Главные вкладки

    Разработка урока по лит. чт.
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Джалакова Аида Абдурахмановна

    Открытый урок по литературному чтению во 2 классе на тему "Устное народное творчество".

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok1.doc74 КБ

    Предварительный просмотр:

                     

    МКОУ «Н-Казанищенский многопрофильный лицей»

    Разработка открытого урока

    по литературному чтению.

    Тема «Устное народное творчество»

                                                                 2 класс.

    Подготовила и провела

    учитель начальных классов

    Джалакова Аида Абдурахмановна

    2016г

    Цель урока:

     - познакомить учащихся с устным народным творчеством;

    -развивать память, внимание;

    -обогащать словарный запас;

    -прививать интерес к чтению;

    Задачи:

    формировать у учащихся универсальные учебные   действия:  

    личностные (самоопределение, смыслообразование, морально – этическая ориентация):

    - Воспитывать внимательное отношение к слову, доброжелательное отношение между учащимися при работе в группе;

    - Формировать чувства прекрасного на основе художественных текстов.

    познавательные (работа с информацией, работа с учебными моделями, выполнение логических операций):

    - Расширить знания детей о жанре устного народного творчества ;

    - Прогнозировать содержание раздела.

    регулятивные (управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность)

    Постановка учебной задачи на основе того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно.

    коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества

    Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения.

    Этапы урока

    Ход урока

    Формирование УУД

    Организационный момент

     

    День сегодня расчудесный

    И урок наш интересный.

    Потому - что на уроке собрались ученики.

    Эти дети не простые

    А учёные большие.

    Им открыть большую дверцу на уроке предстоит.

    В мир чудеснейших познаний

    В мир открытий, испытаний

    Всех нас манит, как магнит.

    Я желаю вам успеха и удачи на пути,

    Знания новые найти!

    Личностные УУД:

    - осознанность учения

    Проверка

    домашнего задания

    Выставка книжек - самоделок: "Моя первая книжка".

    (Каждая страница посвящена одной букве. Рядом предмет, на который она похожа. Подбери стихотворение. Сделай красивую обложку).

    Обзор, выбор детьми самых лучших.

    Познавательные УУД:

    - находить ответы на вопросы;  

    - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя

    Личностные УУД:

    - развитие доброжелательности к людям

    Коммуникативные УУД:

    -речевая деятельность

    Актуализация знаний

    Постановка учебной задачи

     Сегодня мы с вами отправимся в удивительную страну. А как она называется, вы прочитаете сами.  

    Ой, ребята, кто-то перемешал слова в названии.

    Кто поможет восстановить порядок?

    Что же у нас получилось?

    Устное     Творчество     Народное

    Совершенно верно. Мы отправимся в страну Устное народное творчество.

    - С первого класса мы знаем, что произведения устного народного творчества учат нас сопереживать и радоваться, способствуют развитию эстетических чувств.

    - С какими жанрами устного народного творчества, фольклора вы знакомы?

    - Это и песни, и потешки, частушки, считалки и загадки, скороговорки, небылицы, пословицы, поговорки и, конечно, сказки.

    Особый вид искусства — устное народное творчество. Устное — означает передачу из уст в уста, то есть без записи текста. Особенностью фольклора является коллективное авторство, поэтому его называют творчеством народным. Фольклор

    Целеполагание

    - Ребята, как вы думаете, какова наша цель на уроке?  (Ответы детей)

    Планирование   деятельности

    1.Определить какие жанры мы помним, хорошо определяем, а какие вызывают затруднения.  

    2.Сочинить загадку

    Познавательные УУД:

    - осознанное построение речевого высказывания

    Личностные УУД:

    - учебная мотивация

    РегулятивныеУУД:

    - определять и формулировать цель деятельности на уроке(учитель выступает в роли тьютора)

    Изучение нового материала

    А сейчас давайте подумаем, а что скрывается за  названиями, которые составляют тему нашего урока.

    Правильно, устное народное творчество включает в себя произведения, созданные народом и передающиеся устно.

    Мы сейчас отправимся в путешествие по городам. Какие города есть в нашей стране? А у нас есть город Загадок.

      Туда мы сейчас и отправимся. Я уверена, что вы уже встречались с загадками и можете мне привести примеры.

    Загадка – это жанр устного народного творчества. Есть народные загадки. Они появились много столетий назад. Есть  литературные, их сочинили писатели и поэты. Само название жанра «загадка» происходит от слова  «гадати» - думать, рассуждать. Загадка – это «задачка», которую надо решить.  

    Сочинение загадки.

    - А теперь, используя данную таблицу, давайте попробуем сами сочинить загадку про лягушку.

    - Как называют лягушку ласково? (толстушка)

    - Что делает наша «толстушка»?

    - Какого она цвета?

    - Так, значит какой у нее живот? (зеленый)

    - Живот, а по - другому? (брюшко)

    - А что делает лягушка? (квакает), а она думает, что поёт.

    - А кого ест лягушка? (комаров, мошек)

    - Вставьте слова в загадку.

    Сидит в пруду …,

    … брюшко,

    Песни …,

    … поедает.

    - Прочитайте всю загадку.

    Сидит в пруду толстушка,

    Зеленое брюшко,

    Песни распевает,

    Комаров поедает.

    - Молодцы, у вас тоже получилась загадка.

    А мы покидаем этот город и едем в следующий – город Песенок.

    —  На интерактивной доске такая картина: деревенская изба; за маленьким окошком темно; изба освещается горящей лучиной. Посреди комнаты подвешена люлька. Около неё сидит крестьянка и тихонько покачивая люльку…

    поёт колыбельную песню.

    -Зачем?  Чтобы уснул  её ребёнок.

    Девочка исполняет колыбельную песню.

    -Какие ещё (кроме колыбельной) песни мы с вами пели, читали? Весёлые детские песни, праздничные песни и хороводные песни.

    — Народные песни очень красивы и легко запоминаются. В песне наиболее ярко выражается внутренний мир человека, его чувства, горести и заботы, радости и печали.

    Следующая остановка в городе Скороговорки.

    — Скоро говорю – каким, словом можно заменить?

    ско- ро- го- вор- ки

    — Как нужно произносить скороговорки?

    Быстро, но так чтобы каждое слово произносилось абсолютно правильно.

    Конкурс скороговорочников.

    1. Пётр Петру пёк пироги.
    2. Проворонила ворона воронёнка.
    3. Шёл Егор через двор,

    Нёс топор чинить забор.

    На следующих уроках мы посетим города Сказок, Пословиц, Считалок.

    Коммуникативные УУД:

    -слушать и понимать речь других

    Познавательные УУД:

    - смысловое чтение;

    -  анализ объектов;

    -  установление причинно-следственных связей

    Личностные УУД:

    - самооценка

    Физминутка

    Спал цветок и вдруг проснулся,

    Больше спать не захотел.

    Шевельнулся, потянулся.

    Взвился вверх и полетел.

    Солнце утром лишь проснётся,

    Бабочка кружит и вьётся.

    Закрепление полученных знаний

    Постановка проблемы

    - Какие жанры мы запомнили?    

     -Какие вызывают затруднения?  

    - Работа с текстом учебника с. 14-15, работа в тетради.

     

     

    Познавательные УУД:

    - смысловое чтение;

    - поиск и выделение необходимой информации;

    - анализ объектов с целью выделения признаков

    Коммуникативные УУД:

    - учёт разных мнений и умение обосновать собственное

    Творческое задание (работа в группах)

     На листах напечатаны тексты разных жанров.  На интерактивной доске расположены названия жанров.

    (загадки, пословицы, скороговорки, колыбельные песенки, пословицы, дразнилки, РНсказки, потешки, считалки, стихотворение, авторская сказка, басня)

    Дети должны пометить значком +, если это произведение знают и знаком *, если не знают. И написать к какому жанру относится текст.

    Задания. 1.«Жили себе дед да баба, и была у них курочка ряба. Снесла курочка яичко. Яичко не простое: дед бил, бил – не разбил; баба била, била – не разбила. Мышка бежала. Хвостиком махнула, яичко упало и разбилось».                                           («Курочка ряба») - сказка

            2. Хочешь есть калачи, не лежи на печи - пословица

    3. Раз, два, три, четыре, пять.

    Вышел зайчик погулять.

    Вдруг охотник выбегает,

    Прямо в зайчика стреляет.

    Пиф – паф! Ой – ой – ой!..

    Убегает зайчик мой. - считалка

    4. А баю, баю, баю,                                                                

    Не ложися на краю

    Придет серенький волчок,                                                  

     Схватит Таню за бочок.  -  колыбельная  

    5.Плакса – вакса,        

    Гуталин,        

    Проглотил

    Горелый блин. -  дразнилка

    6. Хвост с узорами,

    Сапоги со шпорами.   -  загадка

    7. От топота копыт пыль по полю летит. - скороговорка

    8. Ты пирог съел?

    Нет,  не я!

    А вкусный был?

    Очень!    прибаутка

    Познавательные УУД:

    - анализ объектов с целью выделения признаков;

    - смысловое чтение;

    структурирование знаний;

    - самостоятельное создание алгоритмов деятельности

    Регулятивные УУД:

    - проявление  инициативности и самостоятельности, контроль и коррекция.

    Коммуникативные УУД:

    - слушать и понимать речь других;

    - учиться работать в группе;

    -выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

    Личностные УУД:

    - адекватное реагирование на трудности;

    - развитие эмоционально-нравственной отзывчивости

    Итог урока

    - С какими видам устного народного творчества мы сегодня познакомились?  

    - Чему научились? (Определять  вид, сочинять загадки.)

    - К какому выводу пришли? ( произведения устного народного творчества учат думать, рассуждать)

    Оцените свою работу на уроке и выберите тот смайлик, который вы, по вашему мнению, заработали.

    Познавательные УУД:

    - подведение итогов

    Регулятивные УУД

    - контроль и оценка процесса и результатов деятельности

    Личностные УУД:

    - самооценка;

    - осознанность учения

    Домашнее задание

     Подобрать народные песенки, читать в учебнике с.14-15


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Разработка урока и презентация к уроку и презентация к уроку

    Разработка урока по родной (башкирской) литературе в 5 классе "Әсикмәк" и презентация к уроку...

    Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

    Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

    Методическая разработка урока Тема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)

    Методическая разработка урокаТема урока «Самостоятельные и служебные части речи» (урок усвоения новых знаний)Место и роль урока в изучаемой теме _ данный урок второй в разделе «Морфология»Тип у...

    Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ.

    Разработка урока по русскому языку во 2 классе с национальным региональным компонентом "Составление предложений по схемам". УМК ОС "Школа 2100". Урок в технологии деятельностного метода. Тип урока ОНЗ...

    Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

    Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"

       Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...

    "Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""

    Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...