Рабочая программа по литературному чтению на родном языке. 3 класс.
рабочая программа по чтению (3 класс)
Программа рекомендована для общеобразовательных школ с УМК Школа России для ведения предмета "Литературное чтение на родном языке" в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс | 134.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Название раздела | Предметные результаты | Метапредметные результаты | Личностные результаты | |
Ученик научится | Ученик получит возможность научиться | |||
Русский фольклор | - воспринимать на слух различные виды текстов, - осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах; мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя; - читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; - проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке; -различать понятие «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок; | - осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; - читать целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать настроение автора читаемого текста; - ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной. - просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению». - осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни. | Регулятивные УУД • Осмыслять цели изучения темы, представленные на шмуцтитулах под руководством учителя, толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя). • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником). • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата. • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др. Познавательные УУД • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.). • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя. Сопоставлять эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя. • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры. • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему.
• Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий. • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого. Коммуникативные УУД • Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений. • Строить связное высказывание из 3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
• Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.). • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения. • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта. • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений. • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды. | • Иметь ценностные представления о своей семье и своей малой Родине. • Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе. • Осознавать свою принадлежность к определённому народу. • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа. • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о произведениях искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья; • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике читаемых произведений. • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной. • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации. • Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке. • Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки. • Проявлять в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям. • Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений. • Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно. • Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний. • Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения. • Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения. • Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома. • Соблюдать правила работы в группе, проявлять доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников. • Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища. |
Поэзия пушкинской поры | - различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы); - отличать прозаический текст от поэтического; - отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом. - называть героев произведения, давать их простейшую характеристику. | - читать вслух осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; - пользоваться элементарными приёмами анализа текста с помощью учителя; собственного мнения; | ||
Литератур-ные сказки 19-20вв. | - принимать участие в коллективных беседах по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов; - уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»; - называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев; | • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя; - составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем; - сочинять свои загадки в соответствии с представленными тематическими группами. | ||
Поэзия 2-й половины 19 в. | - различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя; - анализировать с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками; - читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить содержание произведения с пословицей и поговоркой. | умение воспринимать на слух русские художественные, научно-популярные и учебные тексты, осмысленно читать и адекватно понимать их; овладение начальными умениями выразительного чтения русских стихотворных текстов; формирование необходимого уровня читательской компетентности; овладение техникой чтения, приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения; овладение умениями пересказывать на русском языке небольшие художественные тексты, отвечать на вопросы по их содержанию, определять причинно-следственные связи в прочитанных русских художественных, научно-популярных и учебных текстах; | ||
Проза конца 19 – начала 20 вв. | читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; - пересказывать текст подробно на основе картинного плана под руководством учителя; - восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя; - составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…). | - делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план; - осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое) в зависимости от цели чтения; | ||
Проза о детях | - читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора; - ориентироваться в учебной книге, её элементах; - находить сходные элементы в книге художественной; | умение формулировать собственное отношение к прочитанному художественному тексту, оценивать его; умение формулировать базовые нравственные ценности, нашедшие отражение в прочитанном тексте; умение сравнивать персонажей русских художественных текстов с персонажами художественных текстов родной литературы, характеризовать их, оценивать их поступки, находить сходные черты в их поведении, высказывать своё отношение к ним | ||
Проза о ВОВ | - осознавать нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями; - соотносить заголовок текста с содержанием, осознавать взаимосвязь содержания текста с его заголовком (почему так называется); | - осуществлять переход от событийного восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; - задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения | ||
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях | обеспечение культурной самоидентификации; - использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); уметь осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; | - находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); - при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для получения дополнительной информации. |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Название раздела | Краткое содержание | Количество часов |
Русский фольклор. | Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Добро и зло в русской народной сказке «Марья Моревна». Озаглавливание частей текста. Описание героя. Сказка «Василиса прекрасная» Народные сказки на страницах детских журналов. Проект «Сочиняем волшебную сказку». | 5 |
Поэзия пушкинской поры | Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Творчество А. С. Пушкина. Стихи А. С. Пушкина. А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Составление картинного плана. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. Стихи П.А. Вяземского. | 3 |
Литературные сказки 19-20вв. | Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена. «Снеговик», «Самое невероятное». В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. | 4 |
Поэзия 2-й половины 19 в. | Классики русской литературы XIX—XX вв. Стихи М. Ю. Лермонтова. Проект «Праздник поэзии» | 3 |
Проза конца 19 – начала 20 вв. | Жизнь и творчество А. П.Чехова. «Белолобый». Определение темы текста Л.Н. Толстого. «Акула». Ключевые слова текста. Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Выставка книг о животных. Чтение по выбору. | 5 |
Проза о детях | Знакомство с творчеством, биографией писателя. Составление сжатого пересказа. В. Осеева «Бабушка». В. Осеева «Синие листья» Творческая работа: мини-сочинение «Мои друзья». Положительные качества человека в произведении В. Осеевой «Что легче?». Отношения взрослых и детей. В. Осеева «Сыновья». Составление цитатного плана произведения А. И. Куприна. «Слон». Выставка книг о детях. Чтение по выбору. | 6 |
Проза о ВОВ | Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова». Определение темы текста. Три подвига. Сергей Алексеев. Подробный пересказ текста. Злая фамилия. Сергей Алексеев. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста. Бул-буль. Сергей Алексеев. | 4 |
Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях | Отношение к животным героя книги В. Осеевой «Кто хозяин?» Мораль рассказа Л. Андреева «Кусака» Человек и животные. Жанр произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». Повторение и обобщение. По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 4 |
Итого | 34 |
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Изучаемый раздел, тема урока | 3а класс | ||
план | факт | ||
1 | Русский фольклор. Роль книги в жизни человека. Правила работы с книгой. Малые формы устного народного творчества: песенки, загадки, считалки, пословицы и поговорки. | ||
2 | Русский фольклор. Характеристика героя сказки (положительный или отрицательный). Описание героя в русской народной сказке «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». | ||
3 | Русский фольклор. Добро и зло в русской народной сказке «Марья Моревна». Озаглавливание частей текста. | ||
4 | Русский фольклор. Описание героя. Сказка «Василиса прекрасная» | ||
5 | Русский фольклор. Проект «Сочиняем волшебную сказку». Презентация своего Высказывания окружающим. | ||
6 | Поэзия пушкинской поры. Слушание поэтических произведений: эмоциональное состояние слушателя. Творчество А. С. Пушкина. Стихи А. С. Пушкина. | ||
7 | Поэзия пушкинской поры. Составление картинного плана. Пушкин. «Сказка о царе Салтане…» | ||
8 | Поэзия пушкинской поры. Характеристика героев. Стихи П.А. Вяземского. | ||
9 | Литературные сказки 19 в. Жизнь и творчество Г. Х. Андерсена. «Снеговик» | ||
10 | Литературные сказки 19 в. Характеристика героев сказки Г. Х. Андерсена «Снеговик» | ||
11 | Литературные сказки 19 в. Составление плана текста Г. Х. Андерсена «Самое невероятное» | ||
12 | Литературные сказки 19 в. Характеристика героев сказки В. М. Гаршина «Лягушка-путешественница». | ||
13 | Поэзия 2-й половины 19 в. Классики русской литературы XIX—XX вв. Стихи М. Ю. Лермонтова. | ||
14 | Поэзия 2-й половины 19 в. Творчество И.С Никитина. «Помню я: бывало няня» | ||
15 | Поэзия 2-й половины 19 в. Проект «Праздник поэзии» | ||
16 | Проза конца 19 – начала 20 вв. Жизнь и творчество А. П.Чехова. А. П.Чехов. «Белолобый». | ||
17 | Проза конца 19 – начала 20 вв. Отношение людей к животным в рассказе А. П.Чехова «Белолобый». | ||
18 | Проза конца 19 – начала 20 вв. Определение темы текста Л.Н. Толстого. «Акула». Ключевые слова текста. | ||
19 | Проза конца 19 – начала 20 вв. Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Рассказ о герое по коллективно составленному плану. | ||
20 | Проза конца 19 – начала 20 вв. Выставка книг о животных. Чтение по выбору. | ||
21 | Проза о детях. Знакомство с творчеством, биографией писателя. Составление сжатого пересказа. В. Осеева «Бабушка». | ||
22 | Проза о детях. В. Осеева «Синие листья» Творческая работа: мини-сочинение «Мои друзья». | ||
23 | Проза о детях. Положительные качества человека в произведении В. Осеевой «Что легче?» | ||
24 | Проза о детях. Отношения взрослых и детей. В. Осеева «Сыновья» | ||
25 | Проза о детях. Составление цитатного плана произведения А. И. Куприна. «Слон». | ||
26 | Проза о детях. Выставка книг о детях. Чтение по выбору. | ||
27 | Проза о ВОВ. Рассказ о герое по коллективно составленному плану. Ю. Яковлев «Девочки с Васильевского острова» | ||
28 | Проза о ВОВ. Определение темы текста. Три подвига. Сергей Алексеев. | ||
29 | Проза о ВОВ. Подробный пересказ текста. Злая фамилия. Сергей Алексеев. | ||
30 | Проза о ВОВ. Характеристика героя произведения: слова, выражения из текста. Бул-буль. Сергей Алексеев. | ||
31 | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Отношение к животным героя книги В. Осеевой «Кто хозяин?» | ||
32 | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Мораль рассказа Л. Андреева «Кусака» | ||
33 | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Жанр произведения К. Г. Паустовского «Растрёпанный воробей». | ||
34 | Художественная проза о человеке и природе, их взаимоотношениях. Повторение и обобщение. По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 1 класс...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3 класс...
Рабочая программа по Литературному чтению на родном языке (русском) 1 класс "Школа России"
Рабочая программа...
Рабочая программа. Курса "Литературное чтение на родном языке" для 3 класса с ЗПР 7.1
Данная программа расчитана для учеников 3 класса с ЗПР варианта 7.1...
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке 3-4 классы
Рабочая программа содержит все необходимые разделы и приложения....
Рабочая программа по литературному чтению на родном языке для 1 класса
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке для 1 класса...