Конспект урока по литературному чтению по теме: «Еще мама» 3класс, УМК "Школа России"
учебно-методический материал по чтению (3 класс)

Мингазова Алия Вадитовна

Цели деятельности: знакомство учащихся с произведением   А.П.Платонова  «Цветок на земле», формирование навыков выразительного чтения

Планируемые результаты

Предметные:

Знать: содержание произведения «Еще мама»

Уметь: работать с текстом; выделять главное и существенное;  понимать замысел писателя; правильно, выразительно читать; давать развернутые ответы

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eshche_mama.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 11.04.18                                                                                                     ФИО учителя: Ершова С.В._____________________

  Школа: № 152                                                                                                           ФИ студента: Мингазова А.В., 46 группа

  Класс: 3 «Е»                                                                                                           ФИО методиста: Солопова Т.В.___________

  Кабинет: 110        

КОНСПЕКТ УРОКА (ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ)

Тема: «Еще мама»

Цели деятельности: знакомство учащихся с произведением   А.П.Платонова  «Цветок на земле», формирование навыков выразительного чтения

Планируемые результаты

Предметные: 

Знать: содержание произведения «Еще мама»

Уметь: работать с текстом; выделять главное и существенное;  понимать замысел писателя; правильно, выразительно читать; давать развернутые ответы

Личностные: умение оценивать свои эмоциональные реакции на красоту окружающего мира; нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное отношение к окружающему миру

Тип урока: Открытие нового знания.

Оборудование: УМК «Школа России», учебник «Литературное чтение», 3 класс, 2 часть, авторы: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, презентация, листы

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

І. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: беседа

Психологический настрой

1 мин

- Здравствуйте, ребята!

Вот звенит для нас звонок –

Начинается урок.

Ровно встали, потянулись

И друг другу улыбнулись

Приветствовать учителя

Р.: саморегуляция: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

II.Актуализации знаний  и мотивация

Проверка домашнего задания

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя

Наглядный: презентация

5 мин

-Ребята, предлагаю начать урок с проверки домашнего задания. Какое было домашнее задание?

-Проверить пересказ вы будете в парах. Вы расскажите своему соседу по парте свой пересказ, он вас выслушает и поставит вам оценку. Оцениваем объективно. После того, как вы справитесь с этой работой, я выборочно послушаю пару пересказов, и проверю то, как вы оценил своего соседа.

-Ребята, на прошлом уроке мы с вами познакомились с одним писателем. Как его зовут?

Давайте вспомним, что мы знаем об этом авторе.

-Сегодня мы продолжим работать с творчеством А.П.Платонова, но перед эти я хочу показать вам одно прекрасное стихотворение:

Мама и Родина очень похожи:

Мама - красивая, Родина - тоже!

Вы присмотритесь: у мамы глаза

Цвета такого же, как небеса.

Мамины волосы, словно пшеница,

Что на бескрайних полях колосится.

Мамины руки теплы и нежны,

Напоминают луч солнца они.

Если поет мама песню, то ей

Вторит веселый и звонкий ручей…

Так и должно быть: что дорого нам;

Напоминает всегда наших мам.

подготовить пересказ

Андрей Платонович Платонов

Настоящая фамилия –Климентов. Родился 1 сентября 1899 года в Ямской Слободе, предместье Воронежа.

Его отец был паровозный машинист. С 1906 по 1914 г. Андрей учился в церковно-приходской школе и городском училище.

Как старший в семье из 11 детей, с 14 лет начал работать. В 1919 начал писать стихи и прозу.

С 1939 года стал писать для детей.

Он скончался 5 января 1951 года в Москве.

слушать стихотворение

К: умение слушать и слышать

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

III.Постановка учебной задачи

Словесный: беседа

2 мин

-Как вы думаете, почему я прочитала вам это стихотворение?

-Сегодня мы проведем урок по рассказу  А.П.Планова «Еще мама».

-Зная тему, попробуйте, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

ответы детей

познакомиться с рассказом «Еще мама»

Р.: целеполагание, планирование

IV.Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

Практический: работа с учебником

10 мин

-Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

- Я согласна с вашими ответами, но этот рассказ не просто о маме и вы убедитесь в этом после его прочтения. 

-Вчера мы с вами познакомились с биографией А.П.Платонова. Сегодня я вам также расскажу небольшие факты из его биографии.

Как вы помните,я уже говорила вам о том, что маленький Андрей был старшим из десятерых детей в семье машиниста Платона Фирсовича Климентова. Из-за тяжёлого материального положения в семье вынужден был рано пойти работать и много помогал своей матери в воспитании младших детей. Учился в церковно-приходской школе 4 класса. Любовь и уважение к своей матери сохранил на всю жизнь.

Первая учительница - Аполлинария Николаевна Кулагина оставила неизгладимый след в жизни будущего писателя. После окончания школы он работал рассыльным, литейщиком, помощником машиниста. После учебы в Воронежском политехникуме стал корреспондентом журнала и начал заниматься литературной деятельностью.

А рассказ «Ещё мама» был написан в далёком 1947 году, в тяжёлое послевоенное время. Рассказ о жизни простого деревенского мальчика Артёма, который впервые идёт в школу. Я думаю, что в этом мальчике автор изобразил себя самого, ведь даже учительницу Артёма зовут точно так же как первую учительницу А.Платонова — Аполлинария Николаевна.

-А сейчас, ребята, давайте прочитаем произведение.

Читать будем по цепочке, по абзацу.

о маме

слушать информацию

К: умение слушать и слышать

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

V.Первичное закрепление во  внешней речи

Словесный: беседа

Практический: работа с учебником

Словесный: беседа

7 мин

-Понравился ли вам рассказ?

-Назовите главных героев рассказа:

-Какое у вас настроение после прочтения рассказа и почему?

-Чем похож маленький Артём на героя рассказа Л.Толстого «Филлипок»?

- Почему Артём не хотел учиться в школе?

-Как учительница встретила его в школе?  Прочитаем описание учительницы. Их встречу.

-Почему она оставила его на коленях?

 -Почему учительница оставила его после уроков?

-Как она смогла  убедить мальчика, что надо учиться?

-Какие слова учительница написала на доске? Почему именно эти слова?

-Что говорит автор о глазах учительницы?

-А что говорится о запахе

-Найдём в тексте и прочитаем, как Аполлинария Николаевна смогла заинтересовать мальчика учёбой. –

 Научился ли Артём чему-нибудь в первый школьный день?

Почему изменилось отношение Артёма к учёбе, к школе?

- На сколько частей можно разделить рассказ?

- Назовите их?

ответы детей

Артем, Мама, Апполинария Николаевна

ответы детей

мальчики оба деревенские, оба пошли учиться в школу, но Филлипок пришёл в школу сам, а Артёма привела мама

он был маленький и не хотел расставаться с мамой

читать отрывок из книги

потому что он боялся

потому что за весь день в школе он ничему не научился

мама

потому что мама очень дорога для Артема

весело смотрели, будто играть с ним хотела в игру

 пахло от неё также как и от матери, тёплым хлебом и сухой травой

искать ответ в тексте

да

Он увидел в учительнице черты своей мамы

на 4

«Разговор с матерью», «Дорога в школу», «В школе», «Желание учиться».

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров

П: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о начальной форме слов.

 К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

Динамическая пауза

1 мин

-Ребята, вы, наверное, устали, пришло время немного отдохнуть

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте)

Мы колени поднимаем —

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте)

От души мы потянулись, (Потягивания — руки вверх и в стороны)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся)

выполняют движения

 Р.: саморегуляция как способ к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя

Словесный: слово учителя

7 мин

-Итак, ребята, а сейчас я предлагаю вам самостоятельно поработать в группах. 1 рял-1 группа, 2 ряд-2 группа, 3 ряд -3 группа.

-Но перед этим, давайте вспомним правила работы в группе.

1.Слушай, что говорят другие.

2.Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

3.Говори спокойно ясно, только по делу.

4.Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

5.Помогай товарищам, если они об этом просят.

6.Точно выполняй возложенную на тебя роль.

-Итак, задание для вас: вам необходимо будет составить синквейн  описание Артема, мамы и Аполлинарии Николаевны.

-Знаете ли вы, что такое синквейн?

Синквейн — это методический прием, который представляет собой составление стихотворения, состоящего из 5 строк. При этом написание каждой из них подчинено определенным принципам, правилам. 

Правила построения синквейна

  • Первая строчка стихотворения — это его тема. Представлена она всего одним словом и обязательно существительным.
  • Вторая строка состоит из двух слов, раскрывающих основную тему, описывающих ее. Это должны быть прилагательные. Допускается использование причастий.
  • В третьей строчке, посредством использования глаголов или деепричастий, описываются действия, относящиеся к слову, являющемуся темой синквейна. В третьей строке три слова.
  • Четвертая строка — это уже не набор слов, а целая фраза, при помощи которой составляющий высказывает свое отношение к теме. В данном случае это может быть как предложение, составленное учеником самостоятельно, так и крылатое выражение, пословица, поговорка, цитата, афоризм, обязательно в контексте раскрываемой темы.
  • Пятая строчка — всего одно слово, которое представляет собой некий итог, резюме. Чаще всего это просто синоним к теме стихотворения.

-Приведу пример по теме «Лето»

Лето
Жаркое, веселое
Гулять, играть, отдыхать.
Ждем с нетерпением.
Каникулы!

-Ребята, можете приступать к работе.

-Все закончили? Давайте проверим.

слушать учителя

вспоминать правила работы в группе

слушать информацию

 

выполнять задание

Р: принимают и сохраняют учебную задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К: умение слушать и слышать

К: умение слушать и слышать

П: осуществляют поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебника; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о начальной форме слов.

VII.Включение в систему знаний

Словесный: беседа

Словесный: слово учителя

Домашнее задание:

инструктаж

3 мин

-Ребята, теперь вы поняли, почему мы начали урок с чтения стихотворения А. Старикова о маме и Родине?

В полном рассказе, не случайно Аполлинария Николаевна сказала Артёму «Вся наша родина — мама тебе». Мама и Родина — самое главное в жизни каждого человека. Любовь к Родине начинается с любви к матери. А учит нас любить нашу Родину наша мама и наши учителя, особенно первый учитель.

-Ребята, давайте запишем домашнее задание: Придумать продолжение этого рассказа: как вернулся Артем из школы, и какими впечатлениями он поделился с мамой.

высказывания детей

записывать домашнее задание

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

VII.  Рефлексия деятельности

(по продукту)

Словесный: анализ

4 мин

-Ребята, наш урок подходит к концу, давайте подведем итог.

-Кто помнит, какова была тема и цель  нашего сегодняшнего урока?

-И закончить урок хочется стихотворением башкирского поэта Мустая Карима «Первый учитель»:

В памяти моей всегда

Первый школьный день, когда

Я на цыпочки привстал,

Двери класса открывал.

Ты, учитель добрый мой,

На меня взглянул потом,

Ты зажег огонь большой

В сердце маленьком моем.

-Подходит ли это стихотворение к теме нашего урока?

 -Какую роль сыграла Аполлинария Николаевна в жизни маленького Артёма? 

-Почему Андрей Платонов назвал свой рассказ «Ещё мама»? 

Выставление оценок

Благодарю ребята вас за активную работу.

«Еще мама», познакомиться с рассказом «Еще мама»

ответы детей 

Благодаря ей он узнал много нового о своей Родине, многому научился учитель как мама заботится о нас, учит, окружает нас своей любовью, заботится о нас как мама

Р: анализировать собственную работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению на тему: «Мышонок Пик» (УМК «Школа России»)

Представляю вашему вниманию разработку конспекта урока  по литературному чтению....

3 класс. Конспект урока по литературному чтению на тему: "Ещё про Мальку" Школа России

Технологическая карта урокаЦель урока: создать условия для обучения определению отношения автора к героям своих рассказов на основе анализа произведения; развивать воображение, связную речь, навыки вы...

Конспект урока по литературному чтению на тему: Самостоятельное чтение. Наш театр. Е. Пермяк. «Как Миша хотел маму перехитрить» (УМК "Перспектива")

Цели деятельности учителя: знакомство с рассказом Е. Пермяка «Как Миша хотел маму перехитрить»-развитие навыков выразительного, правильного и осознанного чтения.Планируемые результатыПредм...

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс

Конспект урока по литературному чтению: А.Платонов "Ещё мама"(УМК "Школа России) 3 класс...

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Трудности скороговорок " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ на тему: "Трудности скороговорок " (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Конспект урока по литературному чтению А. Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России" 3 класс)

Цели деятельности учителя: знакомство детей с новым произведением А. Платонова «Еще мама». Планируемые результаты:Предметные: уметь определять главную мысль произведения, рассказывать...

Конспект урока по литературному чтению на тему: "Чебурашка" 2 класс, Школа России

Цели деятельности учителя: представление о произведении Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»; развитие навыков беглого чтения.Планируемые результатыПредметные:знать, в каком темпе чи...