урок литературного чтения
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Титова Нелли Леонидовна

Региональный компонент.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_2.docx18.81 КБ

Предварительный просмотр:

Региональный компонент.

Тема: донская казачья сказка «Казак и лиса».

Цель: формирование    культурологической базы обучающихся через постижение игровых и театральных  технологий на основе приобщения обучающихся к традициям донского казачества.

 Задачи:

  • обобщение знаний детей о казачестве;
  • воспитание любви к  родному краю;
  • развитие интереса к историческому прошлому нашей страны.

Оборудование: компьютер, проектор, экран.

Ход урока

1.Орг. момент

-Ребята, у нас сегодня гости. А гости это всегда радость. Давайте поприветствуем гостей и подарим им свои улыбки.

2.Сообщение темы урока.(слайд 1)

Много жанров есть на свете:

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прикрас.

Что наш маленький народ,

В мир волшебный унесёт?

Полный смеха, света, краски,

А зовётся чудо – (хором) сказки!

Я знаю, вы любите игры,

Песни, загадки и пляски,

Но нет ничего интереснее

Чем наши любимые сказки.

- А вы любите сказки?

-Какие бывают сказки? (слайд 2)

-Скажите, как называют людей, которые живут на Дону?9(слайд 3)

Около пятисот лет тому назад приютил батюшка Дон выходцев из разных земель, большинство из которых были русские. Именно они принесли сюда веру и обычаи, песни и сказки.

-Ребята, а как называются сказки, которые сочинил народ на Дону?

Эти сказки вы можете прочитать сами. Я вам собрала книги, в которых вы найдете донские сказки.(выставка книг)

А сегодня мы познакомимся с одной из них «казак и лиса».

3.Работа по теме урока.

1)Чтение сказки учителем.

2)первичное восприятие.

«Убери лишний персонаж»

3)Чтение сказки уч-ся по предложению.?(подчеркните карандашом непонятные вам слова)

4)Словарная работа.(слайд 4)

Пожива – добыча.

Тачает – чинит.

Казачий курень- жилище казаков. У зажиточных казаков были 2-х этажные, курени с балконами-балясниками. В куренях были «верхи» (2-й этаж) и «низы» (1-й этаж).

Ушат-небольшая кадка с ручками.

Шлях – степная дорога.

Околица -

Гумно – место для хранения зерна.

Наметом – галопом.

Каналья – плутовка, мошенница.

Вязы – шея.

Кабаржина – спинной хребет, позвоночник.

Корец – ковш

5)Беседа по содержанию.

-Назовите главных героев сказки.

-Зачитайте отрывок, где вы  действительно убедились,  что это сказка.

-Удалось ли сбежать лисе от казака?

-Каким вы представляете  казака в этой сказке?

-Каков его  характер?

6) Инсценировка.

-Какой вывод мы можем сделать, посмотрев эту сказку?

В казачьих народных сказках  герой не  надеялся на чудо, а рассчитывал на свою смекалку, ловкость, удаль.

7)Доп.материал(ученица подготовил сообщение)

А чем еще занимались казаки кроме того что делали дела по дому, мы узнаем  из сообщения, которое подготовила Филина Евгения.

Сообщение

Каждый из нас, живущий в Донском крае, должен знать его историю, гордиться ею, любить свою малую родину. Поэтому я расскажу вам о жизни казаков.

Жизнь казаков проходила  в постоянных трудах и заботах.

Основу хозяйственной жизни казаков составляло сельское хозяйство. Когда наступало время сенокоса казаки со своими семьями выезжали в степь и по несколько недель не возвращались домой.

Одним из древнейших занятий донских казак было рыболовство. Лов рыбы на Дону велся с соблюдение очереди. В реке Дон водилось большое разнообразие рыбы. Рыбу вялили, сушили.

Говоря о жизни казаков, следует помнить, что они  являлись людьми вольными. Главной и основной обязанностью казака была защита своего Отечества. На протяжении своей многовековой истории донские казаки верой и правдой  служили России. Казаки с давних времен не щадя жизней, проявляя мужество и героизм защищали от врагов  Россию и свой «Тихий Дон». «Дон тихий, а слава о нем громкая»,- говорит народная мудрость.

8)Физминутка.

Мы много работали. Но на Дону есть такая пословица.

Кто умеет трудиться, тот умеет и веселиться.

Возвратившись с какой-либо работы, казаки устраивали небольшие праздники, где они играли, пели, танцевали.

Дружно встали! Раз! Два! Три!

Мы теперь казаки.

Буквой Л расставим ноги

Точно  в танце руки в боки

Наклонились влево – вправо

Получается на славу!        

9)Работа с пословицами и поговорками

 Пословицы и поговорки не знают границ, живут они веками и были у казаков на все случаи жизни.

Сколько народной мудрости, житейского опыта заключено в короткой фразе! А вы хорошо знаете казачьи пословицы? Сейчас мы посмотрим. (Пословицы уч-ся)

-Какие из этих пословиц подходят к нашей сказке?

10)Работа в группах. (с карточками)

-Вы должны выбрать наиболее характерные черты донских жителей.

11)Письмо от предков  (слайд 5)

4.Итог урока. (Казачий круг)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...