Тема: Житие Сергия Радонежского.
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Полозова Ирина Валентиновна

До принятия монашества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем ребенок отказывался от молока матери,  когда она ела мясную пищу, а также в дни поста- по средам и пятницам. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sergiy_radonezhskiy.doc478.5 КБ

Предварительный просмотр:

                              Интегрированный  открытый  урок.  

Методическая  разработка  урока  в 4-м классе (литературное чтение).

Учитель: Полозова Ирина Валентиновна.

Тема: Житие Сергия Радонежского.

   Цели: Познакомить с отрывком из «Жития Сергия Радонежского»; учить внимательно, относиться к слову, обогащать словарный запас; развивать память, речь, мышление, воспитывать активность.

   Оборудование: Слайды, иллюстрации с изображением Сергия Радонежского, художественная литература, репродукция картины М.В. Нестерова «Видение отроку Варфоломею», толковый словарь под редакцией Д.Н. Ушакова, А.П. Бородин «Богатырская симфония».

Структура урока.

  1. Организационный момент. Сообщение целей урока.
  2. Проверка домашнего задания.
  • Летописи. Былины.
  • Чтение былины с заданием.
  • Пересказ одной из частей былины.
  1. Актуализация знаний.
  • Знакомство со словом «житие».
  1. Работа над новым материалом.
  • Отработка техники чтения.
  • Словарная работа.
  • Первичное чтение «по цепочке».
  1. Физ. минутка для снятия усталости с глаз.
  2. Закрепление. Обобщение.
  3. Итог урока. Выставление оценок.

Ход урока.

Ι. Организационный момент. Сообщение целей урока.

ΙΙ. Проверка домашнего задания.

  1. – Сегодня мы продолжим изучение раздела «Летописи, былины, жития» и будем дальше узнавать историю нашего государства.

- Что такое летопись? (Запись важнейших событий из года в год, из лета в лето).

- Для чего же нужны летописи? (Лучше понять окружающий мир)

- Кто был одним из первых русских летописцев? (Монах Киево- Печерского монастыря Нестор)

- На чем их писали сначала? ( На пергаменте. Пергамент- специально обработанная кожа).

– Объясните, что такое былина.

 (Былина - один из видов устного народного творчества. В них рассказывается о подвигах богатырей – бескорыстных защитников нашей родины, всех обиженных и обездоленных людей, их удивительной силе, мужестве и доброте.)

- Прочитайте пословицу, объясните ее смысл.

Пословица: Напрасный труд-удить без крючка и учиться без книги.

  1. На доске:

 И спустился он с горы высокой – то

 И подъехал он к богатырям к святорусским –

 Их двенадцать – то богатырей, Илья тринадцатый,

 И приехали они по силушке татарской,

 Припустили коней богатырских,

 Стали бить – то силушку татарскую,

 Притоптали тут всю силушку великую …

- Прочитайте «птичьим базаром»

- Прочитайте медленно.

- Прочитайте с ускорением.

- Прочитайте отрывок выразительно.

3) – Перескажите одну из частей былины от лица Ильи Муромца.

 ΙΙΙ. Постановка цели. Актуализация знаний.

 - Сегодня мы прочитаем отрывок из «Жития Сергия Радонежского».

 Слово «житие» в церковно-славянском языке означает «жизнь». Житиями древнерусские книжники называли произведения, рассказывающие о жизни святых.

 Житие – не художественное произведение. Оно всегда повествует о событиях, которые его составитель и читатели считали истинными, а не вымышленными. Не случайно авторы житий (агиографы) часто называют свидетелей жизни святого и совершённых чудес (воскрешение мёртвых, внезапное исцеление и т.д.).

 Этот памятник древнерусской литературы был создан в XV веке Епифанием Премудрым. Вы уже знаете, что за время, прошедшее с 15 века, русский алфавит очень изменился, изменился и словарный состав языка. Сегодня мы будем читать в переводе на русский язык. И всё же нам встретиться очень много необычных, устаревших слов.

Работа с картиной Нестерова М.В. «Видение отроку Варфоломею».

- Рассмотрите картину.

- Кто изображен на переднем плане?

- Что художник изобразил на заднем плане картины?

- Какое впечатление она на вас произвела?

- Какие чувства вызвала?

Вот как оценил осенний пейзаж в картине К.Паустовский: «Картина эта- как хрустальный светильник, зажженный художником во славу своей страны, своей России… В чистом, как ключевая вода, в воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка – березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно и есть….Этот нестеровский пейзаж ударяет по сердцу каждого, у кого есть сердце…»

- Какой момент жития иллюстрирует картина? Расскажите.

 ΙV. Работа над новым материалом.

  1. Отработка техники чтения:

 Пре-по-добный до-бор-де-те-ля-ми

 не-пра-ведных бла-го-де-те-лю

 и-е-рей Вар-фо-ло-мей

 чу-до-дейст-венное с настав-ле-не-я-ми

 чер-но-ри-зец сверст-ни-ки

 и-е-ре-ми-я

2. Словарная работа:

 Благородный - честный, открытый.

 Добродетель – положительное, нравственное качество.

 Праведный – безгрешный.

 Обед – обещание, обязательство.

 Благочестивый – соблюдающий предписания религии, церкви.

 Ангел – сверхъестественное существо, служитель бога и его посланец к людям.

 Смирение – готовность подчиняться чужой воле.

 Отрок – мальчик-подросток.

 Благодать – очень хорошо, прекрасно.

  1. Первичное чтение по цепочке по 2 предложения.

- Интересно ли было вам читать?

- Что вас заинтересовало в этом рассказе?

 - Что говорит о том, что Варфоломей был необычным мальчиком?

 - Какие ещё эпизоды запомнились?

V. Физкультминутка.

 Направлена на снятие усталости с глаз.

 Рисуй глазами треугольник

 Теперь его переверни

 Вершиной вниз

 И вновь глазами

 Ты по периметру веди.

 Рисуй восьмёрку вертикально.

 Ты головою не крути,

 А лишь глазами осторожно

 Ты вдоль по линиям води.

 И на бочок её клади.

 Теперь следи горизонтально,

 И в центре ты остановись.

 Зажмурься крепко, не ленись.

 Глаза открываем мы, наконец.

 Зарядка окончилась. Ты молодец!

 VΙ. Закрепление. Обобщение.

 - Знаете ли, чем знаменит Сергий Радонежский, в мирской жизни – Варфоломей?

- Какие чудеса происходят с Сергием Радонежским до принятия монашества? (До принятия монашества с Сергием происходят три чуда, указывающие на его избранность. Еще до рождения Варфоломей во время богослужения трижды громко закричал в чреве матери. Младенцем ребенок отказывался от молока матери,  когда она ела мясную пищу, а также в дни поста- по средам и пятницам. В отрочестве Варфоломей обрел дар понимания книжной грамоты благодаря чудотворному хлебцу, который вручил ему божественный старец).

 - Во время татарского нашествия около 200 монастырей возникло в северных лесах. Люди, даже молодые, отдавали своё имущество, оставляли дома и уходили в лес, в пустынь – замаливать грехи народа перед Богом. Около них потом основывался новый монастырь. Так было и с Сергием Радонежским. Когда его родители умерли, они с братом ушли в леса около села Радонеж, срубили кельи – маленькие монашеские домики – и маленькую церковь. Брат недолго смог прожить с Варфоломеем в лесу, он ушёл в один из Московских монастырей, а Варфоломей постригся в монахи, был наречён Сергием, и было ему тогда всего 23 года. Через некоторое время к нему стали присоединяться монахи. Скоро собралось 12 человек. Все вместе они начали строительство монастыря. Монастырь рос, в него приходили люди со всей страны. О Сергии шла молва, что он обладает даром предвидения и молитва его имеет чудесную силу. Именно поэтому к нему за советом перед боем с татарами пришёл Великий князь Дмитрий Иванович. Из Сергиева монастыря был монах – герой Пересвет.

        Перед тем как отправиться на Куликово поле, московский князь Дмитрий Иванович приехал в Троицкий монастырь к его основателю и настоятелю Сергию Радонежскому, который благословил князя на великую битву. Сергий Радонежский всячески содействовал объединению русских князей перед Куликовской битвой. Он успешно выполнял дипломатические поручения Дмитрия Донского.

        Расшифруйте ребусы и прочитайте отрывок о жизни Сергия Радонежского. Попробуйте ответить на вопрос: почему князь Дмитрий Иванович приехал к преподобному Сергию перед битвой с татарами?

 В настоящее время Проще – Сергиева лавра – один из самых крупных и богатых монастырей. Город, который вырос вокруг монастыря называется Сергиев Посад.

 25 сентября 1392г. Сергий скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452г. Он был причислен к лику святых. Кроме Проще – Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.

 VΙΙ. Итог урока.

- С чем ознакомились на уроке?

- Что вас больше всего удивило или поразило в отрывке из «Жития…» ?

- Что такое житие?

- Кто такие агиографы?

- Кто был первым агиографом?

- Как звали родителей Варфоломея?

- Что означает имя Варфоломей?

- Во сколько лет он постригся в монахи?

- Кто приходил к нему за советом?

- В каком году он был причислен к лику святых?

 - Прочитайте, что здесь написано, и вы узнаете, как вы поработали сегодня на уроке. (Подсказка: читайте только русские буквы!) ЗUАLМVSЕЧSZАТWQЕЛRЬLНJО!

Дополнительный материал.

Сергий Радонежский.

Сергий Радонежский (Варфоломей) (3 мая 1314 – 25 сентября 1392) – святой. Родился в боярской семье в селе Варницы (близ Ростова) у родителей Кирилла и Марии. У Варфоломея был старший брат Стефан и младший Пётр. Уже в младенчестве по преданию отказывался от молока матери в постные дни среды и пятницы. Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом, благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться со Священным Писанием и пристрастился к церкви. В 1328г. Родители Сергия, доведённые до нищеты, должны были покинуть Ростов и поселились в городе Радонеже (54 версты от Москвы).

 После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково – Покровский монастырь, где был его старший брат Стефан.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урота по внеклассному чтению «Житие Сергия Радонежского»

Знакомство учащихся с жанром жития и особенностями главного героя жития....

Урок литературного чтения в 4 классе по теме ЖИТИЯ. «ЖИТИЕ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО»

Автором жития преподобного Сергия Радонежского является Епифаний Премудрый. Написано данное произведение было в 1417–1418 годах....

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Внеурочная деятельность "Духовное краеведение Подмосковья" "Житие Сергия Радонежского"

Занятие по внеурочной деятельности "Житие Сергия Радонежского"...

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе по теме "Житие Сергия Радонежского"

Презентация по теме "Житие Сергия Радонежского" раскрывает тему урока.  Через презентацию ребята более полно познакомятся с жизнью маленького Варфоломея и становлением его, как личности и великог...

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»

Урок литературного чтения в 4 классе по теме «Житие Сергия Радонежского» -памятник древнерусской литературы»...

Тема урока: Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея.

Тема урока: Житие Сергия Радонежского. Детство Варфоломея. Юность Варфоломея....