РП Литературное чтение
рабочая программа по чтению (1 класс)

Зайцева Татьяна Александровна

РП Литературное чтение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_literaturnoe_chtenie_1_kl.docx40.15 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение

к основной образовательной программе

начального общего образованияМБОУ «Южная СОШ»

на 2019-2020 учебный год

Приказ директора от "18"июня  2019 г. №69-ОД

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ "ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ"

1 КЛАСС

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Составитель

Зайцева Т.А.

учитель начальных классов

2019 г.

Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса общеобразовательной школы разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы Л.Ф. Климановой, и др. «Литературное чтение» («Школа России»); издательство «Просвещение», Москва - 2015г.

В 1 классе на изучение литературного чтения отводится 44 часа, так как курс литературного чтения вводится после завершения обучения грамоте, в том числе  9 часов внутрипредметного образовательного модуля «Риторика»

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Предметные результаты        

Учащиеся научатся:

Виды речевой и читательской деятельности

  • воспринимать на слух различные виды текстов,
  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула (я хочу прочитать стихотворения о буквах;  мне интересно узнать, какие писатели и поэты пишут веселые произведения для детей) под руководством учителя;
  • читать по слогам и целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения;
  • проявлять интерес к чтению различных книг на основе иллюстрации на обложке и представленной тематической выставке;
  • различать понятие  «добро» и «зло» на основе прочитанных рассказов и сказок;
  • принимать участие в коллективных беседах  по прочитанным, прослушанным произведениям; отвечать на вопросы по содержанию на основе прослушанных и прочитанных самостоятельно вслух текстов;
  • уметь отвечать на вопросы «Почему автор дал своему произведению такое название?; «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?»;
  • называть действующих лиц прочитанного или прослушанного произведения, обдумывать содержание их поступков, сопоставлять свои поступки с поступками литературных героев;
  • различать научно-познавательный и художественный тексты; выявлять их особенности под руководством учителя;
  • анализировать  с помощью учителя (о каком предмете идет речь, как догадались) загадки, сопоставлять их с отгадками;
  • читать и понимать смысл пословиц и поговорок, воспринимать их как народную мудрость, соотносить  содержание произведения с пословицей и поговоркой.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • осознавать цель чтения в соответствии с содержанием  шмуцтитула и собственным интересом к чтению;
  • читать  целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения; при чтении отражать  настроение автора читаемого текста;
  • ориентироваться в информационном аппарате учебной  книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной.
  • просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению».
  • осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни;
  • распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма.

Учащиеся научатся:

Творческая деятельность

  • читать, соблюдая  орфоэпические и интонационные нормы чтения;
  • пересказывать текст  подробно на основе картинного плана под руководством учителя;
  • восстанавливать деформированный текст на основе картинного плана под руководством учителя;
  • составлять высказывание на тему прочитанного или прослушанного произведения (это произведение о животных, о детях; главными героями являются…).

Учащиеся получат возможность научиться:

  • пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана и под руководством учителя;
  • составлять небольшие высказывания о ценности дружбы и ценности семейных отношений под руководством учителя; соотносить смысл своего высказывания  со смыслом пословиц и поговорок о дружбе и семейных ценностях; употреблять пословицы и поговорки в соответствии с задачами, поставленными учителем;
  • сочинять  свои загадки в соответствии с представленными тематическими  группами.

Учащиеся научатся:

Литературоведческая пропедевтика:

  • различать произведения по жанру: загадка, песенка, загадка, потешка (малые фольклорные формы), сказка (большие фольклорные формы);
  • отличать прозаический текст от поэтического;
  • отличать художественный от научно-популярного; находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом.
  • называть героев произведения, давать их простейшую характеристику.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • Отгадывать загадки на основе выделения существенных признаков предметов, осознавать особенности русских загадок, соотносить их с народными ремёслами, распределять загадки по тематическим группам, составлять свои загадки в соответствии с тематическими группами.
  • Находить в текстах народных и литературных сказок факты, связанные с историей России, её культурой (исторические события, традиции, костюмы, быт, праздники, верования и пр.);
  • использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности.

Метапредметные результаты
 Регулятивные УУД

  • Осмыслять цели изучения темы под руководством учителя,   толковать их в соответствии с изучаемым материалом урока. Сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её в ходе урока по просьбе учителя).
  • Планировать свои действия на отдельных этапах урока, восстанавливать содержание произведения по серии сюжетных картин (картинному плану). Контролировать выполненные задания с опорой на эталон (образец) или по алгоритму, данному учителем. Оценивать результаты собственных учебных действий (по алгоритму, заданному учителем или учебником).
  • Определять границы своего знания и незнания по изучаемой теме. Фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата.
  • Анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, оценочных шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя. Осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу», «Мне нужно ещё немного потрудиться», «Я ещё только учусь», «Каждый имеет право на ошибку» и др.

Познавательные УУД

  • Понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации (условные обозначения, выделения цветом, оформление в рамки и пр.).
  • Пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении слов и предложений. Понимать устройство слова, различать его содержание и форму (значение и звучание) с помощью моделей слов, стимулирующих развитие воссоздающего и творческого воображения. Сравнивать  и сопоставлять произведения между собой, называя общее и различное в них (художественные и научно-познавательные тексты) под руководством учителя.  Сопоставлять  эпизод из литературного произведения с иллюстрацией, с пословицей (поговоркой). Анализировать поведение литературного героя, его поступок по вопросу, предложенному учителем или данному в учебнике, «Рабочей тетради». Строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 2-4 предложений под руководством учителя.
  • Осознавать сущность малых фольклорных жанров УНТ и произведений (прозаических и поэтических) русских писателей (поэтов) как часть русской национальной культуры.
  • Осознавать смысл межпредметных понятий: слово, предложение, текст, план текста, вопрос к тексту, пословицы и поговорки, тему. 
  • Проявлять индивидуальные творческие способности при составлении загадок, песенок, потешек, в процессе чтения по ролям и инсценировании, при выполнении проектных заданий.
  • Понимать читаемое, интерпретировать смысл, читаемого.

Коммуникативные УУД

  • Спонтанно включаться в диалог с учителем и сверстниками, в коллективное обсуждение проблем, проявлять  инициативу и активности, в стремлении высказываться под руководством учителя. Формулировать вопросы к собеседнику. Строить рассуждение и доказательство своей точки зрения из 3-4 предложений.
  • Строить связное высказывание из  3-4 предложений по предложенной теме. Слушать партнёра по общению (деятельности), не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник. Интегрироваться в группу сверстников, проявлять стремление ладить с собеседниками, не демонстрировать превосходство над другими, вежливо общаться.
  • Аргументировать свою точку зрения в процессе размышлений над поступками литературных героев, оценивать поступок героя, используя доступные оценочные средства (плохо/ хорошо, уместно/неуместно, нравственно/ безнравственно и др.).
  • Осмыслять общую цель деятельности, принимать её, обсуждать коллективно пути достижения.
  • Сверять выполнение работы по алгоритму, данному в учебнике или записанному учителем на доске. Оценивать по предложенной учителем шкале качество чтения по ролям, пересказ текста, выполнение проекта.
  • Признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие. Употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др., находить примеры использования вежливых слов и выражений в текстах изучаемых произведений.
  • Находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари. Готовить небольшую презентацию (3-4 слайда) с помощью взрослых (родителей, воспитателя ГПД и пр.) по теме проекта, озвучивать её с опорой на слайды.

Личностные

  • Иметь ценностные представления о своей семье  и своей малой Родине.
  • Использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины, её писателей и поэтов, произведений о родной природе.
  • Осознавать свою принадлежность к определённому народу.
  • Проявлять позитивные чувства по отношению к произведениям УНТ своего народа.
  • Выявлять схожесть нравственных идеалов в произведениях отечественных и зарубежных авторов, уважительно отзываться о  произведениях  искусства разных народов дальнего и ближнего зарубежья;
  • Проявлять гибкость в суждениях в процессе диалогов и полилогов со сверстниками и взрослыми по нравственно-эстетической проблематике  читаемых произведений.
  • Проявлять положительное отношение к учебному предмету «Литературное чтение», живой интерес к урокам чтения, желание читать на уроке, отвечать на вопросы учителя (учебника), принимать активное участие в беседах и дискуссиях, различных видах деятельности, в том числе творческой и проектной.
  • Осознавать суть новой социальной роли ученика, принимать нормы и правила школьной жизни, ответственно относиться к уроку литературного чтения (ежедневно быть готовым к уроку), бережно относиться к учебнику и рабочей тетради, проявлять высокий уровень учебной мотивации.
  • Пользоваться простейшими формами самооценки и рефлексии на уроке.
  • Осознавать, что значит быть ответственным и нести ответственность за свои поступки.
  • Проявлять  в высказываниях готовность нести ответственность за бережное и уважительное отношение к животным, природе, окружающим людям.
  • Проявлять стремление понимать красоту поэтического слова (вдумчивое чтение) и употреблять в собственной речи простейшие образные слова и выражения («травка пить хочет», «солнышко спать ушло»), словесном рисовании картин природы из 3 - 5 предложений.
  • Проявлять стремление читать стихотворения чувственно и выразительно.
  • Проявлять эмоции в процессе чтения произведений, выражать эмоции в мимике, жестах, экспрессивности высказываний.
  • Называть простейшие морально-нравственные понятия и нормы поведения.
  • Оформлять их в этическое суждение из 3-4 предложений о поступке того или иного героя произведения.
  • Осваивать положительный и позитивный стиль общения со сверстниками и взрослыми в школе и дома.
  • Соблюдать правила работы в группе, проявлять  доброжелательное отношении к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников.
  • Позитивно реагировать на соблюдение санитарно-гигиенических норм при чтении, проявлять стремление качественно выполнять гимнастику для глаз и туловища.

Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

Виды речевой и читательской деятельности:

- умение слушать (аудирование);

- чтение (вслух и про себя);

- работа с разными видами текста;

- библиографическая культура (работа с текстом художественного произведения, работа с научно-популярными, учебными и другими текстами);

- умение говорить (культура речевого общения);

- письмо (культура письменной речи).

Круг детского чтения.

Литературоведческая пропедевтика.

Творческая деятельность обучающихся  (на основе литературных произведений).

Круг детского чтения

Структура учебного курса

Раздел

Количество часов

1

Вводный урок

Знакомство с учебником. Система условных обозначений.

1

2

Жили-были буквы

8

Стихотворения В. Данько, С. Чёрного, С. Маршака, Г. Сапгира, М. Бородицкой, И. Гамазковой, Е. Григорьевой.  

Творческая работа: волшебные превращения.

Проектная деятельность. «Создаём город букв», «Буквы — герои сказок». Литературная сказка И. Токмаковой, Ф. Кривина.

3

Сказки, загадки, небылицы

8

Сказки авторские и народные. «Курочка Ряба». «Теремок». «Рукавичка». «Петух и собака».

Сказки А. С. Пушкина.

Произведения К. Ушинского и Л. Толстого

4

Апрель, апрель. 3венит капель!

6

Лирические стихотворения А. Майкова, А. Плещеева, Т. Белозёрова, С. Маршака, И. Токмакова. Е. Трутнева.

Проект: «Составляем сборник загадок».

5

И в шутку и всерьёз

6

Весёлые стихи для детей И. Токмаковой, Г. Кружкова, К. Чуковского, О. Дриза, О. Григорьева, Т. Собакина.

Юмористические рассказы для детей Я. Тайца, Н. Артюховой, М. Пляцковского.

6

Я и мои друзья

6

Рассказы о детях Ю. Ермолаева, М. Пляцковского.

Стихотворения Е. Благининой, В. Орлова, С. Михалкова, Р. Сефа, В. Берестова, И. Пивоваровой, Я. Акима, Ю. Энтина.

7

О братьях наших меньших

7

Стихотворения о животных С. Михалкова, Р. Сефа, И. Токмаковой.

Рассказы В. Осеевой.

Сказки — несказки Д. Хармса, Н. Сладкова. Оценка достижений

8.

Резервные уроки

2

                                                                                                                      Итого

40

Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение):

 нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения;

первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою;

общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев);

 сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма);

 фольклорные и авторские художественные произведения (их различение);

 жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка;

 рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений):

интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование, драматизация, устное словесное рисование, знакомство с различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление причинно-следственных связей, последовательности событий, изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта);

 развитие умения различать состояние природы в различные времена года, настроение людей, оформлять свои впечатления в устной или письменной речи;

 сравнивать свои тексты с художественными текстами-описаниями, находить литературные произведения, созвучные своему эмоциональному настрою, объяснять свой выбор.

Техника чтения

На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

способ чтения – чтение целыми словами;

правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

темп чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

установка на постепенное увеличение скорости чтения.

Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

В ходе обучения чтению обучающимся требуется овладеть различными видами и типами чтения.

К видам чтения относятся:

 ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста;

 изучающее чтение, имеющее целью извлечение, вычерпывание полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста;

 поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта;

 выразительное чтение отрывка, например художественного произведения, в соответствии с дополнительными нормами озвучивания письменного текста.

Типами чтения являются коммуникативное чтение вслух и «про себя», учебное, самостоятельное

Содержание модуля «Риторика» (9 часов)

1.Вывески,  их информационная роль. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.

2.Устная речь

3.Речевое поведение во время телефонного разговора

4.Речевое поведение во время телефонного разговора

5.Правила речевого поведения

6..Опорные тематические слова как признак текста
7.Основная мысль как важный признак текста

8.Уместное употребление обращений в различных ситуациях

9.Уместное употребление обращений в различных ситуациях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...