урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)
Предварительный просмотр:
Региональный компонент.
Тема: донская казачья сказка «Казак и лиса».
Цель: формирование культурологической базы обучающихся через постижение игровых и театральных технологий на основе приобщения обучающихся к традициям донского казачества.
Задачи:
- обобщение знаний детей о казачестве;
- воспитание любви к родному краю;
- развитие интереса к историческому прошлому нашей страны.
Оборудование: компьютер, проектор, экран.
Ход урока
1.Орг. момент
-Ребята, у нас сегодня гости. А гости это всегда радость. Давайте поприветствуем гостей и подарим им свои улыбки.
2.Сообщение темы урока.(слайд 1)
Много жанров есть на свете:
Басня, повесть и рассказ,
Но с рожденья любят дети
Волшебство и мир прикрас.
Что наш маленький народ,
В мир волшебный унесёт?
Полный смеха, света, краски,
А зовётся чудо – (хором) сказки!
Я знаю, вы любите игры,
Песни, загадки и пляски,
Но нет ничего интереснее
Чем наши любимые сказки.
- А вы любите сказки?
-Какие бывают сказки? (слайд 2)
-Скажите, как называют людей, которые живут на Дону?9(слайд 3)
Около пятисот лет тому назад приютил батюшка Дон выходцев из разных земель, большинство из которых были русские. Именно они принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки.
-Ребята, а как называются сказки, которые сочинил народ на Дону?
Эти сказки вы можете прочитать сами. Я вам собрала книги, в которых вы найдете донские сказки.(выставка книг)
А сегодня мы познакомимся с одной из них «казак и лиса».
3.Работа по теме урока.
1)Чтение сказки учителем.
2)первичное восприятие.
«Убери лишний персонаж»
3)Чтение сказки уч-ся по предложению.?(подчеркните карандашом непонятные вам слова)
4)Словарная работа.(слайд 4)
Пожива – добыча.
Тачает – чинит.
Казачий курень- жилище казаков. У зажиточных казаков были 2-х этажные, курени с балконами-балясниками. В куренях были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).
Ушат-небольшая кадка с ручками.
Шлях – степная дорога.
Околица -
Гумно – место для хранения зерна.
Наметом – галопом.
Каналья – плутовка, мошенница.
Вязы – шея.
Кабаржина – спинной хребет, позвоночник.
Корец – ковш
5)Беседа по содержанию.
-Назовите главных героев сказки.
-Зачитайте отрывок, где вы действительно убедились, что это сказка.
-Удалось ли сбежать лисе от казака?
-Каким вы представляете казака в этой сказке?
-Каков его характер?
6) Инсценировка.
-Какой вывод мы можем сделать, посмотрев эту сказку?
В казачьих народных сказках герой не надеялся на чудо, а рассчитывал на свою смекалку, ловкость, удаль.
7)Доп.материал(ученица подготовил сообщение)
А чем еще занимались казаки кроме того что делали дела по дому, мы узнаем из сообщения, которое подготовила Филина Евгения.
Сообщение
Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому я расскажу вам о жизни казаков.
Жизнь казаков проходила в постоянных трудах и заботах.
Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Когда наступало время сенокоса казаки со своими семьями выезжали в степь и по несколько недель не возвращались домой.
Одним из древнейших занятий донских казак было рыболовство. Лов рыбы на Дону велся с соблюдение очереди. В реке Дон водилось большое разнообразие рыбы. Рыбу вялили, сушили.
Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они являлись людьми вольными. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества. На протяжении своей многовековой истории донские казаки верой и правдой служили России. Казаки с давних времен не щадя жизней, проявляя мужество и героизм защищали от врагов Россию и свой «Тихий Дон». «Дон тихий, а слава о нем громкая»,- говорит народная мудрость.
8)Физминутка.
Мы много работали. Но на Дону есть такая пословица.
Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.
Возвратившись с какой-либо работы, казаки устраивали небольшие праздники, где они играли, пели, танцевали.
Дружно встали! Раз! Два! Три!
Мы теперь казаки.
Буквой Л расставим ноги
Точно в танце руки в боки
Наклонились влево – вправо
Получается на славу!
9)Работа с пословицами и поговорками
Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни.
Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе! А вы хорошо знаете казачьи пословицы? Сейчас мы посмотрим. (Пословицы уч-ся)
-Какие из этих пословиц подходят к нашей сказке?
10)Работа в группах. (с карточками)
-Вы должны выбрать наиболее характерные черты донских жителей.
11)Письмо от предков (слайд 5)
4.Итог урока. (Казачий круг)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....