Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский « Кот-ворюга».
материал по чтению

ПУШКОВА ГАЛИНА АЛЕКСЕЕВНА

 3 класс УМК " Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx43.9 КБ

Предварительный просмотр:

Смоленской области Сычёвского района Д.Вараксино

МКОУ Вараксинской ОШ

                                   Технологическая карта урока

                             

                     Тема: К.Г.Паустовский  « Кот-ворюга»

                                         

Класс: 3 класс УМК " Начальная школа XXI века"

Предмет: литературное чтение

Тип урока: комбинированный

                                                                    Технологическую карту составила:

Пушкова Галина Алексеевна

учитель начальных классов

                                                                 Высшая квалификационная категория

                                                                2019 год

Цель: формирование читательской грамотности по средствам технологии продуктивного чтения.

Задачи:

Образовательные:

  •  познакомить  с произведениями русского писателя К.Г. Паустовского;
  • открытие в произведении автора и его точки зрения;
  • совершенствование навыка правильного,выразительного, осознанного чтения;
  • учить работе над образом литературного героя;

Развивающие:

  •  развитие у детей полноценного эмоционального восприятия художественного произведения;

  • развитие воссоздающего воображения (воссоздание того, что только что прочитано);
  • развивать речь, логическое и образное мышление, творческие способности      учащихся;
  • развитие умения объяснять своё отношение к прочитанному.

Воспитательные:

  • воспитание в детях любви к природе, животным, чувства гармонии природы, ее красоты;
  • раскрытие ценности человека как разумного существа, стремящегося к добру, состраданию и милосердию;

                                                     

                                        Планируемые результаты:

Формируемые УУД

Личностные:

• развитие интереса к новому материалу и способам решения новой задачи;

• ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

• развитие навыков сотрудничества на всех этапах урока.

Метапредметные:

Регулятивные:

• планирование и прогнозирование своего действия в соответствии с поставленной задачей;

• осуществление итогового контроля по результату;

• самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Познавательные:

• определение главной мысли рассказа;

• осуществление анализа, синтеза, выбора оснований для сравнения;

• установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные:

• формулирование собственного мнения и позиции;

• умение договариваться в совместной деятельности;

• умение задавать вопросы;

• владение диалогической и монологической формой речи.

Предметные:

  • расширять читательский опыт учащихся знакомством с произведением о Природе  и Человеке;
  • формировать читательские умения (определять жанр, тему произведения и идею произведения);
  • формировать навыки правильного быстрого и выразительного чтения.

  • осознанно строить сообщения в устной и письменной форме;
  • использовать представленную информацию для получения новых знаний;
  • наблюдать противоположные картины в художественном тексте, находить слова, которые нам еще не известны.

                      Материально-техническое обеспечение:

  1. Интернет-ресурсы.
  • Презентация «Творчество К.Г.Паустовского».-Режим доступа: httr//presehtacii/com 2-rk/,
  • Музыкальное оформление «Музыка леса»\nachalka.info\about
  1. Наглядные пособия.

Модель «Кота», презентация, магнитная доска с опорными словами, ,раздаточный  материал (карточки для рефлексии, листы для самооценки,  толковый словарь).

  1. Информационно-коммуникативные средства.
  • аудиозаписи голос кота, фоновое музыкальное оформление.
  • презентация к уроку.
  1. Технические средства обучения.
  • Компьютер;
  • проектор.

5.Методы работы: наглядный, беседа, подводящий диалог, проблемный диалог, поисковый метод ( работа с информацией), работа по вопросам-опорам, работа с разорванным текстом, моделирование, продуктивного  чтения.

6.Формы организации познавательной деятельности учащихся:

-индивидуальная,

-групповая,

- фронтальная.

7.Виды деятельности учащихся:

  • работа с моделей текста;
  • работа с информаций из текста;
  •  работа с   иллюстрацией к  рассказу;
  • работа с толковым словарём;
  • творческое задание моделирование кота

8.Формы контроля:

  •  самооценка;
  • промежуточный контроль

Этап/ Цель

Обучающие и развивающие

компоненты, задания  и упр

ажнения

                       Деятельность учителя

Деятельность учащихся,

Результат

формируемые УУД

I.Мобилизующий . Актуализация опорных знаний.

 (Организации-онный)

Цель:

- настроить учащихся на работу;

-включение обучающихся в деятельность

1.Приветствме.

2.Рабочий настрой.

- Здравствуйте, дети. Сегодня у нас не обычный урок.

 К нам пришли гости.

 Давайте поприветствуем гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости.

-С каким настроением вы пришли на урок покажите?

-Только  с таким настроением мы  достигнем успехов.

- А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?

- Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится!

-А ещё вы в течение всего урока будите оценивать свою работу. Листы по самооценки у вас лежат, как это делать вы знаете, я буду только называть этапы урока.

Проверяют свою готовность к уроку, учатся налаживать эмоциональный контакт  друг с другом и с учителем.

Коммуникативные:

-взаимодействие с учителем и одноклассниками.

Личностные: -самоопределение к деятельности, настрой на урок.

Личностные: -формирование положительной учебной мотивации

II.

Определение целей и темы
урока.
 

Цель:

-включение учащихся в учебную деятельность

Постановка учебной задачи, целеполагание

- У нас урок литературного чтения.

СЛАЙД 1

Урок литературного чтения.

-На уроках литературного чтения мы  учимся- продолжи….

-Что ждёте от сегодняшнего урока?

- Начните со слов:

СЛАЙД 2  Сегодня на уроке мне хотелось бы...

-Каждый урок литературного чтения – это новая встреча.

- И этот урок не исключение, нас ждет встреча.

-Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.

СЛАЙД 3  КОНСТАНТИН    ГЕОРГИЕВИЧ   ПАУСТОВСКИЙ

- Вы узнали этого писателя?

- А что Вам известно об его творчестве?

-Какие произведения мы читали?

-Давайте вспомним…

СЛАЙД 4  Виртуальная  выставка книг К.Г.ПАУСТОВСКОГО

-Назовите одно произведение и  кратко расскажите, о чём он?

-Чему учит?

ОЦЕНИТ 1

-Что объединяет?

-К каким жанрам можно отнести все эти произведения?

-Какая любимая тема писателя?

-Любимая тема писателя – это тема природы и животные.

-Кто герои?

-Героями его произведений часто становились домашние или дикие  животные:  

СЛАЙД 4  Звук – мяуканье.

-Откуда взялся кот на уроке?

- Я, кажется , догадалась… а вы?.

-Может быть, этот  Кот -  герой произведения, которое мы сегодня будем читать…

-Давайте определим тему произведения ?

ФАЙЛ1   РАССКАЗ: К.Г.Паустовский  « Кот-ворюга»

-Как вы  думаете, если у нас в гостях К.Г Паустовский какая цель нашего сегодняшнего урока?

ФАЙЛ2 -Цель

--Какие задачи мы ставим на любом уроке литературного чтения?

- чему вы  учитесь на  каждом уроке лит.чтения?

-над какими образами вы будем работать исходя из названия произведения?

-что воспитываю в нас произведения о животных ?  ФАЙЛ3 -Задачи:

-  формировать навыки выразительного,  правильного, беглого, осознанного, чтения;

 - работать над образом главного героя  кота -ворюги;

-воспитывать чуткое, доброе отношение к  животным, умение сопереживать.

Формулируют ответы на вопросы.

Дети узнают портрет писателя, анализируют его произведения.

Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, цель и задачи урока.

Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока

Коммуникативные:

-умение работать с ребусом, объяснять полученные ответы.

Познавательные:

-использование полученных знаний при ответе

Регулятивные:

-умение анализировать задание и выполнить необходимое соотношение.

Познавательные:- применение знаний при выполнении задания

Коммуникативные:

-умение работать в соответствии с поставленной задачей. Формулировка ответа на поставленный вопрос.

Регулятивные:

-формулировать и сохранять учебную задачу и цель;

дополнять, уточнять высказанные мнения по существу поставленного задания;

-выдвижение предположений о предполагаемой теме урока.

Коммуникативные:

-взаимодействие с учителем во время постановки учебной задачи, осуществляемой во фронтальном режиме

III. Подготовка к восприятию произведения.

Цель:

-организация коммуникативного взаимодействия для определения содержания произведения

 

Работа

 с заголовком

Работа с толковым словарем.

Портрет кота.

-Что можно предположить по названию этого произведения?

- О чем оно?

– Давайте подумаем над значением слова «Ворюга».

СЛАЙД 5

- Да, это слово образовано от слова вор – тот, кто ворует, берет чужое, преступник…

Но ведь Паустовский не написал «кот – вор»!

-Он называет его ворюга!

Значит, это слово несет в себе какой-то дополнительный смысл.

- Какой же?

- Где можно найти ответ?

-Где можно проверить? Уменя есть помощник в руках, что это..

-Словарь Ожигова-80 тысяч слов…

 

СЛАЙД 6 «Ворюга (презрение это то же самое что и вор,»

-но только это слово имеет оттенок презрительност..

-Особеннось?

-Высшая степень не уважения ..

– Каким Вы его себе представляете?

- Скажите по одному слову (блиц –ответы детей)

– А вот как его увидел художник.

  СЛАЙД 7   (Портрет кота)

-Что вы можете предположить, глядя на иллюстрацию?

-А как нам проверить свои предположения?

-Мы должны прочитать это произведение.

Учащиеся высказывают свои предположения.

Ни одна из версий не отстраняется от рассмотрения, для того, чтобы выяснить. кто же всё-таки оказался прав.

Оценивают свои знания на данном этапе урока, для того чтобы увидеть и сравнить свои результаты в конце урока.

.

Регулятивные:

-умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам.

Осуществлять взаимоконтроль

Коммуникативные:

-уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные:

-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме

IV. Работа над содержанием текста.

(открытие  нового знания).

Цель:

-создать условия для осознания и осмысления нового материала .

1.Восприятие нового материала

Чтение учителем 1 части с ведением диалога с автором.

Чтение учителем 2 части с эмоциональным комментированием

Чтение учителем       3части с эмоциональным комментированием

Чтение учителем 4 части с эмоциональным комментированием

- Текст я вынесла на листы, а почему вы поймете позднее…

-У вас лежат  листочки, где я вынесла слова с толкованием трудных слов.

-Если по ходу чтения будут возникать вопросы по толкованию слов мы будем обращаться к ним.

– Мы будем вести диалог с автором, задавать ему вопросы, сами искать на них ответы и проверять их по ходу чтения.

-За этим котом наблюдал рассказчик, а еще деревенские мальчишки и писатель Рувим Фраерман, друг Константина Паустовского, а теперь и мы с вами.

– Итак...

-Кот-ворюга

1 часть (читает учитель)

Задаются вопросы по ходу чтения:

– Какой вопрос возникает?

– А вы сами как бы на него ответили?

– Вот почему пришли в отчаяние.

– А теперь какой вопрос возникает?

– О чем хочется спросить автора?

– А как бы сами ответили на вопрос?

– Почему он воровал?

– Откуда стало понятно, что кто бездомный?

-Почему он выл…

– Какой вопрос возникает к автору?

-Предположите, что может сделать сейчас кот?

– Вот оказывается каким был его отчаянный поступок

2 часть (рассказ учителя)

СЛАЙД 8  МУЗЫКА.

– А сейчас, слушайте и представляйте.

– Вы, представили красоту этого райского уголка?

– Какие звуки, вы, услышали?

– Какие запахи почувствовали?

– И эту гармонию, природы и человека нарушает кто?

– Он стал проблемой, и ее надо как-то решить!

3 часть (чтение обучающимися по цепочке)

– Как бы Вы достали кота на месте Леньки?

– Давайте узнаем как это сделал Ленька.

– Что же мы увидели?

– О чем говорит эта поза?

– Как понимаете это слово?

– Как Вы думаете, что ждет этого кота?

– В смысле «Выдрать», что это значит?

– Итак, кот попался и люди впервые его рассмотрели.

Что они увидели

-Что увидили..худой..рыжий…глаза…

БЕСЕДА:

-Итак, кот попался и его надо наказать! 

-За ,что…

(А стало ли нам понятно, почему кот- вор, ворюга?) 

- К(Они его накормили вдоволь)

- А разве это наказание?

- Вот выдрать – это наказание!

-Почему же люди выбрали угощение?

-И они поняли, что, избив кота, проблему воровства не решить, кот уже был бит, он привык к боли).

-Да, люди решили попробовать идти путем добра и в наказание накормили кота досыта.

-Выбрали путь добра…

-Представьте, как сложится дальнейшая жизнь кота.

-Проверяем свои предположения, читаем четвертую часть..

4 часть

– Интересно, какой благородный поступок может совершить кот?

- Предположите.

– История с котом закончилась, но не закончилась наша работа.

Читают рассказ, используя различные виды чтения: по цепочке, выборочное чтение, чтение про себя.

Регулятивные:

-выполнение учебных действий;

- умение предугадывать содержание произведения по заглавию, опорным словам.

Осуществлять взаимоконтроль.

Коммуникативные:

-уметь формулировать свой ответ; осуществление рефлексии своей деятельности.

Познавательные:

Осознанно воспринимать полученную информацию.

Регулятивные:

Выполнение учебных действий

Познавательные:

Осознанно воспринимать полученную информацию.

Физминутка

ФИЗМИНУТКА:

«Вот окошко распахнулось.         
Вышел котик на карниз.    
Посмотрел наш котик  наверх,    

Посмотрел наш котика вниз.           

Кот на лево повернулся

Проводил  он взглядом кур.            

 Потянулся выгнул  спинку.. 

И уселась на урок».

V. Повторное чтение и анализ произведения.

Первичное закрепление

Цель: -создание мотива для перечитывания.

Первичное закрепление

1.Работа индивидуальная

2.Творческое задание составление модели кота .

3.Проверка индивидуальной работы и формулирование вывода.

. Вывод урока:

– Итак, кот остался с людьми, а изменился ли он?

–Очень интересно понаблюдать, какие изменения произошли с котом.

- Ребята, а кто из вас хотел бы  бать исследователем, вам такая возможность предоставляется?

-Вам понадобятся фломастеры.

1. Работа индивидуальная:

СЛАЙД 9   

-Первые парта  найти и подчеркнуть информацию в 1-4 – описание внешность кота.

-Вторые парта  найти и   подчеркнуть информацию – 1-4описание поступки кота.

 -Третья парта найти и  подчеркнуть  информацию - как автор называет кота в начале произведения и как в конце.

-На выполнение задания у нас 2 минуты., и как только работа будет завершена , помогите мне это понять каким-то знаком.

2.Творческое задание составление модели кота .

-А прежде, чем мы проверим ваше задание .

-А вы хотите увидеть ,как он выглядит.

-Выполните вместе творческое задание.

- Соберите своего кота.

-Вы сами должны решить, кто будет собирать, кто  намазывать,наклеивать…

(собранная аппликация)

ОЦЕНИТ 2

3.Проверка индивидуальной работы и формулирование вывода

СЛАЙД 10 

- Что вам нужно было сделать?.

 -1-Найти информацию внешность кота.

- 2 –  Найти информацию изменились ли поступки кота? И это мы с вами увидели.

-3 – Найти информацию , как называли кота. А что еще изменилось? (кличка!)

-Вот таким был кот в начале произведения

- А вот такой он в конце (Показываю рукой на схему)….

- Мы составили схему

- А схема – это текст.

-Что не хватает у нашей схемы? (заглавия)

-И чтобы наша схема стала законченной , я проведу стрелку.

- (Стрелка выскакивает вначале от милиционера к ворюге)

- Все ли на нашей схеме верно?

- Исправляем направление стрелки.

-ОЦЕНИТЕ СВОЮ РАБОТУ НА ЭТОМ ЭТАПЕ УРОКА.

-А теперь сформулируйте  заголовок нашего текста..

– Сейчас вы сформулировали не только заглавие текста , но и  тему урока: «Превращение кота-ворюги в кота милиционера».

ОЦЕНИТ 3

- Ворюга изменился и превратился в Милиционера.

- А что ему помогло в этом?

-А что вы можете сказать о людях, которые ему дали эту еду?

-Паустовский, как и все писатели, не только художник слова, но и учитель.

-Какой урок преподал нам , читателям , Паустовский, написав это произведение?

– Какое качество людей помогло так измениться коту?

– Только ли котом могла произойти такая история?

– Вы замечательные изыскатели и замечательные читатели, Вы поняли главную мысль произведения.

4. Вывод урока:

СЛАЙД 11

«Твори добро на всей Земле и мир измениться в лучшую сторону»

-Как вы считаете мы справились с поставленной целью урока. Задачами, а какие они были?

ОЦЕНИТ4

Ответы на вопросы.

Подготовка к осмысленному анализу текста.

Проанализировать каждую часть текста, для выявления основной мысли

Составим план характеристики, перечитаем текст, подготовим рабочие материалы к  каждому пункту плана; используя план и рабочие материалы, составим описание кота.

План:

- внешний вид;

- черты характера;

- поведение ворюги.

Регулятивные

- умение работать с текстом, находить нужные отрывки

- умение составлять опорную схему

Познавательные:

Понимать прочитанное, делать соответствующие выводу.

Коммуникативные:

-умение договариваться, слушать и слышать друг друга.

Личностные:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы.

Умение анализировать чтение своего одноклассника.

Личностные:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы. Умение анализировать чтение своего одноклассника.

Познавательные:

Умение работать с текстом, его содержанием. Находить необходимые отрывки для ответа на вопрос.

Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг.

Вторичное закрепление

Цель

-выявить уровень и осознанность изучаемого материала.

Контрольный тесты.

СЛАЙД 12 

1. Кот был:                                    

           а) серый; б) белый; в) рыжий.                                                      

 2.  Хвост у кота был:    

           а)  пушистым; б) облезлый; в) грязный.                  

  3.   Чтобы выследить кота потребовалось:  

            а) месяц; б) два месяца;    в) две недели.                                                                                                  

  4. Кот полез с колбасой:      

            а) на дуб; б) на тополь; в) на берёзу.      

   5. Кот свалился:        

             а) как камень; б) как футбольный мяч.                  

   6.Будил всех:        

             а) стук яблок; б) стон кота; в) ветер.                              

   7.  Поесть давали коту:

                а) сметану б) жареную свинину в) творожники 

 СЛАЙД 13 

1- в 

2- в 

3- а 

4- в 

5- б 

6- а 

7- а, б, в 

ОЦЕНИТ  5

Ответы на вопросы.

Подготовка к осмысленному анализу текста

Осуществлять
самоконтроль учебной деятельности

VI. Итог урока. Рефлексия.

Цель: 

-выявить уровень осознанности в достижении поставленной цели урока.

Оценить эмоциональное состояние обучающихся на уроке.

Формулирование основной мысли.

1.Выявить уровень осознанности в достижении поставленной

2.Самооценка своей работы.

3.Рефлексия

СЛАЙД 14 

– Что Вы узнали о себе прочитав это произведение?

– Начните свои ответы со слов:

«Сегодня я понял…»;

«Мне захотелось…»;

«Мне было трудно…»

СЛАЙД 15 

-Встречали ли вы изображение символа доброты

- И я нет! -А давайте придумаем сегодня и нарисуем свои символы доброты.

-Я тоже приготовила вам символ доброты – сердечко (воздушные шары в виде сердец).

-Доброе. Горячее сердце. УСПЕШНЫМИ ,НО И ДОБРЫМИ ЛЮДЬМИ.

Способные пожалеть и травинку, и былинку, и кошку ,прийти  на помощь друзьям и близким….

Личностные:

Уметь анализировать поступки и делать из них выводы.

Умение анализировать чтение своего одноклассника.

Коммуникативные:Умение договариваться, слушать и слышать друг друга

VII. Домашнее задание

СЛАЙД 16 

1.Читать стр.учебника; написать письмо хозяину от лица кот (советы кота).

СЛАЙД 18  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по литературному чтению "Корзина с еловыми шишками" К.Паустовский

Данная карта помогает учителю организовать работу на уроке. В ней чётко определены этапы урока и УУД....

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс, К.Паустовский "Теплый хлеб"

Технологическая карта урока по литературному чтению, 3 класс,  К.Паустовский "Теплый хлеб"...

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

УМК "Перспективная начальная школа". Глава "Сравниваем прошлое и настоящее", 2-ой урок...

Технологическая карта урока по литературному чтению 3 класс К.Г.Паустовский "Растрепанный воробей"

Урок составлен по рассказу К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей". Создание диафильма. Работа над сжатым пересказом....

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)

Технологическая карта урока по литературному чтению К.Г.Паустовский. Какие бывают дожди. ( 3 класс)...