Разработка урока по литературному чтению.Н.Носов "Затейники"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Разработка урока по литературному чтению Н.Носов "Затейники" 2 класс с презентацией."Школа России."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nosov_urok.zateyniki.doc78.5 КБ
Office presentation icon nosov_zateyniki.ppt2.76 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Н. Н. Носов «Затейники».

Цель: ознакомить учащихся с биографией и творчеством Носова Н.Н.,

            с художественным произведением «Затейники».

Задачи: 

1. Обучающая: 

а) общеучебная (формировать умение работать с текстом художественного произведения, быстро ориентироваться в нем;  отрабатывать навык правильного, беглого, выразительного чтения; формировать читательскую самостоятельность; навык чтения по ролям, передавая голосом и интонацией характер героя; продолжать работу над развитием умения грамотно отвечать на поставленные вопросы учителя);

б) специальная (отрабатывать умение работать с учебником,) Воспитывающая: воспитывать бережное отношение к учебнику, умение работать дружно и согласованно в коллективе, через восприятие текста художественного произведения формировать такие качества личности как затейливость, задорность, веселость и умение дружить;

  1. Развивающая: развивать устную речь учащихся, образное и логическое мышление, творческие способности, внимание;
  2. Стимулирующая: развивать интерес к уроку путем использования  новых технологий (в данном случае – использования мультимедиасистемно-деятельностного подхода, технологии-формирования читательской деятельности0

4. валеологическая проведения подвижной физ.минутки

Методы:

  • словесные (беседа, рассказ);
  • наглядные (применение в работе на уроке проектора мультимедиа,
  • практические (работа с учебником, с презентацией) проблемно-поисковый.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь прогнозировать содержание произведения; объяснять лексическое значение некоторых слов ; высказывать свое мнение; рассказывать о героях, выражая свое отношение к ним;  воспринимать на слух художественный текст, читать выразительно.

Регулятивные УУД:

  • определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать последовательность действий;
  • учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • учиться работать по предложенному плану.

 Познавательные УУД:

  • ориентироваться в учебнике
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • оформлять свои мысли в устной  форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в группе, выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Ход урока.

I.Организационный момент.

 Итак друзья, внимание -

         Ведь прозвенел звонок

         Садитесь поудобнее-

         Начнём скорей урок.

 А  урок у нас  литературного чтения,

Начнем урок с игры «Привет, сосед!»

- Итак, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки , улыбнитесь…и  повторите за мной текст.

Привет, сосед!

Улыбнись мне в ответ.

Я хочу, чтобы ты не грустил,

Всем улыбки сегодня дарил.

Отпустите руки соседа и продолжим наш урок

 -Кто из вас хочет стать настоящим читателем?

-А что для этого надо делать?

Речевая разминка

-Чтобы читать быстро и правильно, проведем небольшую речевую разминку, подготовим голос к работе. Повторяйте за мной.

Большой шарик надуваем: ф-ф-ф
А потом его сдуваем: ш-ш-ш
Он тихонечко свистит: с-с-с.
Держи крепче, улетит!

Прочитать стих хором медленно

Придумать хочу я
Такие машинки,
Чтоб делать умели
Живые смешинки.
Чтоб эти смешинки
Повсюду спешили, 
Чтоб самых угрюмых 
Они рассмешили.

-Прочитайте весело, с раздражением, с  вопросительной  интонацией, начиная медленно и заканчивая скороговоркой.

Прочитайте выразительно.

II . Проверка домашнего задания

-Прочитайте стихотворение , которое готовили дома.с 46

 -Кто  его выучил наизусть?

-Чьё чтение понравилось больше всего?

- Что вы  можете сказать о Вовке, какой он?                           (добрый, приветливый, веселый)

.  -А какие пословицы и поговорки вы  нашли  о доброте:

Будь добрым к тем, кто от тебя зависит.

Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать.

Доброта лучше красоты

С добрым жить хорошо

Доброе начало - половина дела.

IV. Изучение нового материала.

-А теперь,  ребята, мы приступим к главному этапу нашего урока к новой теме.

-  А какая у нас сегодня тема? Давайте попытаемся угадать. Кто узнал этого писателя?

-Запишите  вторую букву каждого слова.                                                                  

 - книга, мороз, усы, бок, овес.  

-Кто разгадал слово?/Носов/

-Правильно, ребята- это Носов Николай Николаевич!  Сейчас мы поговорим об этом замечательном писателе. Что вы знаете о нем?

-       Знаете,  где родился  Н. Н. Носов? (в 1908, в городе Киеве, в семье актёра.)

В детстве Носов увлекался... вам рисунки подскажут, . (Музыкой, пением, театром, сочинительством, шахматами, фотографией, химией, электротехникой) .( слайд № 6 )

Окончил два института: стал работать в кино, снимать учебные, научные и мультипликационные фильмы. Во время Великой Отечественной войны Николай Носов занимался важным делом: снимал фильмы для наших солдат, за это его наградили боевым орденом Красной Звезды. Прежде чем стать писателем Н,Н,Носов сменил множество профессий: продавал газеты, был чернорабочим, землекопом, возчиком брёвен. Начало его писательской биографии было необычным и писателем он стал как бы случайно: Когда у него родился сын, приходилось рассказывать ему много сказок. Сын подрастал и требовал новых и новых сказок. Так Носов начал сочинять различные истории не только для сына, но и для его друзей.

Я думаю, и вы полюбите его произведения, они вам понравятся. Главными героями рассказов являются ребята, школьники, маленькие дети.Как вы думаете, почему?Носов очень любил наблюдать за играми детей, ему нравилась  их непосредственность, их фантазии, выдумки, шалости. Оказывается, самый первый рассказ он написал своему сынишке. Отнёс в журнал “Мурзилка”. Рассказ напечатали. За этим рассказом последовали другие. Вам хочется узнать как называлось первое произведение Носова? Из букв составьте слово. ( слайд № 7)

На доске слоги: ТЕЙ  ЗА  КИ  НИ  (Составление слова в группах).

Какое слово получилось? (ЗАТЕЙНИКИ)!

Сегодня мы познакомимся с этим рассказом.

Ребята, а кого называют затейниками?(  фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки).

Встречались ли вы в жизни с затейниками? Где?

И так, затейник - это организатор веселья.

Откройте  с 51 учебника

Рассмотрите иллюстрацию к тексту.

-Как вы думаете, о чём будет рассказ?

-А каким будет рассказ  грустным или веселым?

-Почему вы так считаете?Проверим ваши предположения после прочтения.

Сегодня на уроке вы будете работать в группах.

Группа «Понимания прочитанного» готовит ответы на вопросы по тексту.

Группа «Выборочного чтения» нахождение и зачитывание в тексте отрывков по заданию.

Группа «Инсценирования  рассказа» показывает своё «актёрское мастерство».

- Для того чтобы каждая группа успешно справилась со своим заданием, все вы должны внимательно слушать рассказ, прислушаться, как  диктор голосом, эмоционально передаю события и разговор детей.

 Первичное целостное восприятие произведения (прослушивание текста в грамзаписи)

-Правильное ли предположение вы сделали?

-Какой момент изображён на иллюстрации?

-Понравился вам рассказ?

-Грустный или весёлый рассказ?

-Кто герои рассказа?

-Назовите их имена.

-.В какую игру играли дети?

-Кого они изображали?

- Молодцы, вы очень внимательно слушали рассказ.

- Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по – настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказывать самому о каком – либо забавном случае. Этому мы и будем учиться на уроке на примере рассказов Н.Н.Носова.

- Услышали ли вы какие-то незнакомые, непонятные слова? (Словарная работа).  

-Тогда отработаем чтение «трудных» слов. Первый раз читаем плавно, по слогам, затем – целыми словами:

затейники;

затеваем;

поросята;

испугалась;

захлопнули;

на цыпочках;

обрадовались.            

7. Чтение и анализ.

-Хорошо. Теперь вы готовы к чтению этого текста. Читать будете по «цепочке». Обратите внимание на знаки препинания в конце предложений.

V. Физкультминутка

Ровным кругом
Друг за другом
Мы идем за шагом шаг.
Стой на месте,
Дружно вместе
Сделаем вот так...

Играющие образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий (затейник) показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется.

III. Закрепление нового материала.

     

          Работа в группах 7 минут.  

       Задание для I группы.

   

    Подготовьте ответы на вопросы:

Как зовут героев рассказа? (Валя, Петя)

Что главное в этом рассказе? (Дети сами могут организовать свой досуг).

Как автор относится к детям? (Они ему нравятся как книголюбы, как затейники, как фантазёры. Он не осуждает их за мимолётную трусость, надеясь, что они  в другой игре покажут себя отважными).

Какими ты представляешь героев рассказа? (Весёлыми, осторожными, книголюбами, немного опасливыми, с хорошо развитой фантазией).

Какие рассказы этого автора ты знаешь? (слайд книги Носова)

 Задание для II группы.

Найдите в тексте и прочитайте:

-Почему Валю с Петей можно назвать затейниками? (с. 50, абзац 1, предл. 1, 2)

Мы с Валей – затейники. Мы всегда затеваем какие-нибудь игры.                            

-Как вели себя дети, вспомнив сказку «Три поросёнка»? (с. 60, абзац 1, предл.5)

Сначала мы бегали, по комнате, прыгали и кричали: «Нам не страшен серый волк!»

-Какой домик сделали себе ребята? (с. 61, абзац 3)

Мы стащили с кровати одеяло и завесили им стол. Вот  и получился дом.

-В каких словах детей слышится храбрость? (с.61, абзац 6)

Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.

-Как поступили ребята, испугавшись чего-то в темноте? (с. 61, абзац 3 снизу)

Валя испугалась и бегом из комнаты. Я – за ней. Выбежали в коридор и дверь захлопнули.

- Давай, - говорю, - дверь держать, чтобы он не открыл.

-Кто и как определил, что под столом никого нет? (с. 62, абзац 4)

Я подкрался на цыпочках  к столу, дёрнул за край одеяла и бегом к двери. Одеяло упало, а под столом никого нет.

  Задание для III группы.

Используя предметы покажите нам  почти  без подготовки экспромт – спектакль по данному рассказу.

Для сценки:

Стол.

Большое и маленькое одеяла.

Дверь.

Книга «Три поросёнка».

Сумка, кошелёк, зонтик (для мамы).

Учитель ненавязчиво помогает группам справиться с заданиями.

Выступление групп

IV. Итог урока.

         

           Дать оценку работы по группам, поставить отметки.

           Оценить работу руководителей, правильность выполнения задания.

   Заключительные вопросы по работе:

  - Хорошие затейники Валя и Петя?

  -Только они так заигрались, что мы увидели ребят какими? (трусливыми,   

   осторожными, встревоженными, дёрганными)

V. Домашнее задание.

Перечитать рассказ и подготовить его пересказ по плану в учебнике.

 Творческое задание

  – составить такой рассказ, который поможет ребятам стать смелыми.

«Лист самооценки».

  Узнал что-то новое                                              Научился

о писателе

  Расстроился                             Я                     Получил радость

  Удивился                                                       Ничего не понял


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения

Слайд 2

Придумать хочу я Такие машинки, Чтоб делать умели Живые смешинки. Чтоб эти смешинки Повсюду спешили, Чтоб самых угрюмых Они рассмешили.

Слайд 3

Будь добрым к тем, кто от тебя зависит. Доброта - язык, на котором немые могут говорить и некоторые глухие могут слышать. Доброта лучше красоты. С добрым жить хорошо. Доброе начало - половина дела.

Слайд 5

КНИГА МОРОЗ УСЫ БОК ОВЁС

Слайд 6

Николай Николаевич Носов (1908-1976) русский писатель

Слайд 7

МУЗЫКОЙ ТЕАТРОМ ШАХМАТАМИ ФОТОГРАФИЕЙ

Слайд 8

затейники ТЕЙ ЗА КИ НИ

Слайд 9

За-тей-ни-ки; за-те-ва-ем; по-ро-ся-та; ис-пу-га-лась; зах-лоп-ну-ли; на цы-поч-ках

Слайд 11

Спасибо за урок !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

   Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...