Программа по литературному чтению 3 класс " УМК Школа России".
рабочая программа по чтению (3 класс)

Балтина Ольга Владимировна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon liter._chtenie_3_kl.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Литературное чтение» для 3 класса

начального общего образования

на  2019/2020 учебный год

     

Составители:

                                                                                                                                    Балтина Ольга Владимировна, учитель начальных классов

 

                                                                                                                                 

Заринск 2019

                                                                                     

I.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение»  для  3 класса составлена на основе:

-  авторской программы Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Климанова Л. Ф., Бойкина М. В.   Литературное чтение. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России». 1-4 классы М.: Просвещение,2014);

                     - Положения о рабочей программе учебного предмета, курса.  

На изучение учебного предмета в авторской программе  отводится 136 ч   ( 34 недели, 4 ч в неделю). В календарном учебном графике 35 недель, добавлено 4 резервных урока.

II.ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

                                                                                                              Личностные

Учащиеся научатся:

  • понимать,  что  отношение  к  Родине  начинается  с  отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках;
  • с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине,
  • составлять  рассказы  о  них,  передавать  в  этих  рассказах восхищение и уважение к ним;
  • самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения  о Родине.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений;
  • собирать материал для проведения  заочных  экскурсий по любимым  местам  своей  Родины,  местам,  воспетым  в  произведениях  писателей  и  поэтов,  доносить  эту  информацию до  слушателей,  используя  художественные  формы  изложения  (литературный  журнал,  уроки-концерты,  уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.);
  • составлять  сборники  стихов  и  рассказов  о  Родине, включать  в  них  и  произведения  собственного  сочинения;
  • принимать участие в проекте на тему «Моя Родина в произведениях великих художников, поэтов и музыкантов».      

                                                                                                              Метапредметные

Регулятивные УУД

Учащиеся научатся:

  • формулировать  учебную  задачу  урока  в  мини-группе (паре),  принимать  её,  сохранять  на  протяжении  всего  урока,
  • периодически   сверяя   свои   учебные   действия   с   заданной задачей;
  • читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по  ролям,  выразительно  наизусть  и  пр.);
  • составлять план работы по решению учебной задачи урока в   мини-группе   или   паре,   предлагать   совместно   с   группой
  • (парой)  план  изучения  темы  урока;
  • выбирать вместе с  группой  (в паре) форму оценивания результатов, вырабатывать совместно с группой (в паре) критерии
  • оценивания результатов;
  •  оценивать  свои  достижения  и  результаты  сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания (с помощью шкал, лесенок, баллов и пр.);
  • определять границы коллективного знания и незнания по
  • теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что
  • мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока;
  • фиксировать  по  ходу  урока  и  в  конце  урока  удовлетворённость/неудовлетворённость  своей  работой    на    уроке (с  помощью шкал,  значков  «+» и  «−»,  «?»);
  • анализировать  причины  успеха/неуспеха  с  помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?»);  фиксировать причины неудач в устной форме в  группе или паре;
  • предлагать варианты устранения причин неудач на уроке;
  • осознавать смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, пользоваться ими в случае неудачи на уроке, проговаривая  во  внешней  речи.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать   учебную   задачу   урока   коллективно, в  мини-группе  или  паре;  формулировать  свои  задачи  урока  в  соответствии с темой  урока  и индивидуальными  учебными потребностями и интересами;  читать в соответствии с целью чтения (в темпе раз- говорной   речи,   без   искажений,   выразительно,   выборочно и  пр.);     осмысливать коллективно составленный план работы на уроке  и  план,  выработанный  группой  сверстников  (парой), предлагать  свой   индивидуальный   план   работы   (возможно, альтернативный)  или  некоторые  пункты  плана,  приводить аргументы  в  пользу  своего  плана  работы;
  • принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана;
  • выбирать  наиболее  эффективный  вариант  плана  для  до стижения   результатов   изучения   темы   урока.   Если   план одобрен, следовать  его  пунктам,  проверять  и  контролировать  их  выполнение;
  • оценивать свою работу в соответствии с заранее выработанными критериями и выбранными формами оценивания;
  • определять границы собственного знания и незнания по теме самостоятельно  (Что я уже знаю по данной теме? Что
  • я  уже  умею?),  связывать  с  индивидуальной  учебной  задачей;
  • lфиксировать  по  ходу  урока  и  в  конце  урока  удовлетворённость/неудовлетворённость   своей   работой   на   уроке с  помощью  шкал,  значков  «+»  и  «−»,  «?»,  накопительной системы  баллов);
  • анализировать причины успеха/неуспеха с помощью оценочных шкал и знаковой системы («+» и «−», «?», накопительной системы баллов);
  • фиксировать индивидуальные причины неудач в письменной форме в рабочей тетради или в пособии «Портфель достижений»; lзаписывать варианты устранения причин неудач, намечать краткий план действий по их устранению;

предлагать свои варианты позитивных установок или

  • способов успешного достижения цели из собственного опыта, делиться со сверстниками.

Познавательные УУД

Учащиеся научатся:

  • определять информацию на основе различных художественных  объектов,  например,  литературного  произведения,  иллю-

страции,  репродукции  картины, музыкального  текста,  таблицы,  схемы  и  т. д.;

  • анализировать  литературный  текст  с  опорой  на  систему  вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произ-

ведения;

  • сравнивать мотивы поступков  героев из одного литературного  произведения,  выявлять  особенности  их  поведения  в  за-

висимости  от  мотива;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, использовать их в своих творческих работах;
  • самостоятельно определять с помощью пословиц  (поговорок)  смысл  читаемого  произведения;
  •  понимать смысл русских народных и литературных сказок,
  • рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова,  Чехова,  Толстого,  Крылова  и  др.);  понимать  значение  этих  произведения  для  русской  и мировой  литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при составлении  рассказов,  небольших  стихотворений, басен,  в  процессе  чтения  по  ролям,  при  инсценировании  и  выполнении проектных  заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы, исходя  из  своих  нравственных  установок  и  ценностей;
  • определять  основную  идею  произведения  (эпического  и  лирического), объяснять  смысл образных  слов  и выражений,  выявлять отношение автора к описываемым событиям и героям произведения;
  • создавать  высказывание  (или доказательство  своей точки
  • зрения) по  теме  урока из 7—8 предложений;
  • сравнивать  сказку  бытовую  и  волшебную,  сказку  бытовую  и басню, басню и рассказ; находить сходства и различия;
  • соотносить  литературное  произведение  или  эпизод  из  него с фрагментом музыкального  произведения,  репродукцией  картины  художника;  самостоятельно  подбирать  к  тексту  произведения репродукции картин художника или фрагменты музыкальных  произведений.

 Учащиеся получат возможность научиться:

  • находить необходимую информацию в тексте литературного   произведения,  фиксировать   полученную   информацию с помощью рисунков, схем, таблиц;
  • анализировать литературный текст с опорой на систему   вопросов   учителя   (учебника),   выявлять   основную

мысль  произведения,  обсуждать  её  в  парной  и  групповой работе;

  • находить в литературных текстах сравнения и эпитеты,   олицетворения,   использовать   их   в   своих  творческих работах;
  • сравнивать летопись и былину, сказку волшебную и былину,  житие  и  рассказ,  волшебную  сказку  и  фантастическое  произведение;
  • находить  в  них  сходства  и  различия; сравнивать литературное произведение со сценарием театральной   постановки,   кинофильмом,   диафильмом   или

       мультфильмом;

  • находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы  раздела,  темы  урока  или  давать  название  выставке

книг;

  • сравнивать мотивы  героев поступков из  разных литературных  произведений,  выявлять  особенности  их  поведения в  зависимости  от  мотива;  
  • создавать  высказывание  (или  доказательство  своей точки  зрения) по теме урока из 9—10 предложений;
  • понимать смысл и значение создания летописей, былин,
  • житийных  рассказов,  рассказов  и  стихотворений  великих классиков   литературы   (Пушкина,   Лермонтова,   Чехова, Толстого,  Горького  и  др.)  для  русской  и  мировой  литературы;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении  эпизодов,  небольших  стихотворений,  в  процессе чтения  по  ролям  и  инсценировании,  при  выполнении  проектных  заданий;
  • предлагать вариант решения нравственной проблемы исходя  из  своих  нравственных  установок  и  ценностей  и  учитывая  условия,  в  которых  действовал  герой  произведения, его  мотивы  и  замысел  автора;
  • определять  основную  идею  произведений  разнообразных  жанров  (летописи,  былины,  жития,  сказки,  рассказа, фантастического    рассказа,    лирического    стихотворения),
  • осознавать  смысл  изобразительно-выразительных  средств языка произведения, выявлять отношение автора к описываемым  событиям  и  героям  произведения.

                                                                                  Коммуникативные  УУД

      Учащиеся научатся:

  •  высказывать  свою  точку  зрения  (7—8  предложений)  на  прочитанное  или  прослушанное  произведение,  проявлять  активность и стремление высказываться, задавать вопросы;
  •  понимать цель  своего высказывания;
  •     пользоваться элементарными приёмами убеждения, мимикой и жестикуляцией;
  • участвовать в диалоге в паре или группе, задавать вопросы на осмысление нравственной проблемы;
  • создавать 3—4 слайда к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  •  проявлять  терпимость  к другому мнению,  не допускать агрессивного   поведения,   предлагать   компромиссы,   способы примирения  в  случае  несогласия  с  точкой  зрения  другого;
  •    объяснять сверстникам способы бесконфликтной деятельности;
  • отбирать аргументы и факты для доказательства своей точки  зрения;
  •  опираться на собственный нравственный опыт в ходе доказательства и оценивании событий;
  •   формулировать цель работы группы, принимать и сохранять на  протяжении  всей  работы  в  группе,  соотносить  с  планом работы, выбирать для себя подходящие роли и функции;
  •  определять  в  группе  или  паре  критерии  оценивания  выполнения  того  или  иного  задания  (упражнения);  оценивать
  • достижения участников групповой или парной работы по выработанным  критериям;
  • определять  критерии оценивания поведения людей в различных  жизненных  ситуациях  на  основе  нравственных  норм;
  •    руководствоваться выработанными критериями при оценке поступков  литературных  героев  и  своего  собственного  поведения;
  • объяснять причины конфликта, возникшего в группе, находить  пути  выхода  из  создавшейся  ситуации;  приводить  при-
  • меры  похожих  ситуаций  из  литературных  произведений;
  •  находить  нужную информацию  через  беседу  со  взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей,  через Интернет, периодику  (детские журналы и  газеты);
  •  готовить небольшую презентацию (6—7 слайдов), обращаясь за помощью к взрослым только в случае затруднений. Использовать  презентации  не  только  текст,  но  и  изображения (картины художников, иллюстрации, графические схемы, модели и пр.);
  •  озвучивать презентацию  с опорой на  слайды, выстраивать монолог по продуманному плану.

      Учащиеся получат возможность научиться:

  •  высказывать свою точку зрения (9—10 предложений) на прочитанное произведение, проявлять активность и  стремление  высказываться,  задавать  вопросы;
  •    формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хоте-
  • лось  бы  уточнить...»,  «Мне  хотелось  бы  объяснить,  привести пример...» и пр.;
  •  пользоваться  элементарными приёмами убеждения, приёмами  воздействия  на  эмоциональную  сферу  слушателей;
  •  участвовать в полилоге, самостоятельно формулировать вопросы,  в том  числе  неожиданные  и  оригинальные,  по  про- читанному   произведению;
  • создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания;
  • способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между  участниками диалога  (полилога);
  •  демонстрировать образец правильного ведения диалога (полилога);
  • опредлагать способы саморегуляции в сложившейся конфликтной ситуации;
  • определять цитаты из текста литературного произведения,  выдержки  из  диалогов  героев, фразы  и  целые  абзацы
  • рассуждений автора, доказывающие его отношение  к описываемым  событиям;
  • использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях;
  •  отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного  характера,  по  прочитанному  произведению;
  •   определять совместно со сверстниками задачу групповой работы   (работы  в  паре),  распределять  функции  в  группе паре)  при выполнении  заданий,  при  чтении  по  ролям,  при подготовке   инсценировки,   проекта,   выполнении   исследовательских и творческих заданий;
  •  определять самостоятельно критерии оценивания выполнения  того  или  иного  задания  (упражнения);  оценивать свои достижения по выработанным критериям;
  •  оценивать  своё поведение по  критериям, выработанным на  основе  нравственных  норм,  принятых  в  обществе;
  • искать причины конфликта в себе, анализировать причины  конфликта,  самостоятельно  разрешать  конфликтные ситуации;
  •  обращаться  к  перечитыванию тех  литературных  произведений, в которых отражены схожие конфликтные ситуации;
  •  находить в библиотеке книги, раскрывающие на художественном  материале  способы  разрешения   конфликтных
  • ситуаций;

  • находить различные источники информации, отбирать из них нужный материал, перерабатывать, систематизировать,  выстраивать  в  логике,  соответствующей  цели;
  • представлять информацию разными способами;
  • самостоятельно готовить презентацию из 9—10 слайдов, обращаясь за помощью к взрослым только в случае серьёзных  затруднений;
  •  использовать в презентации не только текст, но и изображения, видеофайлы;
  • озвучивать презентацию с опорой на  слайды, на  которых представлены цель и план выступления.

Предметные

Виды  речевой  и  читательской  деятельности

Учащиеся научатся:

  •  читать  вслух  бегло,  осознанно,  без  искажений,  выразитель-

но, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между пред-

ложениями и частями текста;

  • осознанно  выбирать виды  чтения  (ознакомительное,  выборочное, изучающее, поисковое) в  зависимости от цели чтения;
  •   понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять  традиции  семьи  и  школы,  осмысленно  готовиться к национальным праздникам; составлять высказывания о самых  ярких  и  впечатляющих  событиях,  происходящих  в  дни семейных  праздников,  делиться  впечатлениями  о  праздниках с друзьями и  товарищами по  классу;
  •  употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему;
  •  наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства  при  этом  испытывает;
  •  рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные  понятия  и  их  смысловые оттенки  в  своих оценочных высказываниях;  предлагать  свои  варианты  разрешения конфликтных ситуаций;
  • пользоваться элементарными приёмами анализа текста;
  • составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу;
  •  самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль;  соотносить  главную мысль  произведения  с  пословицей или поговоркой; понимать, позицию  какого  героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте;
  • задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного  мнения;
  • делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план;
  •  находить книги для самостоятельного чтения в библиотеках (школьной, домашней, городской, виртуальной и др.); при выборе книг и поиске информации опираться на аппарат книги, её элементы; делиться своими впечатлениями о прочитанных книгах, участвовать в диалогах и дискуссиях о них;
  •  пользоваться  тематическим  каталогом  в школьной библиотеке.
  •  Учащиеся получат возможность научиться:
  • понимать значимость произведений великих русских писателей  и  поэтов  (Пушкина,  Толстого,  Чехова,  Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской  культуры;
  •  выбирать  при  выразительном  чтении  интонацию, темп, логическое   ударение,   паузы,   особенности  жанра   (сказка сказывается,  стихотворение  читается  с  чувством,  басня читается с сатирическими нотками и пр.);
  • читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно  объединять  слова  в  предложении  и  предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения;

 пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его  изучения и  осмысления; осознавать  через  произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические  ценности   (добра,  мира,  терпения,  справедливости, трудолюбия);

  • эстетически воспринимать произведения литературы,   замечать   образные   выражения   в   поэтическом тексте,  понимать,  что  точно подобранное  автором  слово способно  создавать  яркий  образ;
  • участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать  примеры  из  прочитанных  произведений,  доказывая свою точку зрения;
  • формулировать  один  вопрос  проблемного  характера  к  изучаемому  тексту;  находить  эпизоды  из  разных  частей  прочитанного произведения,  доказывающие  собственное мнение о проблеме;
  •  делить текст  на  части,  подбирать  заголовки  к ним, составлять  самостоятельно  план  пересказа,  продумывать связки  для  соединения  частей;
  •  находить в произведениях  средства  художественной  выразительности;
  • готовить проекты о книгах и библиотеке; участвовать в  книжных  конференциях  и  выставках;  пользоваться  алфавитным тематическим каталогом в библиотеке;

  • пересказывать  содержание  произведения  подробно,  выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий; составлять план, озаглавливать текст; пересказывать текст,  включающий элементы описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения.

                                                                                                      Творческая  деятельность

            Учащиеся научатся:

  • сочинять  самостоятельно произведения малых жанров  устного  народного  творчества  в  соответствии  с  жанровыми  особенностями и индивидуальной задумкой;
  •  писать  небольшие  по  объёму  сочинения  и  изложения  о  значимости  чтения  в  жизни  человека  по  пословице,  по  аналогии   прочитанным  текстом — повествованием;
  • пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя;
  • сказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие  нравственные  ценности,  осознавать  русские  национальные традиции  и  праздники,  описываемые  в  народных сказках.

       Учащиеся получат возможность научиться:

  • составлять  рассказы  об  особенностях  национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений  (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов);
  • подбирать материалы для проекта, записывать пословицы,  поговорки,  мудрые  мысли  известных  писателей,  учёных по  данной  теме,  делать  подборку  наиболее  понравившихся,  осмысливать  их,  возводить  в  принципы  жизни;  готовить  проекты  на  тему  праздника  («Русские  национальные  праздники», «Русские традиции и обряды», «Православные праздники   на  Руси»   и   др.);   участвовать   в   литературных викторинах,  конкурсах  чтецов,  литературных  праздниках, посвящённых  великим  русским  поэтам;  участвовать   в  читательских  конференциях.
  •  писать отзыв  на прочитанную  книгу.

                                                                                            Литературоведческая   пропедевтика

      Учащиеся научатся:  

  •  понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму,  ритм;
  •  определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль  и  разъяснять  её  своими  словами;  соотносить  с  пословицами и поговорками;
  • понимать, позицию какого героя произведения поддерживает  автор,  находить  доказательства  этому  в  тексте;
  • осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства  сходства  и различия;
  • находить в произведении средства художественной выразительности.

        Учащиеся получат возможность научиться:

  •  сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов,  используя  ряд  литературоведческих  понятий  (фольклорная  и  авторская  литература,  структура
  • текста, герой, автор) и  средств  художественной  выразительности  (сравнение,  олицетворение,  метафора);
  •  определять  позиции  героев  и  позицию  автора  художественного  текста;
  • создавать прозаический или поэтический текст по аналогии  на  основе  авторского текста,  используя  средства  художественной   выразительности.

III. СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Содержание учебного предмета «Литературное чтение» в 3  классе полностью соответствует авторской программе.

№п/п

Раздел программы

Количество часов

1

Самое великое чудо на свете

2

2

Устное народное творчество

14

3

Поэтическая тетрадь 1  

11

4

 Великие русские писатели

26

5

Поэтическая тетрадь 2

6

6

Литературные сказки

9

7

Были-небылицы

10

8

Поэтическая тетрадь 1

                                      6

9

Люби живое

16

10

Поэтическая тетрадь 2

8

11

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок    

12

12

По страницам детских журналов

8

13

Зарубежная литература

8

Итого:

136 ч+4 резервных часа

                                                                                         

IV.ТЕМАТИЧЕСКОЕ    ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

                   

Наименование разделов, тем

Всего часов

Самое великое чудо на свете

2

1

Знакомство с учебником по литературному чтению. Система условных обозначений. Содержание учебника. Словарь.

1

2

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. Рукописные  книги  Древней  Руси. Подготовка сообщения на основе статьи учебника «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Первопечатник Иван Фёдоров. Фотографии,   рисунки, текст — объекты для получения необходимой  информации. Подготовка сообщения о первопечатнике Иване Фёдорове. Оценка  достижений

1

Устное народное творчество

    14

3

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела.

1

4

Русские народные песни. Обращение к силам природы. Лирические народные песни. Шуточные народные песни.

1

5

Докучные сказки. Сочинение  докучных  сказок.

1

6

Произведения  прикладного  искусства: гжельская и хохломская посуда, дымковская и богородская  игрушка.

1

7

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

8

Русские народные сказки. «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

1

9

Русские народные сказки. «Иван-царевич и серый волк».

1

10

Русские народные сказки. «Иван-царевич и серый волк».

1

11

Русские народные сказки. «Иван-царевич и серый волк».

1

12

Русские народные сказки. «Сивка- Бурка». Особенности волшебной сказки. Деление текста на части.

1

13

«Сивка- Бурка». Составление плана сказки. Характеристика героев сказки.

1

14

«Сивка- Бурка». Иллюстрации к сказке В. Васнецова и И. Билибина. Сравнение художественного текста и произведения живописи.

1

15

Проект «Сочиняем вместе волшебную сказку», «Дополняем литературную сказку своими историями».

1

16

Оценка  достижений

1

Поэтическая тетрадь 1

11

17

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. Научно-популярная статья «Как научиться читать стихи» Я. Смоленского.

1

18

Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Весенняя гроза».

1

19

Русские поэты XIX—XX вв. Ф. Тютчев. «Листья». Звукопись, её художественно-выразительное  значение.

1

   20

Олицетворение —  средство художественной выразительности. Сочинение-миниатюра «О чём расскажут осенние листья».

1

21

А. Фет.  «Мама! Глянь-ка  из  окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…». Картины  природы. Эпитеты —слова, рисующие  картины  природы. Выразительное чтение стихотворения.

1

22

И. И. Никитин  «Полно,  степь моя…»

1

23

И. И. Никитин  «Встреча зимы». Заголовок  стихотворения. Подвижные картины природы.

1

24

Олицетворение как  приём  создания  картины  природы. Подготовка сценария утренника «Первый снег».

1

25

И. Суриков. «Детство»

1

26

И. Суриков  «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении

1

27

Оценка  достижений

1

Великие русские писатели

26

28

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. А. Пушкин.  Подготовка  сообщения «Что интересного я узнал о  жизни  А. Пушкина».

1

29

А. С. Пушкин. Лирические стихотворения «Уж небо осенью дышало…», «За весной, красой природы…» , «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» Настроение стихотворения.

1

30

А.С. Пушкин «Зимнее утро». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение .

1

31

А.С. Пушкин «Зимний вечер». Звукопись, её выразительное значение. Приём контраста как средство создания картин.

1

32

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Тема сказки.  События  сказочного  текста.

1

33

 А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение народной и литературной сказок. Особенности волшебной сказки

1

34

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Герои литературной  сказки.  Нравственный смысл  сказки  А. С. Пушкина.

1

35

А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…».  Рисунки  И. Билибина  к  сказке . Соотнесение рисунков с художественным текстом, их сравнение.

1

36

И. Крылов.  Подготовка  сообщения о И. Крылове на основе статьи учебника, книг о Крылове. Скульптурный портрет И. Крылову.

1

37

Басни И. Крылова «Мартышка и очки». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на  основе  их поступков.

1

38

Басни И. Крылова. «Зеркало и обезьяна». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на  основе  их поступков.

1

39

Басни И. Крылова. «Ворона и лисица». Мораль басен. Нравственный урок читателю. Герои басни. Характеристика героев на  основе  их  поступков

1

40

Басни И. Крылова. Инсценирование басни.

1

41

М. Лермонтов. Статья В. Воскобойникова. Подготовка  сообщения на основе статьи.

 1

  42

М.Ю. Лермонтов.  Лирические  стихотворения. «Горные вершины спят во тьме ночной….», «На севере диком стоит одиноко…» Настроение стихотворения. Подбор музыкального сопровождения к лирическому  стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения  живописи.

1

43

 М.Ю. Лермонтов. Лирические  стихотворения. «Утёс», «Осень». Настроение стихотворения. Подбор

музыкального сопровождения к лирическому  стихотворению. Сравнение лирического текста и произведения  живописи.

1

44

Л. Толстой. Детство Л. Толстого. Из  воспоминаний  писателя. Подготовка сообщения о жизни и творчестве  писателя.

1

45

Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

46

Рассказы Л. Толстого. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

47

Рассказы Л. Толстого. Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

48

Рассказы Л. Толстого. Прыжок». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана.

1

49

Рассказы Л. Толстого. «Лев и собачка». Сравнение рас сказов (тема, главная мысль, события,  герои).  

1

50

Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве?» Рассказ-описание.  Особенности прозаического и лирического текстов. Средства художественной  выразительности в прозаическом тексте.

1

51

Л.Н. Толстой   «Куда девается вода из моря?» Текст – рассуждение .  

1

52

Л.Н. Толстой. Сравнение текста – рассуждения и текста-описания.  

1

53

Оценка  достижений

1

Поэтическая тетрадь 2

6

54

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания  раздела. Н. Некрасов. Стихотворения о природе «Славная осень». Настроение стихотворений.  Картины  природы. Средства художественной выразительности.

1

55

Н. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…» Стихотворения о природе. Настроение стихотворений.  Картины  природы. Средства художественной выразительности.

1

56

Повествовательное произведение в стихах «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение  к герою. Выразительное чтение стихотворений.

1

57

К. Бальмонт.  «Золотое слово». Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

1

58

И. Бунин. «Густой зелёный ельник у дороги…», «Детство», «Полевые цветы».Выразительное чтение стихотворений. Создание словесных картин.

1

59

 Оценка  достижений

1

Литературные сказки

9

60

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка.

1

61

Д.Н. Мамин-Сибиряк. « Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Сравнение литературной и народной  сказок.  Герои  сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный  смысл  сказки.

1

62

Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго зайца-длинные уши, косые глаза, короткий хвост» ..Сравнение литературной и народной  сказок.  Герои  сказок. Характеристика героев сказок. Нравственный  смысл  сказки.

1

63

В. Гаршин.  «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный  смысл сказки.

1

64

В. Гаршин.  «Лягушка-путешественница». Характеристика героев сказки. Нравственный  смысл сказки.

1

65

В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

66

В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок.

1

67

В. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Составление плана сказки.  Подробный  и  выборочный пересказ сказки.

1

68

Оценка  достижений

1

Были-небылицы

10

69

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. М. Горький. « Случай с Евсейкой».

1

70

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения  сказки.

1

71

М. Горький «Случай с Евсейкой». Приём сравнения — основной приём описания подводного царства. Творческий пересказ: сочинение продолжения  сказки.

1

   72

К. Паустовский.  «Растрёпанный воробей». Определение  жанра произведения.

     1

73

К. Паустовский.  «Растрёпанный воробей».  Герои произведения. Характеристика героев.

     1

74

К. Паустовский.  «Растрёпанный воробей».  Герои произведения. Характеристика героев.

1

75

А. Куприн.  «Слон». Основные  события произведения.

1

76

А. Куприн.  «Слон». Основные  события произведения.

1

77

А. Куприн.  «Слон». Основные  события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ.

1

78

Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 1

6

79

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. Саша Чёрный. Стихи о животных.

«Что ты тискаешь утёнка?»

1

80

Саша Чёрный. «Воробей», «Слон». Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Авторское отношение к изображаемому. .

1

81

А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона», Картины зимних  забав. Средства художественной выразительности для создания образа.

1

82

Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему.

1

83

С. Есенин. « Черёмуха».  Выразительное чтение стихотворения. Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи.

1

84

Оценка достижений.

1

Люби живое

16

85

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. М. Пришвин.  «Моя  Родина». Заголовок — «входная дверь» в текст.

1

86

Основная мысль текста. Сочинение на основе художественного текста.

1

87

И.  Соколов-Микитов.   «Листопадничек». Почему произведение так называется? Определение жанра произведения.

1

 88

Листопадничек — главный герой произведения. Рассказ о герое. Творческий пересказ: дополнение содержания текста.

      1

89

В. Белов. «Малька провинилась».

1

90

«Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа.

1

91

В. Бианки.  «Мышонок  Пик».

1

92

В. Бианки.  «Мышонок  Пик».  Составление плана на основе названия глав.

1

93

В. Бианки.  «Мышонок  Пик».  Рассказ о герое произведения.

1

94

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий  пересказ.

1

95

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий  пересказ.

1

96

Б. Житков. «Про обезьянку». Герои произведения. Пересказ. Краткий  пересказ.

1

97

В. Астафьев. «Капалуха». Герои произведения.

1

   98

В. Драгунский.  «Он  живой  и  светится». Нравственный смысл рассказа.

1

   99

В. Драгунский.  «Он  живой  и  светится». Нравственный смысл рассказа.

1

100

Оценка достижений.

1

Поэтическая тетрадь 2

8

101

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела.

1

102

С. Маршак. «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение.

1

103

А. Барто. «Разлука» Выразительное  чтение.

1

104

А. Барто. «В театре». Выразительное  чтение.

1

105

С. Михалков. «Если». Выразительное  чтение.

1

106

Е. Благинина.  «Кукушка»,  «Котёнок». Выразительное чтение.

1

107

Проект  «Праздник  поэзии».

1

108

Оценка достижений.

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

12

109

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. Б. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения.

1

110

А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

111

А. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

112

А. Платонов.  «Ещё мама». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям.

1

113

М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического  рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

114

М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического  рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

115

М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического  рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

116

М. Зощенко. «Великие путешественники». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического  рассказа. Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий.

1

117

Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.

1

118

Н. Носов «Телефон». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка.  

1

119

Сборник  юмористических рассказов Н. Носова.

1

120

Оценка достижений.

1

По страницам детских журналов

8

121

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. «Мурзилка» и «Весёлые картинки» — самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей.

1

122

Ю. Ермолаев. «Проговорился». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

1

123

Ю. Ермолаев. «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ.

1

124

Г. Остер. «Вредные советы».

1

125

Г. Остер. «Как получаются  легенды».

1

126

Создание собственного сборника добрых советов. Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи.

1

127

Р. Сеф.  «Весёлые  стихи». Выразительное  чтение.

1

128

Оценка достижений.

1

Зарубежная литература

8

129

Знакомство с названием раздела. Прогнозирование  содержания раздела. Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические  герои и их подвиги. Пересказ.

1

130

Древнегреческий миф. «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Мифологические  герои и их подвиги. Пересказ.

1

131

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный  смысл  сказки.

1

132

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный  смысл  сказки.

1

133

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный  смысл  сказки.

1

134

Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке.

1

135

Подготовка сообщения о великом сказочнике.

1

136

 Оценка достижений.

1

137-140

Резервные уроки.

4

                                                                             

Лист корректировки рабочей программы

№ п/п

Класс

Учитель

Дата и тема по рабочей учебной программе

Дата и тема с учетом корректировки

Причина корректировки

Форма корректировки

Согласование с курирующим заместителем директора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению 2 кл Школа России

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы...

Рабочая программа по литературному чтению, 1класс, УМК "Школа России"

Рабочая программа - это документ, позволяющий педагогу на качественно новом уровне подготовиться к реализации требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России" для 3 класса

Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи, содержание материала, учебно-тематический план, поанируемые результаты, календарно-тематический план....

Рабочая программа по литературному чтению 4 кл Школа России

Рабочая программа по литературному чтению (1-4 класс) составлена на основе  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Министерства...

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС

Рабочая программа по литературному чтению 3класс. УМК "Школа России". ФГОС...

Рабочая программа по литературному чтению по УМК "Школа России"

Календарно- тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе...

Рабочая программа по литературному чтению для УМК "Школа России" 1 класс

Рабочая программа  по литературному чтению разработана для 1 класса  к УМК "Школа России"...