Литературный праздник "С.Я..Маршак"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Литературный праздник по произведениям С.Я Маршака для учащихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literaturnyy_prazdnik.docx24.99 КБ

Предварительный просмотр:

 

Литературный праздник

"В гостях у С.Я.Маршака"

 

Участвуют по 5 человек из класса (параллель 3-х или 4-их классов).

Цели: 
1.Расширить знания детей о жизни и творчестве С.Я. Маршака. 
2.Прививать интерес к чтению. 
3.Развивать память, внимание, мышление уч-ся.

Украшение зала:

Портрет С.Я. Маршака (1887 - 1964), выставка книг поэта, рисунки детей к произведениям, воздушные шары, цитаты: 
1.С книгой жить - век не тужить. 
2.Испокон века книга растит человека. 
3.Книга подобна воде: пробьёт дорогу везде. 
4.Хорошая книга - лучший друг. 
5.Кто много читает, тот много и знает. 
6.Ум без книги - что птица без крыльев. 
7.Книга - книгой, а своим умом двигай. 
8.Больше узнаешь - сильнее станешь. 
9.Умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает. 
10.Легко забыть то, чего не знаешь.

Домашнее задание (было дано заранее):

1.Прочитать произведения: 
"Почта" 
"Кошкин дом" 
"Теремок" 
"Двенадцать месяцев" 
"Сказка о глупом мышонке" 
"Сказка об умном мышонке" 
"Пожар" 
"Багаж" 
"Вот какой рассеянный" 
"Усатый - полосатый"

2.Выучить наизусть отрывок из стихотворения (20-30 строк по выбору (1 уч-ся).

Ход праздника:

Ведущий: Стихи Самуила Яковлевича Маршака - друзья детских лет всех ребят. Они сопровождают ребёнка на всех дорожках его детства. Едва научившись говорить, он перелистывает "Детки в клетке", повторяет весёлые сказки, в школе заучивает наизусть строки из стихотворений, поёт его песни. Но и взрослый не расстаётся с любимым поэтом, читая в его переводах стихи, сонеты зарубежных поэтов, лирику самого Маршака.

Мы предлагаем вашему вниманию праздник-викторину, посвящённый С.Я.Маршаку и его творчеству. Встреча с произведениями Маршака - это праздник для детей. Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был верным товарищем и добрым другом детей. Он показал, что стихами можно рисовать цветные картинки мира, рассказывать занимательные и поучительные истории и сказки, можно вызвать в человеке раздумье, сочувствие к несчастью, научить мечтать о будущем, весело и с толком работать.

Биографическая справка.

Учащийся 1 (мальчик держит портрет). Я родился 3 ноября 1887 года в городе Воронеже. Я рано полюбил стихи, четырёх лет от роду уже пытался сам сочинять стихотворные строчки, а в одиннадцать лет, когда стал учиться в гимназии, я уже переводил древнеримского поэта Горация.

Отец работал мастером на заводах. В поисках лучшего применения своих сил и знаний отец со всей семьёй переезжал из города в город, пока наконец не устроился на постоянное жительство в Петербурге.

Я учился в Воронежской гимназии. Позже перевёлся учиться в Петербург. А затем в Ялтинскую гимназию. После я учился в Англии, окончил Лондонский университет, основательно изучил английский язык, что помогало делать литературные переводы.

Большую часть своего творчества я посвятил детям, написав стихи, сказки, загадки, пьесы, делал переводы.

В 1920 году в городе Краснодаре я создал один из первых детских театров и писал для него пьесы-сказки.

Меня считают одним из основоположников детской литературы.

До последнего дня своей жизни (4 июня 1964 года) я не расставался с пером и бумагой.

Учащийся 2.

Самуил Маршак 
Исчезнет мир в тот самый миг. 
Исчезнет мир в тот самый час, 
Когда исчезну я, 
Как он угас для ваших глаз, 
Ушедшие друзья. 
Не станет солнца и луны, 
Поблекнут все цветы. 
Не будет даже тишины, 
Не станет темноты… 
Нет, будет мир существовать, 
И пусть меня в нём нет, 
Но я успел весь мир обнять, 
Все миллионы лет. 
Я думал, чувствовал и жил 
И всё, что мог, постиг. 
И этим право заслужил 
На свой бессмертный миг.

Ведущий: Маршак для многих детей и взрослых действительно бессмертен благодаря своему творчеству. А сейчас начинается викторина по произведениям С.Я. Маршака.

Представление команд (названия, капитан).

Ведущий:

1. Разминка. Слово - отгадку написать на листике и по сигналу поднять. Правильная отгадка - 1 балл. Максимально можно заработать 7 баллов (7 отгадок). 
1)Шумит он в поле и в лесу, 
А в дом не попадёт. 
И никуда я не иду, 
Покуда он идёт. 
(Дождь). 
2)Что такое перед нами: 
Две оглобли за ушами, 
На глазах по колесу 
И сегодня на носу? 
(Очки). 
3)Всегда шагаем мы вдвоём, 
Похожие, как братья. 
Мы за обедом - под столом, 
А ночью - под кроватью. 
(Сапоги, ботинки, туфли, тапки). 
4)Бьют его рукой и палкой, 
Никому его не жалко. 
А за что беднягу бьют? 
А за то, что он надут! 
(Мяч). 
5)Мы ходим ночью, 
Ходим днём, 
Но никуда мы не уйдём. 
Мы бьём исправно 
Каждый час, 
А вы, друзья, 
Не бейте нас! 
(Часы). 
6)В Полотняной стране 
По реке Простыне 
Плывёт пароход 
То назад, то вперёд. 
А за ним такая гладь - 
Ни морщинки не видать! 
(Утюг). 
7)Под Новый год пришёл он в дом 
Таким румяным толстяком. 
Но с каждым днём терял он вес 
И наконец, совсем исчез. 
(Календарь).

2. Конкурс капитанов. Капитаны становятся в линейку. Если ответ "да", то поднять карточку зелёного цвета, если "нет" - красного (поднять по сигналу одновременно). Правильный ответ - 1 балл, возможно заработать 5 баллов.

1) Коту - герою стихотворения "Кот и лодыри", которое вы читали в нашем учебнике по чтению, скоро исполнится один год. Это верно или неверно?

Ответ: верно. 
"Замяукал жалобно 
Серый кот: 
- Мне, коту усатому, 
Скоро год". 
2) Говорит мышонок Мурке: 
- Ну, тогда сыграем в жмурки! 
Завяжи глаза платком 
И лови меня потом.

Ведущий: Я утверждаю, что это строки из "Сказки о глупом мышонке".

Ответ: неверно, это "Сказка об умном мышонке".

3) Главного героя - пожарного из стихотворения "Пожар" зовут Кузьма.

Ответ: да.

4) Кузьма подарил Лене на память кошку, которую тоже спас.

Ответ: верно. 
"Плачет девочка навзрыд, 
А Кузьма ей говорит: 
- Не зальёшь огня слезами, 
Мы водой потушим пламя. 
Будешь жить да поживать. 
Только чур - не поджигать! 
Вот тебе на память кошка. 
Посуши её немножко! 
5) Борода твоя долга, 
Да не выросли рога. 
У меня длиннее вдвое - 
Живо справлюсь я с тобою.

Ведущий: эти слова принадлежат козлу, "Кошкин дом".

Ответ: неверно, это коза.

3. Задание "Фейс - контроль". Даётся карточка каждой команде. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения. (3 мин). Возможно получить 7 баллов за 7 ответов. 
1) Принесла овсяной кашки, 
Отвернулся он от чашки. 
Принесла ему редиску, 
Отвернулся он от миски.

Герой: котёнок.

Произведение: "Усатый - полосатый". 
2) Век он в дворниках служил, 
Дом хозяйский сторожил.

Герой: кот Василий.

Произведение: "Кошкин дом".

3) Кто охранял теремок?

Герой: ёжик.

4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?

Герой: Месяц Апрель.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: нет имён в сказке.

Карточка для 3 задания.

Класс: 4 " ___"

3. Задание. Написать имя героя, угадав его по словесному портрету, и определить, из какого он произведения.

1) Принесла овсяной кашки,

Отвернулся он от чашки.

Принесла ему редиску,

Отвернулся он от миски.

Герой: _________.

Произведение: "_____________________".

2) Век он в дворниках служил,

Дом хозяйский сторожил.

Герой: ______________________.

Произведение: "_________________________".

3)Кто охранял теремок?

Герой: _________________.

4) В сказке "Двенадцать месяцев" кто подарил колечко падчерице?

Герой: ____________________.

5) Как зовут падчерицу?

Имя: ________________________.

4. Задание "Доскажи словечко" . Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений. (3 мин) Возможно заработать 6 баллов (6 слов). 
1) Кто стучится в дверь ко мне, 
С толстой сумкой на ремне, 
С цифрой 5 на медной бляшке, 
В синей форменной фуражке? 
Это он, 
Это он, 
Ленинградский почтальон. 
Маршак С.Я. "Почта". 
2) Жил человек рассеянный 
На улице Бассейной. 
Сел он утром на кровать, 
Стал рубашку надевать, 
В рукава просунул руки - 
Оказалось, это брюки. 
Маршак С.Я. "Вот какой рассеянный".

Карточка для 4 задания.

Класс: 4 " ___"

4. Задание: Дописать слова - восстановить строки знаменитых стихотворений.

1) Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ____________ ,

С цифрой 5 на медной бляшке,

В синей форменной ________________ ,

Это он,

Это он,

Ленинградский _____________________ .

2) Жил человек _____________________

На улице Бассейной.

Сел он утром на ________________ ,

Стал рубашку надевать,

В рукава просунул руки -

Оказалось, это ___________ .

5. Задание "Кто больше". Перечислить определённые предметы, встречающиеся в произведениях. (6 мин) Можно получить максимально 34 балла.

1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок": 
1)лягушка 
2)мышка 
3)петух 
4)ёж 
5)волк 
6)лиса 
7)медведь

2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке": 
1)мышка 
2)утка 
3)жаба 
4)лошадь 
5)свинка 
6)курица 
7)щука 
8)кошка

3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом": 
1)свинья 
2)петух 
3)курица 
4)козёл 
5)коза

4.Что сдавала дама в багаж: 
1)диван 
2)чемодан 
3)саквояж 
4)картина 
5)корзина 
6)картонка 
7)маленькая собачонка

5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев": 
1)корзина золота (в которой принесли подснежники) 
2)бархатная шуба на седой лисе 
3)участие в королевском новогоднем катании

6.Кто такой Маршак (его профессии в литературе): 
1)поэт 
2)писатель 
3)переводчик 
4)драматург

Ведущий: Маршак сделал надпись на книге переводов. 
"В одно и то же время океан 
Штурмует скалы севера и юга. 
Живые волны - люди разных стран - 
О целом мире знают друг от друга".

Карточка для 5 задания.

Класс: 4 " ___"

5. Задание: перечислить предметы, встречающиеся в произведениях.

1.Назвать животных - героев сказки Маршака "Теремок": 
1)__________________ 
2)__________________ 
3)__________________ 
4)_________________ 
5)__________________ 
6)__________________ 
7)__________________

2.Перечислить, кто пел песню мышонку в сказке "О глупом мышонке": 
1)__________________ 
2)__________________ 
3)__________________ 
4)__________________ 
5)__________________ 
6)__________________ 
7)__________________ 
8)__________________

3.Кто пришёл в гости к кошке в сказке "Кошкин дом": 
1)__________________ 
2)__________________ 
3)__________________ 
4)__________________ 
5)__________________

4.Что сдавала дама в багаж: 
1)__________________ 
2)__________________ 
3)__________________ 
4)__________________ 
5)__________________ 
6)__________________ 
7)__________________

5.Что пообещала королева за корзину подснежников в пьесе "Двенадцать месяцев": 
1)______________________ 
2)______________________ 
3)______________________

6.Кто такой Маршак (его профессии в литературе): 
1)____________________ 
2)____________________ 
3)____________________ 
4)____________________

Ведущий (во время выполнения командами 5-го задания).

Игра со зрителями

Вам надо ответить, какой месяц говорит эти слова в пьесе "Двенадцать месяцев". 
1) Снег теперь уже не тот - 
Потемнел он в поле. 
На озёрах треснул лёд, 
Будто раскололи. 
Облака бегут быстрей, 
Небо стало выше. 
Зачирикал воробей 
Веселей на крыше. 
Всё чернее с каждым днём 
Стёжки и дорожки, 
И на вербах серебром 
Светятся серёжки. 
(Март). 
2) Разбегайтесь, ручьи, 
Растекайтесь, лужи! 
Вылезайте, муравьи, 
После зимней стужи! 
Пробирается медведь 
Сквозь лесной валежник, 
Стали птицы песни петь, 
И расцвёл подснежник. 
(Апрель).

5. Конкурс - домашнее задание. Чтение отрывков из стихотворений Маршака наизусть.

Жюри оценивает по пятибалльной системе.

Пример:

Самуил Маршак

Котята. 
Два маленьких котёнка поссорились в углу. 
Сердитая хозяйка взяла свою метлу 
И вымела из кухни дерущихся котят, 
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват. 
А дело было ночью, зимою, в январе. 
Два маленьких котёнка озябли на дворе. 
Легли они, свернувшись, на камень у крыльца, 
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца. 
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь. 
- Ну что? - она спросила. - Не ссоритесь теперь? 
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег. 
Со шкурки отряхнули холодный, мокрый снег. 
И оба перед печкой заснули сладким сном. 
А вьюга до рассвета шумела за окном.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: Поэт предвидел, что его стихи будет читать не одно поколение. Вот что написал Маршак в 1962 году: 
"Читатель мой особенного рода: 
Умеет он под стол ходить пешком. 
Но радостно мне знать, что я знаком 
С читателем двухтысячного года!"

Учащийся 3.

Самуил Маршак

Пожелание друзьям. 
Желаю вам цвести, расти, 
копить, крепить здоровье. 
Оно для дальнего пути - 
Главнейшее условие. 
Пусть каждый день и 
каждый час 
Вам новое добудет. 
Пусть добрым будет ум у вас, 
А сердце умным будет. 
Вам от души желаю я, 
Друзья всего хорошего. 
А всё хорошее, друзья, 
Даётся нам недёшево!

Уч-ся раздаёт напечатанные стихи всем участникам и жюри.

Награждение победителей и участников.

Ведущий. Дорогие ребята, спасибо за игру. Желаем вам дальнейших успехов в изучении детской литературы!

Конец

Литература: 
1.С.Маршак. Сказки, песни, загадки. Стихотворения. В начале жизни (Страницы воспоминаний). - М.: "Детская литература", 1981. 
2.Журнал "Начальная школа" № 18/2007. 
3. Биографии писателей

1 место - класс

2 место - класс

3 место - класс

Благодарность за участие - классы.

Самуил Маршак

Пожелание друзьям. 
Желаю вам цвести, расти, 
копить, крепить здоровье. 
Оно для дальнего пути - 
Главнейшее условие. 
Пусть каждый день и 
каждый час 
Вам новое добудет. 
Пусть добрым будет ум у вас, 
А сердце умным будет. 
Вам от души желаю я, 
Друзья, всего хорошего. 
А всё хорошее, друзья, 
Даётся нам недёшево!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

Мурзаханова Н.Ф. презентация к уроку литературного чтения во 2 классе Сказки народные и литературные В.И. Даль Девочка Снегурочка и русская народная сказка

Мурзаханова Н.Ф. Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе по теме: "Сказки народные и литературные В.И. Даль" Девочка Снегурочка" и русская народная сказка." УМК "Школа 21 в"...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...