Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее».
методическая разработка по чтению (2 класс)

Жарова Элла Олеговна

Конспект урока литературного чтения во 2 классе «Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее» с использованием групповых технологий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_literaturnogo_chteniya_2_klass.docx188.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока

Базовая образовательная технология

ГРУППОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Урок 96 (7)

Литературное чтение

Класс

2

Тема

«Я и мои друзья». В.А. Осеева «Хорошее».

Цель

продолжить знакомство с жизнью и творчеством В.А. Осеевой; создать условия для осознанного восприятия и усвоения содержания рассказа В. Осеевой «Хорошее». 

Задачи

Образовательные: формировать умение выделять главную мысль произведения и давать характеристику героя на основе его намерений и поступков; совершенствовать навык осознанного и выразительного чтения, в том числе по ролям, учить ориентироваться в тексте.

Развивающие: развивать коммуникативные качества личности в процессе работы в паре, в группе; способствовать развитию мышления, связной устной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, воображения.

Воспитательные: воспитывать вдумчивого читателя, способного эмоционально откликаться на художественное произведение; воспитывать нравственные качества личности: доброту, чуткость, понимание; воспитывать интерес к предмету литературного чтения, чувство взаимовыручки, доброжелательности, культуру поведения при организации и осуществлении сотрудничества с учителем и сверстниками, самостоятельность.

Планируемые результаты

Предметные:

Прогнозировать содержание произведения; воспринимать на слух художественное произведение; читать текст вслух с постепенным переходом на чтение про себя; самостоятельно подготавливаться к ролевому чтению; участвовать в инсценировании; составлять короткий рассказ на предложенную тему.

Метапредметные:

  • Познавательные: участвовать в коллективном диалоге при обсуждении прочитанного; конструировать устное монологическое высказывание; аргументированно отвечать, доказывать свое мнение; осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением последовательности развития сюжета.
  • Регулятивные: формулировать цель урока, действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, адекватно оценивать свои достижения и достижения товарищей.
  • Коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные:

Формирование устойчивой мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, к самостоятельной и коллективной аналитической деятельности; формирование умения оценивать жизненные ситуации и поступки героев произведения с точки зрения общечеловеческих норм.

Тип урока

Урок открытия новых знаний.

Формы работы учащихся

Индивидуальная, парная, групповая (2 группы).

Межпредметные связи

Литературное чтение – окружающий мир.

Ресурсы:

  • Основные

  • Дополнительные

Учебник Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. / Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.), М.: «Просвещение», 2013г.

Презентация к уроку, выставка книг В.А. Осеевой, динамическая схема качеств хорошего друга (в бумажном виде), раздаточный материал для работы в группах, листы самооценки.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 1 (титул)

    - Доброе утро, ребята! Тихо сели.

    - Сегодня у нас впервые урок литературного чтения, на котором присутствуют гости. Подарите им

      улыбку и больше поворачиваться не нужно, иначе гостям будет у нас некомфортно.

    - Сегодня мы вновь работаем в группах.

    - Что это значит? (мы будем сотрудничать)

    - Поприветствуйте партнера по паре улыбкой.

    - Подарите улыбку партнерам по группе.

    - Речевая разминка. Вспомним правила работы в группе.

СЛАЙД 2 (правила работы в группе)

(чтение с экрана:

      1 группа – с повествовательной интонацией;

2 группа – с вопросительной интонацией)

    - И помните! Ни один успешный диалог невозможен без усилий ума и сердца!

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ (стартовое настроение)

2. Актуализация опорных знаний.

     Доска.

    - (заголовок урока) Друг… Друг? Друг!

    - С каким разделом учебника мы работаем? («Я и мои друзья»).

    - Кто этот веселый мальчик, который уже несколько уроков подряд приходит к нам?

       (настоящий друг, которого мы хотим иметь; мы дали ему имя – Витя).

    - Что о Вите мы уже знаем? Какой он человек?

(перечисляют с доски)

Уступает в спорах

Не обижается по мелочам

Верный, надежный

Чуткий, отзывчивый

Уважает старших

Вежливый, воспитанный

?

  Учебник, «Содержание», с.221.

    - Одно или много литературных произведений помогли сделать нам эти выводы?

      (много).

    - Где можно найти сразу все их названия? (в содержании учебника; с.221).

    - 1 группа (совещаются), назовите стихотворные произведения.

       2 группа (совещаются), назовите прозаические произведения.

    - Чем стихотворения отличаются от прозы?

  Экран. В.А. Осеева.

    - С творчеством какой писательницы мы начали знакомство на прошлом уроке?

    - Работа в группах. 

      Определите № ее портрета.

СЛАЙДЫ 3-4 (портреты)

      (ответ 1 человека от группы)

    - Определите, как с жизнью и творчеством писательницы связаны изображения.

СЛАЙДЫ 5-15 (Факты жизни)

    - Работаем индивидуально, приготовьте сигнал.

      (индивидуальные ответы по 1 изображению; остальные дети показывают свое согласие)

   Выставка книг.

    - Много интересных произведений для детей написала В. Осеева. Однако наиболее любимы и

      читаемы ребятами ее короткие рассказы. Интересно, почему?! Предположите.

      Обсуждение в группе

      (ответ 1 человека от группы)

    - Проверим себя.

СЛАЙД 16 (Письмо В. Осеевой)

    - Предлагаю вам подумать и сегодня.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

(ШАГ 1 оценка знаний биографии, понимания изученных ранее вопросов)

3. Постановка учебной задачи (проблемы).

     Доска.

    - О чем говорит ещё 1 знак вопроса возле мальчика Вити? (есть еще качества настоящего друга,

      которые мы еще не обсудили).

    - Предположите, какой автор и какое произведение поможет СЕГОДНЯ нам сделать новое

      открытие (В. Осеева «Хорошее»).

     Экран.

СЛАЙД 17 (тема урока)

     - Сформулируем цель урока.

СЛАЙД 18 (цель урока)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

(ШАГ 2 оценка умения определять тему и цель урока)

4. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). 

   1. Первичное восприятие и усвоение нового материала.

      Учебник, с.93.

     - Как вы думаете, о чем может говориться в рассказе с названием «Хорошее»?

     - Что означает слово «хорошо»? («хорошо» - это как?)

        (радостно, счастливо, благополучно, комфортно).                                  Красный сигнал учителя

     - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на с. 93.

       Разве герои выглядят радостными и счастливыми?!

     - Что нужно сделать, чтобы снять наше затруднение? (прочитать рассказ)

     - Кому мы доверим столь ответственную миссию? (Наргиз или Маша)

     - Задание: при чтении подмечайте всё хорошее

(первичное чтение текста)

       Беседа.

     - (вопросительная пауза)

     - Покажите сигналом своё отношение к прочитанному (красный)

     - Что же хорошего в рассказе? (Хорошие мысли, хорошее желание).

     - А что было не очень хорошим в рассказе? (Поступки мальчика).

        Работа в парах.

     - Посоветуйтесь с партнером, какой это рассказ — веселый или грустный?

       (ответ 1 человека от пары: рассказ грустный, потому что Юра так и не понял сам, какие

       добрые дела он может сделать для близких).

ФИЗМИНУТКА

    2. Первичное применение теоретических знаний в условиях выполнения упражнений.

     - Как же так получилось, что мальчик, который искренне хотел доставить всем радость, так и не

       смог ее никому доставить?!

       Учебник, с.93-94.

     - Вам предстоит поработать с текстом.

     - При чтении рассказа про себя вы должны отметить «V» в тексте всё, о чём мечтал Юра.

(самостоятельное чтение рассказа с пометами в тексте)

       Экран.

     - О чём же мечтал Юра?

СЛАЙД 19 (мечты Юры)

     - Хотел ли он что-то сделать для себя?

     - Можно ли назвать его воображаемые   поступки героическими?

     - Что такое «героический»? Кто такой герой?

     - Где можно посмотреть лексическое значение этих слов? (в Толковом словаре)

       Обратимся к словарю.

СЛАЙД 20 (словарь)

     - Как вы поняли, Юра герой?

     - Представьте себе на секундочку, что все его мечты сбываются.

       Вы только вдумайтесь, что испытывает сестренка в этот момент?! А что испытывает няня,

       Трезорка?!

     - Хотели бы вы оказаться на их месте?

     - О ком думает Юра на самом деле?

       (Он думает о себе. Юра мечтает, чтобы его похвалили, хочет прославиться.)

     - В каком случае человек делает что-то хорошее?

       (Сделать что-то хорошее можно тогда, когда думаешь не о себе, а о других людях.)

     - Какой же был Юра?

    Словарь характеристик (раздаточный материал)

     - Вам необходимо выбрать те качества, которые соответствуют характеру Юры.  

     - Работа в группах.

        (ответ 1 человека от группы)

     - Проверим себя.

СЛАЙД 21 (качества Юры)

     - Хотели бы вы иметь такого друга?

    Учебник, с.95.

     - Сформулируйте главную мысль рассказа пословицей, выберите нужную на с.95.

     - Работа в группах.

       (ответ 1 человека от группы: лучше хорошо поступить, чем хорошо говорить)

     Вновь вернемся к иллюстрации на с.93

- Почему сестренка грустная?

(Юра ей нагрубил, он ее обидел)

     Доска.

     - Над чем вас заставил задуматься рассказ? (надо быть добрее и внимательнее к людям, помогать

       близким в обычной жизни, эти поступки и будут самыми хорошими, самыми добрыми).

     - Хотели бы вы, чтоб и ваш воображаемый друг Витя думал также?

     - Пришло время заменить убрать знак вопроса.

(табличка на доске)

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

(ШАГ 3 понимание прочитанного, формулирование выводов, главной мысли)

5. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД.

    Чтение по ролям.

     - В заключение нашего урока прочтем рассказ по ролям.

     - Сколько действующих лиц в рассказе? (Шесть: автор, Юра, сестра, няня, мама, Трезор)

     - Есть ли слова у Трезора? (Да, что он думает, как-будто хочет сказать)

     - Как нужно читать мысли Юры? (Мечтательно)

     - А слова, обращенные к сестре, няне и Трезору? (Грубо, резко)

     - Распределите роли.                                              

     - Работа в группах.

(чтение по ролям; анализ выразительности чтения)

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

     - Как вы думаете, зачем В. Осеева написала рассказ «Хорошее»?

     - О каких человеческих качествах нас заставляет задуматься рассказ «Хорошее»?

     - Какие хорошие поступки вы можете совершать каждый день?

     - Будете ли вы ждать за это награды?

   

     - Вернемся к цели нашего урока.

СЛАЙД 22 (цель)

     - Достигли ли мы цели?

7. Домашнее задание.

СЛАЙД 23 (домашнее задание)

8. Подведение итогов урока.

    ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

  1. (итоговая самооценка)
  2. (взаимооценка партнеров)
  3. (перевод в цифровую оценку на доске)

     - Каким же теперь мы хотим видеть нашего друга Витю? (обобщение по схеме на доске).

                                    Я готов для всех всегда
                                   Делать добрые дела.
                                   Совершив такой поступок,
                                   Говорю я 
— да, да, да! (дети хором)

                                    Будем старших уважать?

                                    - Да! (дети хором).
                                    Будем дерево сажать?

                                    - Да! (дети хором).

                                    Будем маме помогать?

                                    - Да! (дети хором).
                                    А братишку одевать?

                                    - Да! (дети хором).
                                    Позаботимся о кошке?

                                    - Да! (дети хором).
                                    Птицам мы насыплем крошки?

                                    - Да! (дети хором). 
                                    Позаботимся о друге?

                                    - Да! (дети хором).
                                    И цветы польем на клумбе?

                                    - Да! (дети хором).
                                    Будем добрыми всегда?
                                   Кто мне скажет? 

                                    - Да! Да! Да! (дети хором).

- Наш урок окончен. Спасибо вам за работу (дети встают). 

СЛАЙД 24 (Спасибо за внимание!)

Приложение 1.

Фамилия, имя _____________________________

Оценочный лист

Настроение

Шаг 1

Шаг 2

Настроение

Шаг 3

Итог

Настроение

Я

партнер


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока «Литературное чтение» 4 класс система развивающего обучения Л.В.Занкова Тема урока: Чудесные истины (по произведению Мориса Метерлинка «Синяя Птица»).

Наблюдая за путешествием, проанализировать поиск героев произведения Синей птицы. Это поможет обучающимся никнуть в суть многих прописных истин. открывая "неизвестное в известном".  С помощью это...

конспект урока литературное чтение 3 класс Урок проект

• умение планировать свою деятельность, работать по алгоритму;• умение самостоятельно, творчески работать по теме проекта;• умение выстроить защитную речь....

Конспект урока Литературное чтение 1 класс УМК «Школа России» Тема урока: М. Пляцковский «Помощник»

Конспект урока литературного чтения  в 1 классе  М. Пляцковский «Помощник»УМК «Школа России» разработан на основе  использования технологии продуктивного чтения....

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению

Конспект урока литературного чтения 2 класс по программе Н.Ф. Виноградовой.В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Анализ сказки. Обучение ролевому чтению...

Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"

Конспект урока литературного чтения 4 класс. Тема: "В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям»". УМК "Перспективная начальная школа"...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....