Методическая разработка по литературному чтению "Мой дом".К.Паустовский
методическая разработка по чтению (3 класс)

Методическая  разработка включает в себя применение ИКТ на уроке литературного чтения, текстовый материал для работы в парах. Данный урок входит в раздел «Глухая пора листопада». Продолжается работа над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения. На этапе «открытия нового знания» формируется умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью, выстраивание последовательности событий, умение анализировать эпизоды. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                             учитель начальных классов

  МОУ СОШ №6

Составитель: А. М. Назаренко, учитель начальных классов, I категория, «Средняя общеобразовательная школа №6» г.Салехард.

Аннотация:

Урок разработан учителем начальных классов МОУ СОШ №6 Назаренко Аллой Марьяновной. Тема урока: « К Паустовский "Мой дом". Рекомендован учащимся 3 класса.

Цели и задачи:

  • учить правильному осознанному чтению;
  • учить делить текст на части, озаглавливать, составлять план с помощью учителя, выделять главную мысль произведения; учить отвечать на вопросы к тексту; учить самостоятельно читать несложные рассказы, пересказывать их; заучивать наизусть стихотворения; развивать память, логическое мышление, связную речь; проводить работу над беглостью и выразительностью чтения; учить высказывать свое мнение о произведении.

Методическая  разработка включает в себя применение ИКТ на уроке литературного чтения, текстовый материал для работы в парах. Данный урок входит в раздел «Глухая пора листопада». Продолжается работа над развитием устной речи учащихся и навыков выразительного чтения. На этапе «открытия нового знания» формируется умение осмысливать заглавие произведения, его связь с содержанием произведения и главной мыслью, выстраивание последовательности событий, умение анализировать эпизоды. Параллельно с изучением нового материала идет лексическая работа: наблюдение над значениями слов, уточнение и объяснение значений слов (в том числе с помощью статей из толкового словаря). Для достижения устойчивого интереса к уроку проводится частая смена видов деятельности, выполнения детьми различных учебных задач. Применение на уроке ИКТ  позволяет активизировать детей. Также возможности ИКТ используются при проверке работы учащихся в паре. Домашнее задание содержит творческий характер. Использовалось программное обеспечение:

  1. MS Word 2003
  2. MS Power Poind 2003

Методическая записка.

Процесс внедрения информационной технологии в обучение школьников достаточно сложен и требует фундаментального осмысления. Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап урока можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение ИКТ в учебный процесс позволяет учителю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на уроках, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. ИКТ можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование ИКТ в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. Одним из результатов обучения и воспитания в школе первой ступени должна стать готовность детей к овладению современными компьютерными технологиями и способность актуализировать полученную с их помощью информацию для дальнейшего самообразования. Для реализации этих целей возникает необходимость применения  информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе.

Применение  ИКТ на уроках позволяет: развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира; овладевать практическими способами работы с информацией; развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;  активизировать познавательную деятельность учащихся;

            Применяя на своих уроках ИКТ, я, прежде всего, заинтересовываю  детей своим предметом, делаю его интересным и разнообразным, а урок - эмоционально насыщенным и эмоциональным. Также сокращается время контроля и проверки знаний учащихся. Для этого используются различные тесты и задания. Ученики, выполняя задания контрольного характера, учатся навыкам контроля и самоконтроля, им постоянно приходится возвращаться на тот или иной этап или в ту или иную тему, чтобы правильно ответить на вопросы.

Для развития творческих способностей учащихся и активизации их познавательной деятельности предлагаю им творческие задания. Работа обучающихся над заданиями такого типа привлекательна тем, что проявляется личностная ориентация педагогического процесса, происходит поиск и развитие способностей, заложенных природой в каждом ребенке. На разные уроки подбираю презентации, по разным темам. Урок от этого становится интереснее. Материал, традиционно трудно усваиваемый, при использовании электронных приложений к урокам, тестов, у ребят вызывает интерес к предмету и углубляются знания по предметам. Неограниченные возможности использования информационных технологий предоставляет и внеурочная деятельность.  Использование информационно – коммуникационных  технологий помогает стимулировать творческую активность обучающихся. Создание презентаций, слайд – проектов и всевозможных  проспектов способствует развитию эстетической, общекультурной, коммуникативной, ценностно-смысловой, информационной компетенций

Таким образом, внедрение новых информационных технологий в учебный процесс начальной школы позволяет в доступной форме использовать познавательные и игровые потребности учащихся для познавательных процессов и развития индивидуальных качеств.


Урок литературного чтения в 3 классе

Тема: К. Паустовский «Мой дом».

Цель: 1.Познакомить учащихся с произведением К.Г. Паустовского “Мой дом”. Учить высказывать свою точку зрения. 2.Развивать учебные и читательские умения: учить слышать тон автора, правильно называть произведение (фамилия автора и заглавие, тему, жанр), выявлять авторскую точку зрения и роль автора, работать над выразительностью чтения. 3.Воспитывать бережное отношение к окружающему.

Оборудование: портрет К.Г. Паустовского, слайд с пейзажем Мещерской стороны, книги К.Г. Паустовского. Презентация.

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний.

(На слайдах 2-7 меняются картины осени, учитель читает стихотворение  на фоне музыки Чайковского «Времена года» «Октябрь»).            

                 Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

                 Листья пожелтелые по ветру летят;

                 Лишь вдали красуются, там на дне долин,

                 Кисти ярко-красные вянущих рябин.

- Созвучно ли это стихотворение с темой раздела, который мы читаем? Почему?

(Да. Стихотворение об осени. Раздел называется «Глухая пора листопада…»

- Кто из вас продолжит читать строки русских поэтов? (Дети читают наизусть несколько строк из стихотворений других поэтов)

- А сейчас заслушаем ребят, которые сочинили свои стихи об осени? ( 2-3 ученика читают свои произведения)

- Какие картины вы представили, когда читали стихи?

- А можно ли догадаться какую осень описывают поэты в стихах, которые вы читали дома? (Да)

- По каким приметам  в каждом стихотворении можно догадаться, что речь идет о наступлении осени (« Скоро осень проснется…»),  о ранней осени («Есть в осени первоначальной….»),  о поздней осени («И первые морозы…»)?

-Давайте прочитаем стихотворения в том порядке, как наступает осень.

 (Ученик читает стихотворение  К. Бальмонта) СЛАЙД 8

- Так какая же осень  у  К. Бальмонта? (Грустная.)

- Почему грустная? Откуда эта грусть? (Грусть от приближающейся осени. Поэт говорит, что осень только-только наступает, птицы собираются улетать на юг, меньше солнечных дней, уже не пахнут цветы (нет благовонья…), но красота еще не увяла: деревья блистают  в разноцветном уборе…).

- Ребята, в своем стихотворении К. Бальмонт  говорит о природе, как о живом существе. Как называется этот прием? (Олицетворение.) 

- Почему поэт применил этот прием? (Потому что сравнивает осень с живым существом, человеком)

- Подтвердите свой ответ. ( «Скоро осень проснется и заплачет спросонья…»)

- Следующее стихотворение какого автора прочитаем? ( Ф. Тютчева «Осень»).

 (Ученик читает). СЛАЙД 9.

- О какой осени говорит поэт в своем стихотворении? (Поэт описывает начало осени, что в ней короткая, но дивная пора).

- Что же это за короткая, но дивная пора в начале осени? Какой вы ее увидели? (кругом паутина, тишина и простор убранных полей (ТЕПЕРЬ УЖ ПУСТО ВСЕ…), синева неба. Природа  наслаждается покоем. Весь день стоит как бы хрустальный…, значит, иней на траве), …пустеет воздух, птиц не слышно боле, значит птицы все улетели в теплые края. Первые зимние бури еще не так скоро…)

- Кто прочтет следующее стихотворение?

(Ученик читает стихотворение  А. С. Пушкина).СЛАЙД 10.

- Какая же осень  у А. С. Пушкина? ( Поздняя  осень).

- Из каких слов видно? («Унылая пора! Очей – очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…»)

- Какие чувства передаёт поэт? (Чувства восхищения, чувства грусти, т. к. осень уходит.

- Какие строки из стихотворения об этом говорят? (люблю я пышное природы увяданье(т.е скоро вся листва исчезнет, увянет), в багрец и золото одетые леса…) Свежее дыханье и ветер шум, редкий солнца луч, и первые морозы. Поэт констатирует, что осень уходит и приближается зима)

- Почему А. С. Пушкин называет осень унылой порой? (Потому что это пора увяданья природы, листья опадают, деревья стоят голые, краски тускнеют, появляется больше серого.)

- А почему же это все-таки и пора очей очарованье? (Потому что это увяданье очень яркое. Игра цветов. Природа всё разукрасила цветным ковром)

- Итак, какая же осень у трех поэтов? ( Осень у поэтов разная. У Бальмонта – грусть от приближающейся осени. У Тютчева - одно мгновение. У Пушкина – это пышные, но печальные картины.)

 - А каким настроением проникнуты эти стихи? (То же разным. У К. Бальмонта – грустное У Ф. Тютчева - спокойное, у  А. С. Пушкина – печальное.)

-Итак, мы наблюдали в природе три периода осени: начало осени, середина осени, поздняя осень.

- Передали ли свои чувства ребята при описании осенней природы? (Да, стихотворение про позднюю осень читали проникновенно, мы представляли картины осени…)

- Итак, сегодня наши ребята выступали в роли поэтов и чтецов.

  1. Вступительная беседа, работа с иллюстрацией. Антиципация чтения/ прогнозирование содержания.

- Давайте откроем учебник на стр. 179 и рассмотрим иллюстрацию.

- Что изображено на картинке? Кого мы видим?

- Где происходит действие?

-Какое время года изобразил художник?

-Почему?

- Прочитайте имя и фамилию автора. (К. Паустовский) СЛАЙД 11

- Нам знакомо имя автора? (Да)

- Какие произведения К. Паустовского вам знакомы? ( «Кот Ворюга», «Жильцы старого дома»).СЛАЙД 12

- Прочитайте название произведения. ( «Мой дом») СЛАЙД 13

- Как вы думаете, о ком будет это произведение?

- Прочитайте ключевые слова: СЛАЙД 14

Облетающий сад, осенняя ночь,  высокий частокол, западня для котов, берут дом в осаду, кукан с рыбой, ждут вечера, вцепиться мертвой хваткой, сверчок, безмолвие воды, счастье, густой сад.

- Поделитесь своими предположениями, о чем будем читать.

- Кто будет главным героем?

-Оправдаются ли наши предположения, мы узнаем, когда прочитаем произведение.

-Поработаем над произведением К. Паустовского.

-Из скольких частей состоит произведение?  ( Из 2-х частей)

  1. Работа с текстом во время чтения.

Первичное чтение  и озаглавливание 1-й части рассказа.

Комментированное  чтение, диалог с автором.  (Одновременно идёт словарная работа).

- Приготовьте карандаш. Во время чтения подчеркните слова, значения которых вы не знаете.

Обшитая серым тёсом - досками СЛАЙД 15

Частокол - забор, где колья или доски расположены близко друг к другу – часто, а щели между ними узкие.

Западня - ловушка.

Берут дом в осаду - т. е. окружают его со всех сторон. СЛАЙД16

 Кукан – это приспособление для навешивания пойманной рыбы. Берется веревка, проволока внизу которой крепится поперечная палочка, для того чтобы рыба не спадала. Навешивание производится путем продевания через жабры (показ иллюстрации с изображением кукана). СЛАЙД 17

  1. Вопросы после чтения 1-й части.

- Как вы думаете, какое настроение у хозяина дома в осеннюю пору в деревянной избе?

- Какие звуки, запахи вы услышали в последних двух абзацах? (Тишина, запах листвы, трав, осеннего увядания, звуки листопада, шуршание листьев…).

- Как бы вы озаглавили первую часть?  Работа в тетради. Стр. 29, задание 1.

(Осаждённая изба) СЛАЙД 18

ФИЗМИНУТКА.

ОСЕНЬЮ ЛИСТЬЯ ШУРШАТ ПОД НОГАМИ (шагают).

ДЕРЕВЬЯ В УБОРЕ КРАСИВОМ СТОЯТ (крону дерева показ: руки поднимаем снизу вверх

ВЕТЕР ЛИСТОЧКИ С ДЕРЕВЬЕВ СРЫВАЕТ (руки вверх, покачивания влево, вправо, повороты туловищем)

ОНИ СЛОВНО В ТАНЦЕ КРУЖАТСЯ, ЛЕТЯТ.

А ТЕПЕРЬ, ГЛАЗА ЗАКРОЙТЕ: МЫ В ОСЕННИЙ ЛЕС ПРИШЛИ.

ВДОХ ГЛУБОКИЙ ВЫПОЛНЯЙ (вдох и выдох -3 раза).

ЗАРЯ БОДРЫЙ ПОЛУЧАЙ И К УРОКУ ПРИСТУПАЙ!

  1. Чтение 2-й части учителем. (Нацелить)

- Прослушайте вторую часть. Представьте себе осенние картины, попробуйте почувствовать настроение автора, ощущение счастья наедине с природой. (Читает учитель)

- Какие картины предстали перед вами? Разбейте эту часть на картины. Составьте план. (Работа в тетради на стр. 29, задание 1.)

- Какая первая картина?...

План .Слайд 19

  1. Беседка в глубине сада.
  2. Ночной осенний дождь.
  3. Туманный рассвет и бодрящий душ.
  4. Песня сверчка.
  5. Уход на рассвете.
  6. Затерянность в огромном мире.

- Какое настроение передал автор? 

- А в каких словах автор передает чувства ощущения счастья наедине с природой? 

- Из каких слов видно, что К. Паустовский счастлив в родных местах? Давайте обратимся к произведению и  прочитаем строки.

- В чём же секрет, по-вашему, этого счастья среди осеннего увядания? (К. Паустовский  общается с природой, отдыхает, наблюдает, у него рождаются новые мысли. Значит, он счастлив, значит,  любит свой край тонко и поэтично. Природа вдохновляла автора)

- Вы абсолютно правы,  и мне хочется прочитать строчки  К. Паустовского, в которых он рассказывает об ощущении  осени: Слайд 20

   «Много было примет осени, но я постарался запомнить их. Одно я знал твёрдо – что никогда не забуду этой осенней горечи, чудесным образом соединённой с лёгкостью на душе и простыми и ясными мыслями.

   Чем угрюмее были тучи, волочившие по земле мокрые, обтрёпанные подолы, чем холоднее дожди, тем  свежее становилось на сердце, тем легче, как бы сами по себе, ложились на бумаге слова». СЛАЙД 21

У Паустовского есть произведение  о красоте природы, о чувствах, которые она вызывает. Называется оно “Мещерская сторона”. Это произведение состоит из частей. Каждая часть имеет свое название. “Мой дом” является одной из частей этого произведения. (Показать книгу К. Паустовского «Мещерская сторона».) СЛАЙД 22

- Знаете, ребята, а ведь открыл Мещеру для себя Паустовский случайно. Мещерская сторона или Мещера-это место под самой Москвой. Однажды ему в руки попала карта. Карта была потертой и старой. На ней виднелись леса, деревушки, проступали ниточки рек. Паустовский смотрел на карту и думал, что просто обязан увидеть все своими глазами. В то же самое лето он уехал в Мещеру. Он бродил меж озер, вдыхал запах сосен, засыпал в стогу. Он писал о самой обыкновенной кашке, о запахе только что испеченного хлеба, рыбной ловле. Писал и чувствовал себя совершенно счастливым. Паустовский не жил в Мещере постоянно, он жил в Москве. Но как только выпадала первая возможность, он бросал все и возвращался в Мещеру. Он любил этот край и сумел рассказать о нем тонко и поэтично.

VII. Работа в парах.

-А сейчас вам предстоит поработать в паре и обсудить, какое из предложенных слов является авторским. С этой целью выполним задание на карточке, где вы должны будете выбрать и подчеркнуть авторское слово. Итак, приступили к заданию. СЛАЙД 23

  «Впереди – (ДЛИННЫЙ, СКУЧНЫЙ, ПУСТЫННЫЙ) сентябрьский день. Впереди – затерянность в этом огромном мире пахучей листвы, трав, осеннего увядания (ТИХИХ, ЗАТИШЛИВЫХ, СПОКОЙНЫХ) вод, облаков, низкого неба. И эту затерянность я всегда ощущаю как  (РАДОСТЬ, ПРАЗДНИК, СЧАСТЬЕ)».

- Проверьте себя по учебнику на стр.181, последний абзац. Чья пара точно определила авторское слово? Кто допустил ошибки? Какой вывод вы можете сделать для себя?

-Итак, с произведением какого автора мы познакомились на уроке?

-Оправдались наши предположения? В чем совпали первоначальные предположения?

– Кто же главный герой? (К. Паустовский, который наблюдал и описал природу. Автор был там. Это его дом, он там жил.).

- Для чего К. Паустовский включил в свое произведение котов, синиц, воробьев? (Чтобы произведение было яркое, живое, интересное…)

-Зачитайте описание котов, воробьев.

-К  какому жанру относится произведение К. Паустовского? (Рассказ) СЛАЙД 24

- Почему? Что мы знаем о рассказе? ( Рассказ-это небольшое худ. произведение о каком-либо событии в жизни человека, что с ним было до и после этого события. Маленькое по объему, один или несколько героев.)

- Почему этот рассказ размещен в этом разделе? (К. Паустовский любил осень, поэтому  рассказывает о доме в период осени, включает в рассказ осенние пейзажи и т. д.)

-Давайте обратимся к иллюстрации.

-Какой именно фрагмент произведения проиллюстрировал художник? Зачитайте строки из произведения.

- Точен ли художник в деталях?

- Почему рассказчик называет сентябрьский день пустынным?

- Что, по-вашему, вкладывает К. Паустовский в понятие «Мой дом»?  Только ли это старая бревенчатая изба? (Это и сад, и колодец, и пёс Дивный, и коты, и любопытные воробьи, и беседка, заросшая виноградом, и природа, которую он наблюдал и понимал… Это мир вокруг него…)

VIII . Рефлексия

-Итогом нашего урока послужит тест. Посмотрим, насколько были вы внимательны в течение урока. С этой целью выполним задание: необходимо выбрать правильный ответ из трех предложенных. Приступим к работе. СЛАЙД 25

- Давайте проверим ответы. СЛАЙД 26

- Поднимите руку, кто не допустил ни одной ошибки.

-Как вы оцениваете свой вклад в проведении урока?

-Кто считает, что работал хорошо?

-Над чем еще нужно поработать?

-Что на уроке было интересным?

-Безусловно, вы сегодня проявили себя с успешной стороны: было много полных ответов, дополнений. Но все же мне бы хотелось отметить лучших из лучших …

IX. Дома: сочинение- миниатюра: представьте, что вы ночуете в беседке, напишите    о звуках и запахах  осеннего сада; пересказ 2-ой части.

Используемая литература:

1.Проблемный урок или как открывать знания с учениками. Е. Л. Мельникова.

2.Методические рекомендации для учителя. Уроки чтения по книге «В одном счастливом детстве». 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« К.Г.Паустовский «Однажды ночью я проснулся…» Методическая разработка урока литературного чтения

« К.Г.Паустовский «Однажды ночью я проснулся…» Методическая разработка урока литературного чтения во2 классе...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: К.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме "Константин Паустовский. Растрепанный воробей"

Тема урока: «К. Паустовский «Растрёпанный воробей».                                   ...

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме К.Паустовский "Барсучий нос"

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме  К.Паустовский "Барсучий нос" Технология работы с текстом с элементами критического мышления.Задачи:1) формироват...

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе .К.Г.Паустовский. " Корзина с еловыми шишками"

Данная методическая разработка предназначена для учителей начальной школы, работающих по программе «Школа России». Технологическая карта  урока составлена с учетом требований ФГОС НОО...