаю вашему вниманю технологическую карту урока по литературному чтению в 3 классе по программе "Начальная школа XXI века".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.docx299.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

урока по литературному чтению

ФИО

Хмельникова Анжела Викторовна

Место работы

МОУ — СОШ п. им. Тельмана Марксовского  района

Саратовской  области

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Литературное чтение

Класс

третий

Тема урока

Сергей Есенин «Нивы сжаты, рощи голы …»

Базовый учебник

«Литературное чтение» Л. А. Ефросинина

  1. Цель  урока:  сформировать основы читательских и речевых умений, читательской культуры.

9. Задачи:

  • Образовательные:
  • расширить представления учащихся о творчестве С. Есенина, показать красоту поэзии С. Есенина;
  • формировать умения анализировать поэтический текст (находить сравнения, эпитеты, олицетворения);

-развивающие:

  • развивать навыки выразительного чтения;
  • развивать эмоции и познавательный интерес;  

        -воспитательные:

         -  воспитывать интерес к поэзии и культуре общения;

         -  содействовать нравственному и эстетическому воспитанию школьников.

  1. Тип урока  открытие новых знаний.
  2. Формы работы учащихся  фронтальная, индивидуальная, работа в парах.
  3. Необходимое техническое оборудование  учебник, рабочая тетрадь.
  4. Структура и ход  урока

Этап урока

Время

(в мин.)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формирование УУД

1

2

3

4

5

1

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности)

1 - 2 мин

- Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки и думаю, что урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

 Раз, два, три – слушай и смотри.

  Три, два, раз – мы начнём урок сейчас.

Каждый урок – это маленькое открытие. «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому». Значит, чему будет посвящён наш урок? (Открытию нового знания).

- А чтобы узнать что-то новое, что мы должны сделать? (Вспомнить то, что уже знаем).

- А для чего нам пригодятся наши знания? (Чтобы открыть новое).

- Какими качествами нужно обладать, чтобы на уроке сделать для себя маленькое открытие? (Нужно быть внимательными, наблюдательными и думающими).

На сегодняшнем уроке будем думать, размышлять,

На вопросы отвечать, выразительно читать.

Все литературные произведения можно разделить на две большие группы. Какие? Проза и поэзия.

- Что такое прозаическое произведение?  Нестихотворное  литературное произведение.

- Что такое поэзия? Это стихотворное произведение.

Учащиеся рассаживаются по местам, включаются в беседу с учителем.

Учащиеся дают ответы на вопросы учителя.

Совместно формулируют  познавательную цель.

Личностные УУД: формировать положительное отношение к урокам литературного чтения;  обеспечение организации их  учебной деятельности. Эмоционально — положительный настрой на урок, создание ситуации успеха и доверия.

2

Актуализация  знаний и фиксация затруднения в деятельности

7 - 8 мин

А) Рассмотрите, пожалуйста, незаконченную схему и дополните её: вспомним и назовём фамилии русских поэтов. Выберите из предложенного списка.

                         Русские поэты

А.А. Фет, И.С. Никитин, А.И. Куприн, С.Д. Дрожжин,

Д.Н. Мамин - Сибиряк, А.Н. Майков, С.А.Есенин, И.З. Суриков, К.Г. Паустовский.

(Учащиеся выбирают и вставляют в прямоугольник выбранную карточку).

Учащиеся выходят по одному к доске, выдвигают своё предложение, заполняют схему и объясняют свой выбор.

Познавательные УУД: умение из списка выбрать фамилии поэтов, умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные УУД: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

                  Русские поэты    

Мы продолжаем изучать стихи русских поэтов.

Б) Я не скоро, не скоро вернусь!

     Долго петь и звенеть пурге.

     Стережёт голубую Русь

     Старый клён на одной ноге.

Прочитайте строфу. Укажите её название. (Это четверостишие).

Назовите фамилию автора и заголовок стихотворения. (С.Есенин «Я покинул родимый дом»).

- На творчестве,  какого поэта мы остановились? (Сергея Есенина).                                                                                                                                                             

Регулятивные УУД: умение определять цель    деятельности на уроке.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме.

3

Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи)

2 – 3 мин

Проверка домашнего задания.

Домашнее задание к сегодняшнему уроку, было выразительное чтение стихотворения  С. Есенина «Я покинул родимый дом».

Дыхательная гимнастика.

Представьте, что на вашей ладони осенний опавший лист клёна. Мы должны на него дуть медленно и равномерно, чтобы он кружился в воздухе над ладонью и не улетал. Вдох через нос, медленный выдох через рот. Смотрим во время выдоха на листок. Он должен кружиться над ладонью. Приготовились, начали.

Взаимопроверка выразительного чтения стихотворения. Работа в парах.

Чтение у доски.  Выставляют смайлики.

     Выбор модели стихотворения.

- На ваш взгляд выберите подходящую модель к стихотворению С. Есенина «Я покинул родимый дом». И обоснуйте, почему?

           

Дома в рабочей тетради  вы выполняли № 5 «Проба пера»

  Каким вы представляете клён. Нарисуйте. Покажите у доски, какой рисунок вы бы поместили на обложку такой книги?

                                                   

Учащиеся выполняют дыхательную разминку.

Работа в парах. Читают  друг другу стихотворение, оценивают смайликами.

C:\Users\2014\Downloads\090f2b90be08af6afbacc43508928f29.jpg     C:\Users\2014\Downloads\090f2b90be08af6afbacc43508928f29.jpg

C:\Users\2014\Downloads\090f2b90be08af6afbacc43508928f29.jpg     C:\Users\2014\Downloads\090f2b90be08af6afbacc43508928f29.jpg

Учащиеся анализируют, делают выбор и объясняют его.

Третья модель подходит, потому что две темы:  природа и родина тесно переплетаются в этом произведении.

Используют свой жизненный опыт по прошлым произведениям.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других.

Личностные УУД:

Объективное оценивание работы своего одноклассника.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно, умение слушать и понимать других.

5

Реализация построенного проекта.

4 - 5 мин

 Знакомство с новым произведением

А) Чтение учителем.

Послушайте следующее стихотворение этого автора и подумайте: (проблемный вопрос)  Какие картины представились вам во время слушания этого стихотворения?

Б) Самостоятельное чтение стихотворения учащимися с. 70

Чему посвятил своё стихотворение поэт? (Природе)

Какое время года описывает поэт? (Позднюю осень) Докажите словами из текста.

(Нивы сжаты, рощи голы или Что совсем-совсем немного ждать зимы седой осталось)

Передайте ваши впечатления от прочитанного стихотворения. Можно ли его, на ваш взгляд, назвать радостным? А каким настроением проникнуто это стихотворение? Грусти.

Какие чувства овладели поэтом? Печальные, грустные.

В) Определение строф.

- Сколько строф в стихотворении? (3)

- Сколько строк в строфе? (4)

- Как называется такая строфа? (четверостишие)

- Каким на ваш взгляд должен быть темп чтения этого стихотворения? (неторопливо, спокойно)

Прочитайте.

Г) Повторное чтение учащимися стихотворения вслух.

- Какие картины рисует поэт? Найдите и прочитайте. Он описывает уголок природы.

К какому роду литературы относятся эти стихи? Пейзажная лирика.

Д) Словарная  работа.

Значения, каких слов вы бы хотели узнать?

Откроем тетрадь на странице 38 – 39 № 4

Нивы – поля, возделанные для посева, пашня.

Взрытая – дорога неровная, в кочках, в следах от копыт и колёс телег.

(Осенью и весной такая дорога у дома Тельмана)

71547692    150

Прочитайте строфу, где говорится, употребляется это слово.

Учащиеся слушают учителя и представляют картины.

Учащиеся дают ответы на вопросы учителя.

Совместно формулируют  познавательную цель

Познавательные УУД: смысловое чтение

6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

4 - 5  мин

5. Работа над содержанием произведения, выразительным чтением.

а) Нахождение олицетворения.

Прочитайте вторую строфу. Есть ли в ней олицетворения? Укажите.

Вспомним, а что такое олицетворение? Это перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые.

- О чём мечтает дорога? О каком времени года? (о зиме)

А почему она ждёт морозной погоды? (Зимой она будет ровная, красивая и по ней чаще будут ездить).

Какую роль в этом стихотворении играет олицетворение? ( Помогают создать картину родной природы).

Привычка наделять свойствами живых людей неодушевлённые предметы придаёт произведениям Есенина особый шарм. «Дремлет взрытая дорога», - она мечтает как можно скорее получить в подарок роскошное снежное покрывало.

Проводит физминутку.

- И нам мороз не страшен.

- Я мороза не боюсь, с ним я крепко подружусь.

- Подойдёт ко мне мороз, тронет руку, тронет нос,

- Значит надо не стоять, прыгать, бегать и скакать.

Учащиеся читают слоги хором, по одному, в парах.

Выборочное чтение. 

Учащиеся встают из-за парт.

Ходьба на месте. Имитируют рукопожатие.

Дотрагиваются до руки, носа. Прыжки на месте, бег, подскоки. Садятся за парты.

Познавательные УУД: смысловое чтение, выборочное чтение, умение слушать и понимать других.

Коммуникативные УУД:

сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно.

Коммуникативные УУД.

Сотрудничество учителя с детьми, умение работать коллективно.

в) Найдите нужный тон, чтобы передать  чувства поэта. (Тихий, негромкий) Прочитайте.

г) Писатели и поэты в своей речи часто используют сравнения.

Найдите сравнения и прочитайте. В какой строфе? (3)

С кем сравнивает поэт месяц? (с жеребёнком)

В первой строфе -  колесом солнце скатилось.

Помогают ли сравнения создать картину родной природы? (ДА)

Найдите и прочитайте рифмующиеся строки.

При помощи нескольких точных метафор удалось создать картину «Колесом за сини горы солнце тихое скатилось», «Рыжий месяц жеребёнком запрягался в наши сани»

 развивая эту тему он говорит,  каким волнующим может быть осенний закат за сельской околицей.

д) Работа по нахождению эпитетов.

Рисуя картины природы, автор использовал эпитеты. Найдите и зачитайте.

Седая зима – мудрая, как старая бабушка.

В чаще звонкой – птицы прощаются,  перекликаясь между собой.

(Чаща – густой частый лес; густой, труднопроходимый лес, заросли).

Рыжий месяц – красный, оранжевый.

Солнце тихое – незаметное.

Сини горы – это сказочный эпитет.

Стихи Сергея Есенина помогают нам увидеть красоту в обычных картинах природы. В своих стихах он открывал таинственную жизнь природы, её душу и язык. Это стихотворение проникнуто чувством любви к родной природе. Любимый герой стихов поэта – природа. Она у него не застывший пейзажный фон: она живёт, она действует.

Учащиеся работают в тетрадях

Познавательные УУД:  умение  выявлять сущность, особенности объектов; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

7

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

4 – 5 мин

е) Моделирование обложки.

- Какая из увиденных вами обложек больше подходит к этому стихотворению?

 - Объясните свой выбор.

                                                             

                                                                                     

Вместо модели заместителя жанра и темы можно поместить рисунок, иллюстрацию.

- Какая из предложенных вам картинок больше подходит для иллюстрирования обложки?

(Идёт выбор детьми рисунка).

                             

Учащиеся выполняют интерактивное задание с самопроверкой.

Регулятивные УУД: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

0_18486_3603464a_XL  71547692

osenq_v_pole_web

ж) Выделение логических ударений.

Выделение силой голоса главного (важного) слова в предложении или в строке.

Нивы сжаты, рощи голы

От воды туман и сырость.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось,

Что совсем-совсем немного

Ждать зимы седой осталось.

Ах, и сам я в чаще звонкой

Увидал вчера в тумане:

Рыжий месяц жеребёнком

Запрягался в наши сани.

Учащиеся выполняют действия: присесть, встать, руки развести, наклониться, поскакать, сесть.

Личностные УУД: умение выполнять самые простые, общие правила для всех людей.

8

Включение в систему знаний и повторение

4 - 5 мин

Виды чтения.

Чтение хором вслух.

Чтение по 2 строки парами.

По строфам.

Учащиеся занимаются смысловым чтением: извлекают из прочитанного  текста нужную информацию, дают ответы на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

извлечение необходимой информации из прочитанного текста.

Учащиеся составляют анаграмму и шараду, дают лексическое значение слов.

Читают хорошо читающие дети.

Познавательные УУД: умение извлекать информацию из таблиц, текста.

9

Рефлексия учебной деятельности

2 - 3 мин

- С каким произведением познакомились на уроке?

- Какого жанра это произведение?

- Какие строчки запомнились?

Мне хочется сказать слова древнего учёного

 «Нет ничего изобретательнее, чем природа» Цицерон.

«Любоваться природой – есть следствие любви к ней, а любовь к природе – один из вернейших признаков любви к своей стране». К.Г. Паустовский

- Как вы оцениваете свою работу на уроке?

- Всё ли у вас получалось?

- Какие трудности возникли?

- Почему?

Оценки за урок.

Домашнее задание.

Страница 70 выразительное чтение наизусть, в рабочей тетради страница 39 № 5 «Проба пера".

Организует беседу.

  • Что нового узнали на уроке?
  • Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
  • Ответили ли на главный вопрос урока?
  • Какую работу мы сегодня выполняли?
  • Чему научились?
  • Какое задание вам понравилось больше всего? Почему?
  • Кто или что вам помогало справиться с заданием?
  • - Что можете сказать про букву «д» и её звуки?
  • Как вы сегодня поработали на уроке?
  • Кто доволен сегодня своей работой?

Учащиеся подводят итог своей работы, анализируют, отвечают на вопросы.

Регулятивные УУД:

умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

умение осуществлять познавательную и

личностную рефлексию.

Личностные УУД:

учащийся задаётся вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?


Интернет - ресурсы

http://migranov.ru/gif/hotlink.gif

http://img-fotki.yandex.ru/

http://www.samakarov.ru/

http://900igr.net/datai/biologija/Ekologicheskie-faktory/0018-017-Unichtozhenie-lesov.png

http://loaf.ucoz.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс "Басня. знакомст во с новым литературным жанром"

Ø  Помочь школьникам на близком им материале (случаи из их жизни, в которых они сами винили обстоятельства в своих неудачах) лучше понять смысл басни Эзопа и специфику басни вообще.Ø  Обнару...

Технологическая карта урока по литературному чтению «Мурзилка» и «Весёлые картинки» (УМК "Школа России", 3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: ознакомление учащихся с историей детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»; формирование умения анализировать ...