Технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Стрепченкова Ольга Ивановна

Технологическая карта урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_litchtenie_b.zhitkov.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учебный предмет: литературное чтение

Класс: 2 «В»

Школа: ГБУ СКОШ интернат № 49

Категория обучающихся: дети с нарушением ОДА при сохранном интеллекте

Учитель: Стрепченкова О.И.

УМК «Школа России»

Тема урока

Бори Степанович Житков « Храбрый утенок»

Тип урока

Знакомство с новым материалом

Цель урока

Познакомить детей с творчеством писателя и содержанием данного рассказа

Задачи урока

  1. Обучающие:

- формирование полноценного восприятия текста;

- учить делить текст на части, озаглавливать их;

- рисовать словесную картину к каждой части и составлять план пересказа.

  1. Развивающие:

- развивать навыки выразительного чтения;

- работать над развитием речи, памяти, мышления, воображения.

  1. Воспитательные:

- воспитывать интерес к урокам литературного чтения;

- любовь и бережно отношение к природе;

- воспитывать чувство сострадания, сопереживания, желание помочь слабому.

Планируемые результаты обучения

  1. Предметные:

- читать тексты произведений целыми словами с различной интонационной окраской;

- находить в тексте слова, которые характеризуют героев;

- определять вид литературного произведения, доказывая свою точку зрения;

- правильно подбирать слова для картинного плана;

- составлять план для последующего пересказа текста.

  1. Метапредметные:

- определять учебную задачу, планировать её выполнение, контроль самооценки учебной задачи;

- анализировать текст;

- находить нужную информацию в тексте;

- работать в паре, выполняя правила совместной работы.

  1. Личностные:

- проявлять интерес к чтению произведений о животных;

- размышлять о том, как нужно относиться к «братьям нашим меньшим»;

- размышлять о том, что такое настоящая дружба, кого мы называем другом;

- понимать, что нужно уметь сочувствовать, не быть равнодушным и стараться помочь тому, кто нуждается в помощи.

Межпредметные связи

Окружающий мир – тема: «Дикие и домашние животные»

                                             «Насекомые»

Русский язык – тема: «Развитие речи»

Ресурсы урока

Учебник «Литературное чтение  2 класс».

Карточки с заданиями.

Мультимедийная презентация.

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Ход урока.

1.Организационный  момент. Эмоциональный настрой.

Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.

На гостей все посмотрели, поздоровались и тихо сели.

-Мы начинаем урок литературного чтения

2.Мотивация познавательной деятельности.

А) Проверка домашнего задания.

-Как называется раздел, который мы сейчас изучаем на уроках чтения?

(О братьях наших меньших)

-С произведениями каких авторов мы уже познакомились на уроках чтения?

(Н.Сладкова, Б. Заходера, И. Пивоваровой, В. Берестова, М. Пришвина Е. Чарушина)

-Как назывался рассказ, который мы читали и разбирали на прошлом уроке?

(«Страшный рассказ Е.Чарушина)

-Какое домашнее задание вы получили?

(Придумать сказку или рассказ о своём домашнем питомце)

-Кто хочет выступить? (Ответы учеников).

-Оцените товарища. (Высказывания учеников)

       

 Вывод: - Почему нужно беречь животных?

(Они часть природы,  живые существа, не станет животных, не станет и нас, т.к. в природе всё взаимосвязан.)

б) Речевая разминка-физкультминутка

-Прочитайте скороговорку про себя. А теперь прочитайте быстро с интонацией и изобразите уточку.

Уточка-вертихвостка

Ныряла, да выныривала,

Выныривала, да ныряла.

Называют раздел, авторов и произведения

Представляют свои работы.

Эмоциональное восприятие, оценка.

Четкое проговаривание с изображением уточки.

3. Актуализация необходимых знаний

Постановка цели урока.

-Представьте себя учителями, подумайте и скажите, чем мы продолжим заниматься на уроках чтения, чему будем учиться?

(Узнаем новые имена писателей и их произведения, будем учиться громко и выразительно читать, отвечать на вопросы , рассказывать, рисовать словами, делить текст на части ,готовиться к пересказу)

Предполагают чем будут заниматься на уроке.

4. Введение в тему урока.

-А вам, интересно узнать, как называется рассказ, который мы будем сегодня читать?

-Тогда отгадайте загадки.

Самолётик лёгкий быстрый

Над цветком летит душистым.

Крылья, хвостик и глаза,

Это чудо ….(стрекоза).

-Что вы знаете о ней?

В каком произведении вам встречалась стрекоза? (Басня «Стрекоза и Муравей» И.А.Крылова)

-Какой она представлена поэтом? (Ленивая, беспечная, беззаботная)

-А кто знает, чем питается стрекоза?

-Обратимся к энциклопедии.

Рассказ учителя.

    Стрекоза – хорошо летающее насекомое с подвижной головой,    большими глазами и удлинённым брюшком,4-мя прозрачными крыльями, усиками. Обитают главным образом в стоячих водах-озёрах и прудах. Питаются насекомыми, сбивая добычу на ходу, истребляя комаров,  мошек и других вредных насекомых и этим приносит пользу. Каждая стрекоза имеет свою территорию, на которой питается, охраняет от других стрекоз и в случае необходимости дерётся за неё. Их называют - дозорниками. Некоторые виды стрекоз занесены в Красную книгу.

-И так, стрекоза будет одним из героев рассказа, который мы будем читать.

-Кто же второй герой?

Удивительный ребёнок

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утёнок).

-Почему сказали утёнок? (Он маленький детёныш)      

-Как называют его мать? (Утка)

-В каком произведении мы познакомились с ней? (М.Пришвина «Ребята и утята»)

-Какой её представил Пришвин в своём произведении (Заботливая,  любящая, внимательная)

-А чем кормят утят, когда они маленькие? (Яйцом)

-Почему говорят – покрошил яйцо? ( Значит, измельчил, мелкие кусочки удобнее клевать маленьким утятам).

-И так, загадки мы отгадали, наши гости - стрекоза и муравей готовы рассказать нам интересную историю, которая однажды произошла с ними. И мы узнаем, почему стрекоза и утёнок встретились.

  1. Работа по теме урока, организация познавательной деятельности.

-А сочинил эту историю известный писатель Борис Степанович Житков.

   (На стенде: портрет писателя, иллюстрации героев - стрекозы и утёнка, название рассказа)

  Борис Степанович Житков(1882-1938) родился 11 сентября в Новгороде , семье преподавателя математики и пианистки. Переменил в жизни много профессий. Он был рыбаком, охотником, строил корабли, был учителем, механиком, капитаном, дрессировщиком животных.

    Житков много ездил по стране и другим странам. Обо всём, что узнал и увидел, что бывало  в жизни, Борис Степанович захотел рассказать другим. Он стал писателем. А бывало много хорошего и трудного, подчас и опасного. Случались пожары, бушевали метели, ветры ломали льдины и уносили в море рыбаков.

 Борис Степанович сам был мужественным человеком, и писать любил про смелых людей. Рассказывая про них, автор никогда не забывал сказать своему читателю: «Не робей, не теряйся в опасности! Какая бы ни случилась беда, знай - всегда спешат на помощь друг другу люди».

  Книги писателя захватывают своими сюжетами, их слушать и читать очень интересно. Книги Б.С.Житкова учат добру и самым лучшим человеческим качествам.

-Сегодня мы познакомимся с рассказом Б.С.Житкова «Храбрый утёнок».

-Прежде чем я начну читать, будьте готовы в конце урока ответить на вопрос: это рассказ или сказка?

а) Первичное чтение (учитель)

б)Первичное восприятие и понимание рассказа.

-Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ?

-О чём он?

-Как хозяйка кормила утят?

-Почему они не ели?

-Почему утята боялись стрекозу?

-О чем думала хозяйка, когда убирала тарелку?

-Кто помог утятам избавиться от стрекозы?

-Как ему это удалось?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: - Если я права – хлопайте в ладоши, если нет –топайте.

У кошки - котёнок,

У собаки - собачонок, (щенок)

У зайчихи - зайчонок,

У утки - утёнок,

У овечки - овчонок, (ягнёнок)

У курочки - курчонок, (цыплёнок)

У ежихи - ежонок,

У коровы - коровёнок, (телёнок)

У свиньи – свинёнок, (поросёнок)

У лисы – лисёнок,

У рыбы - рыбёнок, (малёк)

У лосихи -  лосёнок,

У волчихи - волчонок,

У голубки - голубёнок,(птенец)

А у мамы с папой - человёнок. (ребёнок)

в) Речевая разминка. Подготовка к самостоятельному чтению.

-Прочитайте сначала по слогам, а потом целыми словами (работа в парах с карточками).

1.                  Руб-лен-ных---рубленных

                    Стре-ко-та-ла---стрекотала

                    Рас-ска-за-ли---рассказали

                    Ис-пу-га-ешь-ся---испугаешься

                    За-жуж-жа-ла---зажужжала

                    По-ло-ман-ным---поломанным

2 .               Бег - подбегали, убегали.

                   Рассказ - рассказали.

                   Испуг - испугаешься.

                   Еда - наедались.

г) Повторное чтение рассказа, деление на части, словесное иллюстрирование, озаглавливание.

-А теперь послушаем рассказ в вашем исполнении.

-Каким был утёнок Алёша? (ХВАСТУН, ХРАБРЕЦ, УМНИЦА, СООБРАЗИТЕЛЬНЫЙ, ГЛУПЫЙ, ВЕРНЫЙ ДРУГ, ВЕСЁЛЫЙ, НЕСМЫШЛЕНЫЙ).

- Читайте, останавливайтесь в конце каждой части (эпизода). Сделайте словесную иллюстрацию. Выберете заголовок.

     1часть - Вышла хозяйка, поставила тарелку у куста, ушла, подбежали утята, вылетает стрекоза.

1.  ХОЗЯЙКА КОРМИТ УТЯТ.

               2 часть - Стрекоза села на тарелку ,утята испугались и убежали.

2.  БОЯТСЯ СТРЕКОЗЫ.

               3 часть - нарисуем удивлённую хозяйку, она убирает нетронутую тарелку.

3. «ДОЛЖНО БЫТЬ НАШИ УТЯТА ЗАБОЛЕЛИ»   или    УДИВЛЕНИЕ ХОЗЯЙКИ.

4 часть - утята во дворе, пришёл утёнок Алёша, он обещает прогнать стрекозу.

4.  АЛЁША ОБЕЩАЕТ ПОМОЧЬ.

5 часть - во дворе тарелка с рублеными яйцами, Алёша и  утята ждут стрекозу, стрекоза  полетела и села на         край тарелки , утята притаились, Алёша подбежал и схватил стрекозу за крыло, она вырывается и улетает с поломанным крылом.

5.  УТЁНОК СДЕРЖАЛ СВОЁ СЛОВО     или       АЛЁША ПРГОНЯЕТ СТРЕКОЗУ

6 часть - на дворе стоит тарелка, вокруг весёлые утята и с ними Алёша.

 6. СТРЕКОЗА БОЛЬШЕ НИКОГДА НЕ ПРИЛЕТАЛА   или    ДОВОЛЬНЫЕ УТЯТА

- Сверьте свой план с правильным вариантом     

Отгадывают загадки.

Зрительно-слуховое восприятие информации.

Учащиеся формулируют ответы

Рассматривание портрета, книг, знакомство с биографией.

Учащиеся слушают.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Работа с карточками в парах.

Чтение произведения учащимися.

Учащиеся описывают, что представили по каждой части.

Работа с планом. Выбор нужного заголовка.


6. Подведение итогов.

-Имя какого нового писателя мы узнали сегодня на уроке?

-Как называлось произведение, с которым мы сегодня познакомились и работали?

-Так что же это – сказка или рассказ ?Почему?

-Чему нас учат герои?

-Как вы думаете, как относится писатель к животным?

-Какая пословица подойдёт больше всего к этой истории?

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Сам погибай, а товарища выручай.

Друг друга поддержать, победу одержать.

Объяснение смысла пословицы, доказательство своего выбора.

7. Рефлексия.   

-За что бы вы похвалили себя сегодня на уроке чтения?

-Продолжите фразу: «ПОСЛЕ УРОКА МНЕ БЫ ХОТЕЛОСЬ…»

(ОЦЕНКА УЧИТЕЛЯ)

Учащиеся производят самооценку своей деятельности.

8. Домашнее задание.   

-Пересказ по плану.

-Стр.139-141  №4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...