Стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и А.А. Блока «Ветхая избушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Купрякова Анастасия Владимировна

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока литературного чтения в 3 В классе МБОУ «СОШ №12»
УМК «Гармония»

Купрякова Анастасия Владимировна
Тема: Стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и А.А. Блока «Ветхая избушка»
Цель: Познакомить учащихся с поэзией А.Блока, сравнивая с творчеством И.З. Сурикова
Тип урока: Комбинированный
Форма организации: Фронтальная с элементами групповой работы
Планируемые УУД:
Личностные:
 ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать ценность детства;  самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений; действия смыслообразования; культура поведении в учебном диалоге; стимулирование к выражению собственного высказывания
Предметные: выразительно читать поэтические произведения; различать литературные средства выразительности; различать виды чтения; уметь проводить анализ стихотворения; различать литературные жанры; уметь сравнивать разные литературные произведения
Метапредметные:
Познавательные: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста; умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи; поиск и выделение информации; умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать
Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль, коррекция по эталону; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывание; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Оборудование: презентация, видеоролики, учебник, карточки для групповой работы, карточки для парной работы, карточки для рефлексии

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1. Организационный момент

Рассказы и сказки,
Стихи и поэмы
Ждут на урок
Весь ваш класс непременно.
Желаю удачи, желаю везения.
Начинаем урок литературного чтения!
Здравствуйте ребята, садитесь.

Готовятся к уроку

Личностные (действия смыслообразования; культура поведения в учебном диалоге)

2. Актуализация опорных знаний

Послушайте эти строки:

«Кончил учитель урок,

Мирно сидит на крылечке.

Звонко кричит пастушок.

Скачут барашки, овечки.

Солнце за горку ушло,

Светит косыми лучами.

В воздухе сыро, тепло,

Белый туман за прудами.

Старый учитель сидит,

Верно, устал от работы:

Много трудов и заботы».

Что это за литературный жанр?
Как вы это определили?
Конечно, это стихотворение. Написал его известный русский поэт А.А.Блок, портрет которого сегодня помещен на доске.

Слушают отрывок стихотворения

Стихотворение

Звучит, как песня, есть рифма

Знакомятся с портретом

Предметные (различать литературные жанры)

Регулятивные (волевая саморегуляция; контроль, коррекция по эталону)

3. Целеполагание

Вас заинтересовало стихотворение?
Чем?
Хотелось бы познакомиться с другими стихами этого автора?

Попробуйте сформулировать тему урока.

А с какой целью  мы будем знакомиться со стихами А.Блока?

Да
Ответы детей

Да

Творчество Александра Блока

Расширить свои знания о русской поэзии  и творчестве А. Блока

Регулятивные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование)

4. Изучение нового материала

Для следующей работы я разделю вас на группы. Какие правила вам помогут результативно работать?

Возьмите карточки со статьёй о биографии А.Блока

Изучите статью и выберите ключевые слова или фразы, которые рассказывают о жизни поэта

1.Родители и родственники поэта.

2.Первые стихи в 5 лет.

3.Гимназия.

4. Университет.

Выберите представителя вашей группы, который сможет рассказать о конкретном периоде жизни поэта.

Теперь я предлагаю посмотреть вам видеоролик.

Какое произведение напоминает вам этот клип?

Кто может прочесть стихотворение Ивана Сурикова наизусть?

У Александра Блока есть похожее стихотворение.

Прочтите в учебнике название стихотворения.

Как вы понимаете слово ветхая? Подберите синонимы к слову.

Предположите, о чем пойдёт речь в стихотворении.

Первичное прочтение (видеоролик)

Верным оказалось ваше предположение? Теперь прочтите стихотворение в полголоса.

О чём говорит стихотворение?

Какое оно по настроению?
Подтвердите словами текста.

Есть ли в стихотворении непонятные вам слова?

Прочитайте стихотворение выразительно.

Что общего в стихах И. Сурикова и А. Блока.?

Что хотели сказать поэты своими стихами?

(Физминутка)

Обсуждение правил работы в группе

Знакомство с биографией

Анализ жизни поэта

Рассказ о жизни поэта

Просмотр видеоролика

И. Суриков «Детство» или другие

Чтение наизусть или выразительное чтение стихотворения «Детство»

Читают название

Толкование слова ветхая

Старая, дряхлая и т.п.

О деревне, о каникулах, о зиме…

Слушают чтение стихотворения

Да

Читают

О проведении зимних каникул у бабушки в деревне.

Веселое, доброе, радостное, теплое

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом...

В снежном доме будет

Резвая игра...

Выразительное чтение

В них рассказывается о зимних весельях и забавах, о бабушкиной заботе.

Что нужно ценить моменты детства

Познавательные (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста; умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи; поиск и выделение информации; умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать)

Предметные (выразительно читать поэтические произведения; различать виды чтения; уметь проводить анализ стихотворения; различать литературные жанры; уметь сравнивать разные литературные произведения)

Личностные (ориентироваться в нравственном содержании  прочитанного, осознавать ценность детства;  самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений; действия смыслообразования; культура поведения в учебном диалоге; стимулирование к выражению собственного высказывания)

5. Закрепление

Что помогает поэтам сделать стих ярким, красочным, живым?

Вспомните, какие выразительные средства вы знаете?

Найдем в стихотворении Сурикова «Детство» эпитеты и олицетворение
Поработаем в парах с стихотворением А. Блока «Ветхая избушка».

На карточках у вас записаны средства выразительности. Ваша задача найти в произведении примеры и записать.

Проверим.

Литературные средства

Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д.
Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

Работа в парах с совместной проверкой

Личностные (самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений; действия смыслообразования; культура поведения в учебном диалоге; стимулирование к выражению собственного высказывания)

Предметные (различать литературные средства выразительностиуметь проводить анализ стихотворения)

Познавательные (поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания; умение структурировать знания)

Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками,  умение точно выражать свои мысли  в монологической и диалогической речи; поиск и выделение информации; умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать)

6. Рефлексия

Ответьте на вопросы теста, занесите ответы в   рефлексивные карты.

Сверьте ответы со слайдом. Устно ответьте на 2 последних вопроса.

 Оцените свою работу на уроке в рефлексивных картах.

 Д/з. Выучить стихотворение «Ветхая избушка»

Отвечают на вопросы по карточкам

Регулятивные (волевая саморегуляция; контроль, коррекция по эталону)



Предварительный просмотр:

Александр Александрович Блок
(16 ноября 1880 - 07 августа 1921)  
Отец Александра Блока — Александр Львович Блок, юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода, его брат Иван Львович был видным российским государственным деятелем. Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
https://persons-info.com/userfiles/image/persons/0-10000/4000-5000/4050/BLOK_Aleksandr_Aleksandrovich22.JPG

Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней  каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.

В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.

Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.

Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.

Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.



Предварительный просмотр:

Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.

В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?
__________________________________

Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?
__________________________________

Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?
__________________________________

Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.
__________________________________

Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.

__________________________________

В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?

__________________________________

Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?

__________________________________

Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?

__________________________________

Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.

Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.

__________________________________

В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?

__________________________________

Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?

__________________________________

Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?

__________________________________

Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.

Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.

__________________________________

В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?

__________________________________

Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?

__________________________________

Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?

__________________________________

Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.

__________________________________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Александр Александрович Блок (1880-1921)

Слайд 2

Родители Александр Львович Блок Александра Андреевна Блок

Слайд 3

1885 год Стихи пятилетнего Саши

Слайд 4

1890 год Саша поступил в гимназию

Слайд 5

Студент университета

Слайд 6

Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... В снежном доме будет Резвая игра... Пальчики застудят, -По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна -Ан уж дом растаял, На дворе - весна! Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ - разрушающийся от старости, дряхлый. ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Слайд 7

Иван Захарович Суриков (6 апреля 1841 — 24 апреля 1880) русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе.

Слайд 8

И.СУРИКОВ «ДЕТСТВО» Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернули санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно. Весь ты перезябнешь, Руки не согнёшь И домой тихонько, Нехотя бредёшь…

Слайд 9

Эпитет – художественно-образное определение, применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д . Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных.

Слайд 10

Рефлексивная карта. Ответь на вопросы теста. Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке. В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи? Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии? Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось? Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.

Слайд 11

Ответы на вопросы теста. Александр Александрович Блок, Иван Захарович Суриков. В 5 лет. Актёром. Молодцы! Желаю успеха в изучении русской поэзии!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок Ветхая избушка. С. Есенин . Береза."

Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С Есенин. Береза.  Цели урока:Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка»  и С.Есени...

Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.

Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др....

Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация

Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...