Статья "Формирование читательской компетенции учащихся"
статья по чтению

Марчук Ольга Александровна

Джозеф Аддисон говорил: "Чтение для ума - то же, что физические упражнения для тела". Или: "Если не умеешь говорить - учись читать", Л.Помпоний. Многие люди признают пользу чтения книг и важность этого занятия для развития личности.Но мы наблюдаем обратную тенденцию - читающих людей становится меньше! Наверное, потому что чтение - это сложный процесс, заставляющий мозг человека трудиться, обрабатывать полученную информацию. 

Работая много лет в школе, исходя из своих наблюдений и опыта, я выработала определенную систему формирования читательской компетенции младших школьников  и назвала ее "Эволюция читателя". Этот процесс я разделила на 4 этапа, в соответствии с возрастом. Понятно, что только с помощью взрослых у ребёнка сформируется правильное представление о книге и процессе чтения ее. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эволюция читателя18.48 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской  компетенции учащихся

        Если бы меня спросили, о чем я мечтаю, я бы ответила, что мечтаю о том, чтобы в будущем чтение детям вслух стало такой же каждодневной потребностью, как чистка зубов. Конечно, гигиена важна, но в не меньшей степени родители обязаны привить своим детям навыки « интеллектуальной гигиены». И все же существует немало стран - и моя родина в том числе- где ощущается явная нехватка интеллектуального воспитания. Книги у нас предостаточно. Мы окружаем себя десятками и сотнями замечательных истории, которые у нас не хватает времени прочесть. Меня так и подмывает слегка изменить названия- Книги для детей в мире без родителей.? Вот представьте себе такую семейную ситуацию. Маленькая девочка приносит маме книгу и просит почитать ей. Мама, занятая мытьем посуды, качает головой и говорит: «Не сейчас, Гиляна» или «В другой раз, дорогая». Но дочка не отступается. «Ну пожалуйста, почитай! - говорит она.- Ты должна читать мне!» «У нас нет на это времени»,- вздыхает мама. Услышав это девочка смотрит на мать в изумлении и произносит: «Но у меня-то есть время»! 

В приобщении ребенка к печатному слову много зависит от взрослого, в том числе от педагога. Помощь учителя в развитии у школьника желания, умения и устойчивой привычки читать книги чрезвычайно важно для его будущей жизни, способствует его социализации, развивает эрудицию и общую культуру. При этом, книга становится тем реальным инструментом, который помогает учащимся задуматься о себе, осознать свои сильные и слабые стороны, свои запросы, потребности, стремления.

Чтобы добиться результата, необходима система. Сегодня я представляю вам свою систему работы по формированию читательской компетенции младших школьников «Эволюция читателя». Именно в Год литературы я решила обобщить весь имеющийся у меня опыт работы по формированию у ребенка читательских навыков. Процесс эволюции читателя я разделила на четыре этапа.

Первый из них я условно назвала «колыбельным», поскольку особая роль в формировании читательской мотивации отводится семье Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке были написаны строчки: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, — родители пример ему». И если родители — люди грамотные и думающие, то они первыми начнут работу по формированию интереса ребёнка к книге. А поскольку я для многих стала уже семейным учителем (у меня учились, учатся и, возможно, будут учиться дети из одной семьи), то влиять на формирование читательской компетенции иногда получается с младенчества, помогая создать в семье атмосферу постоянного присутствия книги в жизни ребенка. И пусть сначала книга будет игрушкой, но вскоре она непременно станет другом. Работая с семьей, я стараюсь убедить родителей в необходимости личным примером способствовать приучению ребенка к чтению еще до того, как он пойдет в первый класс. Специально для этого организованные родительские собрания, проводимые в форме практических занятий, учат родителей правильно выбирать книгу для своего ребенка, правильно ее преподнести ему, сделать встречу ребенка с книгой – желанным ожидаемым событием, праздником.

Второй этап – «игрушечный» – наступает  после успешного преодоления «колыбельного». Теперь ребенок осознает, что книга – постоянный спутник его игр, еще не умея читать, малыш листает страницы, рассматривая картинки и пытаясь пересказывать то, о чем читала ему мама. В этот период у ребенка уже появляются любимые книги, которые запоминаются ему на всю жизнь. Любой их вас, наверняка, сможет сейчас вспомнить любимую книгу детства.

Два этих этапа эволюции читателя очень важны для успешного формирования в младшем школьнике читательской компетенции, поэтому по мере возможностей я стараюсь строить свою работу с родителями таким образом, чтобы мои будущие ученики не были лишены читательской атмосферы в своем доме.

Основная работа по воспитанию в ребенке читательского интереса начинается для меня с третьего этапа эволюционного развития маленького читателя – «вопросительного». Это время, когда маленький человек, научившись читать,  учится задавать вопросы не окружающим его взрослым, а книге. Это соответствует требованиям ФГОС нового поколения, который среди прочего ставит целью формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности.

Здесь важна каждая мелочь, поэтому я использую разнообразнейшие приемы и методы, воспитывающие любовь к чтению: перечитывание; эмоциональный отклик на прочитанное; коллективная драматизация художественных произведений; реконструкция текста произведения; «досказывание» и «дописывание»; игры с исполнением, сменой ролей: создателя (поэта, писателя, ученого и т.д.), исполнителя (слушателя или зрителя); коллективное и групповое обсуждение собственных творческих замыслов и работ.

В рамках реализации школьного проекта «Читаем вместе», цель которого – воспитание интереса к чтению и читательской культуры учащихся и возрождение традиции семейного чтения, я и мои ученики участвуем в исследовательской работе  «Полка литературы родного края», акции «Из мешка на полку», конкурса презентаций «Какие книги читала моя бабушка», «Читаем вместе с мамой». Дневник чтения, который мы ведем уже в течение полутора лет, в этом году стал основой проекта «Летнее чтение».

Последний этап – «восклицательный»  – момент,  когда можно подводить итоги эволюционного процесса. На этом этапе у ребенка должны быть сформированы основные навыки полноценного читателя, и поэтому основная работа заключается в развитии этих навыков.

Естественно, что полноценного результаты можно достичь только в сотрудничестве с библиотекой, педагогами-предметниками, что и стало одним из важнейших направлений моей деятельности наряду с работой с родителями.

Богатство любой страны определяется не количеством нефти, газа, железной руды или бананов на пальмах, а количеством умных людей в ней проживающих. А умные – читают. Так что будут ли наши дети читать? – вопрос для нас смыслообразующий. Это все равно что спросить: будет ли у нас будущее?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СтатьяФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

статья  посвящена особенностям формирования читательской компетентности у младших школьников...

Развитие читательских компетенций учащихся начальной школы

Материал отражает опыт работы по формированию читательских компетенций учащихся третьего класса (образовательная система "Начальная школа XXI века")....

Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством использования на уроках «Технологии формирования типа правильной читательской деятельности»

Одной из главных задач  работы учителя начальной школы на современном этапе является приобщение ребёнка к  чтению. Именно учитель, стоящий у истоков зарождения интереса к этому виду деятельн...

Формирование читательской компетенции у учащихся начальной школы

Данный материал содержит описание опыта работы по  формированию читательской компетенции у учащихся в начальной школе с учётом ФГОС-2.....

Читательская компетенция учащихся начальных классов.

Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу...

Презентация "Формирование читательских компетенций у учащихся начальной школы"

Рассказывает о методах, формах урочной и внеурочной деятельности по формированию читательских компетенций...