Урок литературного чтения в 1 классе. Е. Чарушин. "Теремок". УМК "Школа России".
методическая разработка по чтению (1 класс)

На уроке обучающиеся просматривают народную сказку "Теремок", затем знакомятся с авторской сказкой.Сравнивают оба произведения, находят главную мысль, дают характеристику персонажам. В конце урока выполняют творческое задание и формулируют выводы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_v_1_klasse.docx24.84 КБ
Файл prezentatsiya.pptx1.48 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 1 классе

Е. Чарушин « Теремок »

Цель: Создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить плавному выразительному чтению, пересказу; научить различать народные и авторские сказки.

Задачи:

Обучающие:

учиться работать с текстом, продолжать работу над навыками чтения: правильностью, скоростью,

активизировать « вдумчивое чтение »;

развивающие:

развивать устную речь, образное мышление;

воспитывающие:

воспитывать нравственность через анализ содержания произведения.

Оборудование: учебник, презентация, конверты с цветными фигурками для теремка.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

Обучающиеся научатся прогнозировать содержание раздела; читать выразительно плавно, целыми словами, верно выделяя ударные слоги; определять последовательность событий в сказке; отвечать на вопросы по содержанию произведения; различать народную и литературную сказки.

Метапредметные:

Регулятивные: отбирать средства достижения деятельности;

Познавательные: контролировать результат деятельности;

Коммуникативные: договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Личностные: развитие мотивации учебной деятельности, расширение представлений об общих нравственных категориях.

Ход урока:

Организационный момент. (2 мин)

Приветствие.

Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Будем думать, рассуждать

Ни минуты не терять.

Речевая разминка.

- Прочитайте правильно.

Научились мы читать –

Важнее нет науки.

Тот, кто умеет сам читать,

Совсем не знает скуки!

- Прочитайте первую строку с вопросительной интонацией, вторую – с утвердительной интонацией, третью – сердито, четвёртую –весело.

I этап до чтения (9 мин)

Актуализация знаний, постановка целей.

- Попробуйте догадаться, о чём будем говорить на уроке.  Разгадайте ребус. (Слайд 1)

- Да. Мы будем говорить о сказках. Это тема нашего урока.  (Открыть на слайде)

- Вы любите сказки? За что?

- Сегодня на уроке мы начнем знакомство с произведениями нового раздела. Откройте учебники на с. 29 и прочтите его название.

- Все слова вам понятны?

- Что такое небылицы?

- С чем мы познакомимся?

- Чему научимся?

- Какова же цель нашего урока? (Слайд 2)

- Почему так говорят: «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?  (Слайд 3)

- Можно ли сказать, что в сказках отражается мудрость народа?

- Это действительно так. (Слайд 4)

- Рассмотрите  выставку книг со сказками внизу страницы. На всех ли книгах указаны авторы? Почему?  (Есть сказки народные, а есть литературные)  (Слайд 5)

- Какие народные сказки вы знаете?

II этап во время чтения (22 мин)

Слушание текста

- А теперь догадайтесь, о какой сказке загадка.

Нашла однажды мышка

Совсем пустой домишко.

Стала жить да поживать,

Да жильцов к себе пускать.

- Почему эта сказка называется народная? (Открыть видео)

- Сейчас мы её посмотрим. А вы внимательно слушайте, с какой интонацией говорит рассказчик  за сказочных героев.  

- В каком порядке появлялись герои в сказке? (Мышка-норушка) (Слайд 6)

- Какой у неё характер, голос? (Тихая, голосок слабенький) (Лягушка-квакушка – весёлая, громкая; зайчик-побегайчик – звонкий, быстрый; лисичка-сестричка – хитрая, ласковая; волчок-серый бочок – осторожный; медведь косолапый – неуклюжий))

Физминутка (1 мин)

В чистом поле теремок

Был ни низок, не высок.

(присели, встали - руки вытянуты)

Там и мышка (руки перед собой на носочках)

И лягушка (присели)

Зайчик (прыжки)

С лисонькой –подружкой (повертели «хвостиком»)

Серый волк –зубами щелк

(показали руками «пасть»)

В дружбе знали они толк.

(сели)

Подготовка к чтению сказки.

- Сейчас мы будем читать сказку, которую рассказал нам Евгений Иванович Чарушин. (Слайд 7)  Этот талантливый человек был не только писателем, но и художником детских книг.

- Рассмотрим иллюстрацию к этой сказке на с. 32. Как называется эта сказка?

Прочитаем под иллюстрацией.

- Вы удивлены? Какая это сказка?  (Народная)

- Верно, она народная. Но в то же время в учебнике она какая? (Литературная)

- Сказка действительно была сначала народная. Но она очень понравилась многим писателям, в том числе и Евгению Ивановичу Чарушину, поэтому писатели решили её пересказать по- своему.  Добавим название сказки к теме нашего урока.

 Чтение текста.

- При чтении постарайтесь голосом передать особенности поведения и характера действующих лиц сказки. (Чтение о мышке)

- Как вы думаете, что будет дальше? ( Прибежит лягушка )

- Давайте узнаем. (Чтение о лягушке)

- Как вы думаете, что произойдёт дальше? ( Прибежит заяц )

- Давайте прочитаем.

- Как вы понимаете слово «увёртыш»?  (Умеет уворачиваться от опасности)

-А дальше? ( Прибежит лисичка-сестричка)

- Оцените своё чтение.

Физминутка (1 мин)

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Перечитывание текста.

- Чем сказка Евгения Чарушина «Теремок» похожа на русскую народную сказку? Сравните героев, окончания сказок.

- Сможете вы узнать героев по их словам? Откройте рабочие тетради на с. 31, выполните задания в парах. (Проверка)

III этап после чтения (7 мин)

Беседа.

- Ребята, так много героев, и все они очень разные. Как же они могли ужиться в таком маленьком теремочке?

- Как лиса жила вместе с зайцем? А волк мог находиться рядом с лисой, да ещё и песни распевать? (Они уступали друг другу, помогали и пр.)

- А что бы могло произойти, если бы они ссорились?

- Какая из пословиц подходит к сказке «Теремок»?

В тесноте, да не в обиде.

Знает сорока, где зиму зимовать.

Согласие крепче каменных стен.

Творческие задания

- Попробуйте придумать продолжение и окончание сказки. (Проверка)

- Какой конец вам больше понравился? Почему?

 Рефлексия. (3 мин)

- Чему можно поучиться у героев?  (Дружелюбию, взаимовыручке, умению уступать, желанию помочь)

- Вернёмся к выводу (на доске)

В сказках отражается мудрость народа.

- Подходит этот вывод к сказке «Теремок»?

- Возьмите из конвертов цветные фигурки. Давайте из этих кирпичиков построим дружный, гостеприимный Теремок.

Зелёный – я работал с удовольствием, в полную силу

Жёлтый – работал, но могу лучше

Коричневый – не хотел работать

(Дети прикрепляют листочки на плакат, получается домик )


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Научились мы читать – Важнее нет науки. Тот, кто умеет сам читать, Совсем не знает скуки!

Слайд 2

Сказка

Слайд 3

Сказки, загадки, небылицы. Цель: Познакомимся со сказками, научимся правильно читать.

Слайд 4

В сказках отражается мудрость народа. Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок.

Слайд 5

Сказки

Слайд 7

Сказка «Теремок»

Слайд 8

В тесноте, да не в обиде. Знает сорока, где зиму зимовать. Согласие крепче каменных стен.

Слайд 10

В сказках отражается мудрость народа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Литературное чтение. 1 класс Е. Чарушин "Теремок"

Конспект урока по литературному чтению...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Конспект урока литературного чтения 1 класс Е.И.Чарушин "Теремок"

цели урока: создать условия для формирования позитивного отношения к слушанию и чтению книг; учить пересказу; научить различать народные и авторские сказки. Были использованы формы и методы ...

Конспект урока литературного чтения 2 класс по фгос УМК «Школа России» русская народная сказка «лиса и журавль»

Способствовать развитию навыков чтения, умений передавать содержание произведения, отвечать на вопросы по тексту...

Урок литературного чтения 2 класс.Писатели - детям. УМК Школа России

Урок-обобщение к разделу «Писатели—детям»...

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...