Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс)

Герфорт Вера Александровна

Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

Название

раздела

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

Ученик научится

Ученик получит возможность научиться

Русский фольклор

- воспринимать на слух различные виды текстов,  - осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;  

- читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;

- проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;  -различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;

- осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;

- читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;

- ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.

 - просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».

 - осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни.

Регулятивные УУД

• Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом

урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).  

• Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).

• Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.

 • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.  

Познавательные УУД

• Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).

 • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя.  Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.  

• Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.  

• Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.  

 

• Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.

 • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.  

Коммуникативные УУД

• Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.

 • Строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в

группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.

 

• Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.). • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.

• Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.

 • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.

• Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

• Иметь ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.

 • Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.

• Осознавать свою принадлежность к определённому народу.

• Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.

 • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;

 • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.

 • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.

 • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.

 • Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.

 • Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.

 • Проявлять  в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.

 • Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.  

• Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.  

• Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.  

• Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.  

• Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.

 • Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.  

• Соблюдать правила работы в группе, проявлять  доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.  • Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

Поэзия пушкинской поры

- различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);

- отличать прозаический текст от поэтического;

- отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.  

- называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

- читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста;

- пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя;

собственного мнения;

Литератур-ные сказки 19-20вв.

- принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;

 - уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;

- называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;

• пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;

 - составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;

- сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Поэзия 2-й половины

19 в.

- различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;

- анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;

- читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

умение воспринимать на слух русские  художественные, научно-популярные и учебные тексты, осмысленно читать и адекватно  понимать  их;  овладение начальными умениями выразительного чтения русских стихотворных текстов;   формирование необходимого  уровня  читательской компетентности;   овладение техникой чтения, приёмами  понимания прочитанного и прослушанного произведения;   овладение умениями пересказывать на русском  языке небольшие художественные тексты, отвечать на вопросы по их содержанию, определять причинно-следственные связи в прочитанных русских художественных, научно-популярных и учебных текстах;  

Проза конца 19 – начала 20 вв.

читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;

- пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;

- восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;

- составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

- делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;

- осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения;

Проза о детях

- читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора;

- ориентироваться в учебной книге, её элементах;

- находить сходные элементы в книге художественной;

умение формулировать собственное отношение  к прочитанному художественному тексту, оценивать его;   умение формулировать базовые нравственные ценности, нашедшие отражение в прочитанном тексте;   умение  сравнивать  персонажей русских  художественных текстов с персонажами художественных текстов родной литературы, характеризовать их,  оценивать их поступки, находить  сходные черты в их  поведении,  высказывать своё отношение к ним

Проза о ВОВ

- осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями;

- соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется);

- осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;

- задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

обеспечение культурной самоидентификации; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

- находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.);

- при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях;

умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации.


СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Название раздела

Краткое содержание

Количество часов

Русский фольклор.

Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Добро и зло  в русской народной сказке «Марья Моревна». Озаглавливание частей текста. Описание героя. Сказка «Василиса прекрасная» Народные сказки на страницах детских журналов. Проект «Сочиняем волшебную сказку».

5

Поэзия пушкинской поры

Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Творчество А. С. Пушкина. Стихи А. С. Пушкина. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»  Составление картинного плана. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. Стихи П.А. Вяземского.

3

Литературные сказки 19-20вв.

Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена.  «Снеговик», «Самое невероятное». В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки.

4

Поэзия 2-й половины 19 в.

Классики русской литературы XIX—XX вв. Стихи М. Ю. Лермонтова. Проект «Праздник поэзии»

3

Проза конца 19 – начала 20 вв.

Жизнь и творчество А. П.Чехова.  «Белолобый». Определение темы текста Л.Н. Толстого. «Акула». Ключевые слова текста. Л.Н. Толстой «Лев и собачка».  Рассказ о герое по коллективно составленному плану.   Выставка книг о животных. Чтение по выбору.

5

Проза о детях

Знакомство с творчеством, биографией писателя. Составление сжатого пересказа. В. Осеева «Бабушка». В. Осеева «Синие листья» Творческая работа: мини-сочинение «Мои друзья». Положительные качества человека в произведении В. Осеевой «Что легче?». Отношения взрослых и детей. В. Осеева «Сыновья». Составление цитатного плана произведения А. И. Куприна. «Слон». Выставка книг о детях. Чтение по выбору.

            6

Проза о ВОВ

Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Определение темы текста. Три подвига. Сергей Алексеев. Подробный пересказ текста. Злая фамилия. Сергей Алексеев. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста. Бул-буль. Сергей Алексеев.

4

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях

Отношение к животным героя книги В. Осеевой «Кто хозяин?» Мораль рассказа Л. Андреева «Кусака» Человек и животные. Жанр произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Повторение и обобщение. По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.

4

Итого

34


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Изучаемый раздел, тема урока

3а класс

план

факт

1

Русский фольклор. Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки.

2

Русский фольклор. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя  в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

3

Русский фольклор. Добро и зло  в русской народной сказке «Марья Моревна». Озаглавливание частей текста.

4

Русский фольклор. Описание героя. Сказка «Василиса прекрасная»

5

Русский фольклор. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Презентация своего Высказывания окружающим.

6

Поэзия пушкинской поры. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Творчество А. С. Пушкина. Стихи А. С. Пушкина.

7

Поэзия пушкинской поры. Составление картинного плана. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…»

8

Поэзия пушкинской поры. Характеристика героев. Стихи П.А. Вяземского.

9

Литературные сказки 19 в. Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена.  «Снеговик»

10

Литературные сказки 19 в. Характеристика героев сказки Г. Х. Андерсена  «Снеговик»

11

Литературные сказки 19 в. Составление плана текста Г. Х. Андерсена  «Самое невероятное»

12

Литературные сказки 19 в. Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница».

13

Поэзия 2-й половины 19 в. Классики русской литературы XIX—XX вв. Стихи М. Ю. Лермонтова.

14

Поэзия 2-й половины 19 в. Творчество И.С Никитина. «Помню я: бывало няня»

15

Поэзия 2-й половины 19 в. Проект «Праздник поэзии»

16

Проза конца 19 – начала 20 вв. Жизнь и творчество А. П.Чехова. А. П.Чехов.  «Белолобый».

17

Проза конца 19 – начала 20 вв. Отношение людей к животным в рассказе А. П.Чехова  «Белолобый».

18

Проза конца 19 – начала 20 вв. Определение темы текста Л.Н. Толстого. «Акула». Ключевые слова текста.

19

Проза конца 19 – начала 20 вв. Л.Н. Толстой «Лев и собачка».  Рассказ о герое по коллективно составленному плану.

20

Проза конца 19 – начала 20 вв. Выставка книг о животных. Чтение по выбору.

21

Проза о детях. Знакомство с творчеством, биографией писателя. Составление сжатого пересказа. В. Осеева «Бабушка».

22

Проза о детях. В. Осеева «Синие листья» Творческая работа: мини-сочинение «Мои друзья».

23

Проза о детях. Положительные качества человека в произведении В. Осеевой «Что легче?»

24

Проза о детях. Отношения взрослых и детей. В. Осеева «Сыновья»

25

Проза о детях. Составление цитатного плана произведения А. И. Куприна. «Слон».

26

Проза о детях. Выставка книг о детях. Чтение по выбору.

27

Проза о ВОВ. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова»

28

Проза о ВОВ. Определение темы текста. Три подвига. Сергей Алексеев.

29

Проза о ВОВ. Подробный пересказ текста. Злая фамилия. Сергей Алексеев.

30

Проза о ВОВ. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста. Бул-буль. Сергей Алексеев.

31

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Отношение к животным героя книги В. Осеевой «Кто хозяин?»

32

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Мораль рассказа Л. Андреева «Кусака»

33

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Жанр произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей».

34

Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Повторение и обобщение. По страницам любимых книг. Презентация любимой книги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...

Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1

Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы

Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....

Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса...