Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению

Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon Исследование на уроках чтения1.14 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения

Слайд 2

«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» Адольф Дистервег

Слайд 3

Что такое исследовательская деятельность учащихся Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.

Слайд 4

В основе исследовательской деятельности лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить .

Слайд 5

Задачи исследовательской деятельности Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательные: создание такого продукта, который будет интересен другим и востребован другими.

Слайд 6

Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия: Целенаправленность и систематичность. Мотивированность. Психологический комфорт. Учёт возрастных особенностей.

Слайд 7

Технология исследовательской деятельности предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний исследовательского поиска её решения; практическую, теоретическую, познавательную значимости предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; обсуждение методов исследования; сбор информации; оформление конечных результатов; презентация полученного продукта; обсуждение и выводы.

Слайд 8

ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская работа – это не урок, который он обязательно должен выучить для получения оценки, а интересная работа, которую кроме него никто сделать не сможет. Ученик должен постоянно чувствовать свободу выбора. Опыт работы показывает, что многие дети не ограничиваются только выполнением заданий учителя, а делают «сверх программы» оригинальные рисунки, записи и т. п. У ребенка должен быть определённый выбор, в исследованиях каждого ученика чувствуется его индивидуальность. Относитесь к любым наблюдениям детей серьёзно. Ученики должны чувствовать значение своей работы. Такое отношение учителя прекрасный стимул для них. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к работе школьников. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если ученик сделал ошибку, неправильный вывод на основе своих исследований, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребёнком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чём он не прав. Дети необыкновенно искренны в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием ошибок, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ученик не должен бояться ошибаться!

Слайд 9

Тренировочное занятие Подготовка к занятию. Выбор темы и методов исследования. Сбор информации. Обобщение результатов поиска.

Слайд 10

Самостоятельное исследование Подготовка к проведению самостоятельного исследования. Определение цели и задач. 3 . Определение гипотезы. 4. Составление плана. 5. Сбор и изучение информации. 6. Оформление результатов исследования. 7. Защита результатов исследования.

Слайд 11

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Слайд 12

Исследовательская работа

Слайд 13

Особенности урока-исследования: наличие единой, интересной для всех участников проблемы; возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений; наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.

Слайд 14

Урок-исследование литературного текста включает следующие структурные компоненты: Сообщение темы. Постановка учебной задачи. Совместный поиск решения учебной задачи. Получение совместного окончательного решения. Обобщение.

Слайд 15

Подходы к анализу сказок Стилистический (языковой) анализ Проблемный анализ Анализ развития действий Анализ художественных образов

Слайд 16

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.

Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....

«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)

Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...

«Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»

                                         «Если ученик в школе не научится сам ничего тво...

Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения

Учитель начальных классов, работающий по новым образовательным стандартам, призван научить ребёнка учиться, формируя универсальные учебные действия. Проблема в том, как их развивать, как мотивировать ...

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"

Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников  на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...

Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"

Презентация  "Формирование навыков  проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...

Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.

      В сфере образования одной из серьезных проблем стала проблема повышения уровня читательской культуры. Творчески работающий учитель не раз задавал себе вопросы: Почему не вс...