урок по литературному чтению в 4 классе " ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР СКАЗОК"
учебно-методический материал по чтению (4 класс)

Номоконова Елена Витальевна

Открытый урок в недели литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literatury.docx23.6 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по литературному  чтению.

Тема: «Путешествие мир сказок»

Цель урока:

  • Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;
  • Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;
  • Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.

                                                                Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Постановка цели урока.

- Ребята, сегодня разговор пойдёт о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И чтобы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)

- Бытовые. Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.

Есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.

Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

-Литературные сказки. Это те, которые сочинили и написали писатели.

У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.

Чему же учит нас сказка? (ответы детей)

-Она нас учит добру и справедливости, учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Недаром великий русский поэт А.С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.

Кто не верит – пусть поверит

Я любому гостю рад!

Открывая в сказку двери

Приглашаю все ребят!

  1. Работа над сказками.

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковёр – самолёт. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковёр, мы отправимся в путешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр – самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию «Загадочная».

Станция «Загадочная» (выходит ученица)

Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать её не шутка.

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар, и мал

От неё не задремал.

- Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»)

В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?

(ответы детей)

  1. «Репка». 2. «Лиса и Журавль». 3. «Гуси – лебеди». 4. «Курочка – Ряба». 5. «Царевна – лягушка». 6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями)

7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 8. «Сивка – бурка». «Иван – царевич и серый волк».

А ещё у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?

  1. Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

- Ох, никак не вытянуть

- Ох, засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут:

Победит упрямицу дружный общий труд

Кто засел так крепко?

Может это: (Репка).

  1. Спасите. Нас съел серый волк. (Козлята).
  2. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок).
  3. Что, надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим – сим откройся)

- Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

Учитель: Мы летим дальше. И Алёнушку мы берём с собой в наше сказочное путешествие. Следующая станция называется «Ты – мне, я – тебе».

- Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.

(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу)

  1. Я – Иванушка из сказки «Гуси – лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы – Яги? (Мышь)
  2. Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос. Куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку)
  3. Я – Мороз – Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина)
  4. Я – падчерица из сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук)
  5. Я – Лисичка из сказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной)
  6. Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая: На чём я играл у лисьей норы? (На гуслях).

- По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).

Учитель: На ковре – самолёте мы летим дальше. Следующая станция называется «Сказочная». Отгадайте загадку:

 Не хожу и не летаю,

А попробуй, догони.

Я бываю золотая

Ну-ка,  в сказку загляни. (Золотая рыбка).

- Кто отгадал, какая это сказка? (Авторская сказка «Золотая рыбка»).

Инсценировка сказки «Золотая рыбка» (дети показывают сказку).

Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Она растаяла.)

УчительМы летим дальше. Следующая станция – «Закончи пословицу».

В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите. (намёк, добрым молодцам урок)

- Труд человека кормит, а… (лень портит).

- Раз соврал – навек… (лгуном стал).

- Кто других не любит, …(сам себя губит).

- Кончил дело, … (гуляй смело).

- Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).

- Худо тому, кто … (добра не делает никому).

- Учись доброму, … (худое на ум не пойдёт)

- Горька работа, … (да хлеб сладок).

К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?

Русская народная сказка «Колосок».

Инсценировка сказки «Колосок» (дети показывают сказку).

- Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)

Учитель: Ребята, мы летим дальше. Следующая станция – инсценировки сказки «Репка» (старая сказка на новый лад)

Автор: Сказка репка на новый лад.

Автор: Возле дома огород, бабка с внучкой у ворот. Жучка - хвост колечком, дремлет под крылечком. На крыльцо выходит дед, он в большой тулуп одет. Из открытого окна деду музыка слышна: «На зарядку, на зарядку, становись!»

Дед:                У меня здоровье крепкое, посажу- ка лучше репку я.

Автор:      Лопату берёт, идёт в огород.

Бабка:              И у бабки без зарядки, слава

      Богу всё в порядке!

Автор:     Рот прозевает, сладко зевает.

Внучка:       В руку зеркальце  возьму,

      Губки алым подведу.

      Глазки я накрашу

      Тьфу, на зарядку вашу!

 Автор:     Вот и Жучка, вот и кошка их послушаем немножко.

Жучка:            Поиграем лучше в прядки

Кошка:           Обойдемся без зарядки.

Автор:     Жучка за кошкой гав гав гав.

      Выходит мышка в спортивных штанишках

           Футболка на теле, в лапках гантели.

Мышка:        Раз и два! Три, четыре:

     Стану всех сильнее в мире.

     Буду в цирке выступать - бегемота поднимать.

Автор:    Бегает, прыгает, лапами дрыгает.

                         Возле дома снова дед, он большой тулупа нет.

Дед:            Ох, умаялся с утра

Бабка:             Да и мне на печь пора.

Внучка:       Клонит бедную ко сну!

      С понедельника начну.

Автор:     Из открытого окна даже музыка слышна «На зарядку, на зарядку,  становись!»      На крылечке снова дед.

     Видит репку в огороде и себе не верит вроде. Встал он возле репки

Дед:            Репка выше кепки

                         Эх, бульдозер бы сюда, без него совсем беда!

Автор:   Тянет, потянет - вытянуть не может.

Дед:            Где ты бабка ?

Бабка:          Я сейчас

                         Ах да репка удалась

Автор:   Бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут вытянут не могут.

Бабка:         Как тянуть? С какого боку?

     Выйди внучка на подмогу!

Автор:    внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут вытянут не могут.

  Внучка:           Ломит спину, ноют ручки! Нет, не справится без Жучки.

Автор:   Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут  потянут вытянут не могут.

Жучка:         Разбудить придётся кошку,

 Пусть потрудиться немножко!

Кошка:        Мяу, мяу .

Автор:    кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку тянут потянут вытянут не могут.

Дед:           Мышку крикнуть бы на двор.

Кошка:          Мышку звать? Какой позор!

                      Мы пока и сами кажется с усами.

Автор:    Тут из норки мышка прыг, ухватилась за турник.

Мышка:      Чем топтать без толку грядку-  Становитесь на зарядку.

                                         Музыка  (делают зарядку)

Мышка:      Стойте, повернитесь, выдохнуть, вдохнуть а теперь пора тянуть

Автор:   Вот и вытянули репку, мораль всей сказки такова, зарядку делайте сутра.

Все:                Каждый день зарядку делать, будешь сильным, будешь смелым!!!

УчительПодошло к концу наше весёлое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Алёнушка. До свидания, мы с тобой ещё встретимся в сказках. (К детям) Дети, становитесь на ковёр, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковёр – самолёт поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершаете со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас дарим книгу сказок.

Итог урока.

- Что нового узнали вы сегодня на уроке?

- Для кого трудным был урок?

- Что вам особенно понравилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок. Окружающий мир 4 класс "путешествие по природным зонам России"

Материалы к уроку окружающего мира: конспект. презентация, материалы, зоологическое лото....

Урок по литературному чтению по теме: "Загадки докучных сказок"

Конспект урока по литературному чтению по программе "Перспективная начальная школа: "Загадки докучных сказок"...

Викторина для учащихся с ОВЗ в 1-4 классах "Путешествие по стране Сказок"

Викторина для детей общеобразовательных школ и для детей с ОВЗ....

Внеурочное занятие по курсу " Юный читатель" 2 класс " Путешествие в страну сказок"

Занятие разработано для учащихся 2 класса.Цель: приобщение младших школьников к ценностям художественной литературы, сплочение детского коллектива, воспитание культуры поведения и общения, в...

Сценарий урока по литературному чтению , тема " Путешествие в мир русских народных сказок"

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам; вспомнить исторические корни сказок; научить определять жанр сказки; обратить внимание на...

Урок математики в 1 классе «Путешествие по стране математики» (урок-закрепление)

Урок математики в 1 классе«Путешествие по стране математики»(урок-закрепление)...