Урок по литературному чнеию в 4 классе "Н.Заболоцкий Лебедь в зоопарке"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Баукина Юлия Александровна

Стихотворение "Лебедь в зоопарке" изучается в разделе "Стихи Н. Заболоцкого". В конспекте представлена поэтапная работа над стихотворением с использованием активных методов обучения. Значиетельное место отводится творческой работе учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_uroka_lebed_v_zooparke.docx39.28 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4Б классе.

Система: «Начальная школа XXI века под редакцией Н.Ф. Виноградовой».

Автор программы: Л. А. Ефросинина

Учитель: Баукина Ю.А.

Тема урока: «Н. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Цели урока:

  1)обучение анализу лирического стихотворения;

 2)развитие навыков выразительного чтения;

 3)воспитание вдумчивого читателя;

Задачи урока:  

1) формировать навык осознанного чтения текста с целью понимания прочитанного, его интерпретации и оценки.
2) развивать критическое мышление, творческое воображение;
3) воспитывать умение слушать и уважать мнение товарищей, учиться высказывать свои мысли, обосновывать свою точку зрения;
4) воспитывать внимательное отношение к авторскому слову;
5) уметь рассуждать о прочитанном, при анализе художественного произведения обращаться к тексту, понимать позицию автора.

Учебные универсальные действия.

Регулятивные:

-формировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила.

-выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-выполнять учебные действия в материализованной,  громкоречевой и умственной формах,

- использовать речь для регуляции своего действия.

Познавательные:

-осуществлять поиск и выделение информации.

-смысловое чтение; выбирать вид чтения в зависимости от цели.

-моделировать, то есть выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач.

Коммуникативные:

-оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других.

-проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания.

Личностные:

-внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе, навыки сотрудничества в разных ситуациях,

- умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Оборудование:

1) Л.А. Ефросинина «Литературное чтение» учебник для 4 класса, часть 2.

2) Презентация.

3) Карточки для индивидуальной работы, работы в парах, в группах.

Ход урока.

1.  Организационный момент.      Слайд № 1

Прочитайте высказывание:

«Успех — это хорошее настроение» Гёте     Слайд № 2

   Пусть эта фраза будет девизом нашего урока. Пусть на уроке  всё пройдёт  успешно и настроение будет хорошим.

2. Введение.

Рассмотрите картинку.        Слайд № 3

Поделитесь впечатлениями от увиденного. Что почувствовали? Что испытали?

Какое настроение?

Я не просто так показала вам эту картинку.

Предположите, почему?  ( произведение будет о лебеде).

Кто автор произведения? Расставьте буквы в нужном порядке и вы узнаете  фамилию

а з л о к й б ц о и    (Заболоцкий)                                 Слайд № 4

Да, автор Николай Алексеевич Заболоцкий. (портрет)        Слайд № 5

В детстве он перечитал  в библиотеке отца все произведения русской литературы. В семь лет сочинил первое стихотворение и решил стать поэтом.

И вот сегодня поработаем над одним из его произведений.          Слайд № 6

Н. А. Заболоцкий « Лебедь в зоопарке».

3. Основной этап.

И я сразу поставлю перед вами два проблемных вопроса, на которые предстоит ответить  после работы над произведением.                                                                                      Слайд № 7

1. Что сказал автор нам, читателям?

2. Как это ему удалось сделать?

Предположите, какое настроение у вас возникнет после знакомства с этим произведением.

Проверьте свои предположения.

Послушайте.

1) слушание стихотворения

Сравните ваши предположения с тем, что вы испытали, слушая стихотворение.

Менялось ли у вас настроение ( менялось: сначала радостное, умиротворённое, затем было грустно, тревожно, а потом опять радость на душе).

2) словарная работа

В произведении встретилось много слов, которые требуют пояснения.

Возьмите карточку и найдите задание № 1.  Работать будете в парах.

Соедините слово из первого столбика с его значением из второго.

грёзы        широкая длинная одежда в виде плаща

лоно        мечты

лиловый        переливчатый, серебристо-розовый

мантия        поверхность

аметист        драгоценный камень фиолетового или голубого цвета

колеблет        заставляет волноваться поверхность воды

изваянье        струнный музыкальный инструмент

перламутровый        цвета фиалки или тёмных соцветий сирени

громоздить        беспорядочно класть много предметов

лира        скульптурное изображение

мерцают        слабо светятся

Проверяем.         Слайд № 8,9,10

3) чтение  произведения детьми.

А теперь вы  почитаете произведение ( 2 человека по 4 строфы)

4) модель обложки.

Найдите в карточке задание № 2.

Сделайте модель обложки.

Проверяем. О чём говорит ваша модель. Прочитайте её.           Слайд № 11

5) анализ стихотворения

Рассмотрим композицию стихотворения. Поработайте в микрогруппах (по 4 человека).

Разделите стихотворение на части и озаглавьте каждую.

Проверка.

На сколько частей разделили стихотворение и как озаглавили?        Слайд № 12

1. Описание лебеди (1 – 4 строфа)

2. Город, зоопарк      (5 -7 строфа)

3. «Диво поёт о счастье весны»  (8 строфа)

В стихотворении  важно каждое слово поэта, даже в названии.

О чём говорит название?  Посмотрите на цветовую гамму.

Какой прим использует автор? ( антитезу). Уже слышится в названии.        Слайд № 13

Найдите 1 часть.

Выпишите из текста стихотворения в карточку (задание № 3), как автор называет  лебедь?

Проверяем.                                                                                                                  Слайд № 14

Автор сравнивает лебедь с красивой молодой девушкой.

В стихотворении лебедь женского рода.

Почему поэт называет лебедь дикаркой?

О чём говорит фраза, животное, полное грёз?  ( плывёт лебедь по лону искусственных вод и мечтает о свободном большом полёте)

Зачитайте, строчки, в которых говорится о  внешнем облике   лебеди.

Читая фразу «Головка её шелковиста…» не просто представляешь, а ещё и чувствуешь, что-то гладкое на руке,  приятное на ощупь.

С чем автор сравнивает сложенные  на спине крылья лебеди? (с мантией)

Почему поэт называет лебедь изваянием? ( хочет подчеркнуть стройность, изящность, красоту птицы)

Символом чего является лебедь? (свобода, полёт)

Обратите внимание на строки: «Высокая лебедь плывёт…», «Приподнятой к небу волны…»

О чём  это говорит? ( о стремлении к свободе, к вольной жизни)

Какие средства художественной  выразительности использует автор? ( эпитеты, метафору, сравнение)

                                                                                                                                                    Слайд  № 15

Найдите эпитеты, метафору, сравнение.

Всё бесподобно в этой птице: не просто глаза сияют, а два дивных  драгоценных аметиста.

Сравните царевну-лебедь в картины Михаила Врубеля с лебедью из зоопарка.                                                                                                                   Слайд № 16

( обе красивы, изящны, благородны, белоснежны, застенчивы, мечтательны, но на картине  это девушка, а лебедь из зоопарка лишь сравнивается  с  красивой девой).

В стихотворении автор использует два очень интересных литературных приёма: цветопись и звукопись.

                                                                                                                                                             Слайд № 17

Поработайте  с таблицей в микрогруппах и в колонку цветописи напишите, какой цвет преобладает в 1 части стихотворения и 1-2 примера, в колонку звукописи, какие звуки преобладают (в квадратных скобках).

Проверяем

Преобладает белый цвет, а такие фразы как «Сквозь летние сумерки», «Лиловые тени берёз» , заключающие в себе тёмные цвета, ещё больше  подчёркивают белоснежность и чистоту прекрасной птицы.

Звуки п,л,в говорят о плавности движения лебеди. Именно такими приёмами автор доносит до нас то, что хотел сказать.

Найдите вторую часть.

Давайте прочитаем 2 часть.

Найдите глаголы в этой части.                                                                                              Слайд № 18

Вот глагол-это движение. А здесь какую роль играют глаголы? ( глаголы в этой части наоборот отражают скованность движений, тревогу, статичность)

2 часть противопоставляется  1.  От символа свободы мы попадаем в неволю в клетки.

И ещё этот кусочек неволи, сдавливает большой город, который тоже теснится, этаж громоздя на этаж.

Но вот 2 часть сменяет 3.

Прочитаем её.

Что символизируют слова: сказочный мир, лира, счастье, весна? ( это гимн жизни и свободе)                                                                                                                                    Слайд №19

В  3 части заключён философский смысл.  ( Всё равно в  реальной жизни с её суетой, трудностями и проблемами,  появляется частичка сказочного мира, воплощающая вечно живую красоту, свободу и гармонию.)

6) строение стихотворения.

Мы очень много работали над содержанием.  А что вы можете сказать о строении стихотворения?

Ответьте на вопросы.                                                                                                    Слайд № 20

Сколько строф в стихотворении?

Как называется строфа?

Какую рифму использует поэт?

7) работа над выразительностью чтения.

Поучимся читать выразительно. Возьмём 1 и 2 строфу.                             Слайд № 21

Из чего же складывается выразительность чтения?

1. Логические ударения     __________

2. Паузы     / -короткая, // - длинная

3. Интонация

Сначала выделим логические ударения (подчёркиваем карандашом).

Теперь расставим паузы.

С какой интонацией будете читать 1 строфу? ( спокойно, плавно,  не торопясь, но  выделяя голосом логические ударения).

Со второй строфой поработайте самостоятельно.

А теперь прочитайте выразительно 1 и 2 строфу.

4. Творческий этап.

И последнее  творческое задание в группах «Проба пера»                               Слайд № 22

1группа: придумать как можно больше эпитетов к  слову лебедь.

2 группа: задать  1тонкий и 1 толстый вопрос.

3 группа: сочинить двустишие о лебеди

Проверяем каждую группу.

5. Подведение итогов.

А теперь вернёмся к проблемным вопросам, поставленным в начале урока.

1. Что сказал автор нам, читателям?                                                                            Слайд № 23

2. Как это ему удалось сделать?

Автор показал нам образ свободы,  пребывание лебеди в зоопарке противоестественно, создал частичку сказочного мира в реальной жизни, показал стремление к  счастью.

«Крылатое диво на лире поёт нам о счастье весны».

Удалось автору это мастерски. Интересными словами и приёмами, художественно-выразительными средствами.

6. Домашнее задание.                                                                                                  Слайд № 24

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Урок окончен.

Карточка с  заданиями.

1. Словарная работа. Соедините стрелкой слово с его значением (в парах)

грёзы                                                   широкая длинная одежда в виде плаща

лоно                                                     мечты

лиловый                                       переливчатый, серебристо-розовый

мантия                                       поверхность

аметист                                       драгоценный камень фиолетового или голубого цвета

колеблет                                       заставляет волноваться поверхность воды

изваянье                                       струнный музыкальный инструмент

перламутровый                         цвета фиалки или тёмных соцветий сирени

громоздить                                       беспорядочно класть много предметов

лира                                                скульптурное изображение

мерцают                                       слабо светятся

2. Модель обложки (самостоятельно)

3. Композиция стихотворения.  На сколько частей можно разделить стихотворение. Озаглавьте каждую (микрогруппы)

______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

4. Как автор называет лебедь? Найдите и выпишите.

_______________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

5. Работа с таблицей (микрогруппы)

цветопись

звукопись

6. Самооценка. Оцените свою работу на уроке. Раскрасьте нужный цветок.

Разноуровневые задания для групповой работы.

1группа.

Подобрать эпитеты  к слову лебедь.

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

2 группа.

Задать 1 тонкий и 1 толстый вопрос.

_______________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

3 группа.

Сочинить синквейн на тему  «Лебедь»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по литературному чтению по сказке "Дикие лебеди"

Урок в 4 классе по программе "Начальная школа XXI века"...

Литературное чтение (4 класс). Н.А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке».

Урок совершенствует  навыки выразительного чтения у учащихся,  умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы. Воспитывает бережное отношение к природе, животному миру; форм...

Конспект урока литературного чтения Н. А. Заболоцкий «Лебедь в зоопарке» (3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство со стихотворением Н.А. Заболоцкого «Лебедь в зоопарке»;формирование речевых и читательских умений и навыков детей. Планируемые  результаты:П...

Конспект урока по литературному чтению " И.А. Крылов Лебедь, щука и рак"

Конспект  Урока литературного чтения Учитель: КорневаЕ.Н.Класс:1гТема учебного занятия: И.А Крылов «Лебедь, Рак и Щука»Продолжительность учебного занятия:45 мин.Цель урока: позна...

Конспект урока по литературному чтению "И.А. Крылов. Лебедь, рак и щука" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цели деятельности учителя: ознакомление учащихся с произведением И.А. Крылова; формирование представлений обучающихся о басне, как о жанре литературы; расширение читательского кругозора, обогащение сл...

Технологическая карта урока по литературному чтению. Тема: Сказка «Гуси-лебеди». Учимся пересказывать сказку (2 класс, УМК Школа России)

В технологической карте представлены: тип урока, цели и задачи, планируемые результаты. Подробно описаны ход урока, все его основные этапы согласно ФГОС НОО нового поколения: мотивация к деятельности,...