Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения
презентация к уроку по чтению
Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 1.14 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» Адольф Дистервег
Что такое исследовательская деятельность учащихся Учебная исследовательская деятельность — это специально организованная, познавательная творческая деятельность учащихся, по своей структуре соответствующая научной деятельности, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, предметностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений, субъективно новых для учащихся знаний или способов деятельности.
В основе исследовательской деятельности лежат: развитие познавательных умений и навыков учащихся; умение ориентироваться в информационном пространстве; умение самостоятельно конструировать свои знания; умение интегрировать знания из различных областей наук; умение критически мыслить .
Задачи исследовательской деятельности Образовательные: активизация и актуализация знаний, полученных обучающимися при изучении определённой темы; систематизация знаний; знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящими за пределы школьной программы. Развивающие: развитие умения размышлять в контексте изучаемой темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал; использовать ИКТ при оформлении проведённого исследования; публично представлять результаты исследования. Воспитательные: создание такого продукта, который будет интересен другим и востребован другими.
Для формирования исследовательских умений необходимы следующие условия: Целенаправленность и систематичность. Мотивированность. Психологический комфорт. Учёт возрастных особенностей.
Технология исследовательской деятельности предполагает: наличие проблемы, требующей интегрированных знаний исследовательского поиска её решения; практическую, теоретическую, познавательную значимости предполагаемых результатов; самостоятельную деятельность ученика; структурирование содержательной части с указанием поэтапных результатов; использование исследовательских методов, то есть определение проблемы и вытекающих из неё задач исследования; обсуждение методов исследования; сбор информации; оформление конечных результатов; презентация полученного продукта; обсуждение и выводы.
ТРЕБОВАНИЯ К ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Работа должна быть организована таким образом, чтобы ребёнок участвовал в ней с желанием, проявлял инициативу, чувствовал, что исследовательская работа – это не урок, который он обязательно должен выучить для получения оценки, а интересная работа, которую кроме него никто сделать не сможет. Ученик должен постоянно чувствовать свободу выбора. Опыт работы показывает, что многие дети не ограничиваются только выполнением заданий учителя, а делают «сверх программы» оригинальные рисунки, записи и т. п. У ребенка должен быть определённый выбор, в исследованиях каждого ученика чувствуется его индивидуальность. Относитесь к любым наблюдениям детей серьёзно. Ученики должны чувствовать значение своей работы. Такое отношение учителя прекрасный стимул для них. Проявляйте доброжелательное, заинтересованное отношение к работе школьников. Никогда не говорите, что ребенок сделал что-то неправильно, что его выводы ошибочны. Это может погасить интерес к работе. Даже если ученик сделал ошибку, неправильный вывод на основе своих исследований, не акцентируйте на этом внимание, а при помощи наводящих вопросов, незаметно, совместно с ребёнком проанализируйте его действия, чтобы он сам понял, в чём он не прав. Дети необыкновенно искренны в своих высказываниях, но эту искренность легко уничтожить окриком, указанием ошибок, неоправданной требовательностью, повелительным тоном. Ученик не должен бояться ошибаться!
Тренировочное занятие Подготовка к занятию. Выбор темы и методов исследования. Сбор информации. Обобщение результатов поиска.
Самостоятельное исследование Подготовка к проведению самостоятельного исследования. Определение цели и задач. 3 . Определение гипотезы. 4. Составление плана. 5. Сбор и изучение информации. 6. Оформление результатов исследования. 7. Защита результатов исследования.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
Исследовательская работа
Особенности урока-исследования: наличие единой, интересной для всех участников проблемы; возможность свободного изложения материала, отстаивания своей точки зрений; наличие диалоговых взаимоотношений между учителем и классом, учителем и учениками, учениками.
Урок-исследование литературного текста включает следующие структурные компоненты: Сообщение темы. Постановка учебной задачи. Совместный поиск решения учебной задачи. Получение совместного окончательного решения. Обобщение.
Подходы к анализу сказок Стилистический (языковой) анализ Проблемный анализ Анализ развития действий Анализ художественных образов
Благодарю за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/11/picture-146739-1363024540.jpg)
Формирование читательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения.
Пути совершенствования уроков литературного чтения в начальных классах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/10/picture-733922-1452437126.jpg)
«Организация исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения при изучении басен» (доклад)
Данный доклад представляет современное видение изучение нового жанра п литературному чтению "басня" в 3 классе через раскрытие пяти аспектов качества образования (содержательного,коммуникативного,упра...
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/17/picture-798356-1466141276.jpg)
«Проектная деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»
«Если ученик в школе не научится сам ничего тво...
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/28/picture-473831-1409241538.jpg)
Развитие исследовательских умений младших школьников на уроках литературного чтения
Учитель начальных классов, работающий по новым образовательным стандартам, призван научить ребёнка учиться, формируя универсальные учебные действия. Проблема в том, как их развивать, как мотивировать ...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105093-1547981750.jpg)
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"
Научная статья "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения и во внеурочное время"...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/20/picture-1105093-1547981750.jpg)
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"
Презентация "Формирование навыков проектно-исследовательской деятельности младших школьников на уроках литературного чтения"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/29/picture-195053-1464506436.jpg)
Исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения.
В сфере образования одной из серьезных проблем стала проблема повышения уровня читательской культуры. Творчески работающий учитель не раз задавал себе вопросы: Почему не вс...