урок
план-конспект урока по чтению

Победа добра над злом в сказке А.С. Пушкина "Сказка о рыбаке и  рыбке"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_lit_cht.docx78.31 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Победа добра над злом в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина.

Задача урока:

- формирование умения к подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, характеристику образов героев литературного произведения, формирование умения подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию, формирование навыка выразительного чтения.

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

- формирование умения определять значение слов и обосновывать своё мнение; анализировать содержание иллюстрации, сравнивать героев произведения, определять особенности литературной сказки.

Регулятивные УУД:

- выполнять учебное задание, используя алгоритм, выполнять взаимопроверку учебного задания, оценивать выразительность чтения одноклассников.

Коммуникативные УУД:

- формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога.

Предметные УУД:

- формирование умения сравнивать героев по их поступкам, желаниям, речи, составлять словесный портрет литературного героя, умение выразительно читать текст, обогащение словарного запаса.

Личностные УУД:

- умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению.

Оборудование: выставка книг со сказками А.С.Пушкина;

                          на доске портрет А.С.Пушкина;

                           ноутбук, экран.

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности.

Вступительное слово учителя.

Добрый день, мои дорогие друзья. Мне очень приятно находиться сегодня в окружении настоящих читателей, обладающих не только умом, воображением, но и чутким сердцем. Скажите имя какого поэта, писателя известно вам с самого детства? (А.С.Пушкина). А какое произведение великого поэта читали вам мамы, папы, бабушки, когда вы еще не умели читать? («Сказка о рыбаке и рыбке») 

                                            Добрую сказку помню я с детства, 

Хочу, чтобы сказку послушал и ты,
Пусть подкрадётся к самому сердцу
И зародится в нём зерно доброты.

 Девиз нашего урока: «Наблюдать, слушать, думать, находить, доказывать, запоминать»

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

II. Постановка учебной задачи.

Учитель рассказывает притчу.  

- Когда-то давным-давно жил Человек на свете и не знал, что существует на земле Добро и Зло. Отправился человек в дорогу, встретилась ему на пути гора. На вершине горы стояли два сосуда. Один сосуд был наполнен Добром, другой – Злом. Заинтересовало Человека содержимое сосудов, решил он заглянуть вовнутрь и узнать, что же такое Добро и Зло. Разбил он кувшины, перемешалось всё их содержимое.  Наполнило содержимое кувшинов душу человека. Живёт человек и не знает, так что же такое добро и зло, чего в его душе больше.

- Так о чём же пойдёт речь на сегодняшнем уроке?

Ученики отвечают, что мы будем говорить о добрых и злых героях в сказке А.С.Пушкина, о старухе, старике, золотой рыбке, будем сравнивать их.

- Правильно, молодцы.  Вот вы и сформулировали цель нашей работы – раскрыть значение терминов «добро» и «зло» на примере анализа сказки А.С.Пушкина. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

                                                   Работа с эпиграфом к уроку.

                                                Лишь добро одно бессмертно.

                                                 Зло подолгу не живет.

                                                                                 Шота Руставели.

- Как вы думаете, так ли это?

- Отвечают.

- Сразу тяжело ответить на этот вопрос.  Предлагаю проверить, анализируя сказку А.С.Пушкина.

Ш. Актуализация знаний и пробного учебного действия.

Нам всем хорошо знакомо выражение: «В сказках Добро всегда побеждает Зло».

Работа в группе. Посоветуйтесь и ответьте, что же такое Добро, а что такое Зло. Слушаем ответы.

- Хорошо, ребята, молодцы.  Заглянем в словари и дадим определение этим понятиям.

  Доброэто то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

  Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой – беды, страдания, горе, несчастье (Школьный философский словарь)

 Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло- худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

- Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

-Да, добро и зло – противоположные понятия. Это слова антонимы.

IV. Работа над темой урока. Построение проекта выхода из затруднения.

 А сколько всего действующих лиц в нашей сказке? Ответить на этот вопрос нам поможет кроссворд, разгадав который мы назовём всех действующих лиц.

  1. Кто самый добрый, внимательный, отзывчивый?
  2. Кто хотел поменять старое корыто на новое, избу на новый дом?
  3. Кто выполнял все желания старика?
  4. Кто верой и правдой служил старухе, кроме старика?
  5. Человек, который рассказывает нам сказку?

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/626096/img1.jpg

- Образы каких героев в сказке, по – вашему, самые яркие, самые запоминающиеся?

-  Старухи и старика, рыбки.

- Вспомним кто в сказке совершает добрые дела (старик, рыбка) Ученики рассказывают отрывки из сказки, где они заметили проявление добрых качеств героев.

V.Составление словесного портрета литературных героев.
(На доске пишем слово «старик» и с помощью детей дописываем его характеристики).

Старик какой? Добрый (отпустил рыбку), трудолюбивый, любит свою работу, романтик, философ (много времени проводит один в море), здоровый (может заниматься таким трудным ремеслом как рыбалка, трижды забрасывает сеть в море), мужественный, честный, смиренный, благодарный, счастливый (ничего не попросил у рыбки, ему ничего не надо, он доволен тем, что у него есть)

При встрече с чудом он удивился и испугался. Почему? (Ответы детей) Старик осторожно относится к сверхъестественному. Он смиренный, понимает своё не достоинство для того, чтобы увидеть чудо, испытывает простую детскую радость, ничего не просит. Он всем доволен. Он счастлив. Ему больше в жизни ничего не надо. Богат не тот, у кого много денег, а тот, кому хватает.

То, что он поймал такую рыбку, говорит о его высоких профессиональных качествах, это своеобразный триумф его карьеры рыбака, его минута славы. Переполненный счастьем от встречи с чудом, возвращается он домой. Как же ему не поделиться радостью с самым близким дорогим человеком?

- Мы встретились в сказке не только с положительными, но и с отрицательными героями. Кого отнесём к отрицательным героям?  (Старуха).

Настал черед познакомиться поближе со старухой. Какими словами она встречает старика? («Дурачина ты, простофиля!»). Чистое вдохновенное чудо старика старухе не понятно, ведь его нельзя положить в карман. Мы видим, что в их отношениях старика и старухи нет понимания, они очень разные. Старик возвышенный, а старуха приземлённая, она оскорбляет старика, бранится, не уважает мужа. Рыбка поневоле разбудила спящие в ней страсти, т.е. дурные качества.

После грубых слов жены старик идёт просить рыбку исполнить желание старухи. Почему? (Ответы детей) Он ее любит, хочет, чтобы ее желание исполнилось.

Вспомните, как возрастали аппетиты старухи: корыто, изба, дворянство с имением, царица, владычица морская. О чём это говорит? (Ответы детей) Старуха жадная и ненасытная. 

На доске пишем слово старуха и добавляем с помощью детей ее характеристики (сварливая, злая, жадная, жестокая, властолюбивая, ненасытная).

Как в душе старухи развивалось зло? Каковы были движущие силы старухиного падения? Давайте посмотрим.



VI. Просмотр фрагмента мультфильма с последующим обсуждением

Чем больше получала старуха, тем больше становилось в ней злости, ненависти, жестокости, зависти к власти, молодости, богатству. Почему? (Ответы детей) Душа человека ничем материальным насытиться не может. Став богатой и знатной, старуха испытывает удовольствие от того, что слуг за «чупрун таскала», прогнала старика на конюшню, «по щеке ударила мужа».

В конце сказки старуха совсем обезумила, а ведь в начале сказки она еще не отделяла себя от мужа: «хоть бы, взял ты с неё корыто, наше то совсем раскололось».

Можно сделать вывод: пороки, страсти ненасытны. Если с ними не бороться, они уничтожают своего хозяина. Старуха мучается от своей гордыни, злобы и жадности. Она больна душой, какая уж тут радость. Её жалко.

Чем врачуется грех старухи? (Ответы детей) Любовью старика и рыбки. Как рыбка себя ведёт, какая она? 

На доске пишем слово «рыбка» и с помощью детей дописываем ее характеристики (добрая, щедрая, великодушная, не мстит, зло обращает в добро).

Скажите, завравшуюся старуху рыбка наказывает? (Ответы детей) Нет, она ее спасает.

Есть в этой сказке ещё один основной герой. А.С. Пушкин как великий художник показывает нам тему человеческой души через стихию природы. О каком герое идёт речь? (Ответы детей) Конечно, море. 

Физкультминутка (зарядка для глаз)

Нарисуем глазами меняющееся море. (В это время звучит аудиозапись «Звуки моря»)

VII.Практическая работа.

Ребята, на доске мы с вами написали характеристики героев сказки. Давайте попробуем слово выразить цветом. Как вы думаете, какого цвета добро, терпение, прощение, счастье, труд, жадность, злоба, зависть?

Давайте попробуем выразить цветом характеристики героев. Берём лист, выкладываем два-три цвета, отпечатываем, разворачиваем. Эмоции каких героев вам удалось передать? Может вы увидели образ старика, старухи, рыбки или моря. При помощи графических линий помогите и нам увидеть их. 

На выполнение работы две-три минуты. Удачные варианты вывешиваем на доске.

VIII.Рефлексия

Важны ли для нас уроки этой сказки А.С. Пушкина? Как вы думаете, могла ли такая история произойти в наше время? Все ли в наше время счастливы и довольны тем, что у них есть? Никто ли не завидует тем, у кого больше богатства? Давайте сядем вместе со старухой у разбитого корыта и подумаем об этих уроках.

Урок старухи: будьте осторожны со своими желаниями, берегите близких.

Урок старика: правильно относитесь к чудесам, умейте быть благодарными, воспитывайте в себе мужество и ответственность, умейте рассуждать, будьте бдительны.

Урок рыбки: любовь, доброта, милосердие, терпение, труд и прощение.

IX.Итог урока.

Сегодня на уроке мы с вами по-новому посмотрели на известную сказку. Надеюсь, что теперь старые добрые сказки будете перечитывать с интересом и обязательно воспользуетесь их мудростью.

Две способности дал нам Господь: помнить и забывать.
Забывать зло. Помнить добро.

Сюрприз.

- В благодарность за хорошую работу золотая рыбка даёт вам возможность загадать своё самое заветное желание. Запишите его на оборотной стороне рыбки, и оно обязательно исполнится. Главное, чтобы желание было искренним и добрым. Всех рыбок я сложу в этот красивый конверт, на котором написано: “Вскрыть в 2024 году” – это год окончания вами школы. И через семь лет мы его откроем и проверим, сбылись ли ваши желания. Вы, главное, верьте, и они сбудутся!

Приложения

Старик. Старик был рыбаком, всю жизнь трудился, не покладая рук. Лентяем его назвать нельзя. Он простой трудолюбивый добродушный мужчина, который всю жизнь прожил в избушке со своей старухой, хорошо к ней относился. В благодарность и старуха жила с ним, терпела все лишения, никуда не уходила от старика. Довольствовалась и малым, например, разбитым корытом. Но вот старик поймал золотую рыбку. Та обещала, если старик ее отпустит исполнить желание. И что же? Изменился ли характер старика? Ничуть. Он остался прежним простым скромным работягой. Алчность, жадность и желание разбогатеть не коснулись его сердца. Только на просьбу жены , а потом и на ее требования и приказы , он пошел с повинной головой к золотой рыбке просить.

Старуха. Старуха была терпеливой. Но она была не из тех женщин, которые легко упускают свой шанс, свою "минуту славы", так сказать! Она выпросила и вытребовала у золотой рыбки при помощи старика-мужа все, что можно было выпросить и даже пошла дальше. Алчность и жадность затуманили ее рассудок. Она не смогла остановиться на достигнутом. Поэтому была наказана. И сама все понимала, потому что оказавшись опять у разбитого корыта, не кричала и не причитала, а молча приняла свою судьбу.

Золотая рыбка. Золотая рыбка, как ей и должно быть сказочному персонажу, исполняла заветные желания. Она была волшебной рыбкой. То ли она случайно попала в невод к старику, то ли специально, чтобы помощь ему, потому что пожалела его горькую судьбу, это неизвестно. Но взамен на свободу она пообещала старику исполнить желание. Старик отказался, так как был добрым и скромным. Но его старуха не упустила возможности. Золотая рыбка все добросовестно исполняла, пока старуха совсем не сошла с ума и не захотела стать повелительницей золотой рыбки. Тогда уж и терпению золотой волшебной рыбки пришел конец. Она все вернула на свои места.

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали: ха-ха-ха-ха-ха!

Шли сорок мышей, несли сорок грошей; две мыши поплоше несли по два гроша.

Иван болван молоко болтал, да не выболтал.

Два дровосека, два дровокола, два дроворуба говорили про Ларю, про Ларьку, про Ларину жену.

1

4

2

5

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...