Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 2 «В»
Школа: ГБУ СКОШ интернат № 49
Категория обучающихся: дети с нарушением ОДА при сохранном интеллекте
Учитель: Стрепченкова О.И.
УМК «Школа России»
Тема урока | Бори Степанович Житков « Храбрый утенок» |
Тип урока | Знакомство с новым материалом |
Цель урока | Познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа |
Задачи урока |
- формирование полноценного восприятия текста; - учить делить текст на части, озаглавливать их; - рисовать словесную картину к каждой части и составлять план пересказа. |
- развивать навыки выразительного чтения; - работать над развитием речи, памяти, мышления, воображения. | |
- воспитывать интерес к урокам литературного чтения; - любовь и бережно отношение к природе; - воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желание помочь слабому. | |
Планируемые результаты обучения |
- читать тексты произведений целыми словами с различной интонационной окраской; - находить в тексте слова, которые характеризуют героев; - определять вид литературного произведения, доказывая свою точку зрения; - правильно подбирать слова для картинного плана; - составлять план для последующего пересказа текста. |
- определять учебную задачу, планировать её выполнение, контроль самооценки учебной задачи; - анализировать текст; - находить нужную информацию в тексте; - работать в паре, выполняя правила совместной работы. | |
- проявлять интерес к чтению произведений о животных; - размышлять о том, как нужно относиться к «братьям нашим меньшим»; - размышлять о том, что такое настоящая дружба, кого мы называем другом; - понимать, что нужно уметь сочувствовать, не быть равнодушным и стараться помочь тому, кто нуждается в помощи. | |
Межпредметные связи | Окружающий мир – тема: «Дикие и домашние животные» «Насекомые» Русский язык – тема: «Развитие речи» |
Ресурсы урока | Учебник «Литературное чтение 2 класс». Карточки с заданиями. Мультимедийная презентация. |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Ход урока. 1.Организационный момент. Эмоциональный настрой. | |
Прозвенел и смолк звонок, начинается урок. На гостей все посмотрели, поздоровались и тихо сели. -Мы начинаем урок литературного чтения | |
2.Мотивация познавательной деятельности. | |
А) Проверка домашнего задания. -Как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках чтения? (О братьях наших меньших) -С произведениями каких авторов мы уже познакомились на уроках чтения? (Н.Сладкова, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова, М. Пришвина Е. Чарушина) -Как назывался рассказ, который мы читали и разбирали на прошлом уроке? («Страшный рассказ Е.Чарушина) -Какое домашнее задание вы получили? (Придумать сказку или рассказ о своём домашнем питомце) -Кто хочет выступить? (Ответы учеников). -Оцените товарища. (Высказывания учеников)
Вывод: - Почему нужно беречь животных? (Они часть природы, живые существа, не станет животных, не станет и нас, т.к. в природе всё взаимосвязан.) б) Речевая разминка-физкультминутка -Прочитайте скороговорку про себя. А теперь прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку. Уточка-вертихвостка Ныряла, да выныривала, Выныривала, да ныряла. | Называют раздел, авторов и произведения Представляют свои работы. Эмоциональное восприятие, оценка. Четкое проговаривание с изображением уточки. |
3. Актуализация необходимых знаний | |
Постановка цели урока. -Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроках чтения, чему будем учиться? (Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться громко и выразительно читать, отвечать на вопросы , рассказывать, рисовать словами, делить текст на части ,готовиться к пересказу) | Предполагают чем будут заниматься на уроке. |
4. Введение в тему урока. | |
-А вам, интересно узнать, как называется рассказ, который мы будем сегодня читать? -Тогда отгадайте загадки. Самолётик лёгкий быстрый Над цветком летит душистым. Крылья, хвостик и глаза, Это чудо ….(стрекоза). -Что вы знаете о ней? В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова) -Какой она представлена поэтом? (Ленивая, беспечная, беззаботная) -А кто знает, чем питается стрекоза? -Обратимся к энциклопедии. Рассказ учителя. Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой, большими глазами и удлинённым брюшком,4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров, мошек и других вредных насекомых и этим приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют - дозорниками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу. -И так, стрекоза будет одним из героев рассказа, который мы будем читать. -Кто же второй герой? Удивительный ребёнок Только вышел из пелёнок, Может плавать и нырять, Как его родная мать. (Утёнок). -Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш) -Как называют его мать? (Утка) -В каком произведении мы познакомились с ней? (М.Пришвина «Ребята и утята») -Какой её представил Пришвин в своём произведении (Заботливая, любящая, внимательная) -А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом) -Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам). -И так, загадки мы отгадали, наши гости - стрекоза и муравей готовы рассказать нам интересную историю, которая однажды произошла с ними. И мы узнаем, почему стрекоза и утёнок встретились.
-А сочинил эту историю известный писатель Борис Степанович Житков. (На стенде: портрет писателя, иллюстрации героев - стрекозы и утёнка, название рассказа) Борис Степанович Житков(1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде , семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных. Житков много ездил по стране и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков. Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай - всегда спешат на помощь друг другу люди». Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам. -Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утёнок». -Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце урока ответить на вопрос: это рассказ или сказка? а) Первичное чтение (учитель) б)Первичное восприятие и понимание рассказа. -Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? -О чём он? -Как хозяйка кормила утят? -Почему они не ели? -Почему утята боялись стрекозу? -О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку? -Кто помог утятам избавиться от стрекозы? -Как ему это удалось? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - Если я права – хлопайте в ладоши, если нет –топайте. У кошки - котёнок, У собаки - собачонок, (щенок) У зайчихи - зайчонок, У утки - утёнок, У овечки - овчонок, (ягнёнок) У курочки - курчонок, (цыплёнок) У ежихи - ежонок, У коровы - коровёнок, (телёнок) У свиньи – свинёнок, (поросёнок) У лисы – лисёнок, У рыбы - рыбёнок, (малёк) У лосихи - лосёнок, У волчихи - волчонок, У голубки - голубёнок,(птенец) А у мамы с папой - человёнок. (ребёнок) в) Речевая разминка. Подготовка к самостоятельному чтению. -Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками). 1. Руб-лен-ных---рубленных Стре-ко-та-ла---стрекотала Рас-ска-за-ли---рассказали Ис-пу-га-ешь-ся---испугаешься За-жуж-жа-ла---зажужжала По-ло-ман-ным---поломанным 2 . Бег - подбегали, убегали. Рассказ - рассказали. Испуг - испугаешься. Еда - наедались. г) Повторное чтение рассказа, деление на части, словесное иллюстрирование, озаглавливание. -А теперь послушаем рассказ в вашем исполнении. -Каким был утёнок Алёша? (ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЕНЫЙ). - Читайте, останавливайтесь в конце каждой части (эпизода). Сделайте словесную иллюстрацию. Выберете заголовок. 1часть - Вышла хозяйка, поставила тарелку у куста, ушла, подбежали утята, вылетает стрекоза. 1. ХОЗЯЙКА КОРМИТ УТЯТ. 2 часть - Стрекоза села на тарелку ,утята испугались и убежали. 2. БОЯТСЯ СТРЕКОЗЫ. 3 часть - нарисуем удивлённую хозяйку, она убирает нетронутую тарелку. 3. «ДОЛЖНО БЫТЬ НАШИ УТЯТА ЗАБОЛЕЛИ» или УДИВЛЕНИЕ ХОЗЯЙКИ. 4 часть - утята во дворе, пришёл утёнок Алёша, он обещает прогнать стрекозу. 4. АЛЁША ОБЕЩАЕТ ПОМОЧЬ. 5 часть - во дворе тарелка с рублеными яйцами, Алёша и утята ждут стрекозу, стрекоза полетела и села на край тарелки , утята притаились, Алёша подбежал и схватил стрекозу за крыло, она вырывается и улетает с поломанным крылом. 5. УТЁНОК СДЕРЖАЛ СВОЁ СЛОВО или АЛЁША ПРГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ 6 часть - на дворе стоит тарелка, вокруг весёлые утята и с ними Алёша. 6. СТРЕКОЗА БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПРИЛЕТАЛА или ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА - Сверьте свой план с правильным вариантом | Отгадывают загадки. Зрительно-слуховое восприятие информации. Учащиеся формулируют ответы Рассматривание портрета, книг, знакомство с биографией. Учащиеся слушают. Учащиеся отвечают на вопросы. Работа с карточками в парах. Чтение произведения учащимися. Учащиеся описывают, что представили по каждой части. Работа с планом. Выбор нужного заголовка. |
6. Подведение итогов. | |
-Имя какого нового писателя мы узнали сегодня на уроке? -Как называлось произведение, с которым мы сегодня познакомились и работали? -Так что же это – сказка или рассказ ?Почему? -Чему нас учат герои? -Как вы думаете, как относится писатель к животным? -Какая пословица подойдёт больше всего к этой истории? Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Сам погибай, а товарища выручай. Друг друга поддержать, победу одержать. | Объяснение смысла пословицы, доказательство своего выбора. |
7. Рефлексия. | |
-За что бы вы похвалили себя сегодня на уроке чтения? -Продолжите фразу: «ПОСЛЕ УРОКА МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ…» (ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ) | Учащиеся производят самооценку своей деятельности. |
8. Домашнее задание. | |
-Пересказ по плану. -Стр.139-141 №4. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».
Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...
Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".
Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/25/picture-228398-1364237658.jpg)
Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс
по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/28/picture-990460-1514450333.jpg)
Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».
Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но от учителя зависит,Какими д...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/24/picture-650450-1437742582.jpg)
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.
Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/18/picture-655288-1439918239.jpg)
1. Мир природы и человека, 3 кл. Технологическая карта урока по теме "Животные летом". 2. Чтение, 2 кл. Технологичекая карта урока по теме "Осьминожек. По Г. Снегиреву"
Образец не самых сложных технологических карт....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...