Развитие творческих способностей учащихся
статья по чтению

Малецкая Оксана Владимировна

В наше время общество нуждается в людях открытых  и отзывчивых; коммуникабельных и творческих; обладающих широким кругозором; волевых, решительных и самостоятельных; способных учиться постоянно и умеющих получать информацию из разных источников; любознательных и имеющих потребность в познании; творчески мыслящих и способных к самореализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_tvorcheskih_sposobnostey.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей  учащихся

и формирование системы общечеловеческих ценностей

 на основе  такого жанра фольклора, как сказка

В наше время общество нуждается в людях открытых  и отзывчивых; коммуникабельных и творческих; обладающих широким кругозором; волевых, решительных и самостоятельных; способных учиться постоянно и умеющих получать информацию из разных источников; любознательных и имеющих потребность в познании; творчески мыслящих и способных к самореализации. В тоже время отзывчивых, доброжелательных, имеющих свою систему общечеловеческих ценностей. Станут ли такими людьми наши ученики, во многом зависит от нас.

Наша образовательная программа в полном объеме использует исторически сложившийся опыт воспитания и обучения детей (народная культура, фольклор, легенды и предания и др.) Фольклор развивается вместе с народом, сохраняя все ценное, что существовало ранее и отображая новые социальные изменения. Он всегда самобытен и современен, именно по этой причине и сохранил свою воспитательную функцию.

В народном творчестве, в фольклоре сказка занимает особое место. Читая или слушая сказку, мы не замечаем, как оказываемся во власти удивительного вымысла. Мир сказки, может показаться, не имеет ничего общего с действительностью, но вымысел существует не сам по себе, а несет определенную идейную направленность: добро и зло ведут в сказке постоянную борьбу, в которой всегда побеждает добро.

Утверждение нравственного закона жизни – это и есть правда сказки. Своим содержанием она всегда зовет на борьбу со злом, с врагами Родины, призывает отстаивать справедливость, добро. В ней ясно выражаются нравственные нормы и принципы. Сказка – правда и вымысел одновременно.  В ней нарушено правдоподобие, однако она не отходит от жизненной правды. Выдумка появляется в результате обостренного желания воплотить заданную мысль. Очень красив язык сказок, он певуч и поэтичен, содержит множество сравнений. В сказках много пословиц и поговорок, очень метких и поучительных. Все эти особенности делают сказку незаменимым средством воспитания и обучения детей.

Нет сомнения, что слушание и чтение народных сказок доставляет много счастливых минут и детям, и взрослым. Книги со сказками есть в каждом доме. Сказки читаются детям разных возрастов, и дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени, пространстве,   о связи человека с природой, с предметным миром. Взрослых же сказки уносят в воображаемый мир, не раз заставляют удивляться богатству народной выдумки, а тем, кто хочет поразмышлять о прочитанном, в них открывается глубокий смысл народной фантазии, заложенная  в них мудрость. Но с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Знакомство детей со сказкой ограничивается просмотром мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок, театральных спектаклей. Телевизор в этом поединке со сказкой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

 С первых занятий знакомлю детей со своеобразием русской народной сказки и сказками зарубежных писателей, с особенностями волшебной, бытовой сказки и сказки о животных, учу различать народную и авторскую сказку, находить повтор как необходимый композиционный элемент сказочного жанра, определять числовую магию. Помогаю детям обнаружить особенности и законы функционирования «чужого» мира,  знакомлю с отражением древних обрядов, с особенностями героя волшебной сказки, с функцией волшебных помощников.

Кроме того, использование сказочного материала считаю возможным  для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств. Основная цель – научить детей оригинально, непривычно, по - своему не только воспринимать содержание, но и творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить новых героев, смешивать несколько сюжетов в один, сочинять свои сказки.

Во-первых, познакомившись с содержанием сказки, со спецификой ее композиции, стилистическими особенностями, читателю важно знать, в чем заключается нравственный урок, главный смысл сказки. На что нацеливает она слушателя, читателя, какие моральные установки закладывает в его сознании. Раскрываю нравственный урок с помощью поговорок, пословиц, крылатых выражений, например, поговорка «Как аукнется, так и откликнется» выражает главную мысль сказки «Гуси-лебеди». Учащиеся могут выбрать их из предложенных учителем  вариантов, либо подобрать самостоятельно.

Во-вторых, в сказках много противоречий, понять их и решать на творческом уровне – одна из важных задач. Важно рассмотреть различные стороны поступков героев: для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. Лиса съела Колобка, но что было бы, если Колобок остался у деда с бабой? Так постепенно подвожу детей к умению и желанию творить в сказочном мире. На первоначальном этапе желательно составлять сказки  с опорой на предметные модели – картинки, иллюстрации, схемы и др. Отходя от наглядности, можно предложить детям знакомую сказку, но изменить ее конец или какую-либо другую ситуацию. Научить решать противоречия – это значит научить детей думать и придумывать, прибегать к творческому осмыслению содержания сказки.

В-третьих, сказка помогает ребенку поверить в силу добра, которое побеждает не само по себе, а путем преодоления трудностей и борьбы со злом. Доброта стала дефицитном явлением в окружающем мире. Но какого человека можно назвать добрым?

Полностью разделяю высказывание о доброте выдающегося педагога современности Ш.А. Амонашвили: «Чувство доброты, по- моему убеждению, составляет основу нравственной целостности личности…. В добром человеке не может не возникнуть сострадание, сочувствие. Добрый человек не может не проявить щедрость души. Добрый человек не может не уважать людей. Он не может быть завистливым, грубым, хамом. Он не может не быть порядочным, заботливым…  чувство доброты есть корень всех благородных качеств».

Важно научить детей оценивать своих любимых героев с этической позиции. Для этого мы с детьми составляем портретное описание положительных и отрицательных сказочных персонажей: рассматриваем их внешний вид (одежда, прическа), лицо (глаза, рот), настроение, характер. Сначала портрет сказочного персонажа рисуем, а потом составляем его словесный вариант. Сопоставляя портретные описания положительных и отрицательных героев, учимся сравнивать не только внешние признаки, но и их характер, поступки.  Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления – значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений. Приведу примеры детских работ.

Русалочка

Перед вами Русалочка, героиня сказки Г. Х. Андерсена. Она красива, как роза. У нее роскошные длинные волосы и синие, как море, глаза. Русалочка задумалась, ведь она так хочет, чтобы у нее были ноги, и она танцевала вальс с прекрасным принцем. Но ног у нее нет, их заменяет рыбий хвост. Живет Русалочка в синем море. Мне так жалко ее, я хочу ей помочь!

Ксения, 8 лет

Доктор Айболит

На картине нарисован Доктор Айболит из сказки К. Чуковского. У него добродушное умное лицо. На носу у доктора круглые очки. За усами скрывается улыбка. Доктор Айболит добрый, дружелюбный, смелый и очень любит зверушек. Всегда внимательно выслушивает их жалобы и помогает каждому больному. Он одет в белый халат. На голове белая шапка с красным крестом. В лечебницу к Доктору Айболиту приходят разные звери. Я тоже хочу побывать там и посмотреть, как он лечит зверей.

Дмитрий, 8 лет

Ведьма

Это портрет ведьмы из сказки Г. Х. Андерсена. У нее морщинистое лицо с бородавками, глаза хитрые, злые. Волосы торчат в разные стороны клочками, как солома. Она открыла свой безобразный рот с тремя зубами. В ушах вместо сережек, висит рыбий скелет. Видно, что у ведьмы плохое настроение, на душе у нее злые помыслы. Ее коварный и невыносимый характер пугает. В коричневой рубашке с заплатками и оборванными рукавами ведьма склонилась над котлом. Она варит зелье. Я бы не хотел попробовать то, что она приготовила.

  Илья, 8 лет

 Сказка развивается и в настоящее время. В ней, базируясь на исторически сложившихся сказочных принципах: победе добра над злом, преодолении трудностей, патриотизме, взаимной поддержке, находят отражение и особенности современного быта. Дети с неподдельным интересом увлекаются сочинением собственных сказочных историй на волнующие их темы.

Доброта, Справедливость и Правдивость.

В сказочной стране,

В небесной вышине

Жили три феи,

Волшебные звери.

Они колдовали,

Людям помогали,

Врагов побеждали,

А вот как их звали:

Одна – Доброта

Великодушна она.

Другая – Правдивость,

Третья – Справедливость.

В согласии жили,

Друг с другом дружили.

Но были три феи другие,

Все три – коварные, злые.

Первая – Злость,

Другая – Обманчивость,

Третья – Жадность:

Они любят коварность.

И вот в ночь под Рождество

Начинают феи колдовство.

Заклинанье произносят

И котел в избу заносят.

«Дед Мороз пусть

Про праздник забудет,

И всем жителям

Грустно пусть будет.  

Пусть в стране

Царствует зло

Завершаем колдовство

Абра – кадабра тра-та-та»

Услыхали три добрые феи,

Что задумали эти злодеи,

Полетели скорей колдовать,

Всех жителей надо спасать!

К Деду Морозу влетели они,

Произнесли заклинанья свои:

Пусть Дед Мороз

О злых феях забудет!

Пусть на Земле счастье

Царствовать будет!

Пусть народ

Дед Мороз веселит!

Доброта пусть  

Зло победит!

Крекс, млекс, флекс,

Фрекс, млекс, пекс.»

Вот запряг Дед Мороз свои сани

И летит высоко над лесами,

И бросает всем в руки подарки,

И блестит наша елочка ярко!

Трех злодеек феи победили,

Трех злодеек они проучили.

Пусть зло на проделки хитро,

Но всегда побеждает добро!

Ксения, 11 лет

Актуальным остается вопрос о том, какие условия нужно создать для оптимального развития творческих способностей? Существуют разные подходы и рекомендации. Вот, на мой взгляд, наиболее интересные из них, разработанные психологом Дж. Гауэном:

  1. Создайте уютную и безопасную психологическую обстановку, базу ребенку в его поисках.
  2. Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка.
  3. Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка.
  4. Давайте ребенку возможность побыть одному.
  5. Помогайте ребенку строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи.
  6. Находите слова поддержки для новых начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты.
  7. Помогите ребенку найти себе компаньона того же возраста и таких же способностей, чтобы избежать дефицит общения.

Малецкая Оксана Владимировна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №25» НМР РТ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Описание педагогического опыта по теме"Взаимодействие с ИКТ в режиме интерактивного обучения как одно из условий развития творческих способностей учащихся 1 ступени"

Цель: развитие творческих способностей младших школьников в процессе взаимодействия с ИКТ в режиме интерактивного    обучения  Задачи:  выявить теоретические подходы в...

Развитие творческих способностей учащихся начальной школы

В данной статье рассматривается проблема развития творческих способностей учащихся путем реализации авторской образовательной программы научно – познавательного направления внеучебной деятельности «Жи...

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн)....

Роль домашнего задания в развитии творческих способностей учащихся начальных классов.

Приведены виды творческих домашних заданий, которые я использую в начальной школе....

"Развитие творческих способностей учащихся - одна из форм профессиональной самореализации педагога"

Модульное обобщение опыта.  Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности источниками полноценного развития ребенка. Здесь выступают два вида деятельности. Во-первых, любой ребенок раз...

Элективный курс компьютерной графики как средство развития творческих способностей учащихся начальной школы

Краткий обзор возможностей и специфических особенностей элективного курса компьютерной графики в начальной школе....