Главные вкладки

    Конспект урока литературного чтения для 1 класса УМК "Школа России"
    план-конспект урока по чтению (1 класс)

    Бойцова Татьяна Николаевна

    Данный конспект может быть использован для работы учителями начальной школы, а также родителями в самостоятельном обучении детей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literaturnoe_chtenie_1_klass.docx31.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ

    г. Мурманск

    2018 г.

    УМК: “Школа России”.

    Учебный предмет: литературное чтение.

    Класс: 1.

    Тема: Повторение и обобщение по теме «О братьях наших меньших».

    Тип урока: обобщающий.

    Цель урока: актуализировать и обобщить изученные произведения в разделе “О братьях наших меньших”.

    Задачи:

    1. Развивать технику чтения;
    2. Развивать умение выразительно читать произведения;
    3. Развивать умение пересказывать произведение с опорой на иллюстрацию и название произведения;
    4. Закреплять знания о жанрах произведений;
    5. Формировать умение формулировать свою точку зрения;
    6. Формировать умение доказывать свою точку зрения;
    7. Развивать воображение, память.

    Планируемые результаты:

    Предметные: умение анализировать произведение, объяснять смысл названия и находить его связь с содержанием; читать произведение осознанно и выразительно.

    Личностные: нравственное сознание и чувство сопереживания; доброжелательное и бережное отношение к природе, к животным.

    Метапредметные:

    Познавательные: умение прогнозировать содержание произведения по его названию, ключевым словам, иллюстрациям.

    Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, самостоятельно оценивать выполненные действия и вносить коррективы с учётом характера сделанных ошибок.

    Коммуникативные: умение строить монологическое высказывание на заданную тему, участвовать в диалоге, сопоставлять и описывать поступки героев, адекватно использовать соответствующую лексику в процессе пересказа прочитанного произведения и объяснения смысла его названия.

    Оборудование: учебник, презентация.

    Ход урока

    1. Актуализация знаний

    • Ребята, чему мы с вами учимся на уроках литературного чтения? (Читать, анализировать, пересказывать, предполагать о чем написан текст, выделять главную мысль произведения)
    • Как называется раздел, который мы сейчас изучаем? (О братьях наших меньших)
    • О ком написаны произведения этого раздела? (О животных)
    • Почему животных называют нашими меньшими братьями? (Животным нужен наш уход и наша забота. Если их любить и оберегать, то и они ответят нам своей преданностью и любовью)

    1. Сообщение темы урока

    • Сегодня на уроке мы познакомимся еще с несколькими небольшими произведениями раздела “О братьях наших меньших”, а затем мы закончим изучение раздела викториной, которая поможет нам вспомнить, о ком были прочитаны произведения, включенные в изучаемый раздел, и обобщить полученные на уроках литературного чтения знания. Давайте откроем учебник на странице 70.

    1. Работа по теме урока

    • Жанр произведения, с которым мы сейчас познакомимся – стихотворение. Кто автор этого стихотворения? (Виктор Владимирович Лунин – детский поэт, писатель).

    • Знаком ли вам этот детский поэт? Может быть вы читали его произведения? (Сборник сказок “Как жираф в прятки играл”, “Приключения Сдобной Лизы” и другие)

    • Прочитайте стихотворение Виктора Лунина “Никого не обижай” самостоятельно вполголоса.

    • Каждую важную мысль передает нам автор? (Нельзя никого обижать)

    •  Придумайте своё название этому стихотворению.

    • Сейчас я попрошу вас подготовить выразительное чтение стихотворения “Никого не обижай”. Что значит прочитать стихотворение выразительно? (с интонацией, обращая внимание на знаки препинания, передавая настроение и чувства автора)

    • Следующее произведение из раздела также написано в жанре стихотворения. Посмотрите на стр.71. Вы уже знакомы с автором – Сергеем Владимировичем Михалковым. Вспомните, как называется произведение из изучаемого нами раздела, написанное Сергеем Михалковым. Мы познакомились с ним в начале раздела, оно написано о том, как щенка оставили дома одного. (Трезор)

    • Используя на странице 71 иллюстрацию и название стихотворения, предположите, о чем оно написано?

    • Обратите внимание, что в данном стихотворении всего 4 предложения. Сейчас я попрошу 4 учеников прочитать по цепочке это стихотворение классу. Остальные внимательно слушают одноклассников и следят по тексту.

    • Как вы понимаете слово посредством (при помощи), преданный (верный), выражение воспитатели пеньки (бесчувственные хозяева)?

    • Какой же важный совет даёт нам автор?

    • Как нужно воспитывать щенка?

    ФИЗМИНУТКА

    Мы заходим с вами в лес (дети маршируют)

    Сколько здесь вокруг чудес. (дети разводят руками)

    Посмотрели вправо, влево (повороты головы)

    Наклонились и присели.

    Заниматься тихо сели.

    ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ

    • Продолжаем работать. Сейчас мы познакомимся с двумя рассказами, у которых есть кое-что общее - один из главных героев рассказов. Угадайте, кто же этот герой:

    Бежит между елками
    Живой клубок с иголками.
    Вдруг, волк навстречу появился.
    Клубочек вмиг остановился.
    Свернулся и не видно ножек.
    Ответьте, кто же это?
     (ежик).

    • Конечно, и в рассказе “Храбрый еж” Даниила Ивановича Хармса на странице 71, и в рассказе “Лисица и ёж” Николая Ивановича Сладкова на стр. 73 один из главных героев – ёж.
    • Сейчас я самостоятельно прочитаю вам эти два рассказа. Ваша задача – внимательно слушать меня, следить по тексту и после прочтения быть готовым к обсуждению этих произведений.
    • Почему в рассказе “Храбрый ёж” автор так и не смог передать, как ёж закричал?
    • Предположите, могла ли такая история произойти на самом деле? (Обыкновенный ёж — это всеядное животное. Основу его питания составляют взрослые насекомыегусеницыслизни, иногда дождевые червимыши. Из растений он поедает ягоды и фрукты. Исследования питания обыкновенного ежа показывают, что иногда в неволе он может съесть гадюку. Такое возможно и в диких условиях ввиду малой восприимчивости ежей к змеиному яду).
    • Обратимся к вопросам на странице 73 после рассказа “Лисица и Ёж”. Ученики обсуждают данные вопросы в парах.
    • Вот такие интересные произведения включены в раздел “О братьях наших меньших”. Сейчас я даю вам время, чтобы вы начиная со стр. 56 просмотрели прочитанные произведения и вспомнили их названия, авторов и о чем они написаны. Это поможет вам справиться с вопросами викторины.

    1. Обобщение и закрепление изученного раздела

    ВИКТОРИНА

    • Ребята, что такое викторина? (Игра в ответы на вопросы, объединённые одной темой)
    • Наша викторина состоит из 3 заданий. Первое задание: для того, чтобы вспомнить, о ком написаны произведения из раздела “О братьях наших меньших” и каких животных писатели упоминают в своих стихотворениях и рассказах, отгадайте загадки:
    1. Лает, косточки грызёт,
      Мяч поймает, принесёт!
      Скачет радостно у ног,
      Это маленький ...
      (щенок)

    1. Он пушистый, он игривый,

    Очень-очень шаловливый,

    Часто любит хвост ловить,

    Молоко парное пить.

    Испугаешь – он шипит,

    Спинку выгибает,

    Приласкаешь – он мурчит,

    Весело играет.  (котёнок)

    1. Размером она с небольшую собаку,
      Но может, как волк, она броситься в драку.
      Стоячие уши и хищные зубы.
      Из меха пушистого рыжая шуба.
      Полевки лесные – объект ее пищи.
      Плоды, насекомых в лесу она ищет…
      Боится ее вся домашняя птица.
      Как имя же рыжей плутовки? (лиса)

    1. Зелёная,но не трава.
      Холодная,но не лёд.
      Поёт,но не птица-
      Вот такая небылица.
      (лягушка)

    1. Между сосен, между ёлок
      Пробежали сто иголок.
      Сто иголок не простых,
      Едут яблоки на них. (ёжик)

    1. По песку идет гора,
      Воду пьет по два ведра.
      Зверь горбатый, добродушный,
      И в пустыне очень нужный. (верблюд)

    1. Рогатая подружка
      Молока нальет нам в кружку.
      Съест на поле травки
      И даст нам добавки. (корова)

    1. Кто же спит зимой в берлоге,
      И не ходит по дороге.
      И малину ест, и мёд.
      В тёплой шубе круглый год. (медведь)

    • Молодцы! Второе задание: выбери правильный ответ: из какого произведения данные строчки?

    1. Пёсик –

    Хвост, четыре лапки –

    Много места не займет.

    Он не слон и не горилла,

    Не кабан, не бегемот.  (Трезор – С. Михалков, Цап Царапыч – М. Пляцковский, Купите собаку – И. Токмакова)

    1. Кто может

    Любить

    И осла, и козла,

    Тот людям вовеки

    Не сделает зла. (Роман Сеф – стихотворение, В. Осеева – Плохо, Цап Царапыч – М. Пляцковский)

    1. Он давно у нас живёт,

    Он большой и смирный. (Г. Сапгир – Кошка, Цап Царапыч – М. Пляцковский, Трезор – С. Михалков)

    1. – Как вам не стыдно?

    - А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики. (В. Осеева – Плохо, Важный совет – С. Михалков, Никого не обижай – В. Лунин)

    1. Щенок, воспитанный пинком,

    Не будет преданным щенком! (Н. Сладков – Лисица и ёж, В. Берестов – Лягушата, Важный совет – С. Михалков)

    1. И с хвостом и без хвоста

    Жить на свете – красота! (В. Берестов – Лягушата, Цап Царапыч – М. Пляцковский, Храбрый ёж – Д. Хармс)

    • Вы хорошо справились с двумя заданиями! Последнее третье задание: выберите, к какому произведению подходит иллюстрация.

    (Учитель показывает на слайдах иллюстрации из разных произведений раздела “О братьях наших меньших”.)

    1. Подведение итогов урока

    • Давайте подведем итог урока, ответив на вопросы: какие задания мы выполняли сегодня на уроке; какое произведение из раздела “О братьях наших меньших” вам понравилось больше всего и почему?
    • Подготовьте выразительное чтение любого понравившегося вам произведения из изученного раздела “О братьях наших меньших”.

    (Ученики по желанию выразительно читают у доски всему классу подготовленное произведение.)

    • Спасибо за урок!

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект урока литературного чтения 1 класс ( « Школа России») по теме « Обобщение по разделу «Сказки, загадки, небылицы»

    Конспект урока-обобщения  в 1 классе по разделу «Сказки, загадки, небылицы».Групповая работа, прием   драматизации - делают урок необычным и запоминающимся. Данный конспект урока будет ...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

    Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...

    Конспекты уроков литературные чтение 3 класс "Школа России" "Листопадничек" Соколов-Микитов

    Цели урока: познакомить с отрывком  произведения И. Сокова-Микитова «Листопадничек» и ознакомить с жизнью и творчеством писателя; совершенствовать навык осознанного выразительного чтения вслух, п...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" . Белов, «Малька провинилась», «Еще раз про Мальку»+ презентация

    Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.И.Белова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к при...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" С . Есенин «Черемуха+ презентация

    Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями Есенина «Черемуха»,с его жизнью и творчеством;учить понимать и чувствовать окружающую природу;развиватьпамять,речь и мышление. Планируемые результа...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" Б.С. Житков «Про обезьянку» + презентация

    Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.С.Житкова; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...

    Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" В. Астафьев «Капалуха» + презентация

    Цели урока: ознакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Астафьева; научить видеть и понимать окружающую природу; развивать воображение, связную речь, навыки выразительного чтения; привить любовь к пр...