ПАМЯТКИ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
учебно-методический материал по чтению

Курилина Виктория Александровна

ПАМЯТКА ОТЗЫВ, ПАМЯТКА АНАЛИЗ, ПАМЯТКА РАССКАЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

Отзыв о прочитанной книге.

      1. Автор книги.          

      2. Название книги.

      3. Вступление, в котором кратко описываются время и место действия книги. Перечисляются главные герои с кратким пояснением, кто они.

      4. Краткий пересказ основных событий (сюжет) с выделением самого захватывающего момента книги.

      5. Чему научила тебя эта книга? О чём заставила тебя задуматься?                   



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

План анализа басни.

      1. Прочитай произведение. Подумай, почему оно является басней.

      2. Попробуй передать мораль (основную мысль) басни своими словами.

      3. Обрати внимание на то, как написана басня – прозой или стихами. Найди рифмы.

      4. Какие недостатки, встречающиеся у людей, высмеиваются в этой басне?

      5. Какие фразы, выражения показались тебе наиболее яркими, образными, запоминающимися?

      6. Перечисли основные черты характера главных героев басни.

      7. Подумай, какие пословицы ближе всего к морали этой басни.

      8. Что тебе показалось в этой басне смешным, а что – поучительным?

      9. Подготовься к выразительному чтению басни. Прочитай басню по ролям.

      10. Какие выражения из этой басни обогатили русский язык, украсили нашу речь?



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

План анализа рассказа.

        1. Прочитай рассказ. Обрати внимание на имя автора. Подумай, когда и где рассказ написан. Что ты знаешь об авторе?

        2. Подумай, какой из трёх типов текста здесь преобладает:

*повествование (рассказывает);

*описание (показывает);

*рассуждение (доказывает).

        3. Вкратце передай сюжет (основные события) рассказа.

        4. Что, по-твоему, является кульминаций (высшей точкой напряжения в развитии действия) этого рассказа?

        5. Каких героев ты считаешь положительными, а каких отрицательными и почему?

        6. Что в этом рассказе тебя рассмешило, а что показалось грустным?

        7. Какому герою ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.

        8. В чём, по-твоему, главная идея этого произведения? О чём нам предлагает задуматься автор?

        9. Выпиши из рассказа несколько наиболее точных, ярких глаголов и прилагательных. Подбери к ним синонимы (слова близкие по смыслу).

        10. Как ты думаешь, как сложится судьба героев в будущем?

        11. Если бы ты рекомендовал своему другу прочитать этот рассказ, то какие основные достоинства произведения ты бы отметил?



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

План анализа сказки.

         1. Прочитай сказку. Обрати внимание на то, есть ли у неё автор или она относится к устному народному творчеству.

         2. Как ты думаешь: что в этой сказке взято из реальной жизни, а что в ней вымышлено?

      3. Что тебя в этой сказке увлекло: сюжет (основные события) или описание волшебства? Какие волшебные предметы из этой сказки стали частью нашей реальной жизни? Чего на самом деле никогда не может быть?

      4. Какой момент в сказке можно считать самым захватывающим?

      5. Назови положительных и отрицательных героев этой сказки, перечисли основные черты их характеров, вспомни самые значительные поступки.

      6. Какому герою сказки ты больше всего сопереживал? Опиши, какие чувства ты испытывал вместе с героем.         

      7. Какими пословицами ты мог бы передать основную мысль этой сказки? В какой фразе сказки выражена её главная мысль?

      8. Знаешь ли ты другие сказки, в чём-то близкие по сюжету, замыслу и характеру главного героя?



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА

План рассказа о герое.

        1. Расскажи о понравившемся герое. (Мне очень понравился(ась)… Я восхищаюсь… Мне очень понравился(ась)…)

        2. Опиши внешность героя (его лицо, одежду, манеру поведения).

        3. Вспомни, о каких поступках, мыслях, действиях лучше всего раскрывается характер героя?

        4. Перечисли основные черты характера понравившегося (непонравившегося) героя.

        5. Расскажи о взаимоотношениях с другими персонажами.

        6. Назови героев других произведений, которые в чём-то схожи с этим персонажем.

        7. Подумай и скажи, в чём тебе самому хотелось (не хотелось) бы походить на этого героя?

        8. Вспомни, какая из пословиц, поговорок и крылатых фраз могла бы лучше всего передать характер этого героя?

        9. Если бы ты был художником, то в какой момент изобразил бы своего любимого героя, какое бы у него было выражение лица, как бы ты его одел, что было бы вокруг?



Предварительный просмотр:



Предварительный просмотр:

Слова - чувства

                                

радость

удивление

гордость

благодарность

надёжность

любовь

страдание

гнев

тревога

испуг

одиночество

уважение

грусть

обида

ненависть

умиление

раскаяние

жалость

Слова – характеристики

усталый

жадный

добрый

грязнуля

старательный

бережливый

самостоятельный

безразличный

нежный

заботливый

грустный

отзывчивый

наблюдательный

остроумный

радостный

 

любопытный

ворчливый

справедливый

аккуратный

глупый

одинокий

воспитанный

уважительный

беспокойный

гордый

терпеливый

щедрый

умеет сопереживать

любознательный

неловкий

образованный

уверенный

наивный

весёлый

дерзкий

добродушный

ласковый

самоуверенный

эгоистичный

неуклюжий

чуткий

настойчивый

мудрый

        

Словарь настроений

робкое

шаловливое                                                      серьёзное

 спокойное                                                          солнечное

сердитое                                                             беспокойное

хвастливое                                                         весёлое

радостно                                                             сочувствующее

сердитое                                                             беспокойное

бодрое                                                                 таинственное

шутливое                                                            добродушное

боязливое                                                           тревожное

обиженное                                                          капризное

смешное                                                              светлое

печальное                                                         скорбное

любознательное                                                мрачное

тоскливое                                                          грустное

тоскливое                                                          грустное

боязливое                                                          

хмурое                                                                

тревожное

Схема анализа

1. Читал (а) с чувством?

2. Соблюдал(а) нужную интонацию?

3. Правильно ли выдерживал(а) паузы?

4. Правильно ли ставил(а) логические ударения?

5. Не было ли при чтении ошибок в словах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки по литературному чтению

В данном материале можно будет найти памятки для учащихся по следующим темам:- знакомство с новой книгой;- составление плана рассказа;- заучивание стихотворения наизусть;- работа над кратким пересказо...

Памятки по литературному чтению.

памятки по различным видам работы с текстом...

Памятка по литературному чтению.

Данная памятка разработана в помощь ученикам при подготовке домашнего задания по литературному чтению....

Памятки по литературному чтению

Памятки для подготовки пересказа и выразительного чтения....

Памятки по литературному чтению.

Правило-совет для читателя1.       Старайся читать вслух, не торопись, глубже вникай в смысл прочитанного.2.       Обрати внимание на то, ка...

Памятка по литературному чтению

Данная памятка разработана по технологии критического мышления через чтение и письмо. Можно использовать в разных УМК....

Памятки по литературному чтению для учащихся.

Правила чтения для учащихся. Как готовить домашнее задание по чтению...