Урок литературного чтения. Баруздин.
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Урок литературного чтения. Баруздин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Произведения о Дне Победы. С. Баруздин «Салют»



Цель: создание условий для расширения круга детского чтения  произведениями о Великой Отечественной войне, обучение  работе с текстом стихотворения.

Задачи: познакомить с творчеством С. Баруздина (на материале стихотворения «Салют»); развивать интерес к чтению, учебные и читательские навыки; формировать основы читательской самостоятельности, определять жанр произведения; воспитывать интерес к чтению, патриотические чувства, уважение к  защитникам Родины.

Планируемые результаты:

Метапредметные:

Познавательные: овладевают навыками смыслового чтения; осознанно строят речевые высказывания; делают выводы.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку; планируют  свои действия.

Коммуникативные:

высказывают  свое мнение, прислушиваются к мнению других; работают коллективно.
Личностные: высказывают свое мнение; уважают мнение других.

Образовательные ресурсы: презентация, выставка книг  С. Баруздина, конверты с пословицами. 

   

                                          План урока

                   

I Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Добрый день! Я рада вас приветствовать на уроке литературного чтения.

 Литературное чтение – прекрасный урок.

Много полезного в каждой из строк.

Стихотворение это будет , сказка или рассказ-

Мы учим их, а они учат нас!

-Чего бы вы хотели пожелать себе на уроке?(Фронтальная.Дети приветствуют учителя, эмоционально и психологически настраиваются на урок)

II Актуализация знаний и пробные действия

                            Проверка домашнего задания

  1. Чтение стихотворения С. Михалкова «Быль для детей».

-Над какой темой начали  работу  на прошлом уроке? (Произведения о Дне Победы).

-С каким  произведением мы познакомились ? ( С.Михалков « Быль для детей»)
- Почему поэт свое стихотворение назвал   былью?

- Когда происходит  события, которые  описал С.В.Михалков?

Выразительное стихотворение С.М.Михалкова «Быль для детей» по частям.

- О чем рассказывает в 1 части? Прочитайте.

- Как надо читать 2 часть? Прочитайте так, чтобы чувствовалась гордость за нашу армию, которая била врага.

- К кому обращается автор в 3 части?

Представь, что ты,   в день Защитника Отечества или 9 Мая с этими словами обращаешься к  своим прабабушкам  и прадедушкам, которые защищали страну в годы Великой Отечественной войны. Как прочитать эту часть?

          2.Рассказы детей  о героях- щигровцах.(Слайд 2-6)

      Четыре долгих года шла Великая Отечественная война. 1417 дней и ночей продолжалась великая битва с германским фашизмом. Шёл смертный бой «не ради славы, ради жизни на земле». Тысячи щигровцев, наших земляков, проявили мужество и героизм на фронтах Великой Отечественной войны. 10 из них удостоены звания Героя Советского Союза, высшей награды Родины.     Вы готовили о них рассказы. Послушаем. (Дети рассказывают о героях- щигровцах).

      Вы рассказали о людях, которые защищали нашу Родину от врагов. А легко ли быть защитником Родины? Какими надо быть? Да. Сильными, смелыми, умелыми. И вы растите такими же! (Фронтальная, индивидуальная. Дети читают выразительно стихотворение. Отвечают на вопросы. Выступают с сообщениями. Делают выводы.)

III Выявление места и причины затруднения. Постановка учебной задачи.

1.Отгадывание загадки.

-Отгадайте загадку .

Вдруг из черной темноты
В небе выросли кусты.

А на них – то голубые,
пунцовые, золотые

Распускаются цветы

Небывалой красоты.

И все улицы под ними

Тоже стали голубыми,

Пунцовыми, золотыми,
Разноцветными.(Салют
)(Слайд 7)

- Когда производят салют?

-Предположите, о чём будем говорить на уроке?

2.Сообщение темы урока и постановка учебных задач.

-Да. Сегодня  продолжим работать по теме «Произведения о Дне Победы» и познакомимся с произведением С.Баруздина « Салют».(Слайд 8)

А чем именно будем заниматься на уроке определите с помощью опорных фраз:

-продолжим знакомство с творчеством ……С. Баруздина;

-расширим свои знания о ………Великой Отечественной войне;

продолжим работу над развитием читательских ………навыков.

(На доске записаны опорные фразы. Дети читают начало и самостоятельно  продолжают фразу ). (Слайд 9) 

- Давайте вспомним, о ком и для кого писал Сергей Алексеевич Баруздин?

-Назвать произведения этого автора нам поможет выставка книг.(Работа с выставкой книг «Произведения Сергея Алексеевича Баруздина»).

3.Рассказ учителя  о жизни и творчестве С. Баруздина.(Слайд 10)

    Сергей Алексеевич Баруздин известный писатель .Он написал много книг для детей и  юношества . Сергей Алексеевич участник Великой Отечественной войны. Когда началась война, ему было 15 лет .Он оставил школу и пошёл работать  в типографию. А в 17 лет ушёл на фронт рядовым артиллерийской разведки. Сергей Баруздин оборонял Москву, брал Берлин,  освобождал Прагу. В своих произведениях он рассказывал нам о том ,что сам видел и за что сражался на фронтах войны, знакомил с историей нашей страны. Кроме того, он писал рассказы и повести о природе, о людях. Просто и понятно С. Баруздин учит читателя важным вещам : ответственности за совершённый поступок ,уважению к старшим, оказанию помощи пожилым людям и многому другому.(Фронтальная. Дети отгадывают загадку. Формулируют задачи урока. Работают с выставкой книг. Находят и выбирают необходимую информацию.)

IVПостроение проекта выхода из затруднения

Первичное чтение и восприятие текста.

1.Художественное  чтение стихотворения учителем.

-Какое настроение было у автора, когда он писал это произведение ? А у вас?

-Назовите жанр и тему  произведения.

2.Игра «Назови правильно». (Слайд 11, 12)

Рассмотрите модели обложек и выберете нужную(поставьте галочку).Даны 3 модели ,дети находят нужную. Взаимопроверка. Правильный ответ на доске.

- Обоснуйте свой выбор.(Фронтальная, парная. Дети слушают. Выполняют задание. Контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности)

Физминутка

V Реализация построенного проекта

1.Самостоятельное чтение.

-В честь какого события звучал праздничный салют?

- Когда страна празднует День Победы?

9 мая каждый год наша страна празднует День Победы. И сегодня, так же как и много лет назад, в далёком 1945 году ,этот праздник остаётся радостным и трагическим: никогда не исчезнет из памяти народной гордость за Великую Победу. И каждый год , вот уже будет 75 лет, как звучит в этот день праздничный салют.

- Кто главный герой произведения?

- Как Света относится к этому событию?

- Какого цвета это стихотворение? Докажите словами текста.

- Какие картины вы бы нарисовали?

-Каким  нарисуете салют?

Словарная работа по тетради (рабочая тетрадь ,2 часть, с. 51).(Самопроверка). (Слайд 13)

- «Пушки радостно грохочут» Как вы понимаете эти слова?

Работа с иллюстрацией. Выборочное чтение.

-Рассмотрите иллюстрацию. Зачитайте отрывок, который подходит к ней. (Индивидуальная, фронтальная. Дети самостоятельно читают. Выполняют задание по словесному рисованию. Работают с иллюстрацией. Читают выборочно. Проводят словарную работу в тетради. Контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности).

VI Первичное закрепление с комментированием во внешней речи

Работа над выразительностью стихотворения.

-Как надо читать это стихотворение?( Торжественно, радостно или  весело).

Расстановка пауз, логических ударений. Чтение с помощью разметки.

(Индивидуальная, фронтальная. Дети читают выразительно. Отвечают на вопросы.)

                VII Включение нового знания в систему знаний

-Какова главная мысль произведения?

Подбор пословиц к произведению (работа в парах). (Слайд 14)

(Даны в конверте  пословицы:

Солдат без песни, что без ружья .

Слава с Победой- родные сёстры.

Долог день до вечера, коли делать нечего.

-Выбрать ту, которая подходят  к данному произведению).

Проверка по эталону.

(Парная. Дети подбирают пословицу к произведению. Контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности).

                VIII Итог урока. Рефлексия

- С каким произведением познакомились?

- О ком мы вспоминаем 9 Мая?

-Что вам дал этот урок? О чём заставил задуматься?

-Что необходимо людям, чтобы спокойно жить и трудиться?

Стихотворение читает ребёнок:

Нам нужен мир на голубой планете,

Его хотят и взрослые и дети.

Нам хочется, проснувшись на рассвете,

Не вспоминать, не думать о войне.

Нам нужен мир, чтоб строить города,

Сажать деревья и работать в поле.

Его хотят все люди доброй воли.

Нам нужен мир навеки! Навсегда! (Слайд 15)

(Фронтальная. Дети отвечают на вопросы. Анализируют свою деятельность на уроке.)

                     IX Домашнее задание(Слайд 16)

Подготовить выразительное чтение стихотворения.

Задания по выбору:

  1. Выучить наизусть.
  2. Нарисовать салют.
  3. Подготовить поздравление ветерану Великой Отечественной войны к 75- летию Победы.

(Дети записывают домашнее задание. Делают выбор).

Использованная литература: Литературное чтение: 2 класс: методическое пособие  / Ефросинина Л.А. - М.: Вентана-Граф, 2010. - (Начальная школа ;XXI века).

Щигры-235лет. Текст/ Сост.:Н. В. Лымарь и др.-Курск,2014 ;

Википедия : ru.wikipedia.org


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения по теме «Произведения о Дне Победы. С.Баруздин «Салют» Разработал: Марченко О.И. учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2 г. Щигры Курской области»

Слайд 2

Ушаков М.Ф. Ачкасов А.Г.

Слайд 3

Воропаев В.Н. Бредихин Н.А.

Слайд 4

Кононенков Н.И. Клевцов С.Т.

Слайд 5

Пронин И.В. Ситников П.Ф

Слайд 6

Титов И.А. Степанов Г.А.

Слайд 8

Тема «Произведение о Дне Победы. С.Баруздин «Салют»

Слайд 9

Задачи: продолжим знакомство с творчеством … С.Баруздина ; р асширим свои знания о … Великой Отечественной войне; продолжим работу над развитием читательских… навыков.

Слайд 11

Игра «Назови правильно» С.Баруздин С.Баруздин С.Баруздин Салют Салют Салют

Слайд 12

С.Баруздин Салют

Слайд 13

Словарная работа озарённый - ярко освещённый, залитый светом в о́все - совсем

Слайд 14

Слава с Победой – родные сёстры

Слайд 16

Домашнее задание по выбору: Выучить наизусть. Нарисовать салют. Подготовить поздравление ветеранов Великой Отечественной войны к 75-летию Победы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План-конспект урока литературное чтение С. Баруздин "Салют"

УМК "Начальная школа XXI века"Урок литературного чтения с использованием учебника и рабочей тетради Л.А. Ефросининой....

Урок литературного чтения. Тема: « В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад».

На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся не только с произведениями В. Высоцкого и С. Баруздина,но и с тем, как началась  и каким событием закончилась Великая Отечественная война, с кадр...

Урок литературного чтения В.Высоцкий «Он не вернулся из боя»; С.А.Баруздин «Страшный клад". 3 класс УМК «Гармония».

Открытый урок литературного чтения (для родителей), приуроченный к празднику 23 февраля. На уроке проводится знакомство с произведением В.Высоцкого "Он не вернулся из боя", а также выразительное чтени...