Урок литературного чтения. Тема: « В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад».
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

На уроке литературного чтения учащиеся знакомятся не только с произведениями В. Высоцкого и С. Баруздина,но и с тем, как началась  и каким событием закончилась Великая Отечественная война, с кадрами военной хроники. Ребята, готовясь к уроку,  учили стихи о ВОВ, готовили сообщения "Солдат моей семьи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon ПРЕЗЕНТАЦИЯ1.96 МБ
Microsoft Office document icon КОНСПЕКТ УРОКА245.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения по теме: В. Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад». Пушмина Т. Ф. – учитель начальных классов.

Слайд 2

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1941 - 1945

Слайд 3

«СЕГОДНЯ, 22 ИЮНЯ 1941 ГОДА В 4 ЧАСА УТРА…»

Слайд 4

УЧАСТНИКИ ПАРАДА В МОСКВЕ НА КРАСНОЙ ПЛОЩАДИ ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ВОЙНУ

Слайд 5

НАШИ СОЛДАТЫ ОТПРАВЛЯЮТСЯ НА ФРОНТ

Слайд 6

В. Высоцкий «Он не вернулся из боя».

Слайд 7

Невпопад – некстати, неуместно. Павшие – погибшие. Землянка – хижина, жильё, выкопанное в земле .

Слайд 8

ПАРАД ПОБЕДЫ

Слайд 9

9 МАЯ – ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Слайд 10

С. Баруздин «Страшный клад».

Слайд 11

Траншея – длинный глубокий ров. Минёры – специалисты по минному делу. Мина – особый взрывной снаряд.

Слайд 12

Что увидел солдат, когда шёл по улице? Почему город строили заново? Что сказано о городе? Прочитайте. Что испугало экскаваторщика? Почему он обратился за помощью именно к солдату?

Слайд 13

Для чего фашисты оставили под землёй страшный клад? - Зачем жителей города переселили? - Как работали минёры? - Где взрывали мины и снаряды? Что можно сказать о профессии минёра? - Почему в городе теперь можно жить спокойно?

Слайд 14

Проверь себя. Великая Отечественная война началась … июня ........ года. О чём говорится в стихотворении В. Высоцкого « Он не вернулся из боя»? Что испугало экскаваторщика в рассказе С. Баруздина «Страшный клад»? Почему в городе теперь можно жить спокойно? Отечественной война названа потому, что ………………………………… 6. Великая Отечественная война закончилась … мая .…… года. 22 1941 О потере друга. Мины и снаряды. Страшный клад уничтожен. весь народ сражался за Родину. 9 1945

Слайд 15

Итоги урока. Рефлексия. - Какие произведения читали на уроке? - Что объединяет эти произведения? - Как вы считаете, зачем в мирное время нужна армия? - Какие моменты на уроке поразили? - Что запомнилось? Ваши впечатления от урока.

Слайд 16

Домашнее задание: 1) с.- 30 – 31 выразительно читать, с.- 31 – 33 пересказ 2) составить устный рассказ о прадедушках и прабабушках, которые участвовали в Великой Отечественной войне или о том, как они жили в военные годы. Можете сочинить стихи.



Предварительный просмотр:

   Муниципальное общеобразовательное учреждение  

«Железногорская средняя образовательная школа  №3»

       

     Урок литературного чтения.

Тема: « В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад».

               Выполнила: Пушмина Татьяна Фёдоровна

              учитель начальных классов

2015 г.

Урок литературного чтения.

Тема: « В.Высоцкий «Он не вернулся из боя», С.Баруздин «Страшный клад».

Цель: познакомить учащихся с новыми произведениями В.Высоцкого и С.Баруздина.

Задачи:

  • Образовательные: формировать систему читательских умений, активизировать «вдумчивое чтение».
  • Воспитательные: формировать интерес к истории страны, воспитывать патриотизм, уважение к старшему поколению.
  • Развивающие:  развивать грамотную, связную речь учащихся, творческую и мыслительную деятельность,  навыки самостоятельной и поисковой работы.

Оборудование:   компьютер                            

     мультимедийный проектор

      учебник «Литературное чтение»,  3кл. Автор О. В. Кубасова

      выставка книг о Великой Отечественной войне, сообщения детей              

      «Солдат моей семьи».

.

1.Организационный момент.

Ты – друг, я – друг.

Мы все друзья вокруг.

Давай пожмём мы руку

И поможем друг другу.

        Сегодня мы продолжим работу по разделу «За доброе дело стой смело». Познакомимся с новыми произведениями В.Высоцкого «Он не вернулся из боя», С.Баруздина «Страшный клад » (1 слайд).

                             2. Актуализация знаний учащихся.

                

                              Звучит песня «Журавли» (2 слайд).

Учитель: Есть события, над которыми время не властно, и, чем дальше в прошлое уходят годы, тем яснее становится их величие. К таким событиям относится  Великая Отечественная война.

 

Ученик 1. В далёком 1941 году на улицах городов собралось много людей оттого, что изо всех уголков доносилось…(звучит речь Левитана – 3 слайд).

Ученик 2. Сорок первый! Июнь.

               Год и месяц борьбы всенародной.

               Даже пылью времён

               Затянуть эту дату нельзя.

               Поднималась страна

               И на фронт уходила поротно,

               Кумачовые звёзды        

               На полотнах знамён унося.

        

Ученик 3. Война началась 22 июня 1941 года. На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На фронт уходили и старые, и молодые. (4 слайд)        

Ученик 4. Наши солдаты эшелонами уходили защищать Родину, тогда ещё не зная о том, что война не скоро закончится. (5 слайд).

Учитель: Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасённый от фашизма, будет прекрасен.

                      3. Работа над содержанием нового произведения.

а) Сейчас вы прослушаете запись песни В.Высоцкого (поэта, композитора, актёра) «Он не вернулся из боя». (6 слайд).

-Что взволновало вас больше всего после прослушивания песни? Почему?

б) Чтение стихотворения учащимися.

        Словарная работа (7 слайд).

       Невпопад – некстати

       Павшие – погибшие.

       Землянка – жильё.

в) Чтение: по строчке, вполголоса, коллективно.

Прочитайте, какие слова повторяет автор, чтобы подчеркнуть скорбь, грусть, негодование.

 

Прочитайте последнее четверостишие.

Что хотел автор показать этими строчками?

О каком историческом времени говорится в стихотворении?

        Во время  Великой Отечественной войны многие люди были готовы в любую минуту встать на защиту Родины. И это можно назвать героизмом.

г) Ученик 5. Более 20 миллионов жизней унесла та война. Но эти жертвы не были напрасными, фашисты были разбиты (8 слайд).

9 Мая 1945 года Берлин пал. Всё небо взорвалось салютом долгожданной победы (9  слайд).

 Ученик 6. В девятый день ликующего мая,

              Когда легла на землю тишина,

              Промчалась весть от края и до края:

              Мир победил! Окончена война!                

Физ - минутка.

             4. Работа над содержанием  рассказа  С.Баруздина «Страшный клад».

а)  Психологическая подготовка.

Война была огромным горем. И не было по всей стране ни одной семьи, ни одного дома, которого бы не коснулась война. Она оставила свой след в душе каждого и пережившего войну, и родившегося после. Прошло столько лет, как вона окончилась, а писатели, поэты, продолжают о ней писать, переживать всё заново.

б) Знакомство с творчеством писателя Сергея Алексеевича Баруздина.(10 слайд).

-- Что узнали из жизни и о творчестве С. Баруздина?

в) Работа  с текстом.

        Какие бывают клады? О чём может поведать этот рассказ с таким названием?

Чтение текста.

        Когда происходят события рассказа во время войны или после неё?

г) Словарная работа (11 слайд).

        Траншея – длинный глубокий ров.

        Минёры – специалисты по минному делу.

        Мина – особый взрывной снаряд.

д) Осмысление содержания  прочитанного.

        Почему рассказ так называется?

Чтение рассказа по частям.

1 часть.                        Что увидел солдат, когда шёл по улице? Скажите своими словами. Назовите машины, о которых упоминается в прочитанном отрывке (12 слайд)?

       

2 часть.                        Почему город строили заново? Что сказано о городе? Найдите и зачитайте. Что испугало экскаваторщика? Почему он обратился за помощью к солдату?

3 часть.                        Для чего фашисты оставили под землёй страшный клад? Какие меры принял солдат (13 слайд)?

4 часть.                        Зачем жителей города переселили? Как работали минёры? Где взрывали мины и снаряды? Что можно сказать о профессии минёра? Почему говорят, что минёры ошибаются один раз?

 

5 часть.                        Почему в городе теперь можно жить спокойно?

е) Работа с иллюстрацией.

        Какие строки из текста соответствуют иллюстрации? Зачитайте.

        Какие иллюстрации к рассказу можно нарисовать?

Физ - минутка.

     5. Проверочная работа (14 слайд).

        

Проверка теста. Оцените свою работу.

           

         6. Итоги урока (15 слайд).

Что объединяет произведения, которые читали на уроке?

Как вы считаете, зачем в мирное время нужна армия?

Какие моменты на уроке поразили? Что заинтересовало?

     7. Домашнее задание (16 слайд).

1) Стр.- 30 – 31 выразительно читать,

     стр.- 31 – 33 пересказ

2) Составить устный рассказ о прадедушках и прабабушках, которые участвовали в Великой Отечественной войне или о том, как они жили в военные годы. Можете сочинить стихи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Презентация к уроку литературного чтения. Тема Е.И.Чарушин "Страшный рассказ"

В презентации представлены основные этапы работы над литературным произведением....

Открытый урок литературного чтения.Тема: Внеклассное чтение Б. Заходер «Стихи и сказки»

Тема:  Внеклассное  чтение   Б. Заходер  « Стихи и сказки»Цели:ознакомить с творчеством писателя,  главными героями которых являются животные;развивать навыки выразительн...

План-конспект урока литературного чтения Тема: Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» 2 класс

Внеклассное чтение. «Зимушка-зима» Цель урока : Создание представления о зиме на основе изученных произведений. Задачи: Образовательная: Знакомство с произведениями о зиме; -формирования художеств...

Технологическая карта урока литературного чтения. Тема урока: Тема урока: В. Осеева. «Сыновья». 2 класс

Образовательная система: ________Школа 21 век_______________________________Класс:   _2__        Дата проведения урока: _____Предмет:__Литературное чт...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...