Учебное занятие по литературному чтению
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Бондаренко Светлана Валентиновна

Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе

 на тему: «Анализ стихотворения  С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл babushkiny_skazki.docx42.49 КБ
Файл krossvord.pptx78.2 КБ
Файл prilozhenie.docx13.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению в 4 «А» классе

 на тему: «Анализ стихотворения  С.А. Есенина « Бабушкины сказки»

УМК «Школа России»

Цель:  Развитие читательской культуры и понимания авторской позиции, творческого воображения, образного и аналитического мышления. Формирование умений чтения и анализа художественного произведения с привлечением базовых литературоведческих понятий.

Задачи:

Образовательные:  Обеспечить полноценное восприятие детьми стихотворения С.А.Есенина “Бабушкины сказки”; учить анализировать поэтические  произведения;

Развивающие:  пополнять словарный запас учащихся через словарную работу; учить рассуждать, делать выводы.

развивать умение анализировать лирические произведения, выразительно читать  лирические  произведения.

Воспитательные:  способствовать воспитанию любви к Родине, чуткости и пониманию поэтического слова; воспитывать любовь к русской поэзии.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: презентация, учебник «Литературное чтение» 4 класс

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат совместной деятельности

I. Организационный

Ниточку души от каждого из вас 
В руки бережно возьму сейчас. 
Мы соткём из ниточек урок, 
Он знакомства нашего исток. 
А исток начало многих дел. 
Я хочу, чтоб каждый захотел 
Прямо здесь и слушать, и читать, 
Думать, говорить, мечтать. 

Дети приветствуют учителя, садятся за парты.

Дети готовы к работе на уроке.

II. Речевая разминка

Слайд 1

Ребята, прочитайте, пожалуйста, предложение.

Нет в мире краше Родины нашей.

Скажите, к какому виду устного народного творчества относится.

Как ее нужно произносить?

Ребята, скажите, что значит «краше»?

О чем говорится в этой пословице?

- Подготовим речевой аппарат к работе.

Первый ряд прочитайте с выделением голосом слова «краше».

Итак, три -четыре.

Второй ряд, прочитайте с выделением слова «Родины»

Третий ряд «нашей».

Слайд 2

Мы продолжим сегодня говорить о красоте природы нашей родины, изучать стихи о России.

Пословица

спокойно

красивее

Подготовили к восприятию нового материала

III. Этап проверки д/з.

 - Ребята, дома вам нужно было выучить  наизусть стихотворение Валерия Яковлевича Брюсова «Детская».

- Какое по характеру это стихотворение?

- С какой интонацией вы будете его рассказывать?

- Кто желает рассказать стихотворение?

 Спасибо, молодцы!

Веселое, задорное,

 выражает радость

Проверили знания прошлого занятия

IV.Этап изучения нового материала

Сегодня мы продолжим знакомство с миром поэзии.

С этим поэтом мы встречались в «Поэтической тетради», которая называется «Моя тихая Родина». Слайд 3

Сейчас мы разгадаем кроссворд и вспомним фамилию этого поэта.

1. Дерево – символ  России

2. Дерево, которое без ветра дрожит.

3. Вечнозеленое дерево.

4. Дерево, листья которого похожи на ладошку.

5. Самое липкое дерево.

6. Подружка кедра.

Молодцы, ребята!

Слайд 4

Какие образы возникают у вас, когда вы слышите имя «Сергей Есенин»?

Какие стихи вам уже знакомы?

Итак, какая же тема главная в творчестве Есенина?

Слайд 5

Сейчас я приглашаю вас в заочное путешествие на родину поэта. Ваша задача познакомиться со сведениями из биографии С.А.Есенина и попытаться понять, что или кто вдохновил Сергея Александровича писать стихи, что послужило истоками поэзии Есенина.

 Слайд 6-7

Сергей Александрович Есенин родился 3 октября 1895 года в селе Константиново Рязанской губернии в небогатой крестьянской семье. Учился в закрытой церковно-приходской школе в городе Спас-Клепики. В 1912 году Есенин приезжает в Москову. Здесь он деятельно занимается самообразованием, ходит на лекции в народный университет им. А. Л. Шанявского, много читает.

Слайд 8

Писать стихи Есенин начал рано, лет с девяти. В 1914 году его имя появляется на страницах журналов. Желая быть в гуще литературной жизни, поэт в 1915 году уезжает в Петербург. В столице творчество 19-летнего Есенина заинтересовало С. М. Городецкого, его оценил и А. А. Блок. В 1916 году выходит в свет первая его книга – «Радуница», в 1916 – 1919 года вместе с А. Мариенгофом, В. Шершеневичем, Р. Ивневым Есенин создаёт новое литературное течение имажинизм («образ»). В своих стихах поэт широко использует народные устно-поэтические традиции. В то же время его творческая манера отличалась неповторимой индивидуальностью. Противоречивая натура самого поэта ярко отразилась в его стихах. Они, то пронзительно лиричны, то откровенно вызывающи. За свою короткую бурную жизнь Есенин успел создать не только великолепные лирические стихотворения, но и крупные эпические произведения – поэмы «Пугачёв», «Баллада о двадцати шести», «Анна Снегина».

Умер С. Есенин 28 декабря 1925 года в Ленинграде.

Слайд 9

 «Стихи начал слагать рано, – напишет позднее Есенин в своей авторской биографии. – Толчки давала к этому бабка. Она рассказывала сказки. Некоторые сказки с плохими концами мне не нравились, и я их переделывал на свой лад. Стихи начал писать, подражая частушкам.

Дедушка пел мне песни старые, такие тягучие, заунывные. По субботам и воскресеньям он рассказывал мне библию и священную историю.»

Бабушка и дед сумели передать любимому внуку всю прелесть народной устной и песенной речи. Они подталкивали Есенина к сочинению стихов.

Слайд 10

- Каковы истоки поэзии Есенина?

- Любите ли вы сказки?

- Какие сказки вам нравятся больше всего (народные или авторские, волшебные, о животных или бытовые)?

- Нравится ли вам самим читать сказки или вы любите их слушать?

Поэт Сергей Есенин в детстве тоже очень любил сказки. Сказки, рассказанные бабушкой, остались в его душе, его памяти на всю жизнь. Вот как он вспоминает об этом.  

- Откройте учебники на стр. 71 и рассмотрите иллюстрацию к стихотворению.

- Что вы видите?

Слайд 11

- А сейчас прочитайте название стихотворения.

- Как вы думаете, о чем оно будет?

- Сформулируйте тему урока полностью.

Слайд 12

- Зная тему, поставьте задачи на урок.

Слайд 13

- Познакомьтесь с планом урока

- Сейчас мы познакомимся со стихотворением «Бабушкины сказки».

- Но сначала уточним значение некоторых слов:

Слайд 14

- Ребята, как вы думаете, что значит

«по задворкам»  – задворки – часть крестьянского двора за домом, место за двором

- «разухабистой гурьбой» – молодцеватой,

задорной

- «бредём» – синоним – шагать

 - Попробуйте заменить его словом “шагаем”. Как лучше? А почему автор так написал – бредём домой? (Устали.)

«салазки» – маленькие деревянные ручные санки

«загалдели» – заговорили одновременно, громко говорить (преимущественно о многих)

Слайд 15

- Стихотворение прочитает вам актер, сыгравший Есенина в худ.фильме «Есенин» С.Безруков

 а вы его внимательно послушайте и затем ответите на вопрос,  о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

 - Итак, о чём вспоминает поэт в этом стихотворении?

- Как вы думаете, какое настроение было у поэта, когда он писал это стихотворение?

- Если выразить это стихотворение в цветах, то какого цвета это стихотворение? (тёмного или светлого)

Слайд 16

- Откуда пришли дети?

- Почему автор пишет, что дети бредут, а не идут?

- Попробуйте заменить слово “загалдели” словом “Заговорили”. Как лучше?

 - А почему ребята загалдели?

 - Подумайте, как жизнь поэта отразилась в содержании стихотворения?

 Молодцы!

- Какие сказки слушают дети?

- Много ли сказок рассказывает им бабушка?

( Почему вы так решили)

- Хотят ли дети спать? Почему?

- Какие дети в изображении автора?

- С каким чувством он вспоминает детские годы?

- Подходит ли иллюстрация к этому стихотворению?

- Как вы думаете, кто из детей может быть маленьким Серёжей?        

- Сейчас мы определим, какие чувства нужно передать при чтении?

 - Даша, прочитай нам вслух первые четыре строчки, а вы ребята следите глазами.

- Итак, как мы будем читать эти строчки?

(дети устали)

- О чем говорится в этой части?

- Какова тема этой части, основная мысль?  

 - Следующие девять строчек нам прочитает _____

а как их будем читать?

(дети внимательно слушают, голос негромкий)

 - И последние нам прочитает______

С какой интонацией будем читать эти строчки?

(дети обрадовались)

- Ну а в третьей части, о чем речь?

Молодцы!

 - Ребята, а какие художественные средства использовал автор в своем произведении?

- Ребята, подберите синоним к слову притворяться (изображать, разыгрывать, симулировать, представляться, прикидываться, делать вид что…)

- Подберите антоним к слову загалдеть (замолчать).

- Для чего использует автор данную лексику?

(Чтобы ярче и выразительнее раскрыть лирический образ героев произведения)

 - А сейчас прочитайте про себя стих. Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

 - Кто хочет выразительно, прочитать это стихотворение?

(Оценивание)

Ребята, а теперь давайте все послушаем, как …… прочитает это стихотворение (слушает весь класс)

Слайд 17

Какова тема стихотворения?

Какие чувства нужно передать при чтении?

        

Физминутка

(В стихотворениях есть рифма – созвучие концовок слов, чередование ударных и безударных слогов).

( БЕРЁЗА, ОСИНА, ЕЛЬ, КЛЁН, ЛИПА, СОСНА)

Есенин

Черемуха, белая береза, пороша, поет зима – аукает, с добрым утром! нивы сжаты, рощи голы, Родина

Тема Родины, родной природы        

– Родная природа

–Бабушка и дедушка

О своем детстве

Радостное

(Они катались на санках с горы, вечером идут домой)

( потому что они очень устали)

(Хотят продолжения сказок.)

Учащиеся высказывают свое мнение

(Они очень любят сказки, очень внимательные)

(Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта. И это понятно. Всё своё детство провёл Есенин в деревне, сказки в детстве ему рассказывала его бабушка)

(Кудрявый мальчик.)

(Как дети садятся и слушают бабушкины сказки)

Спокойно

Как сидят и слушают сказки еле дыша, с интересом

Тихо

Весело

О том, что сказки уже все закончились, а спать неохота. Дети начинают приставать к бабушке, но она им отказывает

Олицетворение  

Время к полночи идет

Сравнение

 загалдели гуси

Учащиеся читают стихотворение

Первые четыре строки — дети устали, следующие девять — внимательно слушают, последние — обрадовались.

Дети усвоили и первично

Этап закрепления учащимися нового материала.

Сейчас мы с вами поиграем в рифмы, а вы знаете, что такое рифма?

Я называю вам слово из этого стихотворения, а вы из него же ищите слово, походящее по рифме.

По задворкам – по сугробам, по пригоркам

Гурьбой – домой

Сказки – салазки

Два рядка – дурака

До зари – говори да говори

Дело – несмело

Дышим – не слышим

Зовет – идет

Загалдели – постели

Приставать  - спать

Ребята, а какая это рифма?

наиболее распространённая разновидность рифм по взаимному расположению в стихах. Образуется при перекрёстном способе рифмовки

(Перекрёстную рифму (abab), Смежную рифму (aabb), Смешанную (aabccb))

О чем же это стихотворение?

Слайд 18

- У вас у всех есть бабушки и дедушки, которых вы любите и помогаете им, чем можете.

Если на экране появляется картинка, на которой показано как правильно себя вести по отношению к пожилым людям, вы хлопаете в ладоши, если на картинке дети ведут себя неверно, вы укоризненно качаете головой

Рифма - созвучие в окончании двух или нескольких слов.

Перекрестная

А сейчас вы повторно читаете стихотворение и пытаетесь устно нарисовать иллюстрацию к нему.

План составления картинки.

  1. На какие строки вы будете опираться.

О теплых, нежных воспоминаниях детства Сергея Есенина, связанных с бабушкой.

- Ну а теперь давайте послушаем наших художников, какие же они нарисовали иллюстрации к нашему стихотворению

(Дети рассказывают, что они нарисовали).

- Обратите внимание на картинку изображенную в учебнике. Какими изображены дети? (Дети с широко раскрытыми глазами. Они что-то слушают).

- А вот какие иллюстрации еще можно нарисовать к этому стихотворению (Показ иллюстраций на доске).

- Ребята, а каким настроением проникнуто стихотворение? (Настроение радости).

- А каким чувством поэт вспоминает детские годы?

(Поэт вспоминает свои детские годы с восторгом, умилением, чувством радости, любви к бабушкиным сказкам).

Закрепили и применили свои знания при ответах на вопросы.

Итог занятия.

Итог

Слайд 19

 «Синквейн»

- Что нового узнали о жизни и творчестве С. А. Есенина?

- Любите ли вы сказки? Есть ли у вас бабушки, рассказывают ли они вам сказки?

- Как вы считаете, зачем люди пишут воспоминания? Интересно ли их читать другим людям? Почему?

Мы с вами не возвращаемся из прошлого.

Молодцы, ребята!

- Выскажите ваше отношение к стихотворению?

- Как вы думаете почему дети любили слушать бабушкины сказки?

(Они очень любили бабушку и сказки которые она им рассказывала им очень нравились)

Ответы учащихся

Дети

Шумные, разные 

Бредут, сидят, слушают

Мы загалдели, начинаем приставать

Гурьба

Есенин

Талантливый, любящий

Пишет, любит, помнит

Очень любит свою страну

Замечательный поэт

Бабушка

Мудрая, старенькая

Рассказывает, любит, увлекает

Невозможно оторваться от ее сказок

Старушка

Обобщили и систематизировали знания, полученные на уроке.

Этап информирования обучающихся о д/з.

Домашнее задание

Выразительно прочитайте стихотворение Сергея Есенина «Бабушкины сказки»

Записывают д/з

Учащиеся поняли и усвоили как правильно необходимо выполнить д/з.

Рефлексия

 Слайд 20

С каким чувством вы уходите с урока?

Слайд 21

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.

Учащиеся подходят к доске и прикрепляют магниты около изображений лиц.

Узнали самочувствие детей.

В первых строках «В зимний вечер по задворкам/Разухабистой гурьбой/По сугробам, по пригоркам/Мы идем, бредем домой.»автор определяет время и место действия. Слово «задворки» в начальной школе может вызвать затруднения в понимании, так как в словарной статье есть пометка, указывающая нам на то, что слово является устаревшим. Оно обозначает «часть крестьянского двора за домом с прилегающими к нему хозяйственными постройками, а также место за двором (дворами), позади самой крестьянской усадьбы». [3] После того, как мы узнали значение слова «задворки», понимаем, что главные герои находятся в деревне, то есть, определяем место действия. Но так же автор указывает и на время действия «зимний вечер».

Строчка: «Разухабистой гурьбой» также непонятна для учеников начальной школы. «Разухабистой» значит «молодцеватый, задорный». «Молодцеватый — удалой, бравый, свойственный молодцу». А слово «гурьбой» - «шумливая группа людей, ватага». [3] «Ватага — дружная толпа» Следовательно, словосочетание приобретает смысл «задорной, шумной, дружной толпой людей».

Следующая строка «По сугробам, по пригоркам» дополняет картинку зимнего вечера в сознании читателя. Уже не просто зимний вечер, а зимний вечер после снегопада, когда на улице кругом снег, через который трудно пробираться не только взрослым, но и детям.

В результате осмысления первого четверостишья читатель моделирует ситуацию: зимним вечером несколько человек, скорее всего детей, веселой, но уставшей толпой, пробираясь через сугробы, возвращаются домой.

А вот следующее четверостишье свидетельствует о том, что дети, вдоволь нагулялись на улице в течение целого дня, нарезвившись на морозе, уставшие, но довольные возвращаются домой, где надеются отдохнуть, что подтверждается в следующих строках«Опостылеют салазки,/И садимся в два рядка/ Слушать бабушкины сказки/ Про Ивана-дурака». Не смотря на то, что дети вернулись уставшие, у них еще есть силы для сказок, которые им будет рассказывать бабушка.

Во втором четверостишье впервые появляется словосочетание из название, позволяя нам понять, что поэт использовал данное словосочетание в прямом, не переносном, значении. «Бабушкины сказки» - значит те, которые рассказывает бабушка, а не небылицы.

А последняя строка «про Ивана-дурака» - говорит нам о том, что поэт пишет о волшебной русско-народной сказке. Потому что Иван-дурак — это истинно русский герой сказок. Возможно, поэт отразил свою жизнь в данном стихотворении. Он подмечает и точно описывает детали деревенского быта и это понятно, ведь всё своё детство провёл Есенин в деревне, а сказки в детстве ему рассказывала бабушка.

В словаре Ожегова дается такое толкование слова «опостылеть - стать постылым, очень надоесть». [3] Таким образом, из первой строки мы понимаем, что детям надоело кататься на салазках.

А из оставшихся трех строк видим, какое новое развлечение нашли дети для себя. Сказки, что рассказывает им бабушка настолько захватывающие, что «И сидим мы, еле дышим./Время к полночи идет./Притворимся, что не слышим,/Если мама спать зовет».

При прочтении этих строк перед глазами появляется картинка теплых вечерних домашних посиделок. Бабушка в пуховом платке, по-доброму улыбающаяся и сидящие вокруг нее дети, которые не просто внимательно слушаюшают тихий, завораживающий голос, но и еле дышат, стараясь даже своим дыханием не перебить интересную сказку.

В следующих строках отчетливо чувствуется сожаление детей из-за того, что «Сказки все. Пора в постели. /Но, а как теперь уж спать?». И, конечно же, дети не могут уйти просто так, не могут не попросить бабушку продолжить рассказывать сказки. Они только согрелись, расслабились, а тут уже пора вставать и еще куда-то идти. Именно поэтому они «загалдели », что значит - «начать галдеть, шумно, наперебой заговорив, закричав». [3] Если бы поэт написал простое «заговорили» изменился бы настрой. Сейчас он передает нетерпение, нежелание уходить - «И опять мы загалдели,/Начинаем приставать».

«Скажет бабушка несмело:/ «Что ж сидеть-то до зари?»/ Ну, а нам какое дело —/ Говори да говори» - в последних строках показано отношение бабушки. Она не хочет обижать детей своим отказом продолжать рассказывать сказки, говорит «несмело». но и продолжать не может — на дворе ночь.

Данное стихотворение актуально тем, что в нем формируется положительный настрой детей к чтению сказок. Поэт показывает, что сказочный мир удивительный, захватывающий, совершенно не похожий на реальный, учит тому, что чтение сказок доставляет удовольствие, что это увлекательное и интересное занятие. Сказка в представлении Есенина — это мир детства и заботы бабушки и именно это он показывает нам в своем стихотворении. В стихотворении С. Есенин показывает, как прекрасна пора детства с его катанием на санках, с его слушанием сказок. Стихотворение раскрывает народный дух крестьянской поэзии Есенина.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

а ё к о с и н а б е р а з л ё н е л ь п и л с о с н а


Предварительный просмотр:

По задворкам –

По задворкам –

Гурьбой –

Гурьбой –

Салазки –

Салазки –

Два рядка –

Два рядка –

Дышим –

Дышим –

Идёт -

Идёт -

В постели -

В постели -

Спать -  

Спать -  

Несмело -

Несмело -

До зари –

До зари –

По задворкам –

По задворкам –

Гурьбой –

Гурьбой –

Салазки –

Салазки –

Два рядка –

Два рядка –

Дышим –

Дышим –

Идёт -

Идёт -

В постели -

В постели -

Спать -  

Спать -  

Несмело -

Несмело -

До зари –

До зари –

По задворкам –

По задворкам –

Гурьбой –

Гурьбой –

Салазки –

Салазки –

Два рядка –

Два рядка –

Дышим –

Дышим –

Идёт -

Идёт -

В постели -

В постели -

Спать -  

Спать -  

Несмело -

Несмело -

До зари –

До зари –

«Синквейн»

1 группа

  1. Дети

«Синквейн»

2 группа

  1. Бабушка

«Синквейн»

3 группа

  1. Есенин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое учебное занятие по литературному чтению и изобразительному искусству. З класс.

Интегрированный урок изобразительного искусства и литературного чтения....

Конспект учебного занятия по литературному чтению в 3 классе на тему: «В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

Тема: В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»Цель: познакомить детей со сказкой В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович».Задачи: научить отличать народную сказку от авторской; учить давать характер...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Конспект учебного занятия по литературному чтению

Конспект учебного занятия по литературному чтению...

Учебное занятие по литературному чтению М.Горький "Воробьишко"

Учебное занятие подготовлено по УМК "ПНШ" для 1 класса....

Учебное занятие по литературному чтению в 3 классе по теме "Что заслуживает описания" К. Паустовский "Мой дом"

Тема: Что заслуживает описания?    К. Паустовский «Мой дом». Цель:1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”.2. Учить анализировать текст, составлять план р...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...