Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся 4 класса (ОВЗ) по теме "Марк Твен "Приключения Тома Сойера""
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Технологическая карта урока

 

Учитель: Коробова Виктория Владимировна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗ

Тема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Тип урока: Открытие новых знаний

Программа: Школа России

Планируемые результаты:

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету; оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело;  

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; достигают договорённости и согласования общего решения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; осуществляют поиск решения поставленных задач.

Предметные: воспринимают на слух текст произведения; выборочно пересказывают текст; аргументированно высказывают своё отношение к прочитанному, к героям,  понимают и определяют свои эмоции.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, навыка чтения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы: презентация, аудио – запись «Марк Твен «Приключения Тома Сойера», глава 6», листы с тестовыми заданиями и биографией Марка Твена, мультфильмы «Русалочка», «Путешествие Гулливера», листы с рисунками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyucheniya_toma_soyera.docx26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Коробова Виктория Владимировна

Предмет: Литературное чтение

Класс: 4 класс. Обучающиеся с ОВЗ

Тема урока: Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Тип урока: Открытие новых знаний

Программа: Школа России

Планируемые результаты:

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету; оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело;  

Метапредметные:

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; достигают договорённости и согласования общего решения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности; осуществляют поиск решения поставленных задач.

Предметные: воспринимают на слух текст произведения; выборочно пересказывают текст; аргументированно высказывают своё отношение к прочитанному, к героям,  понимают и определяют свои эмоции.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, навыка чтения.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная

Ресурсы: презентация, аудио – запись «Марк Твен «Приключения Тома Сойера», глава 6», листы с тестовыми заданиями и биографией Марка Твена, мультфильмы «Русалочка», «Путешествие Гулливера», листы с рисунками.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Время

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

(УУД)

1.Самоопределение к деятельности

1 минута

Эмоциональная, мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала

Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Владимировна, и сегодня литературного чтения проведу у вас я.

Садитесь, пожалуйста.

Слушают учителя

Садятся на свои места

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету

Задачи КРО: Развитие устойчивости и концентрации внимания

2.Постановка темы урока и учебной задачи

5 минут

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения;

постановка целей учебной деятельности

Сейчас мы с вами вспомним, по какому разделу мы работаем. Для того, чтобы вспомнить, давайте посмотрим отрывки из мультфильмов по изученным вами произведениям.

Видео по рассказу Г.Х. Андерсена «Русалочка» 5:36

Итак, назовите мне произведение.

А кто написал это произведение?

Верно. Итак, смотрим следующее видео

Видео по рассказу Джонатана Свифта «Путешествие Гулливера» 23:17

А как это произведение называется?

А кто написал это произведение?

Правильно, молодцы. Ребята, а почему у авторов такие имена?

Верно. Как называется изучаемый нами раздел?

Правильно, сегодня мы с вами продолжаем работать с зарубежной литературой.

Для того, чтобы узнать с каким автором мы познакомимся, вам надо решить ребус.

Что такое ребус?

Правильно. Посмотрите на слайд, решите ребус и назовите мне автора.

Правильно, молодцы. Твен – американская фамилия.

Теперь нам нужно узнать с каким произведением нам предстоит сегодня поработать. Откройте учебник на странице 194, прочитайте название произведения, которое выделено красным цветом, про себя. Лера, прочитай название произведения вслух. Как вы думаете, Том Сойер – что это?

Хорошо, молодцы. Как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Молодцы. Ребята, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься? Что нового узнаем?

Верно. Молодцы.

Русалочка

Г.Х.Андерсон

Путешествие Гулливера

Джонатан Свифт

Потому что они зарубежные писатели

Зарубежная литература

Ребус – это загадка

Марк Твен

Приключения Тома Сойера

Том Сойер – это имя и фамилия главного героя произведения

Марк Твен «Приключения Тома Сойера»

Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством Марка Твена, будем читать «Приключения Тома Сойера». Мы должны понять смысл произведения.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; достигают договорённости и согласования общего решения.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, поля зрения.

3.Изучение нового материала

8 минут

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Итак, начнём со знакомства с жизнью и творчеством автора. У вас на столах лежат листы с текстом, который я сейчас вам буду рассказывать. Возьмите эти листы. В тексте есть ошибки, слушайте меня внимательно и по ходу моего рассказа подчеркните ошибочные слова в тексте.

Итак, слушаем. Марк Твен - американский писатель. Родился он 180 лет назад в семье судьи. Детство писателя прошло в маленьком городе на реке.

Прежде чем Твен стал писателем – он перепробовал множество профессий, а ещё он любил путешествовать.

Марк Твен был популярным писателем, который писал целые сборники рассказов. После того, как он написал произведение «Приключения Тома Сойера» - Марк Твен стал ещё более популярным писателем, так как книга имела большой успех.

Всю жизнь он прожил в Америке и умер Марк почти 110 лет назад в небольшом городке.

Кто нашёл ошибки? Назовите мне их. Как будет правильно?

А сейчас мы будем слушать аудиозапись произведения «Приключения Тома Сойера». Прежде чем начать слушать, надо разобраться с непонятными словами: «Бревенчатый дом» - это дом, сделанный из брёвен.

«Восседать на троне», покажите мне, как цари восседают на троне - значит важно, торжественно сидеть.

«Сэр» - так  в англоязычных странах  обращаются к мужчине с почтением.

«Окаменел от изумления» - удивился

«Услышал и сконфузился» - смутился

«Смотреть с благоговением» - с обожанием.

Слушайте внимательно, после прослушивания ответьте мне на вопрос: где происходит действие?

Прослушивание аудиозаписи: от  «Дойдя до бревенчатого школьного домика, стоявшего поодаль от других, Том вошел туда шагом человека, который торопится изо всех сил» до «…однако Том сидел смирно, положив руки перед собой на длинную низкую парту и, по-видимому, с головой уйдя в книгу»

Итак, ребята. Где происходит действие?

А какое впечатление произвёл на вас Том?

Молодцы, внимательно слушали.

Марк Твен - английский писатель. Родился он 180 лет назад в семье судьи. Детство писателя прошло в маленьком городе на реке.

Прежде чем Твен стал писателем – он перепробовал множество профессий, а ещё он любил путешествовать.

Марк Твен был популярным писателем, который писал целые сборники рассказов. После того, как он написал произведение «Приключения Марка Сойера» - Марк Твен стал ещё более популярным писателем, так как книга имела большой успех.

Всю жизнь он прожил в Америке и умер Марк почти 110 лет назад в небольшом городке.

Марк Твен - американский писатель.

«Приключения Тома Сойера»

Действие происходит в классе американской школы

Том весёлый, смелый.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету; оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело;  

Познавательные: структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; достигают договорённости и согласования общего решения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; осуществляют поиск решения поставленных задач.

Предметные: воспринимают на слух текст произведения; выборочно пересказывают текст; аргументированно высказывают своё отношение к прочитанному, к героям,  понимают и определяют свои эмоции.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания,

4.Физкультминутка

1 минута

Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью физкультминутки

Теперь у нас как в американских школах перемена. Представьте себя американскими учениками.

Смотрите видео и повторяйте движения за персонажами (1:18)

Личностные: имеют желание учиться; осознают ответственность за общее дело.

Задачи КРО: Развитие устойчивости и концентрации внимания.

5. Продолжение работы по теме урока

7 минут

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Продолжаем слушать. Прежде чем начнём слушать, мы снова разберём с вами непонятные слова:

«Глянула украдкой» - скрытно, незаметно посмотрела

«Карикатура» - юмористический рисунок

«Дым в виде штопора» - дым в виде пружинки

«Увенчанный» - завершённый, законченный

«Высечь» - наказать ударами

Как вы думаете, что нового о герое мы узнаем?

Прослушивание аудиозаписи: от  «Мало-помалу на него перестали смотреть, и привычное школьное жужжание опять стояло в сонном воздухе» до « Ну что ж»

Что нового вы узнали о Томе? Как он относится к девочке Бекки?

А как он обратил на себя внимание Бекки?

Правильно, ребята, у меня есть те самые рисунки Тома Сойера, обратите внимание на доску, но тут чего – то не хватает. Давайте дорисуем. Давайте найдём в тексте описание домика. Какой он?

Чего не хватает у домика?

А штопором – это как?

Правильно, как пружинка. Ваня, выйди к доске, нарисуй.

Кого нарисовал Том возле домика? Давайте найдём в тексте

Верно, давайте дорисуем человечку руки. Лена, выйди к доске, дорисуй.

А кого Том нарисовал как песочные часы?

Правильно. Вот у меня нарисованы песочные часы. Песо́чные часы́ — это прибор для отсчёта времени, состоящий из двух прозрачных сосудов, соединённых узкой горловиной, один из которых заполнен песком. Время, за которое песок через горловину пересыпается в другой сосуд, может составлять от нескольких секунд, до нескольких часов. Посмотрите на слайд. Вот так выглядят песочные часы.

Давайте найдём в тексте, что там говорится про песочные часы?

Кто хочет дорисовать ручки и ножки Бекки, как это сделал Том?

Замечательные у нас получились рисунки. Какие вы молодцы.

А теперь, расположите рисунки в том порядке, в котором рисовал их Том Сойер.

Молодцы.

Возможно, мы узнаем какие-то новые черты его характера. Как он ведёт себя на уроке, как он ведёт себя с девочками.

Бекки ему нравится, и он хотел обратить на себя внимание

Он сначала подарил ей персик, а потом начал рисовать смешные рисунки

Трубы, из которой дым выходит штопором

Как пружинка

Человека, похожего на подъёмный кран

Девочку Бекки

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету; оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело;  

Познавательные: структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; достигают договорённости и согласования общего решения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; осуществляют поиск решения поставленных задач.

Предметные: воспринимают на слух текст произведения; выборочно пересказывают текст; аргументированно высказывают своё отношение к прочитанному, к героям,  понимают и определяют свои эмоции.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, приёмов смысловой обработки текста, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания, навыка чтения.

6.Физкультминутка

1 минута

Организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность с помощью физкультминутки

Ребята, я вижу вы уже устали. Давайте отдохнём.

Быстро встали, улыбнулись.

Выше – выше потянулись

Ну –ка, плечи распрямите,

Поднимите, опустите.

Вправо, влево повернитесь,

Рук коленями коснитесь.

Сели, встали. Сели, встали.

И на месте побежали.

Молодцы, садитесь на свои места.

Выполняют движения

Личностные: имеют желание учиться; осознают ответственность за общее дело.

Задачи КРО: Развитие устойчивости и концентрации внимания.

7.Продолжение работы по теме урока

10 минут

Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала

Продолжаем слушать произведение Марка Твена «Приключение Тома Сойера».

Слушаем меня внимательно, после прослушивания, будем выполнять тест по прослушанному тексту.

Том принялся царапать что-то на доске, закрывая написанное от Бекки. На этот раз она, не стесняясь, попросила показать, что это такое. Том ответил:

    – Да так, ничего особенного.

    – Нет, покажите.

    – Да не стоит. Вам будет неинтересно.

    – Нет, интересно. Покажите, пожалуйста.

    – Вы про меня расскажете.

    – Нет, не расскажу. Ну вот вам честное-пречестное, ну самое честное, что не расскажу.

    – Никому-никому не скажете? Никогда, до самой смерти?

    – Никому на свете. А теперь показывайте.

    – Да вам же, право, неинтересно!

    – Ну, если вы так со мной обращаетесь, то я сама посмотрю.

    Она схватила своей маленькой ручкой руку Тома, последовала небольшая борьба, причем Том делал вид, будто сопротивляется, а сам мало-помалу отодвигал свою руку, пока не показались слова: «Я вас люблю!»

    – Ах, какой вы противный! – И она проворно - быстро шлепнула Тома по руке, но все-таки покраснела, и вообще было видно, что она очень довольна.

    В эту минуту мальчик почувствовал, как чья-то сильная рука медленно и неуклонно - упорно сжимает его ухо и тянет кверху и вперед. Таким порядком его провели через весь класс и водворили - посадили на старое место под перекрестным огнем хихиканья. После этого учитель простоял над ним несколько тягостных мгновений, наконец отошел прочь, к своему трону, так и не сказав ни слова. Но хотя ухо Тома горело, сердце его было полно ликования - радости.

    После того как в классе все утихло, Том сделал честную попытку учить уроки, но был для этого слишком взволнован. Когда дошла до него очередь читать вслух, он опозорился, потом, отвечая по географии, превращал озера в горные хребты, хребты в реки и реки в материки, так что на земле снова водворился хаос - беспорядок; потом, когда писали диктант, он наделал ошибок в самых простых словах, известных всякому младенцу, оказался на последнем месте, и оловянная медаль за правописание, которую он носил всем напоказ несколько месяцев подряд, перешла к другому ученику.

Итак, теперь проверим, как вы внимательно слушали произведение. На ваших партах лежат листы с тестом, возьмите их. Выполните тестовые задания самостоятельно, на этих листах. Найдите ответы в учебниках.

  1. Что Том нацарапал на доске для Бекки?

А) «Я вас люблю!»

Б) «Ты мне нравишься!»

  1. Как назвала Бекки Тома, после того, как увидела надпись на дощечке?

А) Противный!

Б) Нехороший!

  1. Почему Том был взволнован и не мог сосредоточиться на учёбе?

А) Он не хотел учиться

Б) Он влюбился в Бекки

Теперь поменяйтесь листами с соседом и проверьте его по эталону на слайде. Правильный ответ обозначьте знаком «+», неправильные - знаком «-».

Отдайте листы обратно. Поднимите руки те ребята, у кого нет ни одной ошибки.

Молодцы.

Теперь поднимите руки те ребята, у кого есть одна – две ошибки. Не расстраивайтесь, в следующий раз у вас всё получится, нужно просто быть немного внимательнее.

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету; оценивают усваиваемое содержание с нравственно – этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело;  

Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; достигают договорённости и согласования общего решения.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правила контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; Предметные: воспринимают на слух текст произведения; выборочно пересказывают текст; аргументированно высказывают своё отношение к прочитанному, к героям,  понимают и определяют свои эмоции.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, лексики, приёмов смысловой обработки текста, устойчивости и концентрации внимания.

8.Итоги урока.

Рефлексия

5 минут

Обобщение полученных на уроке знаний. Заключительная беседа. Выставление оценок.

Итак, давайте подведём итоги урока. С  произведением какого автора мы сегодня с вами познакомились?

О ком это произведение?

А какое впечатление у вас сложилось о Томе? Какой он?

А что вы думаете о Бекки?

Как вы считаете, уместно ли было место для признания в любви Тома Бекки?

А какое это произведение? Весёлое, грустное?

Да. С какой – то стороны это произведение весёлое, с какой – то стороны – грустное, но то, что оно доброе – нет никаких сомнений. Потому что это произведение о таких же детях, как и мы. Верно, ребята?

На этом наш урок закончен, до свидания!

С произведением Марка Твена «Приключение Тома Сойера»

О Томе и о девочке Бекки

Том весёлый мальчик, он не постеснялся признаться девочке в любви, значит он смелый. Ещё он умный мальчик, так как у него была медаль за правописание.

Бекки любопытная, воспитанная, добрая.

Нет. Потому что Тома за это наказывали.

И весёлое и грустное

Да

Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться; проявляют познавательный интерес к изучаемому предмету.

Познавательные: структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями; выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

Регулятивные: осуществляют рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности.

Задачи КРО: Развитие словесно – логического мышления, лексико – грамматического строя речи, памяти, устойчивости и концентрации внимания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"

Урок литературного чтения по теме" Марк Твен. Приключения Тома Сойера " Был разработан мною для районного семинара и вызвал массу положительных отзывов. Специально для него я создала презентацию и исп...

Урок литературного чтения в 4 классе, тема: Марк Твен Приключения Тома Сойера"

Этот урок литературного чтения я разработала для районного семинара,проходившего в нашей школе. Он вызвал много положительных отзывов, надеюсь, кому-нибудь пригодится в работе. На уроке использовала в...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе « В.Ф Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение литературной и народной сказок»

Урок литературного чтения формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребенка, его духовно-нрав...

Технологическая карта урока литературного чтения для обучающихся с ОВЗ (3-й класс, вариант 2.2.)на тему Б.Заходер "Песенки Винни-Пуха" ("Ворчалка")

Технологическая карта урока по литературному чтению составлена для слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.2.) 3-го класса. Обучение данной категории обучающихся предусматривает пролонги...

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 классе "Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…»"

laquo;Школа России», Климанова Л.Ф., Горецкий В. Г. Знакомство с литературной сказкой А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане…» прием повтора как основа изменения сюжет...