Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
рабочая программа по чтению (1 класс)

Юлия Введенская

Рабочая программа и тематическое планирование для 1 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_1kl.doc218 КБ

Предварительный просмотр:

   


Рабочая учебная программа

для начального общего образования

(Базовый уровень)

Пояснительная записка.

Статус документа.

Рабочая программа по литературному чтению для 1-ых классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 40 часов из расчета 4 ч в неделю. Программа конкретизирует содержание предметных тем, предлагает распределение предметных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Реализация программы обеспечивается нормативными документами:

  • Федеральный закон   «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. №273-ФЗ;
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  (приказ МО и науки РФ от 06.10.2009 №373);
  • Федеральный  государственный образовательный стандарт начального общего образования  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ МОН РФ  №1598 от 19.12.2014г.);
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 г.г» от 22 ноября 2012 г. № 2148-р.
  • Основная образовательная программа начального общего образования МАОУ «Средняя школа 10» (приказ №94 от 25.06.2013 г);
  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных  (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, утвержденный приказом МОН РФ №253 от 31.03.2014г;
  • Приказ МО РМ «От утверждении инструкции по разработке рабочих учебных программ отдельных учебных дисциплин, курсов в общеобразовательных учреждениях Республики Мордовия № 904 от 16.08.2011 года».
  • Письмо МОН РФ №08-1786 от 28.10.2015г. «О рабочих программах учебных предметов»
  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных  учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
  • Учебный план МАОУ «Средняя школа №10» на 2019-2020 учебный год.

Программа составлена для учебника «Литературное чтение» 1 кл., Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий.– М.: Просвещение, 2014, включенного в Федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию.

 Программа является авторской.

          Программа и материал УМК рассчитаны на 40 часов в год, 4 часа в неделю, что соответствует ОБУП в 1 классах (1-4).                  

         Литература является одним из самых мощных средств приобщения детей к общечеловеческим ценностям, формирования их мировоззрения. Отсюда следует ведущая роль уроков чтения в системе начального обучения.

        Главной задачей является формирование у детей полноценного навыка чтения, без которого будет затруднено обучение по всем другим предметам, умения вчитываться в текст и извлекать из него необходимую информацию, интереса к книге и художественному произведению как искусству слова.

        Эта задача успешно решается в процессе общения с художественной литературой, которая, как и всякое искусство, полифункциональная: она пробуждает эстетические чувства, ставит перед человеком нравственно-мировоззренческие вопросы и расширяет познавательные горизонты читателя. Все эти аспекты литературного произведения должны найти место на уроках литературного чтения.

        Курс «Литературное чтение» ставит следующие задачи:

  • целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;
  • свободное чтение и самостоятельное извлечение смысловой информации из прочитанного текста;
  • приобщение ребёнка к литературе как искусству слова;
  • формировать уважительное отношение младших школьников к книге как важнейшей культурно-исторической ценности;
  • обеспечить младшим школьникам понимание художественных произведений;
  • научить практически различать художественные и научно-познавательные литературные произведения, по-другому отражающие мир;
  • развивать интерес к литературному творчеству;
  • духовно-нравственное совершенствование личности, формирование позитивного мировосприятия и расширение познавательных возможностей младших школьников.

Общие принципы, реализующие указанные цели:

  • принцип художественно-эстетический, позволяющий изучать произведение как искусство слова и формировать эстетическое отношение к произведениям искусства и окружающему миру;
  • принцип системности, обеспечивающий изучение произведения во всей его полноте, во взаимосвязи художественно-эстетических, духовно-нравственных и познавательно-мировоззренческих ценностей литературного произведения, в единстве его художественной формы и содержания;
  • принцип коммуникативности, реализующий диалоговую форму урока и построение системы разбора произведения как общение вдумчивого читателя с автором произведения и его героями;
  • принцип введения элементов драматургии для всестороннего анализа произведения;
  • принцип дидактической целесообразности, позволяющий сочетать многоаспектный анализ текста с развитием интенсивного навыка чтения;
  • культурно-исторический принцип;
  • принцип взаимосвязи семьи и школы, возрождающий русскую традицию семейного чтения.

          Учебник «Литературное чтение» для 1 класса включает семь основных разделов, которые выстроены по жанровому, художественно-эстетическому и познавательному принципам.

Часть 1

  • «Книги – мои друзья».
  • «Радуга – дуга» (произведения малых фольклорных жанров).
  • «Здравствуй, сказка!» (включает народные и авторские сказки, данные для сопоставления, сравнения).

Часть 2

  • «Люблю всё живое».
  • «Хорошие соседи, счастливые друзья».
  • «Край родной, навек любимый».
  • «Сто фантазий».

            Разделы имеют художественно-эстетическую, духовно-нравственную направленность, последний («Сто фантазий») нацелен главным образом на развитие воображения и творческих литературных способностей учащихся.

Разделы включают в себя произведения современных писателей, содержание которых близко жизненному опыту младших школьников и интересно им, а также произведения народнопоэтического творчества и классиков отечественной литературы. В 1 классе знакомство с зарубежной литературой ограничивается фольклорными произведениями.

          Программа по литературному чтению формирует у младших школьников (на доступном им уровне) представление о значимости художественных произведений в жизни человека. Учащиеся постепенно начинают понимать, что цель общения с писателем или художником не сводится к получению познавательной информации. Каждый автор стремится не только что-то сообщать читателю или поучать его, но и «беседовать» с ним, завязав воображаемый диалог, чтобы обогатить читателя своими эстетическими переживаниями, открытиями, приобщить его к своим убеждениям и нравственным ценностям. В этом состоит одна из важнейших воспитательных задач уроков литературного чтения.

          В целом программа «Литературное чтение» обеспечивает развитие коммуникативно-речевых навыков и умений, помогает ввести детей в мир художественной литературы, способствует воспитанию читательской культуры. Культура читателя не сводится к умению бережно обращаться с книгой. Она проявляется в умении глубоко проникать в смысл читаемого, в умении выбрать достойную книгу для чтения и в желании постоянно читать художественную литературу. Культура чтения сказывается на всем духовно-нравственном и эстетическом развитии личности младшего школьника.

Круг детского чтения. Тематика

1. Жанровый блок. Знакомство детей с жанром сказки (русские народные сказки, сказки народов России). Загадки, пословицы, потешки, небылицы.

2. Тематический блок. Темы, посвященные семье и детям, их взаимоотношениям, общению с природой и миром животных. Учащиеся перечитывают произведения классиков детской литературы (К. Чуковский, С. Михалков, С. Маршак, А. Барто, Н. Носов).

Тематический блок включает юмористические стихи, рассказы, сказки, а также научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения:

  • способ чтения: плавное, неторопливое чтение целыми словами с элементами слогового чтения многосложных и трудных слов;
  • качества навыка чтения, обеспечивающие взаимосвязь чтения и понимания прочитанного: сознательное, правильное чтение слов, предложений, небольших текстов без пропусков и перестановок букв в словах. Чтение в темпе 30—40 слов в минуту.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения:

  • полные ответы на вопросы по содержанию текста;
  • нахождение в тексте предложений, подтверждающих устное высказывание (мнение) ребенка;
  • пересказ знакомой сказки без пропусков и повторов частей текста;
  • воспроизведение содержания небольшого рассказа с опорой на иллюстрации или вопросы;
  • формирование умения сосредоточиться на чтении текста.

3. Воспитание культуры речи и чтения:

  • формирование умения слушать собеседника;
  • развитие звуковой культуры речи: умение громко, четко, орфоэпически правильно произносить слова в устной речи и при чтении;
  • развитие умения делать паузу в конце предложения, соблюдая интонацию различных типов предложения;
  • развитие грамматически правильной речи, ее эмоциональности и содержательности;
  • воспитание доброжелательного отношения и внимания к собеседнику — сверстнику и взрослому;
  • увеличение «поля» чтения: от чтения односложных слов к чтению двусложных слов при выполнении упражнения на целостное восприятие слов.

Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений, использования произведений живописи и музыки:

  • формирование способности воспринимать красоту весенней природы; умение выразить свое отношение к ней. Отражение весеннего настроения в произведениях художников и музыкантов;
  • наблюдение за поведением и движениями животных, умение передать свои впечатления в устной речи и через рисунок;
  • сравнение художественных текстов о весне с произведениями живописцев.

2. Слушание художественных произведений:

  • слушание сказок, стихотворений и рассказов в исполнении мастеров художественного слова. Побуждение к обмену впечатлениями от услышанного;
  • слушание и заучивание наизусть небольших стихотворений о весне, детях, животных.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ:

  • высказывание собственного мнения о прочитанном, умение эмоционально откликаться на прочитанное;
  • соотнесение содержания произведения с иллюстрациями к нему;
  • нахождение в художественном произведении отрывков, созвучных иллюстрациям;
  • воспитание внимательного отношения к авторскому слову в художественном тексте;
  • наблюдение за языком художественного произведения (с помощью учителя); нахождение слов, помогающих ярко и точно изобразить природу;
  • понимание значения слов и выражений исходя из контекста; сопоставление синонимов;
  • умение назвать героев (действующих лиц) произведения; найти в тексте слова, характеризующих их.

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами:

  • воспроизведение диалоговых сцен из прочитанных произведений;
  • сравнение сказок разных авторов с одним и тем же сюжетом;
  • придумывание своего варианта развития сюжета сказки (с помощью вопросов учителя);
  • умение различать сказку, рассказ и стихотворение (на практическом уровне).

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

  • наизусть 3—4 стихотворных произведения классиков русской литературы;
  • автора и заглавие 3—4 прочитанных книг;
  • имена и фамилии 3—4 писателей, произведения которых читали в классе.

Учащиеся должны уметь:

  •  читать небольшой текст плавно целыми словами с элементами послогового чтения;
  •  читать текст в темпе не менее 30 слов в минуту; соблюдать паузы, отделяющие одно предложение от другого;
  •  отвечать на вопросы к прочитанному тексту;
  • воспроизводить содержание эпизода или ситуацию из текста с опорой на вопросы и иллюстрации к нему;
  • высказать свое отношение к прочитанному.

Планируемые результаты.

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:

– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, тексты авторов учебника (диалоги постоянно действующих героев), обеспечивающие 4-ю линию развития – эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других;

– выразительно читать и пересказывать текст;

– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– заучивать наизусть небольшие стихотворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

– различать рассказ и стихотворение.

Условные  обозначения типов урока:

НТ - урок работы с новым текстом;                           ВУ - вводный урок;                                             УК - урок контроля;

ОНЗ - урок открытия новых знаний;                         ВЧ - урок внеклассного чтения;                         РР - урок развития речи.

РУ - урок развития читательских умений;                BE - итоговый урок;

Календарно-тематическое планирование

Литературное чтение. Л.Ф.Климанова, Л.А.Виноградская, В.Г.Горецкий. 1 класс. УМК «Перспектива» (40 часов)

№ урока

ДАТА

Тема урока,

 произведения для чтения.

Тип урока

Планируемые  достижения учащихся

Виды деятельности

Форма контроля

план

факт

Предметные УУД

УУД и  результаты  УУД

Часть 1

Раздел 1: «Книги – мои друзья»( 4 ч. )

Книга – писатель – читатель. Способы передачи информации: жесты, рисунки, книги, компьютер. Книга – обложка – автор – каталог.

Научиться предполагать на основе названия раздела, какие произведения в нем представлены.

1.

12.03

Введение

Знакомство с системой условных обозначений.

Тема: «Книги – мои друзья»

1.Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.

2.С.Маршак. «Новому читателю». (Книга – читатель – мыслитель.)

ВУ

Уметь читать плавно, неторопливо, целыми словами; уметь вникать в смысл читаемого.  Научиться  ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Освоить  роли  ученика.

Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.  Познавательные

-. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Личностные  освоение личностного смысла учения; Регулятивные

-Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

Ориентироваться в учебнике.

Находить нужную главу в содержании учебника.

Понимать условные обозначения, использовать их при выполнении заданий.

Предполагать на основе названия содержание главы.

Находить в словаре непонятные слова

текущий

Как хорошо уметь читать

1. Кто говорит молча? Загадки, пословицы о книге.

2.Возникновение письменности.

ОНЗ

Определять нравственный смысл пословицы и поговорки.  Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Иметь представление о возникновении письменности; уметь общаться с книгой.  Уметь работать в парах, выслушивать мнения друг друга.

. Коммуникативные

- участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события и поступки.

-понимать точку зрения другого

- Познавательные

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

Личностные

- освоение личностного смысла учения;

Отгадывать загадки на основе ключевых (опорных) слов загадки, сочинять загадки, небылицы; объединять их по темам.

текущий

2.

13.03

Как бы жили мы без книг?

1. С.Михалков. «Как бы жили мы без книг?»

2. «Читалочка-обучалочка» (чтение целыми словами).

3.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».

(А.Барто. «Стали грамотными».

С.Маршак. «Разговор с первым классом».

Б.Заходер. «Живая азбука»)

НТ

ВЧ

Уметь выбирать книги;

ориентироваться на тематический указатель; уметь работать с иллюстрациями; получать необходимую информацию; уметь читать тексты в разном темпе. Подробно  пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

Познавательные

-. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

. Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Характеризовать особенности прослушанного художественного произведения (определять жанр – рассказ, стихо-творение, сказка народная, авторская; загадка, пословица, скороговорка); передавать последовательность сюжета; описывать героев.

текущий

текущий

3.

16.03

Мои любимые писатели

1. А.Пушкин. «Руслан и Людмила» (отрывок) – «У лукоморья дуб зелёный…».

2. Любимый отрывок из сказки А.Пушкина.

ОНЗ

Знать биографию А.С.Пушкина; умение читать произведения А.С.Пушкина. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

Выразительно читать отрывки; анализировать.

Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение.

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

- Познавательные

Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

. Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

текущий

4.

17.03

Наш театр Сказка К.Чуковского «Айболит».

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

 Контроль и проверка результатов обучения.

ВЧ

Знать произведения К.Чуковского; умение инсценировать; выделять слова автора и действующих лиц. . Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Определять интонацию, с которой нужно читать данное произведение.

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов

текущий

Раздел 2 «Радуга-дуга» (5ч)

5.

19.03

Введение в содержание раздела

1.Диалог Ани и Вани.

2.Песенки разных народов

РР

Знать произведения малых фольклорных жанров; уметь отгадывать загадки; сравнивать; выделять признаки; составлять свои загадки.

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Использовать приём звукописи при изображении различных героев.

Читать стихи наизусть.

текущий

6.

20.03

Пословица – мудрость народная

1.Загадки. Пословицы и  поговорки разных народов

2.«Читалочка-обучалочка». (Чтение целыми словами, темповое чтение.)

3.Считалочки.

РР

 Уметь сравнивать фольклорные песенки разных народов; находить общее; уметь выразительно читать.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные объекты, явления, факты

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Находить в стихах слова с созвучным окончанием.

Находить слова, которые помогают представить самого героя или его речь.

текущий

7.

8.

02.04

03.04

1.Вн.чт. Мы идём в библиотеку

Сборники загадок, пословиц, народных игр и словесных забав.

2.Произведения устного народного творчества

 1. «Наш театр» Английская народная песенка «Перчатки».

2. Шутки-минутки

ВЧ

Уметь выбирать книги для самостоятельного чтения, ориентируясь на название книги.; уметь вчитываться в содержание текста; использовать приёмы      драматизации.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Выбирать нужную книгу по заданным параметрам.

текущий

9.

6.04

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

  Контроль и проверка результатов обучения.

ВЕ

Уметь сравнивать пословицы и объединять их в тематические группы; уметь выделять загадки разного типа; уметь использовать различные слова в своей речи.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

текущий

Раздел 3 «Здравствуй, сказка!» (6ч)

10.

11.

7.04

9.04

Введение в содержание раздела

Диалог Ани и Вани. «Узнай сказку».

Жили-были буквы. Г.Юдин «Почему «А» первая».

Т.Коти «Катя и буквы»

Сравнение авторской и народной сказок.

Сравни сказки «Читалочка-обучалочка». Н.Кончаловская. «Козлята». В.Лунин. «Волк».

Т.Павлова. «Рассказ мудрой вороны» (по выбору).

Вн.чт. Народные сказки.

1. «Курочка Ряба». Пересказ народной сказки по иллюстрациям.

2. С.Маршак. «Курочка Ряба и десять утят».

РУ

Уметь высказывать собственное мнение о прочитанных сказках; уметь рассказывать по серии иллюстраций; уметь читать целыми словами; уметь продолжить сказку; придумать иное окончание сказки. Обсуждать проблемную ситуацию «Как бы ты поступил на месте этих героев?».

Познавательные

-Уметь работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам

-уметь самостоятельно читать книги.

- Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

текущий

12

10.04

В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит!

Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»

Л.Пантелеев. «Две лягушки».

РУ

ВЧ

Уметь вчитываться в текст; Уметь сравнивать сказки со сходным содержанием, сравнивать

героев сказки,   уметь выразительно читать, передавать настроение персонажа; уметь продолжать сказку, рассказывать о своём отношении к сказке. Распределять роли, инсценировать произведения

Познавательные

- Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов

текущий

13

13.04

Сказки народов России

1. «Шутки-минутки».

2.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку». Сборники русских народных сказок.

Самостоятельное чтение

И. Гамазкова «Живая азбука»

Семейное чтение Татарские народные сказки «Три дочери».

 «Два лентяя».

НТ

Читать сказку вслух рассказывать сказку по серии рисунков. Придумать возможный конец сказки. Определять героев произведения,  характеры героев, называть их качества.

Уметь вчитываться в текст и всесторонне осмысливать его содержание; уметь отвечать на вопросы; уметь следить за развитием действия; пересказывать; выделять главную мысль; выразительно читать диалоги.

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов .

Читать известную сказку плавно, целыми словами, при повторении — читать выразительно, воспринимать на слух художественное произведение.

текущий

ОНЗ

ВЧ

Иметь представление о сказках разных народов; умение сопоставлять по главной мысли; уметь выразительно читать. Называть 1-2 сказки.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Называть героев сказки и причины совершаемых ими поступков, давать их нравственную

Пересказывать сказку подробно на основе картинного плана и по памяти.

текущий

14.

14.04

Лень до добра не доведёт

1.Ингушская народная сказка «Заяц и черепаха».

 2.Наш театр С.Михалков. «Сами виноваты».

РР

Уметь различать народную сказку и авторскую; уметь выразительно читать диалоги; понимать главную мысль произведения.

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

текущий

15.

16.04

Маленькие и большие секреты страны Литературии Представление о народной и авторской сказке (на практическом уровне). «Лиса и рак», «Лисица». (Практическое сравнение художественного текста с научно-познавательным.)

Контроль и проверка результатов обучения.

ВЕ

Объяснять название раздела.

Уметь сравнивать тексты; наблюдать и объединять произведения по сходству главной мысли; уметь выразительно читать.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать различные произведения малых и больших жанров: находить общее и отличия.

текущий

Часть 2

Раздел 4 «Люблю всё живое»-(6ч)

Общение, диалог героев, практическое сравнение стихотворных и прозаических текстов.

16.

.

17.04

Введение в содержание раздела

    Никого не обижай

1. Диалог друзей юных читателей – Ани и Вани.

2. В.Лунин. «Никого не обижай».

3. Е.Благинина. «Котёнок»

4.Л.Толстой «Пожарные собаки»

ВУ

Уметь работать с книгой; выразительно читать; уметь находить слова, характеризующие героя. Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Рассказывать о своём отношении к животным и растениям.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

текущий

17.

20.04

Разговоры, разговоры, разговоры…»

1.И.Токмакова «Лягушки» (звукоподражательные слова.),

«Разговор синицы и дятла».

2.В.Бианки. «Разговор птиц в конце лета». (Звукоподражательные слова.)

3.«Читалочка-обучалочка».

РУ

        ВЧ                        

Иметь представление о приёме звукозаписи как средстве создания образа; умение находить слова, которые используют поэты для передачи звуков природы; умение работать в паре.

Отбирать материал для создания плаката, газеты в соответствии с темой.

Представлять собственный творческий продукт.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Находить в стихотворении слова, которые помогают передать настроение автора, картины природы, им созданные

текущий

18.

21.04

Мы в ответе за тех, кого приручили

1. И.Пивоварова. «Всех угостила».

2. С.Михалков. «Зяблик» (проявление доброты, заботы, внимания, ответственности за братьев наших меньших.)

3. Н.Сладков. «Без слов». (общение с миром природы, понятия «взаимопонимание», «любовь», «доброта».)

4.«Шутки – минутки».

НТ

Умение выразительно читать; находить слова, характеризующие героя.

Умение различать научный и художественный тексты.

Соблюдать нормы общения со старшими и друг с другом. Создавать произведение по серии рисунков.

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Познавательные

-определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Воспринимать на слух художественное произведение

текущий

РУ

Уметь  работать в группе; отбирать материал в соответствии с темой; уметь   представлять свой творческий продукт.

Сравнивать научный и художественный  тексты.

Личностные

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Работать в паре, договариваться друг с другом, проявлять внимание.

Составл.прокта

19.

23.04

Книги о природе и животных 

1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».

Обходиться добром со всяким

2. «Мои любимые писатели». Л.Толстой. «Обходиться добром со всяким», «Не мучить животных».

3.  С.Маршак. «В зоопарке».

ОНЗ

Уметь работать с книгой; определять тему выставки и классифицировать книги по подтемам; знать о творчестве Л.Толстого; уметь самостоятельно читать книги. Находить книгу в библиотеке по заданным параметрам.

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

-Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

 Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.

текущий

20.

24.04

1.Б.Житков. «Вечер» 2. 2.«Шутки – минутки»

Ю.Тувим. 3.

3.Стихотворения о животных. Загадки о животных.

4. Наш театр. С.Маршак. «Волк и лиса».

РУ

Уметь характеризовать героев; уметь видеть отношение автора к своим героям; уметь заучивать произведения наизусть; уметь придумывать свои загадки.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

- определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку

Коммуникативные

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Читать произведение с выражением.

текущий

21.

27.04

Маленькие и большие секреты страны Литературии 2. В.Берестов. «Лягушата». «Лягушка». (Практическое сравнение художественного и научно-познавательного текстов. Различение приёмов рисования словом и сообщения, объяснения с помощью слов.)

Контроль и проверка результатов обучения

ВЕ

 Знать произведения С.Маршака; умение выразительно читать; инсценировать.

Участвовать в диалоге: слушать друг друга, договариваться друг с другом.

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Регулятивные

-Определять цель выполнения заданий на уроке,

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

текущий

Раздел 5. «Хорошие соседи, счастливые друзья»-(7ч)

Рассказ, герой рассказа, отношение автора к героям; понятие дружбы, взаимопомощи, заботы и поддержки.

22.

28.04

Введение в содержание раздела

1.С.Михалков. «Песенка друзей».

2. М.Танич. «Когда мои друзья со мной»  (песня из кинофильма «По секрету всему свету»)

3. Пословицы.

4. А.Барто. «Сонечка».

НТ

Уметь отличать плохое от хорошего; уметь давать оценку поступкам; видеть отношение автора к своим героям; уметь читать выразительно; выделять главную мысль.

Обсуждать с другом значение понятий: дружба, забота, взаимопомощь, милосердие

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Проверять чтение друг друга, работая в парах и самостоятельно оценивать свои достижения.

текущий

23

24.

30.04

4.05

Характеристика героя произведения

 1.Е.Пермяк. «Самое страшное».

2. В.Осеева. «Хорошее».

Книги о детях.

Э.Шим. «Брат и младшая сестра».

3. «Читалочка-обучалочка». Темповое чтение стихов В.Лунина, Е.Благининой, И.Токмаковой – по выбору.

Вн.чт. «Мы идём в библиотеку».

Произведения о дружбе.

ВЧ

Уметь определять основную мысль произведения; уметь вчитываться в текст; уметь сравнивать произведения по теме, содержанию и главной мысли; уметь характеризовать героя по его речи и поступкам.

Приводить примеры из прочитанных рассказов.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Познавательные

- определять круг своего незнания, планировать свою работу по изучению незнакомого материала;

Подбирать книги к выставке в соответствии с темой раздела, рассказывать о книгах с выставки в соответствии с коллективно составленным планом.

текущий

25.

26.

5.05

7.05

Доброе слово лучше мягкого пирога

1.Самостоятельное чтение. Стихотворения Е.Благининой, В.Лунина.

  Наш театр 1.М.Пляцковский «Солнышко на память».

2. Ю.Мориц «Это – да! Это – нет!».

РУ

Уметь общаться; ценить доброе слово; оказывать поддержку и помогать; умение находить главную мысль произведения; умение вчитываться в содержание. Характеризовать героя произведения по его речи и поступкам.

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

 Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов.

Творческая деятельность

текущий

27.

28.

8.05

11.05

Л.Толстой. «Не лениться», «Косточка» (семейное чтение)

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

1. Сопоставление: рассказ – сказка.

2.В.Сутеев. «Чей это гриб?». (Способы разрешения конфликтных ситуаций.)

  Контроль и проверка результатов обучения.

ВЕ

Знать произведения Л.Толстого и В.Сутеева; умение общаться на основе уважения и взаимопонимания.

Читать выразительно, передавая основной эмоциональный тон произведения.  Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «честность», «совесть», «трудолюбие»,

Оценивать  жизненные ситуации  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Объяснять смысл названия произведения.

Придумывать свои заголовки.

текущий

Раздел 6. «Край родной, навек любимый» (10ч.)

Родной край, главный город страны, красота родного края; времена года: весна, лето, осень, зима; стихи, рифма.

29.

30.

31.

12.05

14.05

15.05

Введение в содержание раздела

1. П.Воронько. «Лучше нет родного края»

Стихотворения русских поэтов о природе

1. А.Плещеев. «Весна»; И.Грабарь. «Март».

 Красота русского края.

2. Чтение стихов по выбору.

С.Есенин. «Черёмуха».

С.Дрожжин. «Пройдёт зима холодная…».

Природа в произведениях русских художников

И.Суриков. «Лето».

Н.Греков. «Летом».

ВУ

ВЧ

Уметь чувствовать настроение; размышлять; сравнивать произведения; улавливать основную мысль произведения.

Рассказывать о своей Родине, о своей семье, о своих чувствах к Родине, к месту где родился и вырос, о любви к своей семье, своим родителям, братьям и сёстрам .Передавать при чтении стихов настроение в соответствии с речевой задачей: выразить радость,

печаль.

Находить рифму в стихотворении, находить сравнения, наблюдать за использованием сравнений.

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Выбирать книгу в библиотеке на ос-нове анализа этих элементов

текущий

32.

33.

18.05

19.05

Выразительное чтение. Сравнение произведений литературы и живописи

1. Времена года: осень, зима. А.Пушкин. «За весной, красой природы…»;

А.Плещеев. «Миновало лето…».

2. И.Суриков. «Зима».

Образ природы в литературной сказке.

В.Сухомлинский

3. «Четыре сестры». Сочинение сказки.

НТ

Уметь сравнивать произведения разных поэтов по содержанию и настроению; уметь наблюдать за использованием сравнений; уметь создавать голосом эмоциональный тон стихотворения; уметь находить слова, указывающие на отношение поэта, его настроение.

Личностные

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «родина», «природа», «семья».

Коммуникативные

- Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

- Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

Декламировать стихотворения, небольшие отрывки прозы.

текущий

34.

35.

21.05

22.05

Родина любимая, что мать родимая

1. В.Берестов. «Любили тебя без особых причин…».

2. Чтение по выбору: Г.Виеру. «Сколько звёзд…»; Н.Бромлей. «Какое самое первое слово?».

1. А.Митяев. «За что люблю маму.

2. В.Берестов. «Стихи для папы».

ОНЗ

Уметь составлять рассказы о своей семье, родителях; передавать в слове своё отношение к ним; уметь выразительно читать.

Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «родина», «семья».

Научиться уважать  свою семью,  своих родственников, любить  своих родителей.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Наблюдать за ритмом стихотворного произведения, сравнивать ритмический рисунок разных стихотворений

текущий

36.

37.

38.

25.05

26.05

27.05

1.Вн.чт. «Мы идём в библиотеку»

Произведения о Родине.

2. Самостоятельное чтение.

Е Пермяк. «Первая рыбка».

3.Рассказ о своей семье

Семейное чтение. И.Косяков. «Всё она»;

Л.Толстой. «Мальчик и отец».

 К.Ушинский. «Лекарство».

«Маленькие и большие секреты страны Литературии».

  Контроль и проверка результатов обучения

ВЧ

Уметь работать с книгой; выразительно читать; подбирать литературу по заданной теме; уметь выражать свои мысли; анализировать.

Познавательные

-анализировать, сравнивать различные явления, факты.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья». Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике

Выбирать книгу в библиотеке на основе анализа этих элементов

Проверка техники чтения

Раздел 7. «Сто  фантазий» (2ч.)

Творчество, сочинение рассказов, отзывов, стихов

Текущий

39.

40.

28.05

29.05

Введение в содержание раздела.

Р.Сеф. «Совершенно непонятно», В.Маяковский «Тучкины штучки», Ю.Мориц «Сто фантазий»

Учусь сочинять сам. 

И Пивоварова «Я палочкой волшебной тихонько проведу…», Г.Цыферов «Про меня и про цыплёнка»

 Советуем прочитать летом.

РР

УК

Умение сочинять небольшие истории; умение читать целыми словами, выразительно; умение работать с книгой.

 Читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя. Объяснять значение

понятия «творчество».

Сочинять небольшой рассказ или сказку, подражая писателю прочитанных произведений.

Познавательные

-Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

Личностные

- Оценивать  жизненные ситуаций  и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм. -

- Ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс

Рабочая программа по литературному чтению. УМК "Школа России", 4 класс...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 3 класс

Рабочая программа по курсу «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы Литературное чтение Л. Ф. Климановой,  В. Г. Горецкого, М. В. Головановой / Школа России. Концепция и пр...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 1 класс

Литературное чтение — один из основных предметов в сис­теме подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способ­ствует общему развитию и восп...

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России" 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению УМК "Школа России"  2 класс автор учебника Л.Ф.Климанова....

Рабочая программа по Литературному чтению" УМК "Школа России" 3 класс

Календарно-тематическое планирование по "Литературному чтению" с УУД 2013 год...

Рабочая программа по литературному чтению (УМК "Школа России" 1-4 классы)

Рабочая программа разработана для учащихся 1-4 классов....