Теоретические основы развития речи младших школьников
статья по чтению

Гашкова Надежда Владимировна

С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт тот объём знаний, который мы дорлжны им передать.Для того, чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ

ИНДИВИДУАЛИЗИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Теоретические основы развития речи младших школьников в условиях индивидуализированного обучения

§ 1. Психолого-педагогические основы развития речи младших школьников

1.1. Сущность речевой деятельности, её структура

1.2. Функции речи и виды речевой деятельности

1.3. Факторы речевого развития человека

1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

1.4.1. Речевое развитие детей дошкольного возраста

1.4.2. Речевое развитие детей младшего школьного возраста

1.5. Логопедические проблемы развития речи младших школьников

1.6. Сущность индивидуализированного обучения

§ 2. Лингвистические основы развития связной речи младших школьников

2.1. Текст и его признаки

2.2. Типы текстов

§ 3. Методика работы над сочинением по картинке

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ

   С каждым годом жизнь предъявляет всё более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растёт тот объём знаний, который мы должны им передать. Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Ведь через речь совершается развитие мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. Всякая задержка в ходе развития речи затрудняет общение ребёнка с другими людьми и взрослыми, в какой – то мере исключает его из игр, занятий. Выдающийся русский физиолог И.П. Павлов называл способность человека к речи «чрезвычайной прибавкой на уровне человека».

    Благодаря речи люди получают очень широкие возможности. Она позволяет устанавливать связи не только между теми, кто может непосредственно разговаривать друг с другом, но и между теми, кого разделяют огромные расстояния. Время также не является препятствием для речи: ведь мы читаем рукописи и книги, написанные много десятков и сотен лет назад.

С древнейших времён краткость и простота в изложении мысли почитались высшей добродетелью. Едва ли найдётся человек, который стал бы отрицать, как важно хорошо владеть словом. Умение говорить убедительно, ясно, точно и кратко – забота и желание каждого из нас. Владение речью приводит человека к успеху, ведь «хорошее слово - половина счастья».

Проблема эффективной речи особенно важна сегодня, когда растёт значение правильного, убедительного слова. Современная школа должна подготовить человека думающего и чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться и обладает внутренней культурой. Цель не в том, чтобы ученик знал как можно больше, а в том, чтобы он умел действовать и решать проблемы в разных ситуациях.  Приоритетные средства для этого – культура речи и культура общения. Овладение языком, речью – необходимое условие формирования социально активной личности. Научиться ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать умение общаться необходимо каждому. Поэтому одной из наиболее важных задач современной школы является  развитие речевой деятельности.

Трудностью в данном вопросе является лишь то, что в школу приходят дети не только с различной подготовкой, но ещё и  из разных семей, социальный статус  которых значительно отличается и, следовательно, различен уровень общения. В одном классе могут обучаться дети с математическим складом ума, которые часто испытывают трудности при изложении своих мыслей; гуманитарии, для которых не составляет труда грамотно построить своё высказывание; дети с логопедическими проблемами, социально запущенные дети и дети – инофоны. В связи с этим, работая над развитием речи учащихся, учителю необходимо знать и учитывать индивидуальные особенности каждого ученика. Оптимальным решением данного вопроса является индивидуализированное обучение.

В настоящее время в системе школьного образования имеются школы индивидуального обучения с очень малым составом учащихся, поэтому возникает необходимость изучать особенности методики обучения в таких классах, в том числе, и в области развития речи.

Цель исследования: определить методические условия, обеспечивающие успешное развитие связной речи учащихся в условиях индивидуализированного обучения (на материале сочинения по картинке).

Объект исследования: совместная деятельность учителя и учащихся в процессе обучения связной речи в условиях индивидуализированного обучения.

Предмет исследования: процесс овладения учащимися умением составлять рассказ по картинке в условиях индивидуализированного обучения.

Гипотеза: успешному развитию связной речи школьников в условиях индивидуализированного обучения будет способствовать соблюдение следующих методических условий:

  1. учёт уровня владения учащимися связной речью и типичных затруднений при составлении рассказа;
  2. выявление индивидуальных особенностей владения учащимися речью;
  3. определение наряду с общими индивидуальных целей каждого урока развития речи;
  4. разработка индивидуальных заданий для оказания помощи учащимся в процессе работы над текстом;
  5. создание комплекса заданий и упражнений, направленных на формирование у учащихся умения составлять рассказ.

§ 1. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

1.1. Сущность речевой деятельности, её структура

Пользование языковыми средствами общения – отличительная черта человеческого общества. Под языком понимают выработанную в ходе исторического развития систему средств общения.

Язык – общественно-историческое явление, возникшее в трудовой деятельности людей. Накапливая словарный запас, ребёнок начинает использовать его как орудие общения. Язык един для всего народа, он насчитывает десятки тысяч слов, в которых закрепляются успехи познавательной деятельности человечества [14].

Речь есть процесс общения посредством языка. Речь, в отличие от языка, индивидуальна. В значительной мере благодаря речи индивидуальное сознание каждого человека, не ограничиваясь личным опытом, собственными наблюдениями, через посредство языка питается,  обогащается результатами общественного опыта; наблюдения и знания всех людей становятся или могут благодаря речи стать достоянием каждого. Человек в процессе общения использует незначительную часть языкового богатства. Речь каждого человека характеризуется специфическим построением предложений.  В процессе устного общения она сопровождается дополнительными неязыковыми средствами общения (мимика, интонация, паузы).  Будучи орудием мышления, речь в соединении с ним представляет собой речемыслительный процесс обобщённого и опосредованного отражения действительности. Через понятия, через значения слов люди общаются, понимают друг друга, создают систему знаний и передают эти знания следующим поколениям [26].

Речь относится к поздним психическим процессам. Она достигает высших показателей к 30 – 40 годам жизни человека. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, она возникает из потребности высказываться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями. Эту сторону речевой деятельности называют мотивацией речи.

 По словам Львова М.Р., мотивация речи («ради чего я говорю» -

Л.С. Выготский) возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той или иной деятельности. Значит, потребность общения – это первое условие речевого развития. Но общение возможно только с помощью общепонятных знаков, то есть слов, их сочетаний, различных оборотов речи. Следовательно, детям нужно дать образцы речи или создать речевую среду. Это второе условие речевого развития. От того, какая у ребёнка речевая среда, во многом зависит богатство и разнообразие его собственной речи. Речь помогает ребёнку не только общаться с другими людьми, но и опознавать мир. Овладение речью – это способ познания действительности. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребёнка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта. Иными словами, развиваясь, речь нуждается не только в языковом, но и в фактическом материале. Это третье условие речевого развития [14].

Язык и речь – специфические формы отражения действительности.

Язык тесно связан со всей психической жизнью человека. Благодаря языку существует познание. Отдельные наблюдения за детьми, которые, вследствие тех или иных обстоятельств, не овладели речью, показывают, что у них не развивалось и сознание. Дети, воспитанные животными и возвращённые позже в человеческое общество, после овладения речью не могут вспомнить своего состояния, отношения к миру до периода формирования речи [17].

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе  общения проявляется его познавательная и предметная деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику малыша, позволяет ему воспринимать явления более сознательно и произвольно. Выдающийся русский педагог К.Д. Ушинский говорил, что родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний. Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности [31].

Особенно тесная связь существует между мышлением и речью. Именно в речевой форме у человека возникают, существуют и передаются другим людям мысли.

Однако тесное единство мышления и речи не даёт право поставить знак равенства между мышлением и речью. Во-первых, одна и та же мысль может быть выражена в различной словесной форме. Выражение мысли в адекватной для неё и доступной для окружающих форме – одна из центральных и наиболее сложных проблем психологии речи. Во-вторых, речь, кроме смыслового содержания, имеет эмоционально-личностный подтекст, выражающий отношение человека к тому, о чём он говорит, передаваемое интонационно-выразительными средствами речи [24].

Речь – очень сложная функциональная система, в основе которой лежит использование знаковой системы языка в процессе общения. Функциональная речевая система основывается на деятельности многих мозговых структур головного мозга, каждая из которых выполняет специфически определённую операцию речевой деятельности.

Речевая функция является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируются высшие формы познавательной деятельности, способности к мышлению. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции его поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности.

Нарушения в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка, отражаются на его деятельности, поведения. Тяжёлые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности.

Речевая деятельность как один из видов деятельности человека целенаправленна и состоит из нескольких последовательных этапов: ориентировки, планирования (в форме внутреннего программирования), реализации и контроля (Леонтьев А.А.). В соответствии с этими этапами осуществляется каждое отдельное речевое действие.

Исходным моментом любого речевого действия является речевая ситуация, т.е. стечение обстоятельств, которое побуждает человека к высказыванию. В реализации речевого действия выделяются следующие фазы.

  1. Подготовка высказывания. Началом акта речевой деятельности является осознание мотивов, потребностей и целей вступление в общение. Далее осуществляется вероятностное прогнозирование результатов высказывания на основе прошлого опыта и учёта обстановки. У развитого в речевом отношении человека, с быстрыми реакциями, эти подготовительные действия протекают с большой скоростью на подсознательном уровне и завершаются созданием внутреннего плана высказывания, который может иметь различную степень обобщённости.
  2. Структурирование высказывания. Содержанием данной фазы является выбор слов, их расположение в нужной последовательности и грамматическое оформление. Эти операции, осуществляемые в оперативной речевой памяти, сопровождаются оценкой создаваемого высказывания и его корректировкой на уровне внутреннего плана.
  3. Переход к внешней речи. Осуществляется звуковое или графическое оформление высказывания. Это самая ответственная фаза речевого действия, она состоит в переходе от внутренней речи к внешней [17].

1.2. Функции речи и виды речевой деятельности

Речь у человека в разные периоды его жизни выполняет определённые функции, и по тому, как они выполняются, можно судить о полноте, степени использования языковой системы, способностях индивида, его эмоциональных состояниях. Степанов А.А. [24] выделил следующие функции речи:

Первая, самая стойкая и жизнеспособная функция – экспрессивная. Она отражает отношение индивида к событиям действительности, его оценку, а также эмоциональные состояния, иногда – личностные особенности. Эта функция проявляется уже в первом крике новорожденного, этому крику соответствует интонация недовольства и требования. Экспрессивная функция выражается, прежде всего, через голос и темп высказывания.

Большую роль в регулировании экспрессивной функции играет самоконтроль, наблюдение за самим собой, своим голосом, поведением, мимикой. Экспрессивная функция зависит от возраста, пола, национальных, этнических особенностей говорящего.

Другой важной функцией речи является сигнификативная. Эта функция резко отличает речь от звуков животных. Звук, издаваемый животным, никогда не обозначает предмета. Он выражает состояние животного, указывает на страх, голод, довольство и, в силу общности этих состояний у данного вида животных, сигнализирует об опасности. Речь человека, обозначая предметы, передаёт знания о них. Общение между людьми становится возможным, когда все общающиеся пользуются одними и теми же словесными знаками и вкладывают в них одинаковый смысл.

Интеллектуальная функция речи даёт возможность осуществить главнейшее предназначение речи при взаимодействии с другими людьми – быть орудием мышления, подчинять себе виды и формы мышления, переходить от подсознательных процессов к осознанным, логически соразмерным и соотнесённым.  Оценка интеллектуальной функции, по мнению Степанова А.А., - это оценка умения формировать  и формулировать мысли, сопоставлять их в логической последовательности, делать их доступными для других. Важными показателями действенности этой функции в речи является умение точно, быстро и немногословно описать сложившуюся ситуацию, передать в достаточно компактной форме свои соображения, способность быстро уловить мысль собеседника, сориентироваться в литературе и сделать обобщающие выводы.

Коммуникативная функция  речи является интегральной, обобщающей, поскольку речь вообще имеет смысл только в реальном или воображаемом общении. С этой функцией связана функция выражения и воздействия. Речь выражает чувства, эмоциональные состояния человека и направлена на то, чтобы сообщить слушателю  наряду со знаниями также и отношение к окружающему. Функция воздействия побуждает к действию.

Развивая речь учащихся, необходимо учитывать все её функции и работать над их развитием равномерно. А этого можно достичь лишь в том случае, когда учитель будет строить урок так, чтобы одновременно велась работа и над экспрессивностью (использовались различные средства выразительности), и над сигнификативностью (словарный запас учащихся, перевод слов из пассивного словаря в активный), и над интеллектуальностью речи (лексический и грамматический строй языка), и, конечно же, над коммуникативностью.

Разнообразие функций рождает разнообразие видов речи. Это – внешняя и внутренняя речь, устная и письменная, активная и пассивная, официальная и дружеская, монологическая и диалогическая. В различных жизненных ситуациях человек может использовать самые разные, уместные для данной ситуации, виды речи.

В речи, как ни в каком другом психическом процессе, очень ярко проявляется сам человек со своими индивидуально – психологическими и личностными особенностями, способами мышления и общения, темпераментом и интеллектом.

В начальной школе детей обучают чтению, письму, речи устной и письменной – это есть формирование специфических речевых умений и навыков, то есть видов речевой деятельности. Выделяют четыре основных вида:

1. Аудирование – процесс слушания и понимания звучащей речи. Аудирование зависит от многих факторов: степени знакомства с языковой системой, интересности и важности темы, наличия помех в окружающей среде, индивидуально-психологических и личностных возможностей аудитора, развития у них некоторых важных для аудирования психических процессов, прежде всего, память и внимание.

2. Говорение – «порождение речевого высказывания». Говорение занимает 30 % речевого времени и вместе с аудированием на три четверти представляет собой весь речевой процесс. С точки зрения выполнения интеллектуальной функции говорение играет огромную роль. Это – умение излагать точно и логично свои мысли, подбирать такие слова и выражения, которые наверняка будут понятны собеседнику, делать паузы для обдумывания, проверять, хорошо ли вас поняли.

3. Чтение – пассивная форма речи. Важными показателями эффективности являются скорость и усвоение прочитанного.

4. Письмо – выражение мысли в графическом коде. Овладение письменной речью вырабатывает совершенно новые психофизиологические механизмы речи. Письменная речь воспринимается глазом, а производится ру-

кой [19].

Все виды речевой деятельности в той или иной мере входят в содержание абсолютного большинства уроков, без этого процесс развития речи  практически невозможен. Следовательно, каждый учитель, так или иначе, занимается развитием речи учащихся.

Основная работа по развитию связной речи состоит в том, чтобы научить детей свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме. Конкретное решение этой задачи осуществляется путём формирования у учащихся совокупности речевых умений, которые позволяют воспринимать высказывание, передавать его содержание и создавать своё собственное.

Ладыженская Т.А. выделяет комплекс умений, который и составил содержание работы над связной речью:

  1. раскрывать тему высказывания;
  2. раскрывать основную мысль;
  3. умение собирать материал к высказыванию;
  4. умение систематизировать материал;
  5. умение совершенствовать написанное;
  6. умение строить высказывание в определённой композиционной форме;
  7. выражать мысли правильно, точно, ясно [15].

Речевое развитие младшего школьника, начинающего обучаться в школе, характеризуется владением устной разговорной речью. Система обучения связной речи направлена на формирование у школьников комплекса речевых умений, сформулированных Щеголевой Г.С., которые обеспечивают полноценное восприятие и воспроизведение готового текста, а также создание собственного. Общим при этом является то, что и при восприятии, и при передаче содержания, и при создании собственного высказывания действия учащихся направлены на текст, на такие его стороны, как содержание, построение и речевое оформление. Соответственно, в комплекс умений, формируемых  у учащихся при обучении связной речи, входят умения, обеспечивающие владение данными сторонами текста:

  1. информационно-содержательные, включающие умения получить информацию для высказывания, раскрыть тему  главную мысль в изложении и сочинении;
  2. структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, связно и последовательно излагать материал, формулировать вводную и заключительную части текста и др.;
  3. умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю;
  4. умения редактировать  текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления [33].

Речь –  очень сложный психический процесс, в котором проявляются свойства разных структур человека – от его индивидуальных проявлений до личностных и социальных.

1.3. Факторы речевого развития человека

Для понимания процесса речевого развития человека, особенно движущих сил этого развития (факторов), очень много даёт исследование первых его шагов, т.е. речи ребёнка в самом начале овладения языком.

Психолог Н.И. Жинкин показал, каков механизм усвоения языка ребёнка. «При передаче сообщения вводится в мозг человека два вида информации: о предметах и явлениях действительности и о правилах языка, на котором подаётся сообщение. Последний вид информации вводится в неявной форме, так как правила языка применяются, но о самих правилах ничего не говорится… Развитие речи есть не что иное, как введение в мозг ребёнка языка в неявном виде, то есть через речь» [10]. Слушая речь окружающих, ребёнок не только запоминает слова, сочетания слов, предложения, он улавливает аналогии в языке.  

Восприятие чужой речи опережает собственную речь ребёнка: он начинает понимать речь взрослых несколько раньше, чем сам делает попытки  говорить. Этот разрыв, по словам Львова М.Р., позволяет практически на уровне «внутренних обобщений» усвоить простейшие знания языка, хотя ребёнок не осознаёт их,  не может сформулировать.

Львов М.Р. выделяет несколько факторов нормального речевого развития человека:

  1. речевая (языковая) среда;
  2. потребность контакта с близким человеком, сначала эмоционального, а затем содержательного общения; речи, общению способствуют также положительные эмоции;
  3. длительная, многолетняя тренировка физиологического механизма: произносительного аппарата, мозговых центров, аппарата аудирования, памяти, координирующих систем; чаще всего недостатки речевого развития связаны со слабой натренированностью именно этого аппарата;
  4. потребность номинации и обобщения: такая потребность возникает в познании окружающего мира, служат основой не только овладения речью, но и всей учебной познавательной деятельностью человека;
  5. речевая активность человека предполагает общую активность в игре и социальной жизни, быстрые речевые реакции в диалоге, быстрый выбор слов, интенсивное построение фразы;
  6. осмысление: предполагается изучение грамматики [19].

Перечисленные факторы овладения языком, особенно речевая среда и речевая активность, формируют у детей чутьё языка.

1.4. Особенности речевого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

1.4.1. Речевое развитие детей дошкольного возраста

К 7 годам язык становится средством общения  и мышления ребёнка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребёнка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Младшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растёт словарный запас ребёнка.

Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются тонкие закономерности морфологического (строение языка) и синтаксического порядка (построение фразы).

Ребёнок усваивает грамматические формы языка и активно увеличивает словарный запас, что позволяет ему в конце дошкольного возраста перейти к контекстной речи. Он может пересказать прочитанный рассказ или сказку, описать картину, передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей в дошкольном возрасте [1,8]:

  • речь отрывается от конкретной ситуации, теряет ситуативность, превращаясь в универсальное средство общения;
  • появляются связные формы речи, возрастает её выразительность;
  • ребёнок постигает законы родного языка в процессе действий со словом;
  • ребёнок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач, а речь становится орудием мышления и средством познания, интеллектуализации познавательных процессов;
  • речь превращается в особую деятельность, имеющую свои формы: слушание, беседу, рассуждения и рассказы;
  • речь становится особым видом произвольной деятельности, формируется сознательное отношение к ней.

1.4.2. Речевое развитие детей младшего школьного возраста

В младшем школьном возрасте словарный запас увеличивается до семи тысяч слов. Ребёнок проявляет собственную активную позицию к языку. При научении легко овладевает звуковым анализом слов. Ребёнок прислушивается к звучанию слова. Потребность в общении младших школьников определяет развитие речи. Контекстная речь – показатель уровня развития ребёнка.

В письменной речи различают правильность орфографическую (правильное написание слов), грамматическую (построение предложений, образование морфологических форм) и пунктуационную (расстановка знаков препинания).

Рост запаса слов у детей имеет ярко выраженный индивидуальный характер, что обусловлено культурой речи родителей, их воспитательными воздействиями. Развитие словаря ребёнка также выражается в полноте овладения значением слова, которое первоначально имеет весьма ограниченный характер.

Основной причиной, определяющей развитие словаря и речи ребёнка, является потребность в общении, стремление приобрести сведения о предметах, их свойствах и качествах.

Усвоение словаря родного языка ребёнком – сложный и длительный процесс. Обогащение запаса слов не заканчивается в младшем школьном возрасте, а совершается в течение всего периода развития человека. Одновременно с усвоением лексики ребёнок практически овладевает грамматическим строем языка и наиболее простым видом речи – разговорной

речью [1,8].

Речь качественно изменяет взаимоотношения ребёнка с окружающим миром, овладение речью ведёт к быстрому развитию высших форм интеллектуальной деятельности.

1.5. Логопедические проблемы развития речи младших школьников

Очень  важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание её чистоте и правильности.

Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие [31].

Поступление в школу - это важный момент в жизни каждого ребёнка. Полноценная речь ребёнка является непременным условием успешного обучения его в школе. Поэтому работе по воспитанию правильной речи следует уделять большое внимание.

Работа над развитием речи включает следующие разделы:

1) пополнение словаря;

2) усвоение грамматического строя;

3) обучение рассказыванию;

4) выработка правильного произношения звуков  [6].

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона речи, или звуковая её культура.

Воспитание звуковой культуры речи является составной частью системы работы по развитию речи  [31].

Произношение звуков родной речи к моменту поступления ребёнка в школу  уже в основном усвоено. Но в некоторых отдельных случаях у детей встречаются недостатки произношения. Среди нарушений произносительной стороны речи наиболее распространёнными являются избирательные нарушения в её звуковом оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания. Эти нарушения проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искажённом их произнесении, заменах одних звуков другими, смешении звуков.

Наиболее часто  у детей дошкольного и младшего школьного возраста встречаются такие нарушения как:

- сигматизм – недостаток произношения свистящих и шипящих;

- ламбдацизм – неправильное произношение звуков [л], [л’];

- ротацизм - неправильное произношение звуков [р], [р’]  [18].

При постоянной работе над правильностью произношения  эти недостатки могут быть устранены. В том случае, если своевременно не обратить внимание на произносительную сторону речи у ребёнка появляются проблемы, касающиеся не только произношения, но и усвоения языка в целом.

1.6. Сущность индивидуализированного подхода к обучению

В человеческом обществе развитие проявляется как общее, так и особенное. Общее свойственно всем людям определенного возраста, особенное отличает отдельного человека. Особенное в человеке называют индивидуальным, а личность с ярко выраженным особенным – индивидуальностью. Индивидуальность характеризуется совокупностью интеллектуальных, волевых, моральных, социальных и других черт личности, которые заметно отличают данного человека от других людей. Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности [14].

Индивидуальность выражается в индивидуальных особенностях. Возникновение индивидуальных особенностей связано с тем, что каждый человек проходит свой особый путь развития, приобретая на нем различные типологические особенности. Последние влияют на своеобразие возникающих качеств. К индивидуальным особенностям относится своеобразие ощущений, восприятия, мышления, памяти, воображения, особенности интересов, склонностей, способностей, темперамента, характера личности. Ими в значительной мере обусловлено формирование всех качеств.

Подобно тому,  как дети различаются по своим физическим качествам, говорил Василий Александрович Сухомлинский, так неодинаковы силы, необходимые для умственного труда. Память, наблюдательность, воображение, мышление не только по их глубине, устойчивости, быстроте протекания, но и в качественном отношении имеют индивидуальную характеристику у каждого школьника.

Обучение в начальной школе – это период становления самосознания ребёнка, период освоения новых форм деятельности, способов и форм социального поведения. При этом возможны два противоположных результата:

а) подавление индивидуального своеобразия внутреннего мира ребёнка                            и формирование среднестандартного учащегося;

б) развитие и укрепление индивидуальности каждого ребёнка и становление духовно развитой личности, активно познающей мир и определяющей своё место в нём  [30].

Современный мир требует от человека умения быть самостоятельным и высоко культурным, ориентироваться в сложных и подчас противоречивых ситуациях, умения осуществлять самостоятельный и ответственный выбор. От этого умения зависит не только благополучие каждого отдельного человека, но и, в конечном итоге, само сохранение жизни на земле. «На ответственный поступок, - как писал М.М. Бахтин, - способен лишь человек, осознавший собственную единственность и неповторимость в этом единственном и неповторимом для него мире»  [23].  Достичь этого помогает индивидуализированное обучение.

Индивидуализация в последнее время становится всё более актуальной проблемой. Тесное взаимодействие учителя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний учащихся. Применяя в своей работе индивидуализированное обучение, учителю, прежде всего,  необходимо изучить индивидуальные и психологические особенности каждого ученика, выявить его сильные и слабые стороны, и, уже зная эти особенности,   использовать различные методы, приёмы и средства педагогического воздействия.

Индивидуализация обучения является главным условием достижения основной цели образования – формирования разносторонне развитой личности. Индивидуализированное обучение ориентировано на уровень развития каждого учащегося и предусматривает индивидуальные темпы обучения.

Наиболее ёмкое определение индивидуализации обучения дала И. Унт. Она понимает индивидуализацию как учёт в учебном процессе индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах  и методах, независимо от того, какие особенности и в какой мере учитываются  [30].

Индивидуализированное обучение – это обучение, направленное на проявление и сохранение индивидуальных способностей учащихся, содержание которого допускает и учитывает наряду с нормативным знанием индивидуальное видение и понимание каждым ребёнком предмета  [30].

 Проблемам индивидуализации обучения, индивидуализированного обучения посвящены работы многих педагогов, специалистов в области методики.

Общепедагогические и психологические аспекты индивидуализации обучения освещены в трудах педагогов и психологов Л.С. Выготского, П.П. Блонского, П.В. Каптерева, Н.К. Крупской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и других.

Педагоги А.А. Бударный, А.А. Кирсанов, М.В. Кларина, Е.С. Рубанский, И.Э. Унт исследуют проблему индивидуализации без опоры на учебные программы, видят её решение в подготовке учителем заданий для самостоятельной работы в соответствии с индивидуальными особенностями учащихся. Авторы достаточно подробно характеризуют индивидуальные особенности учащихся и рекомендуют учителю использовать для разных учащихся задания, отличающиеся  степенью  сложности,  характером  помо-

щи [30].

Долгое время под индивидуализацией понимали самостоятельное выполнение учащимися заданий. Формулируя требования к самостоятельной работе, авторы в качестве одного из главных требований называют прямо или косвенно требование соответствия содержания и организации самостоятельной работы индивидуальным особенностям учащихся. Участие учащихся в определении содержания, соответствия сложности заданий своим возможностям этими авторами не предусматривается. Индивидуализация зачастую осуществляется посредством предъявления учащимся разных групп разных вариантов заданий. В таких случаях индивидуализация сводится к дифференциации учащихся на типологические группы. При дифференциации, осуществляемой учителем, учащимся отводится роль исполнителей, поэтому у них формируются, прежде всего, исполнительские качества, тогда как современное общество нуждается в творчески мыслящих людях. Индивидуализация в соответствии с сегодняшними целями образования осуществляется тогда, когда ученик имеет право и возможность выбора и личного определения смысла изучаемого.

Индивидуализация учения предполагает организацию учебной деятельности в соответствии с его особенностями и возможностями, уровнем развития. При этом чрезвычайно важно, чтобы у учащихся формировался индивидуальный стиль работы, индивидуально-своеобразные способы действий. В тоже время эти приёмы должны быть более или менее равноценны по конечным результатам, усвоенным знаниям, умениям, и навыкам. Обучение должно создавать максимальные условия для расцвета индивидуальности ученика, чтобы и в зрелые годы труд стал действительно творческим.

Индивидуализация учения предполагает, что для каждого ученика есть своя мера трудности, нижний её предел, который каждый ученик должен в силу своих повышающихся возможностей стремиться превзойти.

Индивидуализация учения не исключает, а предполагает коллективные, фронтальные, групповые формы деятельности,  усиление в обучении связей «ученик-ученик», делается большой акцент на самостоятельность в познавательной деятельности.

Индивидуализация учения в начальных классах состоит в том, чтобы увидеть не только недостатки подготовки ребёнка к школе, но и особенности его психофизиологического развития и строить учебный процесс, исходя из этих возможностей и особенностей.

Индивидуализация обучения зависит от учебно-методического обеспечения. В начальной школе на данном этапе развития образовательной системы ещё не  разработаны учебные пособия для индивидуализированного обучения, но ведётся постоянная работа в этом направлении.

В самом общем смысле понятие индивидуализированного обучения обычно понимается как организация учебного процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Индивидуальность, индивидуальное развитие являются теми ценностями, которые должны быть сохранены и развиты в процессе обучения. Начальное образование призвано помочь школьникам понять себя, научиться жить в этом мире. Следовательно, индивидуализированным обучением можно назвать лишь такое обучение, которое учитывает индивидуальные особенности для сохранения индивидуального своеобразия личности.

§  2. ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

2.1. Текст, его признаки

Львов М.Р. определяет cвязную речь – как речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказаться, передаёт тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью, расчленяется на части, связанные между собой.

Учёный выделяет следующие оценки (качества) речи.

  1. Содержательность: независимо от типа и объёма высказывания в ней должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон тема. Речь несёт в себе важную, актуальную информацию, ценную идею, защищает подлинные ценности.
  2. Логичность: речь должна быть понятна, последовательна, непротиворечива, доказательна, убедительна, информативна. Речь должна строиться по чёткому плану.
  3. Свободное владение механизмами речи: дыханием, голосом, артикулированием звуков, дикцией, интонацией, речевыми реакциями; быстрота включения в диалог, хорошая речевая оперативная память.
  4. Языковая правильность речи, соответствие литературной норме. Языковая норма формируется на основе традиции, на основе изучения закономерностей грамматики, фонетики, словообразования.

Литературная норма действует в следующих областях:

а) произносительной – проверяется фонетическими закономерностями, словарями ударения и орфоэпическими;

б) в словоупотреблении, в выборе слова – проверяется с помощью словарей;

в) в образовании и использовании грамматических, морфологических форм (словоизменение) и синтаксических (словосочетание, предложение);

г) в правописании – проверяется правилами орфографии и пунктуации, а также орфографическими словарями.

           5. Точность, ясность речи: культура речи измеряется умением говорящего выбрать такую синтаксическую конструкцию, так построить своё высказывание, чтобы понятно передать свой замысел. Точность речи требует богатства и подвижности средств языка, их разнообразия.

           6. Коммуникативная целесообразность: речь строится с учётом возможностей адресата. Это касается и вербальных средств, и манеры произнесения, использования вспомогательных средств общения, зависит от учёта возрастных особенностей.

           7. Выразительность: признак речевого мастерства. Это многообразие интонаций, пауз, тона, тембра голоса [19].

В начальной школе изучаются не только словосочетания и предложения, но и различные объединения законченных предложений в единицы большего объёма. Наиболее крупной из таких единиц является текст.

Рассмотрим определение текста с различных точек зрения.

Текст (от латинского textus – «ткань», «сплетение», «соединение», «структура», «связь») – это речевое произведение, состоящее из ряда предложений, расположенных в определённой последовательности и объединены в целое единством темы, основной мысли и с помощью различных языковых средств.

Психологи считают, что текст – это:

1) упорядоченная и осмысленная последовательность любых знаков;

2) продукт речевой деятельности и его единица [17].

В словаре Ожегова  С.И. можно прочитать следующее определение текста:

  1. всякая записанная речь (литературное произведение, сочинение, документ, а также часть, отрывок из них);
  2. в лингвистике: внутренне организованная последовательность отрывков письменного произведения или записанной либо звучащей речи, относительно законченной по своему содержанию и строению;
  3. в полиграфии: основная часть печатного набора (без иллюстраций, чертежей, таблиц) [21].

Далеко не любой продукт речевой деятельности человека мы можем назвать текстом. Последним будет являться только то речевое произведение, которое обладает определёнными признаками.

В лингвистических исследованиях выделяются следующие основные признаки текста.

  1. Информативность. Любой текст должен нести определенную информацию, т. е. обладать признаком информативности.
  2. Связность. Связность является сугубо лингвистической категорией, так как она выражена средствами, изучаемыми языкознанием. Наличие этого признака отмечают практически все ученые, занимающиеся проблемой текста. Этот признак, по словам С. А. Васильева, «обеспечивается не одним или несколькими приемами, а громадным арсеналом разнообразнейших средств, который к тому же непрерывно обогащается. В каждом конкретном произведении используется лишь небольшая их часть, причем разные тексты реализуют не одинаковый по количеству и качеству набор этих средств связи» [4].
  3. Смысловая целостность (цельность). Текстом мы называем только тот речевой продукт, который воспринимаем как целое.
  4. Завершённость. И. Р. Гальперин считал, что «текст можно считать завершенным тогда, когда  с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение» [5].
  5. Членимость. И. Р. Гальперин подразумевал, что «членимость текста - функция общего композиционного плана произведения, характер же этой членимости зависит от многих причин, среди которых не последнюю роль играют размер частей и содержательно - фактуальная информация, а также прагматическая установка создателя текста. Размер части обычно рассчитан на возможности читателя воспринимать объем информации «без потерь» [5].
  6. Ситуативность. Под ситуативностью подразумевается соотнесенность с реальной или вымышленной ситуацией, на основе которой строится текст.
  7. Интенциональность. Текст всегда представляет собой результат реализации определенного коммуникативного намерения (интенции) его автора [32].

Основными признаками текста, по мнению Львова М.Р., являются:

  1. завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и возможности автономного восприятия и понимания текста;
  2. связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в такой последовательности, которая отражает логику развития мысли (смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной организованности, которая оформляется с помощью лексических и грамматических средств языка;
  3. стилевое единство, которое заключается в том, что текст всегда оформляется стилистически: как разговорный, официально-деловой, научный, публицистический или художественный стиль;
  4. смысловая цельность текста; она проявляется, во-первых, в том, что любой текст – это высказывание на определённую тему (она часто бывает названа в заголовке); во-вторых, в том, что, сообщая что-либо о предмете речи, автор реализует свой замысел, передающий его отношение к тому, о чём он сообщает, его оценку изображаемого  (основная мысль текста).  Помимо этого текст имеет относительную законченность, в нём есть начало и конец.
  5. членимость текста: текст состоит из нескольких предложений. Одно, даже  очень  распространённое  предложение,  текстом  не  являет-

ся [19].

Таким образом, можно сделать вывод, что текст – это продукт речевой деятельности, который обладает определёнными признаками, осознание которых необходимо в процессе речевого развития школьников.

Признаки текста, выделенные Львовым, во многом схожи с признаками текста, выделяемыми лингвистами, но Львов М.Р. добавляет такой важный аспект, как стилевое единство, что необходимо в работе над развитием речи.

2.2. Типы текстов

Текст состоит из нескольких высказываний. В зависимости от целей высказывания и его содержания выделяют различные типы текстов: повествование, рассуждение и описание. В современных лингвистических работах описание, повествование, рассуждение определяются как функционально – смысловые типы речи, которые «сформировались в языке для реализации того или иного обобщённого, типизированного смыслового значения» [20].

Всё разнообразие содержания наших высказываний может быть сведено к трём видам:

1) мир в статике, воспринимаемый предметно, одномоментно (высказывание реализуется в форме описания);

2) мир в динамике, воспринимаемый в движении, во времени (высказывание реализуется в форме повествования);

3) мир в причинно-следственных связях (высказывание реализуется в форме рассуждения) [13].

Из всех текстовых единиц тип речи наиболее соответствует задачам школьного обучения, в нём наиболее полно отражаются все свойства целого – текста.  

Понятие типа речи, будучи введённым в школьную практику, существенно меняет методику обучения связной речи. В работе над текстом усиливается лингвистическое содержание, появляется конкретная учебная цель – дать некоторый круг лингвистических сведений и на этой основе научить строить определённый тип текста. Каждый тип текста имеет свои характеристики.

Текст – повествование содержит рассказ о последовательно совершающихся событиях. Содержание текста отражает несколько эпизодов, связанных между собой и сменяющих друг друга. Повествовательный текст имеет сюжет и, как правило, действующих лиц. Последовательность событий в повествовании обычно определяется их естественным ходом. В повествовании имеют место диалоги, бывают описательные вставки, зарисовки пейзажа, рассуждения. Повествование, по мнению Львова М.Р.,  - самый подвижный, динамичный тип речи, считается, что он наиболее доступен детям.

Текст – описание рисует словесный образ предмета путём перечисления его признаков. В результате перечисления признаков предмета создаётся цельный образ предмета.

Текст описательного характера может быть самостоятельным, законченным произведением, а может быть включён в произведения других типов. Такое описание часто не имеет законченной структуры, его назначение вспомогательное.

 Рассуждением называется такой тип текста, в котором для доказательства или опровержения какого-нибудь утверждения, тезиса используются различные доводы, аргументы, примеры, чьи-то мнения, доказательства; в итоге автор делает вывод. Модель текста – рассуждения такова: тезис, развитие тезиса: доказательства и опровержения, вывод. Текст – рассуждение раскрывает причинно-следственные отношения между явлениями.  

Рассуждение, как и описание, может быть самостоятельным законченным произведением; может быть вставлено в описательный или повествовательный текст; может быть попутным выражением причинно-следственных связей.

Рассуждение – наиболее строгий, сложный тип текста. В начальных классах проводится целенаправленная работа над сравнением, сопоставлением; объяснение причинно – следственных связей; доказательство с помощью примеров, собственных наблюдений [19].

Учащиеся при постоянной тренировке легко определяют тип готового  текста. Но цель обучения состоит в том, чтобы использовать понятие типа текста для обучения связной речи как ориентир для построения правильных текстов того же типового значения [13].

В начальной школе в чистом виде встречается лишь текст – повествование. Но чаще всего дети встречаются с текстами смешанного типа.  

§ 3. МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ ПО КАРТИНКЕ

Одним из видов работы по развитию речи является составление рассказа по серии картинок. Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыка самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий. Составление рассказов по картинкам способствует уточнению значений известных ребёнку слов и усвоению новых. Новые слова запоминаются не механически, а в процессе их активного использования. В ходе работы над рассказами по серии картинок дети овладевают диалогической речью  [11].

Кроме того, рассматривание картинок служит не только задачам обучения языку, но и развитию наблюдательности, мышления. Развитие наблюдательности имеет существеннейшее значение, поскольку оно служит важным условием самостоятельного познания действительности, позволяет представить окружающие предметы и явления.

Если школьник не будет ограничиваться поверхностным беглым обозрением предмета, а сумеет детально его проанализировать, это послужит важным фактором обогащения его речи, поможет сделать его язык более чётким, правильным.

Для формирования у учащихся умения наблюдать огромное значение имеет выполнение детьми таких заданий, которые требуют анализа воспринимаемых объектов, выделения их свойств и отношений. Особенно важно, чтобы дети учились находить такие свойства объектов, которые мало заметны, не могут быть обнаружены сразу, с первого взгляда [12].

При использовании различных приёмов и методов для развития речи необходимо соблюдать следующие правила:

  • использовать на занятиях по составлению рассказов по картине или серии сюжетных картинок методы и приёмы, которые  создают у детей интерес и обеспечивают его сохранение до конца занятия;
  • создавать и стимулировать мотивацию деятельности;
  • для составления рассказа по серии картинок или по картине предлагать детям красочные, яркие картинки.

Методика работы по сюжетным рисункам близка к работе по картине, если последняя используется как наглядное средство для создания сочинений повествовательного характера. Но по сюжетным рисункам учащимся легче составить рассказ, поскольку рисунков, как правило, бывает несколько, и каждый из них соответствует какой-либо композиционной части сочинения-повествования (вступление, развитие действия, кульминация, развязка), а на картине запечатлен только один момент какого-либо события (чаще всего кульминация), а все остальное учениками домысливается в процессе работы над картиной. С такой работой неплохо справляются и слабо подготовленные ученики. Кроме того, эта форма деятельности развивает логическое мышление.

В качестве предварительных упражнений творческого характера могут быть использованы следующие упражнения: составление диалога по сюжетным картинкам; редактирование текстов; составление рассказов по опорным словосочетаниям на основе сюжетных рисунков и др.

Развитие речи учащихся – длительный и трудоёмкий процесс. Полный эффект от работы над развитием речи будет достигнут в том случае, если она будет проводиться в системе с учётом психологических особенностей развития младших школьников.

Обучение связной речи должно обязательно строиться на темах, близких детям, с опорой на их личный жизненный опыт.

Работа по развитию речи в школе опирается на следующие принципы, предложенные Ладыженской Т.А.:

  1. учёт всех умений;
  2. расположение материала от простого к сложному;
  3. поочерёдность обучения всем умениям;
  4. опора на речеведческие понятия – обучение надо строить на теоретическом уровне [15].

Критериями развитости связной речи являются:

  1. объём высказывания;
  2. словарное богатство высказывания;
  3. количество микротем и их развёрнутость;
  4. среднее количество слов в предложении;
  5. количество смысловых, лексических, синтаксических и других ошибок на определённом отрезке текста;
  6. частота употребления языковых средств [19].

Важным условием формирования разного рода умений является вовлечённость ребёнка в определённую деятельность, вызывающее у него состояние эмоциональной захваченности, интереса. Привлекательной для ребёнка является такая активность, которая раньше была ему недоступна.

Первоклассники к моменту поступления в школу обладают уже значительным запасом слов, они в состоянии строить довольно сложные предложения. Однако, чтобы эти потенциальные возможности проявились, нужны определённые условия и прежде всего подлинные побуждения к высказыванию. Если ребёнок горит желанием сообщить о своих наблюдениях, впечатлениях, это даёт для развития речи неизмеримо больше, чем специальные упражнения [12]. Необходимо дать ребёнку высказаться.

Речь относится к поздним психическим процессам. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, она возникает из потребности высказаться, а высказывания человека порождаются определёнными побуждениями.

Речь ребёнка формируется в общении с окружающими его взрослыми. Овладение ребёнком речью способствует осознанию, планированию и регуляции поведения. Речевое общение создаёт необходимые условия для развития различных форм деятельности. Нарушение в той или иной степени отрицательно влияют на всё психическое развитие ребёнка.

В разные периоды жизни человека речь выполняет и разные функции. Развивая речь учащихся необходимо учитывать все её функции и работать над их развитием равномерно.

Разнообразие функций порождает и разнообразие видов речи. В различных жизненных ситуациях человек может использовать самые разные, уместные для данной ситуации, виды речи. Все виды речевой деятельности в той или иной мере входят в содержание абсолютного большинства уроков, без этого процесс практически невозможен. Следовательно, каждый учитель, так или иначе, занимается развитием речи учащихся.

Развитие речи учащихся – длительный и трудоёмкий процесс. Полный эффект от работы над развитием речи будет достигнут в том случае, если эта работа будет проводиться в системе с учётом индивидуальных особенностей  каждого ребёнка. Достичь этого помогает индивидуализированное обучение.

Индивидуализация в последнее время становится всё более актуальной проблемой. Тесное взаимодействие учителя и ученика позволяет значительно повысить уровень знаний учащихся. Индивидуализированное обучение ориентировано на уровень развития каждого учащегося и предусматривает индивидуальные темпы обучения.

Львов М.Р. определяет связную речь – как речь, которая направлена на удовлетворение потребности высказаться, передаёт тему, организована по законам логики и грамматики, обладает самостоятельностью, законченностью, расчленяется на части, связанные между собой.

Наиболее крупной единицей речи является текст.  Текст – это продукт речевой деятельности, который обладает определёнными признаками, осознание которых необходимо в процессе речевого развития школьников.

Одним из видов работы по развитию речи является составление рассказа по серии картинок. Рассказы по картинкам имеют большое значение для развития навыка самостоятельной речи. Серии картинок помогают ребёнку разобраться в последовательности событий.

Важным условием формирования разного рода умений является вовлечённость ребёнка в определённую деятельность, вызывающее у него состояние эмоциональной захваченности, интереса. Привлекательной для ребёнка является такая активность, которая раньше была ему недоступна.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Белобрыкина О.А. Речь и общение: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль, «Академия развития», 1998
  2. Бобровская Г.В. Активизация словаря  младшего школьника// Начальная школа № 4, 2003
  3. Бойков Д.И., Бойкова С.В. Как учить детей общаться. – Санкт-Петербург: НОУ «Союз», 2004
  4. Васильев С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста/ Философские проблемы. – Киев, 1988
  5. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – Москва, 1981
  6. Генинг М.Г., Герман Н.А. Воспитание у дошкольников правильной речи. – Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1976
  7. Данилова Н.Н., Крылова А.Л. Физиология высшей нервной деятельности. – Москва; Учебная литература, 1997
  8. Дарвиш О.Б. Возрастная педагогика/ Под редакцией В.Е Клочко. – Москва: Владос – пресс, 2004
  9. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи. – Москва: Издательство «Просвещение», 1970
  10. Жинкин Н.И. Механизмы речи. – Москва, 1958
  11. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: Книга для логопеда. – Москва: Просвещение, 1990
  12. Занков Л.В., Кузнецова Н.В. Опыт обучения русскому в 1 классе. – Москва: Издательство академии педагогических наук РСФСР, 1961
  13. Капинос В.И., Сергеева Н.С., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения: 5 – 7 классы. – Москва: Просвещение, 1991
  14. Кольцова М.М. Ребёнок учится говорить. – Москва: Советская Россия, 1979
  15. Ладыженская Т.А. Речь, речь, речь… - Москва, 1989
  16.  Ладыженская Т.А. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов. – Москва: Просвещение, 1992
  17. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. – Москва, 1969
  18. Логопедия: Учебник для студентов дефектологического факультета педагогических вузов/ Под редакцией Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. –                                                                                                                                                                                                                                                                                                       Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999
  19.  Львов М.Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах. – Москва: 2000
  20.  Нечаева О.А. Функционально – смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение). – Улан-Удэ, 1974
  21. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений»/ Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – Москва: ООО «ИТИ Технологии», 2003
  22.  Плёнкин Н.А. Уроки развития речи:5 – 9 классы: Книга для учителя: Из опыта работы. – Москва: Просвещение, 1996
  23.  Практическая психология: Учебник/ Под редакцией М.К. Тутушкиной. – Санкт-Петербург: Издательство «Дидактика Плюс», 1997
  24.  Психология: Учебное пособие для педагогических институтов/ Под редакцией Ковалёва А.Г., Степанова А.А., Шабалина С.Н.
  25.  Речевое развитие младших школьников/ Сборник статей под редакцией Н.С. Рождественского. – Москва: Издательство «Просвещение», 1970
  26.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – Санкт-Петербург: Питер, 2007
  27. Сущевская С.А. Развитие речи: Учебно-методическое пособие. – Смоленск: ООО «Карапуз – дидактика», 2006
  28. Тихеева Е.И. Речевое развитие детей. – Москва: Просвещение, 1967
  29.  Тихомирова Л.В. Развитие интеллектуальных способностей школьника. – Ярославль: «Академия развития», 1996
  30.  Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. – Москва: Педагогика, 1990
  31.  Фомичёва М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения. – Москва: Просвещение, 1980
  32.  Шуваева А.В.  Совершенствование системы языкового образования в современной школе и в вузе. Материалы региональной научно-практической конференции 17 мая 2000г. – Санкт-Петербург: СпецЛит, 2000
  33. Щёголева Г.С. Система обучения связной письменной речи в начальной школе. – Санкт-Петербург: Специальная Литература, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу. 1

Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу                             ...

Программа по развитию речи младших школьников "Секреты нашей речи".

Программа спецкурса по развитию речи младших школьников УМК любой....

Статья из опыта работы "Развитие речи младших школьников как основа успешного обучения"

Статья из опыта работы на тему: "Развитие речи младших школьников как основа  успешного обучения"....

«Развитие речи младших школьников на основе восприятия произведений изобразительного искусства»

Особую роль речевого развития играет работа с картиной как произведением живописи. "Картинка является могучим средством к "развязыванию" языка детей" К.Д.Ушинский...

Учебно-методическое пособие. Развитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу.

Учебно-методическое пособиеРазвитие речи младших школьников на основе обучения устному пересказу...

Психолого-педагогические основы обогащения речи младших школьников фразеологизмами на уроках русского языка

Фразеология как один из разделов русского языка имеет большой образовательный, развивающий и воспитательный потенциал. Фразеологические единицы, отражая в своей семантике длительный процесс развития к...