Главные вкладки

    Урок литературного чтения во 2 классе по были Л.Н. Толстого "Лучше всех"
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Бурмистрова Татьяна Николаевна

    Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по произведению Льва Николаевича Толстого "Лучше всех"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon luchshe_vseh_tehnolog_karta.doc71 КБ

    Предварительный просмотр:

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

    КЛАСС: 2

    УМК: «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА»

    ТЕМА УРОКА: Л. Н. ТОЛСТОЙ «ЛУЧШЕ ВСЕХ»

    УЧИТЕЛЬ: БУРМИСТРОВА Т.Н. МОУ «СОШ С. ИРИНОВКА»

    Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

    Педагогические задачи: способствовать формированию представления о понятии быль, обогащению читательского опыта; создавать условия для обучения краткой характеристике героев произведений, сравнению были с рассказом, отработки навыка выразительного чтения; содействовать воспитанию нравственных чувств

    Планируемые результаты

    Предметные: определяют понятие быль; ориентируются в тексте, определяют его основную мысль; пользуются средствами речевой выразительности

    Метапредметные:

    познавательные: овладевают приемами понимания произведения; строят речевые высказывания в устной форме; осуществляют анализ; используют простые речевые средства для решения задач;

    регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие; адекватно воспринимают оценку учителя;

    коммуникативные: осуществляют взаимодействие с окружающими; проявляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

    Личностные: выражают этические чувства (стыд, вина, совесть) на основе анализа простых ситуаций; проявляют интерес к учебному материалу

    Образовательные ресурсы: модели обложек, портрет Л. Толстого, книги Л.Н. Толстого, конверты с пословицами, презентация к уроку.

    Ход урока

    Этап урока

    Содержание деятельности учителя

    Содержание деятельности обучающихся (осуществляемые действия)

    Формируемые способы
    деятельности

    I. Организация начала урока

    Мотивация к учебной деятельности

    – Какой сейчас урок?

    – Проверим готовность и повторим законы урока:

    1.Уважать друг друга

    2. Дать возможность высказаться своим товарищам.

    3. Быть терпеливым.

    4. Вести себя спокойно.

    5. Не выкрикивать.

    6. Поднимать руку, если хочешь ответить.

    – Какое нужно настроение, чтобы урок получился  удачным?

    – Давайте подарим друг другу хорошее настроение. А сейчас потрите ладошки так, чтобы они стали тёплыми, посмотрите на своего соседа, передайте своё тепло, улыбнитесь ему и пожелайте друг другу удачи 

    – Урок литературного чтения.

    – Хорошее.

    Дети улыбаются

    Владеют навыками самоорганизации: организация рабочего места, настрой на урок, называют законы урока.

    II. Актуализация знаний, постановка учебной задачи

    -А что мы делаем  уроках литературного чтения?

    -Какой большой раздел мы закончили?

    - Какой жанр входил в данный раздел?    (сказки      С )

    - Как звали в сказках лиса?   (Миккель   - М  )

    - На какую букву заканчиваются имена мышат в сказке «Колосок»?  ( Круть, Верть Ь)

    - Какое отчество у героя сказки Д.Н.  Мамина-Сибиряка, который жил в воде?   (Ершович      Е  )

    - На какое дерево залез поросёнок, испугавшись волка?    (яблоня      Я  )

    - Какое слово можно составить из полученных букв?    СЕМЬЯ

    -Как вы думаете,  как будет называться наш новый раздел?        

    – Сегодня мы начинаем изучать новый раздел, который называется «Семья и я».

    – Предположите, о чем или о ком мы будем говорить сегодня на уроке.(О семье)

    – Что такое семья?

    Давайте разберём, что входит в это понятие?

    -Семья играет большую роль  в жизни каждого из нас. Русский народ  сложил много пословиц о семье, о семейной жизни, сказок, рассказов и стихотворений

    – Как вы думаете, о чем будут произведения в этом разделе? Какого жанра?

    – Правильно. Ведь самое главное для каждого человека – это семья. 

    Две бабушки, два дедушки,
    Родители и я –
    Вот так и получается
    Обычная семья.

    – Какое первое слово обычно произносит ребенок? Какое слово самое теплое, самое родное, самое нежное?

    – Конечно же, это слово – мама. Вспомните, когда вам страшно или больно, кого вы обычно зовете? А почему?

    – Потому что вы уверены, что мама первой придет  к вам на помощь. Пожалеет, приласкает, посоветует.
    Мама все сделает для вас. А как дети должны относиться к своим мамам?

    Кто пpишёл ко мне с yтpа?
    Мамочка.
    Кто сказал: «Вставать поpа»?
    Мамочка.
    Кашy кто yспел сваpить?
    Мамочка.
    Чаю – в чашку мне  налить?
    Мамочка.
    Кто косички мне заплёл?
    Мамочка.
    Целый дом один подмёл?
    Мамочка.
    Кто цветов в садy наpвал?
    Мамочка.
    Кто меня поцеловал?
    Мамочка.
    Кто ребячий любит смех?
    Мамочка.
    Кто на свете лyчше всех?
    Мамочка.  
    (У. Раджа.)

    – Мама, папа, бабушки, дедушки, дяди, тети, братья, сестры.

    – О родственных взаимоотношениях. Стихи, рассказы, сказки о семье.

    – Мама.

    – Поговорим, побеседуем о маме

    Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свою мысль
    в устной речи.

    Ориентируются в своей системе знаний.

    Делают выводы в результате работы.

    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

    Формулируют ответы на вопросы.

    Формируют и аргументируют свое мнение по обсуждаемой проблеме

    III. Открытие новых знаний

    1. Прогнозирование содержания текста

    – Много рассказов, сказок, стихов написано о маме.
    Сегодня вы познакомитесь с произведением Льва Николаевича Толстого «Лучше всех».

    – Кто автор?

    – Рассмотрите портрет

    - Что вы знаете о Льве Николаевиче Толстом?

    Подготовленные дети рассказывают  о жизни и творчестве Л.Н. Толстого

    Лев Николаевич Толстой - великий русский писатель. Он прожил 82 года и всю свою жизнь посвятил литературе. Его книги переведены на многие языки, их читают во всем мире. Полное собрание насчитывает 90 томов.

    - Он очень долго жил в своем доме в Ясной Поляне. Сейчас там находится музей, который посещают люди всего мира.

    Толстой все время трудился. Он пахал землю, косил траву, пилил дрова, строил избы, шил сапоги. Лев Николаевич считал, что всякий труд полезен и нужен. Уважать можно того человека, который всю жизнь трудился.

    - Лев Николаевич очень любил детей. В то время было мало школ, дети бедных людей вообще не могли учиться. В Ясной Поляне он устроил школу для бедных детей и стал учить их по своим учебникам, которые сам же и написал.

    Он много времени проводил с детьми. Зимой катался с ними на лыжах, санках, а летом ходил с ними в лес. Свои произведения он писал специально для школьников.

    В своих небольших рассказах для детей он писал  о сочувствии, помощи слабым, о настоящей дружбе и смелости

    2. Рассказ
    учителя
    о Л. Толстом

    Сегодня я хочу вам рассказать ещё один очень удивительный факт из жизни Толстого. У Льва Николаевича была очень большая и дружная семья.  Однажды его спросили: что нужно для счастья? Он ответил: «Что нужно для счастья? Тихая семейная жизнь… с возможностью делать добро людям». (Л.Н. Толстой). Писатель рано потерял и мать и отца. И в его сердце на протяжении всех лет жизни жила тоска по матери:

    – Как вы думаете: Для чего нам нужно прочитать текст?

    Отвечают на вопросы.

    3. Чтение были учителем

    Читает произведение

    Внимательно слушают

    4. Первичное закрепление нового знания. Работа над содержанием.

    Кто является героем этого произведения?

    - Где происходили события данного рассказа?

    – О чем произведение? Встретились ли непонятные слова?

    - Как вы думаете, что они обозначают? (разъяснение новых слов)

     - Давайте прочитаем это произведение ещё раз и подумаем,

    – Как автор передал тревогу девочки?

    – Как девочка ответила людям? Прочитайте, передавая чувства девочки.

    – Назовите жанр произведения.

    – Что такое быль?

    Какие произведения Толстого с таким же жанром вам знакомы?

    – Удивленно, убежденно, растерянно.

    – Быль.

    – Быль – это рассказ о действительном событии, происшествии

    Работа с толковым словарём «Книгочей»

    «Лев и собачка»

    5. Моделирование обложки

    Творческое задание: рабочая тетрадь.

    Работа в группах. 

    1 гр. Составьте модель обложки этого произведения

    2 гр.

    Работа с иллюстрацией  по вопросам:

    - К какой части сказки эта иллюстрация? Докажите.

    - На чём художник сосредоточил особое внимание?

    - Мимо чего он прошёл? Чем это можно объяснить?

    - Найдите и прочитайте тот момент были, который изобразил художник.

    3 гр. Инсценировка были

    Моделируют обложку

    Физкультминутка-игра

    Звучит музыка, учащиеся под музыку выполняют упражнения

    Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

    Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

    6.    Самостоятельная работа. Деление текста на части

    – Разделите текст на части. Сколько частей получилось?

    Проверка самостоятельной работы.     (Слайд)

    1-я часть – узнаем, что девочка потерялась;

    2-я часть – узнаем, как ведет себя девочка;

    3-я часть – узнаем, что говорит девочка

    Делят текст на три части.

    Зачитывают по частям

    Умеют высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, оформлять свою мысль в устной речи.

    Ориентируются в своей системе знаний.

    Делают выводы в результате работы.

    Осуществляют взаимный контроль и оказывают в сотрудничестве необходимую взаимопомощь

    7. Беседа по содержанию

    – Как чувствовала себя девочка? Докажите словами из текста. Найдите слова, передающие состояние девочки. Проверка Слайд

    – Как ответила девочка, когда ее спросили о маме?

    – Можно ли по такому описанию найти маму?

    – Если бы вам пришлось описывать маму, как бы вы это сделали? 

    8. Выразительное чтение текста

    Выразительно читают

    9. Подбор эпитетов (работа
    по группам)

    1-я группа. У мамочки глаза – …

    2-я группа. Волосы у мамы – …

    3-я группа. Мамины руки – …

    4-я группа. Улыбка у мамы – …

    По одному человеку из группы читают у доски

    10. Работа с пословицами

    – Русский народ создал в честь мам много пословиц. Найдите среди предложенных пословицы о маме: 

    •  Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. 

    •  Тот не ошибается, кто ничего не делает. 

    •  Нет милее дружка, чем родная матушка. 

    •  При солнышке тепло, при матушке добро. 

    •  Птица рада весне, а младенец – матери. 

    •  У ребенка заболит пальчик, а у матери – сердце. 

    •  Поспешишь – людей насмешишь. 

    •  Слепой щенок и тот к матери ползет. 

    – У меня в запасе есть еще пословица. О чем она?

    •  Мать и высоко подымает, да не больно опустит руку

    – Мама не причинит своему ребенку вреда

    11. Игра «Собери пословицы»

    Лучше матери …

    Без матушке родной и …

    Сердце матери греет …

    лучше солнца

    друга не сыщешь.

    цветы не цветно цветут.

    – Как вы понимаете их смысл?

    – Мама всегда поможет, выручит
    в любой беде, она лучший друг.
    Когда мамы нет, мы скучаем и нам все не в радость

    IV. Итог урока. Рефлексия

    – С чего начался наш урок?

    – Что успели сделать на уроке? - Ребята, что же необычного мы сумели увидеть в произведении? Что взяли для себя нового?

    – Кому пригодятся знания, полученные сегодня на уроке?

    – Где вы можете их использовать? 

    – Что больше всего запомнилось?

    – Что показалось трудным?

    – Удалось ли вам сохранить хорошее настроение?

    Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?

     Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» - красный, «Хорошо» - зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

    Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами.

    Отвечают на вопросы учителя

    Выделяют и осознают то, что уже усвоено
    и что еще нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения

    V. Домашнее

    задание

    Выразительно прочитать быль. Подобрать пословицы о семье. Выучить наизусть стихотворение о маме (по желанию).

    Творческое задание:  написать  рассказ о  своей семье, о том, как вы заботитесь о своих  родных и близких; к рассказу можно сделать рисунок или приложить фотографию

    Записывают задание на дом, задают вопросы

    Выделяют и осознают то, что уже усвоено
    и что нужно еще усвоить


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема:Устное народное творчество и современная поэзия. И. Пивоварова «Жила-была собака». УМК "Перспективная начальная школа"

    Презентация помогает разобраться в отличии и сходстве устного народного творчества и современной поэзии на примере произведения Ирины  Пивоваровой «Жила-была собака»....

    Учебно-методический комплекс к уроку литературного чтения, 2 класс. Тема: «А.Гиваргизов "Мой бедный шарик". М.Карем "Повезло!" Р.Сеф "Лучше всех"

    Цель деятельности учителя: Познакомить детей со стихотворениями «Лучше всех», «Повезло!» ; сделать их психологически близкими и понятными, обратить внимание детей на особенности звучания стиха; тренир...

    Л.Н.Толстой быль "Котенок" урок литературного чтения 2 класс

    Учебное занятие разработано с использованием технологии ИОСО (работа в группе по позициям)...

    Презентация к уроку литературного чтения С.Михалков "Новогодняя быль"

    Данная презентация дает возможность использовать ее на уроке литературного чтения при знакомстве с произведением С.Михалкова "Новогодняя быль" во 2 классе....

    Презентация к уроку литературного чтения С. Михалков "Новогодняя быль". 2 класс.

    Презентация, которая соответствует конспекту урока чтения С. Михалков "Новогодняя быль"....

    Урок литературного чтения "Знакомство с рассказом-былью Л.Н. Толсого «Котёнок»

    Проблема в произведении:  Трусость- Как вы понимаете слово «Трусость?(Трусость-поведение труса, робость ,боязливость)...

    Технологическая карта урока литературного чтения 3 класс "Путешествие по былям-небылицам"

    Задачи урока.Создать условия для обобщения знаний по разделу "Были -небылицы",способствоваать расширению словарного запаса учащихся,формирование умения находить в тексте нужную информацию,ра...