Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский « Кот-ворюга».
материал по чтению
3 класс УМК " Начальная школа XXI века"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka.docx | 43.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Смоленской области Сычёвского района Д.Вараксино
МКОУ Вараксинской ОШ
Технологическая карта урока
Тема: К.Г.Паустовский « Кот-ворюга»
Класс: 3 класс УМК " Начальная школа XXI века"
Предмет: литературное чтение
Тип урока: комбинированный
Технологическую карту составила:
Пушкова Галина Алексеевна
учитель начальных классов
Высшая квалификационная категория
2019 год
Цель: формирование читательской грамотности по средствам технологии продуктивного чтения.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить с произведениями русского писателя К.Г. Паустовского;
- открытие в произведении автора и его точки зрения;
- совершенствование навыка правильного,выразительного, осознанного чтения;
- учить работе над образом литературного героя;
Развивающие:
- развитие у детей полноценного эмоционального восприятия художественного произведения;
- развитие воссоздающего воображения (воссоздание того, что только что прочитано);
- развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности учащихся;
- развитие умения объяснять своё отношение к прочитанному.
Воспитательные:
- воспитание в детях любви к природе, животным, чувства гармонии природы, ее красоты;
- раскрытие ценности человека как разумного существа, стремящегося к добру, состраданию и милосердию;
Планируемые результаты:
Формируемые УУД
Личностные:
• развитие интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;
• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
• развитие навыков сотрудничества на всех этапах урока.
Метапредметные:
Регулятивные:
• планирование и прогнозирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;
• осуществление итогового контроля по результату;
• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
Познавательные:
• определение главной мысли рассказа;
• осуществление анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения;
• установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные:
• формулирование собственного мнения и позиции;
• умение договариваться в совместной деятельности;
• умение задавать вопросы;
• владение диалогической и монологической формой речи.
Предметные:
- расширять читательский опыт учащихся знакомством с произведением о Природе и Человеке;
- формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);
- формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.
- осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использовать представленную информацию для получения новых знаний;
- наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.
Материально-техническое обеспечение:
- Интернет-ресурсы.
- Презентация «Творчество К.Г.Паустовского».-Режим доступа: httr//presehtacii/com 2-rk/,
- Музыкальное оформление «Музыка леса»\nachalka.info\about
- Наглядные пособия.
Модель «Кота», презентация, магнитная доска с опорными словами, ,раздаточный материал (карточки для рефлексии, листы для самооценки, толковый словарь).
- Информационно-коммуникативные средства.
- аудиозаписи голос кота, фоновое музыкальное оформление.
- презентация к уроку.
- Технические средства обучения.
- Компьютер;
- проектор.
5.Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, проблемный диалог, поисковый метод ( работа с информацией), работа по вопросам-опорам, работа с разорванным текстом, моделирование, продуктивного чтения.
6.Формы организации познавательной деятельности учащихся:
-индивидуальная,
-групповая,
- фронтальная.
7.Виды деятельности учащихся:
- работа с моделей текста;
- работа с информаций из текста;
- работа с иллюстрацией к рассказу;
- работа с толковым словарём;
- творческое задание моделирование кота
8.Формы контроля:
- самооценка;
- промежуточный контроль
Этап/ Цель | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упр ажнения | Деятельность учителя | Деятельность учащихся, | Результат формируемые УУД | |
I.Мобилизующий . Актуализация опорных знаний. (Организации-онный) Цель: - настроить учащихся на работу; -включение обучающихся в деятельность | 1.Приветствме. 2.Рабочий настрой. | - Здравствуйте, дети. Сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. -С каким настроением вы пришли на урок покажите? -Только с таким настроением мы достигнем успехов. - А что необходимо чтобы все на уроке все получилось? - Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! -А ещё вы в течение всего урока будите оценивать свою работу. Листы по самооценки у вас лежат, как это делать вы знаете, я буду только называть этапы урока. | Проверяют свою готовность к уроку, учатся налаживать эмоциональный контакт друг с другом и с учителем. | Коммуникативные: -взаимодействие с учителем и одноклассниками. Личностные: -самоопределение к деятельности, настрой на урок. Личностные: -формирование положительной учебной мотивации | |
II. Определение целей и темы Цель: -включение учащихся в учебную деятельность | Постановка учебной задачи, целеполагание | - У нас урок литературного чтения. СЛАЙД 1 Урок литературного чтения. -На уроках литературного чтения мы учимся- продолжи…. -Что ждёте от сегодняшнего урока? - Начните со слов: СЛАЙД 2 Сегодня на уроке мне хотелось бы... -Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. - И этот урок не исключение, нас ждет встреча. -Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами. СЛАЙД 3 КОНСТАНТИН ГЕОРГИЕВИЧ ПАУСТОВСКИЙ - Вы узнали этого писателя? - А что Вам известно об его творчестве? -Какие произведения мы читали? -Давайте вспомним… СЛАЙД 4 Виртуальная выставка книг К.Г.ПАУСТОВСКОГО -Назовите одно произведение и кратко расскажите, о чём он? -Чему учит? ОЦЕНИТ 1 -Что объединяет? -К каким жанрам можно отнести все эти произведения? -Какая любимая тема писателя? -Любимая тема писателя – это тема природы и животные. -Кто герои? -Героями его произведений часто становились домашние или дикие животные: СЛАЙД 4 Звук – мяуканье. -Откуда взялся кот на уроке? - Я, кажется , догадалась… а вы?. -Может быть, этот Кот - герой произведения, которое мы сегодня будем читать… -Давайте определим тему произведения ? ФАЙЛ1 РАССКАЗ: К.Г.Паустовский « Кот-ворюга» -Как вы думаете, если у нас в гостях К.Г Паустовский какая цель нашего сегодняшнего урока? ФАЙЛ2 -Цель --Какие задачи мы ставим на любом уроке литературного чтения? - чему вы учитесь на каждом уроке лит.чтения? -над какими образами вы будем работать исходя из названия произведения? -что воспитываю в нас произведения о животных ? ФАЙЛ3 -Задачи: - формировать навыки выразительного, правильного, беглого, осознанного, чтения; - работать над образом главного героя кота -ворюги; -воспитывать чуткое, доброе отношение к животным, умение сопереживать. | Формулируют ответы на вопросы. Дети узнают портрет писателя, анализируют его произведения. Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи урока. Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока | Коммуникативные: -умение работать с ребусом, объяснять полученные ответы. Познавательные: -использование полученных знаний при ответе Регулятивные: -умение анализировать задание и выполнить необходимое соотношение. Познавательные:- применение знаний при выполнении задания Коммуникативные: -умение работать в соответствии с поставленной задачей. Формулировка ответа на поставленный вопрос. Регулятивные: -формулировать и сохранять учебную задачу и цель; дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания; -выдвижение предположений о предполагаемой теме урока. Коммуникативные: -взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме | |
III. Подготовка к восприятию произведения. Цель: -организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения
| Работа с заголовком Работа с толковым словарем. Портрет кота. | -Что можно предположить по названию этого произведения? - О чем оно? – Давайте подумаем над значением слова «Ворюга». СЛАЙД 5 - Да, это слово образовано от слова вор – тот, кто ворует, берет чужое, преступник… Но ведь Паустовский не написал «кот – вор»! -Он называет его ворюга! Значит, это слово несет в себе какой-то дополнительный смысл. - Какой же? - Где можно найти ответ? -Где можно проверить? Уменя есть помощник в руках, что это.. -Словарь Ожигова-80 тысяч слов…
СЛАЙД 6 «Ворюга (презрение это то же самое что и вор,» -но только это слово имеет оттенок презрительност.. -Особеннось? -Высшая степень не уважения .. – Каким Вы его себе представляете? - Скажите по одному слову (блиц –ответы детей) – А вот как его увидел художник. СЛАЙД 7 (Портрет кота) -Что вы можете предположить, глядя на иллюстрацию? -А как нам проверить свои предположения? -Мы должны прочитать это произведение. | Учащиеся высказывают свои предположения. Ни одна из версий не отстраняется от рассмотрения, для того, чтобы выяснить. кто же всё-таки оказался прав. Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока. | . Регулятивные: -умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль Коммуникативные: -уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: -осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | |
IV. Работа над содержанием текста. (открытие нового знания). Цель: -создать условия для осознания и осмысления нового материала . | 1.Восприятие нового материала Чтение учителем 1 части с ведением диалога с автором. Чтение учителем 2 части с эмоциональным комментированием Чтение учителем 3части с эмоциональным комментированием Чтение учителем 4 части с эмоциональным комментированием | - Текст я вынесла на листы, а почему вы поймете позднее… -У вас лежат листочки, где я вынесла слова с толкованием трудных слов. -Если по ходу чтения будут возникать вопросы по толкованию слов мы будем обращаться к ним. – Мы будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, сами искать на них ответы и проверять их по ходу чтения. -За этим котом наблюдал рассказчик, а еще деревенские мальчишки и писатель Рувим Фраерман, друг Константина Паустовского, а теперь и мы с вами. – Итак... -Кот-ворюга 1 часть (читает учитель) Задаются вопросы по ходу чтения: – Какой вопрос возникает? – А вы сами как бы на него ответили? – Вот почему пришли в отчаяние. – А теперь какой вопрос возникает? – О чем хочется спросить автора? – А как бы сами ответили на вопрос? – Почему он воровал? – Откуда стало понятно, что кто бездомный? -Почему он выл… – Какой вопрос возникает к автору? -Предположите, что может сделать сейчас кот? – Вот оказывается каким был его отчаянный поступок 2 часть (рассказ учителя) СЛАЙД 8 МУЗЫКА. – А сейчас, слушайте и представляйте. – Вы, представили красоту этого райского уголка? – Какие звуки, вы, услышали? – Какие запахи почувствовали? – И эту гармонию, природы и человека нарушает кто? – Он стал проблемой, и ее надо как-то решить! 3 часть (чтение обучающимися по цепочке) – Как бы Вы достали кота на месте Леньки? – Давайте узнаем как это сделал Ленька. – Что же мы увидели? – О чем говорит эта поза? – Как понимаете это слово? – Как Вы думаете, что ждет этого кота? – В смысле «Выдрать», что это значит? – Итак, кот попался и люди впервые его рассмотрели. Что они увидели -Что увидили..худой..рыжий…глаза… БЕСЕДА: -Итак, кот попался и его надо наказать! -За ,что… (А стало ли нам понятно, почему кот- вор, ворюга?) - К(Они его накормили вдоволь) - А разве это наказание? - Вот выдрать – это наказание! -Почему же люди выбрали угощение? -И они поняли, что, избив кота, проблему воровства не решить, кот уже был бит, он привык к боли). -Да, люди решили попробовать идти путем добра и в наказание накормили кота досыта. -Выбрали путь добра… -Представьте, как сложится дальнейшая жизнь кота. -Проверяем свои предположения, читаем четвертую часть.. 4 часть – Интересно, какой благородный поступок может совершить кот? - Предположите. – История с котом закончилась, но не закончилась наша работа. | Читают рассказ, используя различные виды чтения: по цепочке, выборочное чтение, чтение про себя. | Регулятивные: -выполнение учебных действий; - умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам. Осуществлять взаимоконтроль. Коммуникативные: -уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности. Познавательные: Осознанно воспринимать полученную информацию. Регулятивные: Выполнение учебных действий Познавательные: Осознанно воспринимать полученную информацию. | |
Физминутка | ФИЗМИНУТКА: «Вот окошко распахнулось. Посмотрел наш котика вниз. Кот на лево повернулся Проводил он взглядом кур. Потянулся выгнул спинку.. И уселась на урок». | ||||
V. Повторное чтение и анализ произведения. Первичное закрепление Цель: -создание мотива для перечитывания. | Первичное закрепление 1.Работа индивидуальная 2.Творческое задание составление модели кота . 3.Проверка индивидуальной работы и формулирование вывода. . Вывод урока: | – Итак, кот остался с людьми, а изменился ли он? –Очень интересно понаблюдать, какие изменения произошли с котом. - Ребята, а кто из вас хотел бы бать исследователем, вам такая возможность предоставляется? -Вам понадобятся фломастеры. 1. Работа индивидуальная: СЛАЙД 9 -Первые парта найти и подчеркнуть информацию в 1-4 – описание внешность кота. -Вторые парта найти и подчеркнуть информацию – 1-4описание поступки кота. -Третья парта найти и подчеркнуть информацию - как автор называет кота в начале произведения и как в конце. -На выполнение задания у нас 2 минуты., и как только работа будет завершена , помогите мне это понять каким-то знаком. 2.Творческое задание составление модели кота . -А прежде, чем мы проверим ваше задание . -А вы хотите увидеть ,как он выглядит. -Выполните вместе творческое задание. - Соберите своего кота. -Вы сами должны решить, кто будет собирать, кто намазывать,наклеивать… (собранная аппликация) ОЦЕНИТ 2 3.Проверка индивидуальной работы и формулирование вывода СЛАЙД 10 - Что вам нужно было сделать?. -1-Найти информацию внешность кота. - 2 – Найти информацию изменились ли поступки кота? И это мы с вами увидели. -3 – Найти информацию , как называли кота. А что еще изменилось? (кличка!) -Вот таким был кот в начале произведения - А вот такой он в конце (Показываю рукой на схему)…. - Мы составили схему - А схема – это текст. -Что не хватает у нашей схемы? (заглавия) -И чтобы наша схема стала законченной , я проведу стрелку. - (Стрелка выскакивает вначале от милиционера к ворюге) - Все ли на нашей схеме верно? - Исправляем направление стрелки. -ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА. -А теперь сформулируйте заголовок нашего текста.. – Сейчас вы сформулировали не только заглавие текста , но и тему урока: «Превращение кота-ворюги в кота милиционера». ОЦЕНИТ 3 - Ворюга изменился и превратился в Милиционера. - А что ему помогло в этом? -А что вы можете сказать о людях, которые ему дали эту еду? -Паустовский, как и все писатели, не только художник слова, но и учитель. -Какой урок преподал нам , читателям , Паустовский, написав это произведение? – Какое качество людей помогло так измениться коту? – Только ли котом могла произойти такая история? – Вы замечательные изыскатели и замечательные читатели, Вы поняли главную мысль произведения. 4. Вывод урока: СЛАЙД 11 «Твори добро на всей Земле и мир измениться в лучшую сторону» -Как вы считаете мы справились с поставленной целью урока. Задачами, а какие они были? ОЦЕНИТ4 | Ответы на вопросы. Подготовка к осмысленному анализу текста. Проанализировать каждую часть текста, для выявления основной мысли Составим план характеристики, перечитаем текст, подготовим рабочие материалы к каждому пункту плана; используя план и рабочие материалы, составим описание кота. План: - внешний вид; - черты характера; - поведение ворюги. | Регулятивные - умение работать с текстом, находить нужные отрывки - умение составлять опорную схему Познавательные: Понимать прочитанное, делать соответствующие выводу. Коммуникативные: -умение договариваться, слушать и слышать друг друга. Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Познавательные: Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос. Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг. | |
Вторичное закрепление Цель -выявить уровень и осознанность изучаемого материала. | Контрольный тесты. | СЛАЙД 12 1. Кот был: а) серый; б) белый; в) рыжий. 2. Хвост у кота был: а) пушистым; б) облезлый; в) грязный. 3. Чтобы выследить кота потребовалось: а) месяц; б) два месяца; в) две недели. 4. Кот полез с колбасой: а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу. 5. Кот свалился: а) как камень; б) как футбольный мяч. 6.Будил всех: а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер. 7. Поесть давали коту: а) сметану б) жареную свинину в) творожники СЛАЙД 13 1- в 2- в 3- а 4- в 5- б 6- а 7- а, б, в ОЦЕНИТ 5 | Ответы на вопросы. Подготовка к осмысленному анализу текста | Осуществлять | |
VI. Итог урока. Рефлексия. Цель: -выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока. Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке. | Формулирование основной мысли. | 1.Выявить уровень осознанности в достижении поставленной 2.Самооценка своей работы. 3.Рефлексия СЛАЙД 14 – Что Вы узнали о себе прочитав это произведение? – Начните свои ответы со слов: «Сегодня я понял…»; «Мне захотелось…»; «Мне было трудно…» СЛАЙД 15 -Встречали ли вы изображение символа доброты - И я нет! -А давайте придумаем сегодня и нарисуем свои символы доброты. -Я тоже приготовила вам символ доброты – сердечко (воздушные шары в виде сердец). -Доброе. Горячее сердце. УСПЕШНЫМИ ,НО И ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ. Способные пожалеть и травинку, и былинку, и кошку ,прийти на помощь друзьям и близким…. | Личностные: Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника. Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг друга | ||
VII. Домашнее задание | СЛАЙД 16 1.Читать стр.учебника; написать письмо хозяину от лица кот (советы кота). СЛАЙД 18 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по литературному чтению К.Г.Паустовский Кот-ворюга (2014)
К.Г.Паустовский ,,Кот-ворюга"...
Технологическая карта урока по литературному чтению "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский
Данная карта помогает учителю организовать работу на уроке. В ней чётко определены этапы урока и УУД....
Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс, К.Паустовский "Теплый хлеб"
Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс, К.Паустовский "Теплый хлеб"...
Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»
УМК "Перспективная начальная школа". Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок...
Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"
Урок составлен по рассказу К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей". Создание диафильма. Работа над сжатым пересказом....
Самоанализ урока по литературному чтению К.Г.Паустовский « Кот-ворюга».
3 класс УМК " Начальная школа XXI века"...
Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)
Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)...