Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся", готовая разработка с презентацией (синквейн).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master_kl.doc51.5 КБ
Office presentation icon urok_russkogo__yazyka.ppt682.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Муслюмовская гимназия»

Республики Татарстан

«Развитие творческих способностей учащихся»

Мастер - класс

Учительница начальных классов

1 категории

Латыпова И.В.

Я приветствую, вас на матер -  классе по теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка» (слайд № 1,2). Вначале мне хотелось бы узнать  с каким настроением  вы приехали к нам в гости. Предлагаю вам выбрать один из трёх цветов. Выберите наиболее подходящий для вас  и вашего настроения.


         Я рада, что у вас веселое настроение, доброжелательное отношение к окружающим и хочу, чтобы это настроение длилось весь день. Выбрав цвета, хочу вас попросить разделиться на 3 группы.  Так как мы с вами будем работать в группах.

Что же такое творчество? Творчество - это созидание (слайд №3). Оно порождает новые духовные и материальные ценности. Стремление к творчеству характерно для школы наших дней. Это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра.

Творческий человек – (слайд № 4) человек созидательный, создающий что – нибудь новое.

Актуальность данной темы (слайд № 5) объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь. Во-вторых, мы живем в век информации; в обществе произошли бурные изменения, осуществившиеся за относительно короткий срок. Человек вынужден реагировать на них, но часто он бывает не готов к постоянно происходящим в обществе изменениям. Чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Современная школа, (слайд № 6) выбрав столь сложный путь развития, требует использования новых образовательных технологий. Учитель, переживающий и болеющий душой за каждого ребенка, желающий сделать обучение интересным и в максимальной степени плодотворным, ищет эффективные пути решения обозначенной проблемы. Для  меня  таким способом стала образовательная система «Школа 2100» для начальной и основной школы по русскому языку, авторами которой являются Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина (Серия «Свободный ум»). В процессе обучения учащиеся включаются в познание окружающего мира, где учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление, игры, головоломки, викторины, творческие задания, написание мини - сочинений, велика роль словарных работ, что немаловажно для детей не только плохо понимающих, но и плохо разговаривающих на русском языке.  Ведь язык не только не только средство обучения, но и средство общения (слайд № 7)  - это инструмент познания, мышления, развития. Он обладает богатыми возможностями творческого обогащения.  Поэтому выбирая программу для обучения учащихся, выбрала именно эту программу «Школа 2100».

Творчество детей необходимо развивать в процессе всего обучения в младшей школе. В настоящее время одно из актуальных значений приобретает проблема развития творческих способностей личности.

Сегодня я хочу вам предложить один из методов развития творческих способностей учащихся непосредственно, применяемый на уроке русского языка.

- Начнём работу.  У вас на столах лежат карточки со словами

(приложение № 1)

Красивая, летает, весёлая, птичка, танцует, красочные, плавают, симпатичный, девочка, поёт, зелёный, рыбки,  варит, волк, крокодил

- Разложите их на 3 группы.  

- Давайте обобщим, что же это за слова?

- Составьте с этими словами предложения.

- Молодцы!

У меня в руках загадочная шкатулка.  В этой шкатулке находится предмет, при помощи которого открою небольшой секрет. Я загадаю вам загадку об этом предмете, а вы попробуйте отгадать, что находится в этой шкатулке.

     Загадка (написаны на доске, слайд № 8)            

Черный Ивашка,

Деревянная рубашка,                            

Где пройдется,

Там  след остается.                    (карандаш)

Неграмотный,

А весь век пишет.                 (карандаш)

(ответы участников мастер класса)

(показываю карандаш)

Учитель

Что можно делать при помощи карандаша?

Участники

Необходимо записывать свои мысли, свои мечты.

Учитель

Послушайте такую притчу о карандаше (видеозапись «Притча о карандаше» слайд № 9).

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. Есть пять вещей, которые ты должен знать, — сказал он карандашу, — прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть. Первое: ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь кому-то держать тебя в своей руке. Второе: ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом. Третье: ты будешь, способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь. Четвертое: твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя. И пятое: на какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать писать. Карандаш понял и пообещал помнить об этом. Он был помещен в коробку.

Мы с вами возьмем этот карандаш и посмотрим, на что он способен, попробуем стать поэтами? Вы скажете у нас нет таких способностей.  Но этого не надо бояться.  Ведь все мы с вами творцы, только надо прислушаться к своему сердцу, использовать полученные знания на уроке о частях речи. Я раскрою вам секрет этому мастерству.

Основой вашего стихотворения станет Синквейн.

Учитель записывает понятие на доске (слайд № 10).

– Синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то.
Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Порядок написания Синквейна

(Приложение № 2,слайд № 11)

  • Первая строка – одно ключевое слово (имя существительное), определяющее содержание синквейна.
  • Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
  • Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия.
  • Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то.
  • Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Учитель.

Познакомьтесь, вот что получается.  Не правда ли, это ведь так легко.

   На доске (слайд № 12)

Права.
Правильные, необходимые, общие.
Направляют, оберегают, защищают.
Без них нельзя жить.
Необходимость.

Истина.
Вечная, удивительная.
Бежит, волнует, торжествует.
Истина – загадочная неизвестность.
Истина – поиск.

Учитель разбирает  образцы синквейна  построчно.

Учитель

Я вам предлагаю варианты слов для написания стихотворения.

– Пусть первой строкой в вашем стихотворении станет слово дом.

Для остальных нужно подобрать подходящие по смыслу слова. Давайте подберем эти строчки.  Нужно подойти к доске и соединить слова со словом дом.

(Каждый желающий выходит к доске и соединяет подходящие слова, слайд № 13)

Участники  пишут стихи.

– Прочитайте, что у вас получилось.

Участники

(слайд № 14)

Дом.
Надежный, любимый.
Охраняет, оберегает, защищает.
Он нужен каждому.
Любовь.

– Дом.
Красивый, надежный.
Защищает, обогревает, любит.
В доме уютно.
Это главное.

Учитель. Так что же такое дом?

Д. Дом – это вся жизнь, радость, воспоминания...

Учитель. Мы с вами стали мастерами - поэтами.  Исполнились мечты. Спасибо  за внимание! Молодцы!!!

(см. Приложение Урок русского  языка.ppt)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Тема «Развитие творческих способностей на уроках русского языка»

Слайд 3

Творчество - это созидание, порождающее духовные и материальные ценности это все же мир юности и надежд, где почва благоприятна для творчества и где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра самый мощный импульс в развитии ребенка

Слайд 4

Творческий человек человек созидательный, самостоятельно созидающий что-нибудь новое

Слайд 5

Актуальность данной темы основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее поколение к будущему, к появлению новых возможностей, которые предоставляет жизнь мы живем в век информации, в обществе происходят бурные изменения, человек вынужден реагировать на них, чтобы адекватно реагировать на эти изменения, человек должен активизировать свои творческие способности, развить в себе творчество.

Слайд 6

«Школа 2100» Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Слайд 7

Язык это средство общения это инструмент познания, мышления, развития. это всегда исследование, всегда творчество.

Слайд 8

Красивая, летает, весёлая, птичка, танцует, красочные, плавают, симпатичный, девочка, поёт, зелёный, рыбки, варит, волк, крокодил.

Слайд 9

Загадки Черный Ивашка, Деревянная рубашка, Где пройдется, Там след остается Неграмотный, А весь век пишет.

Слайд 10

Синквейн - это стихотворение, состоящее из пяти строк, в котором человек высказывает свое отношение к чему-то или к кому-то. Эти пять строк сочиняют по определенным правилам, в строгом порядке. Давайте познакомимся с тем, как это делается.

Слайд 11

Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна. Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие. Третья строка – три глагола, показывающих действие понятия. Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение к кому-то или чему-то. Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.

Слайд 12

Права. Правильные, необходимые, общие. Направляют, оберегают, защищают. Без них нельзя жить. Необходимость . Истина. Вечная, удивительная. Бежит, волнует, торжествует. Истина – загадочная неизвестность. Истина – поиск.

Слайд 13

Дом Красивый Уютный Большой Маленький Надежный Любимый Желанный Охраняет Защищает Любит Ухаживает Слушает Обогревает

Слайд 14

Дом. Надежный, любимый. Охраняет, оберегает, защищает. Он нужен каждому. Любовь. Дом. Красивый, надежный Защищает, обогревает, любит. В доме уютно. Это главное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии"

Мастер - класс  показывает возможности уроков технологии по развитию творческих способностей учащихся...

Мастер-класс по теме «Технология ТРИЗ как средство формирования творческих способностей учащихся»

Цели:1)    актуализация личностного смысла педагогов к использованию в опыте работы  приёмов технологии решения изобретательских задач; 2)    создание условий д...

Мастер-класс "Технология ТРИЗ-как средство формирования творческих способностей учащихся"

Всё о теории решения изобретательских задач, применении  методики на практике. Мастер-класс по технологиям системы ТРИЗ, представленный на конкурсе "Учитель года 2014"...

мастер класс«Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей учащихся»

Мастер класс по теме "технология ТРИЗ- как средство формирования творческих способностей учащихся" реализован через следующие задачи:1) Актуализацию личного смысла педагогов к использованию в опыте ра...

Мастер - класс по теме "Развитие творческих способностей учащихся начальной школы"

Мастер - класс по окружающему миру в 4 классе по теме "Природные зоны. Обобщение"...

Мастер-класс по теме: «Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время как средство развития познавательной активности и творческих способностей учащихся начальной школы

            Дети – прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только их нужно   по настоящему увлечь предметом исследования, показ...