Стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и А.А. Блока «Ветхая избушка»
план-конспект урока по чтению (3 класс)
УМК "Гармония"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.a.blok_vethaya_izbushka_sny._sredstva_hudozhestvennoy_vyrazitelnosti_dlya_sozdaniya_poeticheskogo_obraza.docx | 25.41 КБ |
biografiya_bloka.docx | 277.47 КБ |
kartochki_dlya_pary.docx | 12.91 КБ |
kartochki_dlya_refleksii.docx | 13.55 КБ |
aleksandr_blok_1880-1921.pptx | 831.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока литературного чтения в 3 В классе МБОУ «СОШ №12»
УМК «Гармония»
Купрякова Анастасия Владимировна
Тема: Стихотворения И.З. Сурикова «Детство» и А.А. Блока «Ветхая избушка»
Цель: Познакомить учащихся с поэзией А.Блока, сравнивая с творчеством И.З. Сурикова
Тип урока: Комбинированный
Форма организации: Фронтальная с элементами групповой работы
Планируемые УУД:
Личностные: ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать ценность детства; самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений; действия смыслообразования; культура поведении в учебном диалоге; стимулирование к выражению собственного высказывания
Предметные: выразительно читать поэтические произведения; различать литературные средства выразительности; различать виды чтения; уметь проводить анализ стихотворения; различать литературные жанры; уметь сравнивать разные литературные произведения
Метапредметные:
Познавательные: удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста; умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи; поиск и выделение информации; умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать
Регулятивные: волевая саморегуляция; контроль, коррекция по эталону; самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывание; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование
Оборудование: презентация, видеоролики, учебник, карточки для групповой работы, карточки для парной работы, карточки для рефлексии
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1. Организационный момент | ||
Рассказы и сказки, | Готовятся к уроку | Личностные (действия смыслообразования; культура поведения в учебном диалоге) |
2. Актуализация опорных знаний | ||
Послушайте эти строки: «Кончил учитель урок, Мирно сидит на крылечке. Звонко кричит пастушок. Скачут барашки, овечки. Солнце за горку ушло, Светит косыми лучами. В воздухе сыро, тепло, Белый туман за прудами. Старый учитель сидит, Верно, устал от работы: Много трудов и заботы». Что это за литературный жанр? | Слушают отрывок стихотворения Стихотворение Звучит, как песня, есть рифма Знакомятся с портретом | Предметные (различать литературные жанры) Регулятивные (волевая саморегуляция; контроль, коррекция по эталону) |
3. Целеполагание | ||
Вас заинтересовало стихотворение? Попробуйте сформулировать тему урока. А с какой целью мы будем знакомиться со стихами А.Блока? | Да Да Творчество Александра Блока Расширить свои знания о русской поэзии и творчестве А. Блока | Регулятивные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания; целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование) |
4. Изучение нового материала | ||
Для следующей работы я разделю вас на группы. Какие правила вам помогут результативно работать? Возьмите карточки со статьёй о биографии А.Блока Изучите статью и выберите ключевые слова или фразы, которые рассказывают о жизни поэта 1.Родители и родственники поэта. 2.Первые стихи в 5 лет. 3.Гимназия. 4. Университет. Выберите представителя вашей группы, который сможет рассказать о конкретном периоде жизни поэта. Теперь я предлагаю посмотреть вам видеоролик. Какое произведение напоминает вам этот клип? Кто может прочесть стихотворение Ивана Сурикова наизусть? У Александра Блока есть похожее стихотворение. Прочтите в учебнике название стихотворения. Как вы понимаете слово ветхая? Подберите синонимы к слову. Предположите, о чем пойдёт речь в стихотворении. Первичное прочтение (видеоролик) Верным оказалось ваше предположение? Теперь прочтите стихотворение в полголоса. О чём говорит стихотворение? Какое оно по настроению? Есть ли в стихотворении непонятные вам слова? Прочитайте стихотворение выразительно. Что общего в стихах И. Сурикова и А. Блока.? Что хотели сказать поэты своими стихами? (Физминутка) | Обсуждение правил работы в группе Знакомство с биографией Анализ жизни поэта Рассказ о жизни поэта Просмотр видеоролика И. Суриков «Детство» или другие Чтение наизусть или выразительное чтение стихотворения «Детство» Читают название Толкование слова ветхая Старая, дряхлая и т.п. О деревне, о каникулах, о зиме… Слушают чтение стихотворения Да Читают О проведении зимних каникул у бабушки в деревне. Веселое, доброе, радостное, теплое Весел ребятишкам Быстрых санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... В снежном доме будет Резвая игра... Выразительное чтение В них рассказывается о зимних весельях и забавах, о бабушкиной заботе. Что нужно ценить моменты детства | Познавательные (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания, смысловое чтение, свободная ориентация и восприятие поэтического текста; умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи; поиск и выделение информации; умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать) Предметные (выразительно читать поэтические произведения; различать виды чтения; уметь проводить анализ стихотворения; различать литературные жанры; уметь сравнивать разные литературные произведения) Личностные (ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать ценность детства; самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений; действия смыслообразования; культура поведения в учебном диалоге; стимулирование к выражению собственного высказывания) |
5. Закрепление | ||
Что помогает поэтам сделать стих ярким, красочным, живым? Вспомните, какие выразительные средства вы знаете? Найдем в стихотворении Сурикова «Детство» эпитеты и олицетворение На карточках у вас записаны средства выразительности. Ваша задача найти в произведении примеры и записать. Проверим. | Литературные средства Эпитет – художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д. Работа в парах с совместной проверкой | Личностные (самоопределение в заинтересованности чтения лирических стихотворений; действия смыслообразования; культура поведения в учебном диалоге; стимулирование к выражению собственного высказывания) Предметные (различать литературные средства выразительностиуметь проводить анализ стихотворения) Познавательные (поиск фактов и суждений, структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания; умение структурировать знания) Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли в монологической и диалогической речи; поиск и выделение информации; умение организовать общение в группе: слушать, договариваться, убеждать) |
6. Рефлексия | ||
Ответьте на вопросы теста, занесите ответы в рефлексивные карты. Сверьте ответы со слайдом. Устно ответьте на 2 последних вопроса. Оцените свою работу на уроке в рефлексивных картах. Д/з. Выучить стихотворение «Ветхая избушка» | Отвечают на вопросы по карточкам | Регулятивные (волевая саморегуляция; контроль, коррекция по эталону) |
Предварительный просмотр:
Александр Александрович Блок
(16 ноября 1880 - 07 августа 1921)
Отец Александра Блока — Александр Львович Блок, юрист, профессор Варшавского университета, происходил из дворянского рода, его брат Иван Львович был видным российским государственным деятелем. Бабушка, мать и две тетки Александра Блока были писательницами, так что ему было «на роду написано» заниматься литературой. Он и занялся ею - первые стихи написал лет в пять. А в тринадцать стал вместе с двоюродными братьями издавать рукописный журнал. В журнале он был и главным редактором, и главным художником, и главным автором - помещал в нем свои стихи, рассказы, очерки.
Шахматово неразрывно связано с жизнью и творчеством Александра Блока. Будущего поэта привезли в усадьбу в шестимесячном возрасте, в мае 1881 года. И с тех пор, он проводил в ней каждое лето на протяжении 36 лет из неполных прожитых сорока одного года. Многие знаменитые творения выдающегося русского поэта созданы в Шахматове. Удивительные по красоте места нашли свое воплощение в лучших стихотворениях о России, написанных Блоком. Этот уголок средней России называют его духовной Родиной. Здесь написано около 300 стихотворений.
В старших классах гимназии Блок увлекся театром, даже мечтал стать актером. Профессия актера в те годы не была в большом почете, и он вслед за отцом, профессором права, поступил на юридический факультет университета. Но любовь к литературе победила все остальные увлечения, и Блок перешел на историко-филологический факультет.
Оканчивал университет Александр Блок уже известным поэтом. Его стихи печатались в разных журналах, стали выходить отдельными сборниками. Писал он и пьесы, и статьи о литературе.
Главные темы стихов Блока - Родина, человек, любовь, природа. Вклад его в русскую литературу необыкновенно велик. Поэтические произведения Александра Блока переведены на многие языки мира.
Памятник А. А. Блоку в Москве во дворе дома 8 по улице Спиридоновка.
Предварительный просмотр:
Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Олицетворение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эпитет__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.
В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?
__________________________________
Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?
__________________________________
Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?
__________________________________
Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.
__________________________________
Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.
__________________________________
В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?
__________________________________
Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?
__________________________________
Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?
__________________________________
Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.
Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.
__________________________________
В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?
__________________________________
Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?
__________________________________
Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?
__________________________________
Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.
Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке.
__________________________________
В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи?
__________________________________
Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии?
__________________________________
Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось?
__________________________________
Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.
__________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Родители Александр Львович Блок Александра Андреевна Блок
1885 год Стихи пятилетнего Саши
1890 год Саша поступил в гимназию
Студент университета
Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом... В снежном доме будет Резвая игра... Пальчики застудят, -По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна -Ан уж дом растаял, На дворе - весна! Как вы понимаете выражение - «ветхая избушка»? ВЕТХИЙ - разрушающийся от старости, дряхлый. ВЕТХАЯ ИЗБУШКА
Иван Захарович Суриков (6 апреля 1841 — 24 апреля 1880) русский поэт-самоучка, представитель «крестьянского» направления в русской литературе.
И.СУРИКОВ «ДЕТСТВО» Вот моя деревня, Вот мой дом родной; Вот качусь я в санках По горе крутой; Вот свернули санки, И я на бок — хлоп! Кубарем качуся Под гору, в сугроб. И друзья-мальчишки, Стоя надо мной, Весело хохочут Над моей бедой. Всё лицо и руки Залепил мне снег... Мне в сугробе горе, А ребятам смех! Но меж тем уж село Солнышко давно; Поднялася вьюга, На небе темно. Весь ты перезябнешь, Руки не согнёшь И домой тихонько, Нехотя бредёшь…
Эпитет – художественно-образное определение, применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.д . Олицетворение – изображение неодушевленных предметов как одушевленных.
Рефлексивная карта. Ответь на вопросы теста. Назови имена, отчества и фамилии поэтов, стихи которых читали на уроке. В каком возрасте А.Блок написал свои первые стихи? Кем мечтал стать А.Блок в старших классах гимназии? Какое стихотворение поэта тебе особенно понравилось? Доволен – ли ты своей работой на уроке; оцени себя.
Ответы на вопросы теста. Александр Александрович Блок, Иван Захарович Суриков. В 5 лет. Актёром. Молодцы! Желаю успеха в изучении русской поэзии!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок Ветхая избушка. С. Есенин . Береза."
Урок литературы для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С Есенин. Береза. Цели урока:Познакомить детей с новыми произведениями А.Блока «Ветхая избушка» и С.Есени...
Презентация к уроку литературного чтения для 2 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок . Ветхая избушка. С. Есение. Берёза. УчительЖуравлева Л. А.
Презентация к уроку литературного чтения для 3 класса на тему "Стихи о зиме. А. Блок. Ветхая избушка. С. Есенин. Берёза. Презентация содержит 24 слайда. Урок проходит в виде путешествия по поэтическим...
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»
А.А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона» учебник «Литературное чтение» Климанова Л.Ф.и др....
Конспекты уроков литературное чтение 3 класс "Школа России" А.Блок, «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»+ презентация
Цели урока:ознакомить учащихся с произведениями А.Блока «Ветхая избушка»,с его жизнью и творчеством;обучать правильному чтению стихов.Планируемые результаты:·...
Конспект урока по литературному чтению А.Блок "Ветхая избушка"; И.Суриков "Детство"
Конспект урока...
Конспект урока литературного чтения. Знакомство с поэтом А.А. Блоком. Стихотворение А.А. Блока «Ветхая избушка»
Коспект урока литературного чтения в 3 классе по УМК "Школа России"...