Конспект урока по литературному чтению С.Есенин "Лебёдушка"
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Василенко Нелли Николаевна

Конспект урока по литературному чтению на тему С.Есенин "Лебедушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s.esenin_lebedushka.docx41.69 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет литературное чтение   класс    4

Тема урока

Сергей Есенин «Лебёдушка».

Тип урока

Урок усвоения новых знаний и первичного закрепления знаний

Формы, приемы, методы:

  • Формы: фронтальная; работа в парах; групповая; индивидуальная.

Методы: словесный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Приемы: «Шкатулка», «Мозговая атака», «Инсерт», «Кластер», «Синквейн», «З-Х-У», «Чтение с остановками», «Дерево предсказаний», «Если был бы я волшебником», «Цветовой индекс».

Педагогические технологии

Технологии развития критического мышления.

Цель урока

Организовать деятельность обучающихся по формированию ценностного отношения ко всему живому через содержание литературных образов стихотворения «Лебедушка» С. Есенина. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предметный

Метапредметный

Личностный

Формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; овладеть навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в устной и письменной формах; овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждения.

Познавательные УУД: формировать умение анализировать, синтезировать. Оценивать прочитанное с целью подготовки к анализу стихотворения, к выразительному чтению.

Коммуникативные УУД: формировать умение выражать свои мысли в оценочном суждении, используя различные художественные средства в соответствии с конкретной коммуникативно-речевой ситуацией, строить монологическое доказательное высказывание.

Регулятивные УУД: формировать способность принимать учебную цель и задачу, планировать ее реализацию.

Развивать эстетические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, чувства понимания и сопереживания (эмпатия).

ХОД УРОКА

Прием

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Оценивание/формы контроля

I Организационный этап. (1 мин)

Цель: подготовить обучающихся к включению в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

Рифмованное  начало урока

Создает условия для мотивации учащихся к учебной деятельности, позитивному настрою на урок

-  Поговорим?

- О чём?

- О разном и о прочем.

- О том, что хорошо.

- И хорошо не очень.

- Чего-то знаешь ты.

- А что-то мне известно.

- Поговорим?

- Поговорим. Вдруг будет интересно…

-Я желаю вам удачи!

Приветствуют учителя и выполняют самооценку готовности к уроку.

Личностные: 

смыслообразование

Регулятивные:

волевая саморегуляция

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

Внешний контроль/Фронтальная

II Проверка выполнения домашнего задания(4 мин)

Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; выявить причины обнаруженных пробелов в знаниях и умениях; стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования, организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.

Шкатулка

Проверяет правильность выполнения домашнего задания.

- Ребята, вспомним  литературные термины. Открывается музыкальная шкатулка. На листах написаны термины.

Былина.

Народные сказки 

Литературные сказки

Пейзажная лирика

Дети вынимают листочки с литературными терминами и дают им определение

Былина – жанр устного народного творчества. Это было, рассказ не вымышленный, а правда иногда вымысел, но сбыточный, не сказочный.

Народные сказки – жанр устного народного творчества, которые создавались народом и передавались из поколения в поколение, из уст в уста.

Литературные сказки записываются и навсегда сохраняют имя автора.

Пейзажная лирика – вид литературного произведения, в котором поэт воспевает картины природы.

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание

Личностные:

Интерес к различным видам деятельности

Регулятивные:

выполнять действия в устной форме

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью

Взаимоконтроль/Индивидуальная

III Стадия - вызов. (10 мин)

 Цель этапа: актуализация имеющихся знаний и представлений учащихся по изучаемому вопросу, пробуждение интереса к теме, постановка цели и задач урока.

 Мозговая атака

Кластер

Инсерт

Синквейн

З-Х-У

Создает условия для включения каждого ученика в процесс целеполагания.

Портрет Сергея Есенина.

- Какие ассоциации возникают, глядя на портрет этого человека.

- Составим определение используя записанные слова.

-  Какие стихи Есенина мы изучали ранее?

-Представим информацию в графическом оформлении (раздает карточки со схемой к приему «Кластер»). Приложение 1.

Читает стихотворение.

-Он так любил, что мы забыть не в силах,

Тоску поэта, радость и печаль,

Ведь главная любовь его – Россия

Земля добра и голубая даль.

И в дом его со ставнями резными

По–прежнему мы входим не дыша.

Сергей Есенин, то не просто имя,

- России стихотворная душа.

- Теперь, когда имя автора названо, перейдем к его биографии. Перед вами лежат карточки с биографией С.Е. Есенина. Прочитайте внимательно текст, промаркируйте его, используя приём «Инсерт» (приложение 2)

-Скажите, пожалуйста, много ли у вас на полях значков - это я знал?

-А новая информация для вас?

 -А есть ли информация, которая осталась непонятной для вас? О чём бы хотелось узнать?

- Где можно найти нужную информацию?

-

 Картина лебедушки с лебедятами.

-Посмотрите на картинку. Кто на ней изображён?  

- Что вы можете сказать о лебедях? Какая лебедушка мать?

Составим синквейн о лебеди матери

1. Назовите имя существительное по теме.

2. Два имени прилагательных

3.Три слова-действия

4. Предложение

5. Слово-смысл темы.

- Легко предположить тему нашего урока?

-Да, вы правы. Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Лебёдушка»

— О чем может быть стихотворение с таким названием?

— Что может произойти в стихотворении с таким названием?

— Можно ли по названию определить, будет ли стихотворение шуточное, серьёзное, поучительное?

Заполним таблицу «З-Х-У». (приложение 3, в первом столбце информация подведена, напечатано).

Составляют ассоциативную цепочку

- Поэт, стихи, береза, лирика, природа, черемуха, зима, … .

Сергей Есенин- поэт, пишет лирические стихи о природе.

Сергей Есенин: «Черёмуха», «Белая берёза», «Пороша», «Бабушкины сказки», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима — аукает», «С добрым утром», … .

Выполняют предложенные задания, систематизируют и анализируют информацию.

Во время чтения текста дети делают на полях пометки:

" V " - уже знал

" + " - новое

" - " - думал иначе

" ? " - не понял, есть   вопросы

- Обратится в библиотеку, найти в сети интернет.

Дети рассматривают картинки, делятся своими наблюдениями, знаниями.

1.Лебедь.
2.Добрая, заботливая.
3.Плавает, заботится, охраняет. 

4. Лебедь - величавая и грациозная птица, символ чистоты, благородства, верности.

5. Мать.

Формулируют тему и цель урока

- Сергей Есенин писал стихи о природе. На уроке мы будем читать лирическое стихотворение и узнаем о жизни лебедей.

Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения

З – что мы знаем

Х– что мы хотим узнать

У– что мы узнали

Произведение «Лебёдушка»

Написал С.А. Есенин.

Это стихотворение.

Факты из биографии автора.

Познавательные:

осознанное и произвольное речевое высказывание

Личностные:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку

Регулятивные:

в сотрудничестве с учителем находить несколько вариантов решения учебной задачи

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Многовариативный/ Фронтальная.

Взаимоконтроль /Индивидуальная

Самоконтроль/

Индивидуальная

Взаимоконтроль/

Групповая

Внешний контроль/

Фронтальная

Самоконтроль/

Комбинированная

IV Стадия – осмысления ( 15 мин)

Цель: организация самостоятельного и осмысленного получения новой информации учащимися.

З-Х-У

Физкультминутка. Птицы

Чтение с остановками

Первая остановка

Вторая остановка

Дерево предсказаний

Третья остановка

Организует самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу учащихся с новой информацией

-Ставим учебную задачу. Что мы хотим узнать? Запишем. (Возвращаемся к  таблице)

Лебеди летят, крыльями машут.
Прогнулись над водой, качают головой.  
Прямо и гордо умеют держаться.  
Очень бесшумно на воду садятся.  

– Слушаем историю о лебедушке, рассказанную Сергеем Александровичем Есениным.

Учитель выразительно читает часть произведения до слов: «Но не чуяла лебедушка…».

– Прочитайте, как начинался день, как просыпалась природа.

– Как поэт описывает лебедушку? Прочитайте.

– Какие слова, выражения говорят о том, что поэт любуется прекрасной, гордой птицей?

– Как описана лебедь-мать?

- Как вы думаете, что будет дальше?

Затем учитель читает следующую часть текста до слов: «В это время лебедь белая…».

– Кого противопоставляет поэт лебеди?

- С чем он его сравнивает? Почему?

- Давайте, попробуем предсказать, какие события могут произойти в дальнейшем. С этой целью построим   «Дерево предсказаний» (приложение 4).

Учитель дочитывает произведение до конца, после чего выдерживает паузу.

– Какие картины вы представили в своем воображении?

– Какое настроение возникло у вас? Попробуйте объяснить свои эмоции.

Выполняют самостоятельную и осмысленную (с отслеживанием собственного понимания) работу с информацией.

З – что мы знаем

Х– что мы хотим узнать

У– что мы узнали

Произведение «Лебёдушка»

Написал С.А. Есенин

Это стихотворение.

Факты из биографии автора

О событиях в стихотворении.

Почему стихотворение так называется.

О героях стихотворения.

Тему стихотворения.

Дети машут руками

Качают головой

Распрямляют спину

Садятся.

Дети зачитывают строки из стихотворения.

- Выплывала, словно зоренька, белоснежная лебедушка.

Свободные высказывания обучающихся.

- Молодого коршуна.

- Со стрелой, чёрной тучей.

– Черный цвет – это цвет беды, зла, смерти, страха.

- Орел покружился и пролетел мимо.

- Орел утащил птенца.

- Лебедь уплыла вместе с лебедятами в безопасное место.

- Орел напал на лебедь, и они начали сражаться. Лебедь – мать прогнала орла.

Свободные высказывания обучающихся.

– Настроение печальное, тревожное, грустное. Стало жалко лебежатушек, что они остались без мамы; жалко лебедушку, которую погубил орел.

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации

Личностные:

понимание нравственного содержания поступков героев стихотворения

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит  усвоению

Коммуникативные:

аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Самоконтроль /Фронтальная

Самоконтроль/Фронтальная

Взаимоконтроль/Работа в паре

Самоконтроль/Фронтальная

V. Стадия рефлексии – время (8 мин)

Цель: подведение итога урока, организация рефлексии, оценка результатов деятельности учащихся на уроке.

Дерево предсказаний

Если был бы я волшебником…

Цветовой индекс

Создает условия для рефлексии учебной деятельности учащихся на уроке для соотнесения целей и результатов учебной деятельности, фиксирования степени их соответствия.

- Вернемся к «Дереву предсказаний», оправдались ли ваши предположения?

– Как вы считаете, какой лебедь была мамой? Ответ аргументируйте.

– У С. Есенина образ Родины слит с образом матери. На всю жизнь мама оставалась для него воплощением нравственной чистоты и мужества, самопожертвования ради своих детей. И оперение лебедушки в стихотворении – тоже чистый белый цвет– цвет чистоты. В своем стихотворении он уделяет большое внимание образу матери-лебеди, которая бесконечно любит, оберегает своих детушек и заботится о них.

-Вернёмся к таблице. Что узнали?

Проводит беседу по вопросам:

– О чем хотел нам рассказать в своем стихотворении Сергей Есенин? Что нового вы узнали на уроке?

– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало? О чем заставляет задуматься?

– Сергей Есенин не любил сказок, стихотворений с плохим концом. Почему же стихотворение «Лебедушка» так грустно закончилось? Могла бы лебедушка поступить иначе?

– Как вы думаете, зачем поэт рассказал нам эту историю? Что он хотел сказать читателям?

– Кто символизирует в этом лирическом произведении добро? Зло?

- Почему орел совершил это зло?

- Самое страшное, если зло совершает человек. Надеюсь, что ваши поступки будут нести в себе только добро.

-Не хочется заканчивать этот урок на такой грустной минорной нотке. Давайте подумаем, если бы вы были волшебниками, что бы вы сделали, что бы вы изменили в сюжете? Как устроилась дальнейшая судьба лебедят?

- А теперь, ребята, возьмите на партах одну карточку из трех: красного, желтого или зеленого цвета, прикрепите к доске соответствующее вашему восприятию урока.

(Карточка красного цвета обозначает: "Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня! Я получил заслуженную оценку!".

Желтый цвет- "Урок был в определенной степени полезен для меня."

Зеленый цвет- "Пользы от урока я получил мало, не очень понимал, о чем идет речь."

Устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока.

Мы предполагали … (проверяют гипотезы).

А на самом деле оказалось, что лебедь погибла, защищая своих детей.

– Лебедь была заботливой, доброй, она наблюдала за детьми, чтобы они не попали в беду.

Выполняют самостоятельную и осмысленную работу с информацией.

З – что мы знаем

Х– что мы хотим узнать

У– что мы узнали

Произведение «Лебёдушка»

Написал С.А. Есенин

Это стихотворение.

Факты из биографии автора

О событиях в стихотворении.

Почему стихотворение так называется.

О героях стихотворения.

Тему стихотворения.

О самоотверженной любви родителей к детям.

О мире живой природы, его радостях и трагедиях.

Новые факты из биографии автора

Устанавливают соответствие между поставленной целью и результатом урока.

– Лебедь погибает, но не погибает добро, трепетная глубокая нежность, не погибает любовь матери к своим детям – это вечный закон природы.

- Добро символизирует лебедь.  Зло совершает орел.

- Орел хотел есть. В мире животных это закономерно, чтобы выжить одно животное убивает другое.

Свободные высказывания обучающихся.

Обучающиеся оценивают свое состояние, результаты своей деятельности.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Личностные:

адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности

Регулятивные:

контроль, коррекция, оценка

Коммуникативные:

формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации

Фронтальная

Самоконтроль, взаимоконтроль

Внешний контроль/ Фронтальная

Индивидуальная

Самоконтроль/ Фронтальная

VI. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (2 мин)

Цель: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Лингвистический анализ текста

Художественное чтение

Инструктирует учащихся по выполнению домашнего задания.

Домашнее  (дифференцированное) задание:

1.Подготовить лингвистический анализ стихотворения по плану (приложение 5).

2. Художественное чтение стихотворения

(приложение 6).

Записывают домашнее задание в соответствии с выбранным уровнем.

Уточнение и запись домашнего задания.

Познавательные:

определение основной и второстепенной информации.

Личностные:

интерес к различным видам учебной деятельности.

Регулятивные:

осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению.

Коммуникативные:

выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Самоконтроль/ Дифференцированная




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...