Конспект урока по литературному чтению А. Платонов «Ещё мама» (УМК "Школа России" 3 класс)
план-конспект урока по чтению

Цели деятельности учителя: знакомство детей с новым произведением А. Платонова «Еще мама».
 
Планируемые результаты:
Предметные: уметь определять главную мысль произведения, рассказывать о героях произведения;
Личностные: проводить самооценку эмоциональной реакции; нравственного сознания и чувства сопереживания; доброжелательного отношения к окружающему миру.
 
Тип урока: открытие нового знания.
Оборудование: Презентация, раздаточный материал, учебник УМК «Школа России» по литературному чтению, авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, 3 класс 2 часть.
 
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Этап урока

Методы и приемы

Хроно-

метраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

1-2 мин

-Здравствуйте, ребята!

Сели тихо, замолчали,

Всё, что нужно вы достали,

Приготовились к уроку

В нём иначе нету проку,

Уже больше не вертитесь

Слушайте внимательно

Поймёте обязательно.

Приветствие. Учащиеся проверяют, готовы ли к уроку. Садятся за парты.

Самоопределение(Л). Смыслообразование(Л). Целеполагание(П). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками(К).

II. Актуализация знаний и мотивация

10 мин

Проверка Д/З.

-Каким было ваше домашнее задание?

- Давайте распределим роли. А оценивать ваше чтение мы будем совместно по нашему критерию:

1. Правильность;

2. Выразительность;

3. Умение читать свою роль.

(Учитель слушает выступления детей. Проводится совместное оценивание. Выставляются оценки в дневник.)

- А теперь попробуйте отгадать загадку!

Учитель читает загадку о маме:

«Кто пришёл ко мне с утра?

Кто сказал: «Вставать пора»?

Кашу кто успел сварить?

Чаю в кружечку налить?

Кто косички мне заплёл?

Целый дом один подмёл?

Кто цветов в саду нарвал?

Кто меня поцеловал?

Кто ребячий любит смех?

Кто на свете лучше всех?»

-Правильно! А как вы относитесь к своим мамам?

-А как вы помогаете своим мамам?

-Чтение по ролям.

Читают по ролям.

Оценивают себя и одноклассников.

- Мама.

Отвечают на вопросы.

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П). Выполнение пробного учебного действия (Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К). Использование критериев для обоснования своего суждения (К).

III. Постановка учебной задачи

4-5 мин

-Может быть кто-то догадался какая тема нашего урока?

-Правильно.

(На доске прикреплен портрет А. Платонова)

-Посмотрите на доску, узнаете этого человека?

-Да! И сегодня мы с вами изучим еще одно произведение этого автора - «Еще мама».

-Так какая цель нашего урока?

-Хорошо, а как мы достигнем эту цель?

- Мы будем говорить о маме.

- Это Андрей Платонов, с ним мы познакомились на прошлом уроке.

-Мы должны сегодня познакомится с произведением Андрея Платонова «Еще мама».

- Мы будем слушать рассказ.

- Поймем какой смысл этого произведения.

Самоопределение (Л). Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П). Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П). Выбор наиболее эффективных способов решения задач (П). Планирование (П). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Учет разных мнений (К). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К).

IV. Открытие нового знания

7-8 мин

-Как вы понимаете смысл названия произведения?

-Как вы думаете, про что это произведение?

-Перед тем как начать читать произведение, давайте разберем слова, которые могут вызвать затруднение.

(На доске записаны слова: Ступай, оробел, гусак, рванулся, оскалило.)

Ступай - шагай, иди.

Оробел - испытывающий робость

Гусак - гусь

Рванулся - резким движением устремиться куда-либо

Оскалило - оскалив мелкие зубы, заговорил

-А теперь послушайте рассказ, постарайтесь уловить главную мысль произведения.

 (Учитель читает рассказ)

Физкультминутка.

Предполагаю. Высказывают свое мнение.

Пытаются объяснить значение данных слов.

Слушают текст.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П). Выдвижение гипотез и их обоснование (П). Доказательство (П). Нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л). Формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К).

V.Первичное закрепление во внешней речи

4-5 мин

-Понравился или не понравился рассказ? Чем?

-О ком это произведение?

-Какова главная мысль этого произведения?

- Какое главное событие изображает писатель в рассказе?  

- Как воспринимает школу Артём?

- Давайте, прочтём диалог мамы и Артёма и попробуем понять причину нежелания идти в школу.

- Как вы думаете, какие чувства испытывает мальчик по отношению к матери?

 - О чем он просил мать перед уходом?

 

- Какой наказ давала мать?

- Почему Артем не хотел соглашаться со словами матери?

- Какой же основной замысел хочет показать автор произведения? Почему произведение назвали «Еще мама»?

- Кого встречает Артём по дороге в школу?

- Найдите в тексте строчку, где Артём размышляет об этой птице.

- Почему он принимает Жучку за волка, а гусей за орлов?  

- С какой целью автор описывает путь от дома до школы?

Делятся впечатлениями.

-Об Артеме

-Самый близкий человек для Артема – мама.

-Артём впервые пошёл в школу.

-Не хочет идти в школу.

-Мальчик очень любил свою маму и в школу не хотел идти только потому, что боялся оставлять маму одну, боялся, что «она его не дождётся и от тоски помрёт».

-Он любит её и считает, что мама без него заскучает.

-Чтобы она его обязательно дождалась.

-Слушаться учительницу, она

будет тебе в школе мамой.

-Он не мог представить чужую женщину в роли матери.

- Он любит свою мама очень сильно, но в школе у него есть учительница, которая теперь стала второй мамой.

-Гусака, который клювом защемил штанину у Артёма.

-Он переживал за маму.

-Показать, какие испытания выпали на долю Артема.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П). Установление причинно-следственных связей (П). Построение логической цепи рассуждений (П). Доказательство (П). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К). Адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К). Формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К). Учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К). Достижение договоренностей и согласование общего решения (К).

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

7-8 мин

-А теперь прочитайте текст и разделите его на смысловые части. (Дается время на задание)

- На сколько частей вы разделили?

-О чем говорится в каждой части?

-Молодцы. Дома вам будет необходимо озаглавить эти части. (Д/З – стр. 137 – 143).

Работают с текстом.

Выражают свое мнение, объясняют почему разделили на выбранное количество частей.

Записывают Д/З.

Анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, сериация, классификация (П). Выполнение действий по алгоритму (П). Доказательство (П). Контроль (Р). Коррекция (Р). Волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р). Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К).

VII. Рефлексия деятельности

1-2 мин

Оцените свою работу на уроке:

(Приложение 1) «Лесенка успеха»

1 ступенька - вы ничего не поняли

2 ступенька - у вас возникли трудности

3 тупенька - все получилось

Оценивают себя.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П). Самооценка на основе критерия успешности (Л). Адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л). Следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л).

Приложение 1

Все получилось.

Все получилось.

Все получилось.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли

Все получилось.

Все получилось.

Все получилось.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли

Все получилось.

Все получилось.

Все получилось.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли

Все получилось.

Все получилось.

Все получилось.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли

Все получилось.

Все получилось.

Все получилось.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

У вас возникли трудности.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли.

Вы ничего не поняли


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению "Русская народная сказка Снегурочка" 2 класс

Разработка урока по литературному чтению для 2 класса по программе «Начальная школа 21 века». Автор Л.А. ЕфросининаТема: «Русская народная сказка Снегурочка»».Данный  урок разработан и проведен с...

Конспект урока по литературному чтению «Л.Н.Толстой «Филиппок». 2 класс

Цели:прививать учащимся интерес к школе, предмету;работать над развитием грамотной, выразительной речи.Познакомить учащихся рассказом Л.Н Толстого «Филипок»;Развивать умение делить текст на части, сос...

Конспект урока по литературному чтению В Берестов "Хитрые грибы"2 класс.

Конспект урока по литературному чтению В. Берестов "Хитрые грибы" 2 класс....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению. "Чему учат глупые истории". 1 класс.

Конспект урока по литературному чтению." Чему учат глупые истории". М.Зощенко "Глупая история"....

Конспект урока по литературному чтению с использованием технологии проектов. 2 класс. Русская народная сказка "Гуси-лебеди"

Урок с мультимедийным сопровождением. На этапе изучения нового материала используются мини-проекты, подготовленные учащимися....

Конспект урока по литературному чтению "Дедушка Мазай и зайцы" (3 класс) Школа России

Цель: создать благоприятные условия для открытия детьми истины: умеем ли мы сопереживать на основе восприятия произведений литературы, собственного сужденияЗадачи урока: Образовательная: ...