Конспект
план-конспект урока по чтению (1 класс)

Хлюпина Галина Евгеньевна

Обучение граомоте, буква Х

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bukva_h.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Буква Х, х. согласные звуки [х],[х’].

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с буквой Х,х;
  2. Формировать умение слышать, выделять в словах и характеризовать звуки [х],[х’];
  3. Формировать умение читать слоги и слова с этой буквой;
  4. Совершенствовать умение работать с текстом: читать правильно и выразительно, отвечать на вопросы по содержанию текста;
  5. Развивать память, мышление и речь учащихся, провести работу по обогащению словаря учащихся;
  6. Воспитывать интерес к родному языку, добросовестное и ответственное обращение к учебе и труду.

Оборудование:

Рисунок «Солнышко» для чтения слогов-слияния с буквой Х,х; карточки слов для составления устного рассказа; карточки со звуками и слогами для слого-звукового анализа.

Ход урока.

  1. Повторение пройденного материала.

Работа по ленте букв:

- Ребята, давайте вспомним, какие буквы мы уже изучили, посмотрим на «Ленту букв».  Как называются буквы, расположенные на красном фоне? А почему они так называются? Назовем их. А почему другие буквы находятся на синем фоне?  Почему эти буквы согласные? Назовем их.

-Сегодня мы с вами узнаем еще одну букву и в конце урока расположим ее на нашей «Ленте букв».

-С чем мы познакомимся сегодня на уроке? Что мы узнаем?

  1. Слого-звуковой анализ слов

- Ребята давайте рассмотрим картинку в «Азбуке» на стр.38. Что на ней изображено в центре? (каравай и соль). Кого принято встречать с хлебом и солью? Для чего это делают? Вы знаете, где выращивают хлеб? А что изображено в нижней части картинки? (серп и пшеница). Для чего человек выращивает пшеницу? А что изображено на заднем фоне? (собор и дома). Каким изображено солнышко? А почему солнце, месяц и звезды занимают большую часть иллюстрации? (от погоды зависит урожай)

- Давайте прочитаем пословицы. Почему так говорят?

- Хлеб выращивают на земле. Что еще люди выращивают на земле? (овощи). Люди, которые выращивают нам картошку, тыкву, капусту и т.д. – занимаются сельским хозяйством. Выращивают они не только овощи, а также они выращивают животных. Какие животные пасутся на лугу? (овцы, кони, коровы..).  Кто следит за ними? (пастух).  Давайте оставим схему слова пастух. Поставим ладошку под подбородок и произнесем слово пастух по слогам. Поставим ударение, позовем пастуха. Произнесем только первый слог. Что мы слышим вначале: отдельный звук или слияние? (слияние). Произнесем протяжно и послушаем, какие звуки слились. Как обозначим на схеме? Произнесем еше раз первый слог, что примыкает к слиянию? Произнесем его и подумаем как нужно обозначить его на схеме? (синим квадратиком) Почему?(твердый согласный звук).Теперь произнесем только второй слог. Что мы слышим вначале?(слияние). Как изобразим? Что примыкает к слиянию? (звук [х]). произнесем его и подумаем как обозначим на схеме? (синим квадратиком) Почему? (тв.согл.зв.)

- Прочитаем слово по схеме

- Ребята, если пастух будет пасти огромное стадо коров, он не сможет уследить за всеми и тогда ему на помощь придут еще пастухи.

- На доске я уже написала схему слова  пастухи, осталось ее только раскрасить правильными цветами. А вы поможете мне в этом!

- Подумайте, какими цветами нужно обозначить слияние в первом слоге? Каким цветом раскрасить квадрат? Во втором слоге слияние? В третьем слоге слияние? Поставим ударение? Прочитаем по схеме.

- Давайте произнесем только последний звук в слове пастух ([х]). А теперь последний согласный звук в слове пастухи ([х’]). Чем отличаются эти звуки? Произнесем их по очереди.

  1. Упражнения в слышании и распозновании звуков [х],[х’].

- Ребята, сейчас я вам буду называть слова, если слышите в слове звук  [х] -  хлопайте в ладоши, а если слышите звук [х’] - сиди тихо как мыши.

Хитрый       Хлеб      Шорох

Хруст          Мох       Шипеть

Хирург        Ехать     Химия

Хороший    Шелк     Холод

- Чему мы сейчас научились?

4.   Знакомство с буквой Х, х.

- Звуки [х] и [х’] мы будем обозначать буквой – Х,х. найдем ее в правом углу страницы. Почему изображено две буквы Х,х. на каком фоне в «Ленте букв» мы поместим нашу букву. Почему на синий? На каком этаже будет жить на верхнем или нижнем? (Для этого приложим ладошку к горлу. При произношении глухого звука, мы слышим только шум, а при произношении звонкого звука мы слышим и голос и шум)

  1. Чтение слогов-слияния с буквой Х,х.

- Посмотрите внимательно на доску. Что здесь изображено?

- Как вы думаете, что мы сейчас будем делать?

- Я буду присоединять к нашему солнышку лучики, а вы читать слог который получится.

- Прочитайте слоги, где есть твердый звук [х]. Прочитайте  слоги, где слышится мягкий звук [х’].

  1. Работа со столбиками слов.

- А сейчас мы будем читать слова с этими слогами. Потом эти слова помогут нам хорошо прочитать текст.

В «Азбуке» слова стр.39:

Хорошо    плохо  

Хлеб   хлеба

Холод  холода.

- Прочитаем первый столбик слов.

- Прочитаем второй столбик слов.

- Прочитаем слова в которых только один слог (два, три)

  1. Чтение текста

- Чтение данных слов подготовило нас к чтению рассказа. Он записан у нас в «Азбуке» на странице 39. Прочитаем по цепочке.

- Снова прочитаем по цепочке, только уже с заданием: мальчики топают ногами когда услышат твердый звук [х], а девочки хлопают в ладоши, когда услышат мягкий звук [х’].

-  Итак, ребята, о чем этот рассказ? О каком времени года говорится в тексте? Как вы догадались, что осень? Найдем и прочитаем. Давайте найдем в тексте названия машин и прочитаем их? Как они помогают людям? Давайте придумаем заголовок к нашему тексту.

  1. Работа по развитию речи

-Ребята, на доске я сейчас повешу слова. Прочитайте их:

хомяк, Хомка, клетка, морковка, хорошо, хозяин.

- Давайте вместе придумаем, рассказ про хомяка, из 5 предложений. Озаглавим его.

9.  Подведение итогов.

- Ребята, какие задачи стояли перед нами на уроке? С какой буквой мы сегодня познакомились? Какие звуки она обозначает? Что вы знаете об этих звуках. Приведите пример со звуком х и звуком х? Чем вам понравился наш урок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...