методическая разработка Сказка о царе Салтане
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Горбань Иван Владимирович

с технологической картой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka_o_tsare_saltane.odt23.29 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»

Цель: учиться составлять характеристику героев по плану;

           развивать речь, логическое мышление

            воспитывать душевные качества, такие как умение прощать, благородство.

: расширение словарного запаса, , развитие  внимательного отношения  к литературному слову.

анализ художественного произведения,

Задачи урока:

личностные: способствовать формированию интереса к литературной сказке А.С.Пушкина, готовности преодолевать возникающие затруднения, применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека; развивать умение выражать свои мысли, ; закреплять  навыки работы в группах и парах.

 регулятивные: обеспечить формирование ставить цель и планировать свою деятельность; анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека.

познавательные развивать навык осмысленного чтения; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять её,  приводить примеры в качестве доказательства выдвигаемых положений; высказывать предположения, – выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор, заполнять лист самооценки, использовать к качестве обучения ИКТ..

коммуникативные: помочь осознать практическую, социальную, личностную значимость учебного материала, планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, проявлять терпение и доброжелательность в споре (дискуссии),игре,  доверие к собеседнику (соучастнику) деятельности; обеспечить  развитие монологической и диалогической речи.

Технологии, методы и приемы: образное повествование, рассуждение, сравнительная характеристика героев  сказки.                            

Оборудование: презентация, компьютер, проектор,  карточки с планом.                                                       

                                                                      Ход урока.

1. Организационный момент.

- Сегодня на уроке у нас гости, поздоровайтесь с ними. Улыбнитесь друг другу. Хочется, чтобы хорошее настроение сохранилось у вас до конца урока. Желаю всем вам успеха.

1 слайд

2. Сообщение темы и цели урока. 

 Каким бы вы хотели видеть наш урок? (Интересным, творческим...)

- Назовите  качества необходимые для работы, чтобы урок был таким? (Внимательность, активность, старательность...)

  - Работать будем по группам. Повторение правил работы в группах.

 - Помните о правилах работы в группе (не шуметь, не перебивать друг друга, внимательно слушать, работать дружно)

- У вас на столах есть ларец знаний. В течение урока вы будете наполнять его орешками, которые будете брать в вазе на вашем столе.Чем больше орешков вы соберёте, тем выше отметку в  конце урока  заработаете.

-А какие еще сказки написал Пушкин?

 - Ребята, из  какой  сказки  эти  иллюстрации?          

- Кто написал эту сказку?

- Кто знает полное название сказки?

1 конкурс (собрать название сказки)

-Сегодня заключительный урок по произведению А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане..»

-Как думаете , чему будем учиться? Прочитайте хором цели урока.

3. Постановка проблемной ситуации.

 - К какому виду сказок  отнесёте сказку Пушкина?

- Чему учат сказки?

-Сегодня мы попытаемся определить цель написания сказки.

4. Речевая разминка.  

Задача: чётко проговаривать слова.

- С ускорением, хором громко,тихов паре. Прочитает 1 ученик выразительно. -Что узнали из этих строк? (Как Пушкин слушал сказки)

 

2 слайд

3,4 слайд

5 слайд

6 слайд

7 слайд

8 слайд

5. Актуализация знаний. Проверка домашней работы.

 2 конкурс Работа со словом.

 1 группа

Средь зыбей–

Клёв  –

Град  –

Вдовица –

Снурок -

Чародей -

2 группа

-На сколько смысловых частей разделили последнюю 3 прочитанную часть. Как назвали части.

1 группа (1. Женитьба Гвидона. 2. Встреча гостей. 3. В гостях у Салтана. 4. Счастливая встреча.)

9 слайд

10 слайд

3 конкурс.

Вопросы викторины:

1 группа

1. Где  и когда родился А.С. Пушкин?________________________________________

2 .На каком языке говорили в семье Пушкина?_____________________________________

3. Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?____________________________

4.Почему царь выбрал третью сестрицу? _______________________________

5.Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка ________________

6. О чём просило дитя волну?______________________________

2 группа

1.От кого маленький Пушкин узнал  русские народные сказки?____________________

 2.Когда Пушкин начал писать?__________________________________________________

3.Кто учил Пушкина писать на русском языке?_____________________________________

4.Царевич, сделав лук, пошёл к морю.  Кого он увидел?_____________________________

 5.Что первый раз обещала лебедь царевичу?______________________________________

6.Как стали величать  Гвидона  в  новом городе? ___________________________________

7. Физминутка. имитирование движений под музыку Н.А.Римского-Корсакова)

  - Изобразите волны, набегающие на берег.

 - Летящую царевну Лебедь

- Гвидона, натягивающего лук.

- Танцующую белку, поющую песенки.

- Богатырей, выходящих из моря.

4 конкурс

 «Узнай героя.» по действиям .

1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду

2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .

3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались

4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился

5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает

5 конкурс

 Характеристика героев. (Дети собираются в группы)

Задача : дать характеристику героев сказки по плану. Читаем на доске. 1ученик- пишет о царе Салтане, 1 ряд- оГвидоне, 2 ряд- о Царевне-Лебеди, 3 ряд- о Поварихе.

Проверка каждой группы и индивидуальной работы.

-На какие группы можно разделить героев в сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему?

11 слайд

12 слайд

Сказочные приметы

6 конкурс

Замысел сказки А.С. Пушкина

Сам  А.С. Пушкин о своих сказках  говорил так:                      

«Сказка -  ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

                                                                                                 

Чему учит эта сказка?

Сформулируйте, чему нас читателей учит А.С. Пушкин, посредством своей сказки?(прощать , быть терпимым друг к другу, не завидовать)

13 слайд

14 слайд

15 слайд

16 слайд

17 слайд

10. Оценка работы детей.

- Давайте заглянем в  наши ларцы знаний…

Тем ребятам, кто активно работал и  набрал  4 и  более  орешков, оценка «5», а  тем, кто  набрал  мало  орешков,  предоставляется  возможность отличиться на следующем уроке.

 

- Думал  ли  А.С.Пушкин  в  1831 году,  когда   писал  сказку,  что   дети

3  класса с удовольствием и интересом  будут читать её в XXI веке?!  И не только белочка у Пушкина может собирать орешки, но и вы можете получать их за знание его сказок.

12. Рефлексия.

-Кто получил желаемую оценку?

- Кто получил оценку выше желаемой?

- Кто доволен своей оценкой?

11. Итог урока.

 Чем был интересен урок? Что нового для себя открыли?

 - Благодарю вас всех, ребята, за урок, за активное участие, прекрасные ответы, присутствующих гостей за добрую, милую улыбку и поддержку.

 Урок окончен! Всем спасибо!                      

18 слайд

 

 Характеристика героя.

1 Имя героя, его место жительства______________________________________

2 Действия и поступки, совершаемые героем; их характеристика________________________________

_______________________________________________________________________________________

3. Опишите внешность и характер героя ____________________________________________________

 _______________________________________________________________________________________

4. Отношение автора к герою _____________________________________________________________

5. Ваше отношение к герою ___________________________________________________________

Вопросы викторины:

1 группа

1. Где  и когда родился А.С. Пушкин?________________________________________

2 .На каком языке говорили в семье Пушкина?_____________________________________

3. Кто  занимался воспитанием маленького  Александра?____________________________

4.Почему царь выбрал третью сестрицу? _______________________________

5.Почему царю пришлось проститься с женой? (первая строчка ________________

6. О чём просило дитя волну?______________________________

2 группа

1.От кого маленький Александр узнал  русские народные сказки?____________________

 2.Когда Пушкин начал писать?__________________________________________________

3.Кто учил Пушкина писать на русском языке?_____________________________________

4.Царевич, сделав лук, пошёл к морю.  Кого он увидел?_____________________________

 5.Что первый раз обещала лебедь царевичу?______________________________________

6.Как стали величать  Гвидона  в  новом городе? ___________________________________

  • Салтан – добрый, доверчивый, любит жену, ребенка, но бывает и несправедливый, гневный. Его настроение меняется.
  • Князь Гвидон – добрый, справедливый, честный, терпеливый, мужественный, умеет прощать. (Отношение автора)
  • Царевна Лебедь – добрая, скромная, щедрая. (Отношение автора)
  • Повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха – злые, эгоистичные, завистливые. (Отношение автора)

1. Плывёт, клюёт, торопит, топит, отплачу, сослужу, не забуду______________

2.Вздуется, закипит, подымит вой, хлынет, расплеснётся .___________________

3.Разбежались, признались, повинились, разрыдались _______________________

4.Уменьшился, оборотился, полетел, зажужжал, догнал, опустился, забился ___________

5.Поёт, грызёт, вынимает, опускает ________________

                 

Маршрутный лист

Группа 1

1.Составить название сказки________

2.Домашнее задание________________

3.Вопросы викторины_______________

4.Узнай героя по действиям___________

5.Характеристика героев______________

6.Чему учит сказка?___________________

– В сказках добро побеждает зло. Простил ли автор сестер в сказке?

– А вы бы простили или вам хочется изменить конец сказки?

– Сохранилась ли у царя любовь к жене, к сыну? Почему вы так считаете?

– Это отрывок «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане». Написал её русский композитор Николай Андреевич Римский-Корсаков

Чему учит сказка А.С.Пушкина  «Сказка о царе Салтане?»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сказка о   царе Салтане,  о сыне его  славном и могучем  богатыре  князе Гвидоне  Салтановиче и о

прекрасной Царевне Лебеди


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме: А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ""

Это итоговый интегрированный  урок изучения сказки А. С. Пушкина. Интеграция позволяет научить ребёнка самостоятельно добывать знания, развивать интерес к учению, повышать его интеллектуальный ур...

конспект урока литературы в 4 кл. по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Программа " Школа 2100"Цель: Формирование правильной читательской деятельности.Задачи: учить обрабатывать и систематизировать сведения об авторе;  учить подробному анализу сказки через раскрытие ...

Медали к играм и викторинам по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане..."

Многие из нас проводят  игры и викторины. Данный ресурс предназначен для награждения учащихся, за победу и участие в играх и викторинах по сказке А. С. Пушкина "Сказка о царе Салтане ..."В папке ...

Конспект урока по теме "А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки. Герои литературной сказки."

Тема: А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане …» Особенности волшебной сказки.  Герои литературной сказки.Цель:а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, комп...

Методическая разработка групповой работы по сказке А.С Пушкина «Сказка о царе Салтане» УМК «Планета знаний» 4 класс

Данную работу мы проводили на уроке закрепления знаний по сказкам А.С Пушкина. Дети с критериями оценивания знакомы, так же правило работы в группе знакомы каждому участнику команд....