Упражнения по развитию навыка чтения
учебно-методический материал по чтению

Ересько Тамара Николаевна

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность.

Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_po_razvitiyu_navyka_chteniya.doc32 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения по развитию навыка чтения

Навык чтения характеризуется такими качествами, как беглость, сознательность, правильность и выразительность. Для развития этих качеств в своей практике я использую такие упражнения, которые включаю в каждый урок чтения. Эта работа дает положительный результат, вносит в урок оживление, делая его более эмоциональным и интересным.

Все упражнения разделены на четыре группы:

1.Упражнения для развития сознательного (осознанного) чтения

Первая группа – логические упражнения.

1.Что общего в словах и чем они различаются?

    Мел – мель, мал – мял, мыл – мил.

2.Назови одним словом.

    Чиж, грач, сова, ласточка, стриж;

     Ножницы, клещи, молоток, пила, грабли;

     Липа, береза, ель, сосна;

     Зеленый, красный, синий, желтый;

     Лошадь, корова, свинья, овца;

     Шарф, варежки, пальто, кофта.

3.Какое слово лишнее и почему?

      Красивый, красный, синий, зеленый;

      Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр;

      Лук, морковь, огурец, яблоко;

      Гриб, ландыш, ромашка, василек.

4.Чем похожи следующие слова?

       Утюг, вьюга, палка, часы, лампа, стакан.

У них одинаковое количество букв;

Они одного рода;

Они состоят из двух слогов.

5.Путем перестановки букв составь слово.

        У к л б о;         с н о а с;           у п к с.

6.Составь новое слово, взяв у каждого из данных только первый слог.

         Колос, рота, ваза;

         Кора, лото, боксер;

         Молоко, нерест, тарелка.

7.Составь новое слово, взяв у каждого второй слог.

          Змея, рама;

          Пуговица, молоток, лава;

          Укор, бузина, тина;

          Поворот, пороша, канава.

8.Составь новое слово, взяв последний слог.

           Мебель, ружьё;

           Соломка, пора, мель;

           Лиса, бельмо, полёт;

           Смола, слеза, берет.

9.Найди четвертое слово.

            Песня – композитор; самолет - ?

- аэродром, горючее, конструктор, летчик, истребитель;

            Школа – обучение; больница - ?

- доктор, ученик, лечение, учреждение, больной;

             Нож – сталь; стул -?

- вилка, дерево, стол, пища, скатерть;

             Лес – деревья; библиотека - ?

- город, здание, библиотекарь, театр, книги;

10.Раздели слова на группы.

              Заяц, горох, еж, медведь, капуста, волк, огурец;

              Корова, шкаф, стул, диван, коза, овца, стол;

              Мак, липа, клен, ромашка, береза, ландыш, дуб.

11.К выделенному слову подбери нужные по смыслу слова.

Травы: клевер, кедр, щавель, подорожник, лиственница, одуванчик.

Насекомые: сорока, муха, сова, жук, комар, кукушка, пчела.

Обувь: сапоги, пальто, куртка, туфли, тапочки, кофта.

12.Какие буквы, слог, слово лишние.

                а    у   р    о     ы

                ма    ра   ла   ны   та

                река, речка, ручей, ручка, ручеек

Вторая группа - игры по составлению слов со словами.

1.Найди слово в слове.

                 Гроза                        шутка                  ярмарка

2.Подбери пару.

Песня                                                практичный

Площадь                                           примерный

Подруга                                             прилежный

Почтальон                                         праздничный

Подарок                                             полосатыйе

Полотенце                                         полотняный

Портфель                                           прекрасный

Парикмахер                                       приятный

3.Закончи предложение.

                  По утрам  у Айболита лечат зубы:

                  З  б  р  е  ы,  у ы з б р, и т г ы р,  в  д  р  ы  ы

, о  ы  б  б  р.

4.Шарады.

                  Начало – голос птицы,

                  Конец – на дне пруда.

                  А целое в музее найдете без труда. (Картина)

С буквой  к  живу в лесу. С буквой ч овец пасу.

5.Ребусы

6.Загадки.

Третья группа – работа с деформированным текстом, неоконченными рассказами.

1.Составь текст.

2.Составь предложения.

                                         В школе

    Школа, класс, парты, дежурный, ребята, тетрадь, пенал, урок.

3.Закончи рассказ.

                                          Забота о птицах.

    Была морозная зима. На сосне сидят птицы. Они ищут корм…