"Мир детства в произведении Н.Н.Носова "Затейники"
план-конспект занятия по чтению (2 класс)

Евдокимова Ирина Юрьевна

Учебное занятие по литературному чтению было проведено во 2 классе. Оно даёт второклассникам представление о жизни и творчестве Н.Н.Носова, помогает формированию умений использовать простейшие виды анализа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uchebnoe_zanyatie_po_literaturnomu_chteniyu_vo_2_klasse.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учебное занятие по литературному чтению во 2 классе

Тема « Мир детства  в произведении Н. Н. Носова «Затейники»

Пояснительная записка

Название учебного пособия, образовательной программы (УМК) с указанием авторов, к которому относится ресурс

УМК «Школа России»

Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий Учебник «Литературное чтение», 2 класс-Ч. 1,2-М.: Просвещение,2013 год

Тип урока

Открытия новых знаний

Цели урока

Формирование представлений о жизни и творчестве Н.Н.Носова, формирование читательской компетентности, общего речевого развития: совершенствование навыков чтения, овладение элементарными приёмами анализа художественного произведения с использованием литературоведческих понятий (рассказ, герои, сюжет, идея произведения), расширение словарного запаса, формирование читательского кругозора, умений выражать собственное отношение читающего к изображённым событиям, героям, их поступкам, умений использовать простейшие виды анализа: делить  текст на части, определять главную мысль произведения, составлять простой план, пересказывать произведение, развитие художественно-творческих способностей, умения создавать собственный текст на основе личного опыта.

Формирование УУД

Личностные:

формирование личностного смысла учения, развитие мотивов учебной и творческой деятельности, воспитание художественно-эстетического чувства, чувств на основе опыта слушания художественного произведения.

Познавательные:

формирование познавательной цели, поиск и выделение информации, использование различных способов получения информации, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять итоговый и пошаговый контроль, вносить необходимые коррективы в случае расхождения с эталоном, адекватно оценивать свои достижения и воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

Коммуникативные:

готовность слушать собеседника и вести диалог, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, формулировать собственное мнение, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Здравствуйте.  Мне очень радостно видеть в ваших глазах лучики любознательности, творчества, а в некоторых  -даже озорства. Я чувствую, что вы готовы слышать и думать.

Приветствуют учи-теля, настраиваются на урок.

Личностные:

формирование личностного смысла учения.

II.Актуализация знаний.

Подарили мне игрушку

Не машинку, не хлопушку.

Просто тюбик. А внутри

Притаились пузыри.

Я лопаточку с «окошком»

Окуну в раствор немножко.

Дуну раз, и два, и три.

(Пускаю пузыри)

Разлетятся пузыри.

Пузыри легко взлетают,

Цветом радуги летают.

              (Регина Новикова)

Ребята, поднимите руки, кто хотел бы присоединиться к моей забаве, развлечению?

А вы знаете, как называют человека  – организатора  затей?

Правда, интересное слово! А где мы можем узнать лексическое значение слова?

Давайте обратимся к  толковому словарю  С.И. Ожегова.  Прочитайте  толкование слова  «затейник».

Подберите синонимы к слову «затейник».

Ребята, а есть ещё один словарь-«Словарь синонимов». Давайте посмотрим, какие слова предлагает «Словарь синонимов».

Сегодня на уроке мы будем читать рассказ «Затейники». Давайте попробуем по названию предположить, о чём идёт речь в этом  рассказе?

А написал этот рассказ Николай Николаевич  Носов.

Затейник.

У взрослых, в словаре.

Затейник.

1.Весёлый человек,

склонный к забавным выдумкам, затеям.

2.Руководитель массовых игр, раз-

влечений.

Фантазёр, выдумщик, весельчак, организатор.

Затейник-организатор.

Варианты ответов.

Познавательные:      использование раз-      личных способов по-лучения информа-ции.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог.

III.Постановка целей и задач.

А чем  будем заниматься сегодня на уроке, я предлагаю определить вам самим, используя опорные фразы: (Слайд 1)

-хочу познакомиться  с творчеством…

-хочу расширить знания о жизни…

-хочу научиться правильно, выразительно…

Дети осуществляют целеполагание  на основе опорных фраз.

Личностные:            развитие мотивов учебной деятельнос-ти.                                Познавательные:    формулирование познавательной цели.

IV.Работа с произведением.

1.Знакомство с творчеством Н.Н.Носова

Ребята, как вы думаете, какой в жизни был Н. Н. Носов, автор рассказа «Затейники»?

Презентация.  (Слайд 2)

Родился Н.Н.Носов в Киеве. В жизни он казался невесёлым и замкнутым человеком, при этом оставаясь редкостным фантазёром. Его фантазии  подарили всем нам интересные произведения. (Слайд 3) Посмотрите, какие из них знакомы? (Слайд 4) А герой этого произведения знаком всем. У книги «Приключения Незнайки и его друзей» есть продолжение - 2 книги: «Незнайка в Солнечном городе» и «Незнайка на Луне». Если вы захотите поближе познакомиться с творчеством Н. Носова, вы можете обратиться в школьную и городскую библиотеки. Книги попу- лярны во всём мире, и даже в Японии есть кафе «Незнайка».  Носов увлекался    музыкой,

театром, сочинительством,

шахматами, фотографией, химией, электромеханикой, все его герои все время что – то изобретают, переделывают, совершен- ствуют. Он также работал в кино, освоив профессию режиссёра, сценариста, драматурга, прозаика.

«Затейники» - рассказ, написанный для сына (Слайд 5) и напечатанный в детском журнале «Мурзилка», который выходит и по сей день.

Варианты ответов.

«Фантазёры»,«Заплат-ка», «Мишкина каша» и др.

Незнайка.

Познавательные:      использование раз-      личных способов по-лучения информа-ции.

Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, формулировать собственное мнение.

2. Первичное восприятие. (В исполнении учителя)

А теперь обратимся к рассказу. Откройте с.50 учебника.

Я буду читать рассказ, а вы следите глазами и карандашом подчёркивайте непонятные для вас слова.

Чтение с остановками.

Остановка 1.

-Что же могли придумать дети?

Давайте послушаем, что говорит об этом автор.

Остановка 2.

-Как вы думаете, что почувствовал мальчик в этот момент?

Давайте обратимся к тексту.

Остановка 3.

-Как вы думаете, как поступит мальчик?

Узнаем, как автор отвечает на этот вопрос?

Остановка 4.

-Что ты посоветуешь ребятам?

Давайте обратимся к тексту.

Варианты ответов.

Варианты ответов.

Варианты ответов.

Варианты ответов.

Личностные: воспитание худо-жественно-эстети-ческого вкуса, чувств на основе слушания художественного произведения.

3.Словарная работа.

Какие слова и словосочетания вам были непонятны?

А как вы понимаете словосочетание «подкрасться на цыпочках»?

Подойти тихо, на кончиках пальцев.

4. Работа с текстом после прочтения.

Какое впечатление произвел на вас рассказ?

Какие чувства испытали вы?

Варианты ответов.

5. Упражне-ния для глаз.

Ребята, а сейчас выполним упражнения для глаз.

1. Посмотрите прямо вдаль в окно, выберите самую дальнюю точку, сосредоточьте свой взгляд, посчитайте до 2, раз, два, переведите взгляд на кончик пальца перед глазами на расстоянии 25-30 см, посчитайте до 3, раз, два, три. Вдаль, раз, два, на кончик пальца, раз, два, три.                                       2. Крепко зажмурьте глаза 1, 2, 3, 4, 5, откройте их, 1, 2, 3, 4, 5. Зажмурьте, 1, 2, 3, 4, 5. Откройте, распахните глаза, 1, 2, 3, 4, 5.               3. Быстро поморгайте, считая до 10. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10. Открой-те глаза, отдохните. 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10.              4. Закройте глаза, подушечками трёх пальцев слегка подавите на верхние веки. 1,2,3, снимите пальцы с век. Повторите 3-4 раза.

Дети выполняют упражнения.

V.Осмысление и анализ текста.

1. Составле-ние плана.

Давайте восстановим последовательность событий в рассказе. Работать будем в парах. В конвертах голубого цвета лежат карточки-опоры. (Приложение 1). Расположите их в том порядке, в котором идёт повествование в рассказе Н.Н.Носова. Давайте посмотрим, что получилось.                          Послушаем Диму.          Проверим правильность выполнения.  Внимание на экран. (Слайд 6)                  Что тебе помогло справиться с работой, Лена?             Ребята, для чего мы делали эту работу? (Слайд 7)          Где он может пригодиться? Вы можете использовать план дома, когда будете готовить пересказ к следующему уроку. (Карточка с домашним заданием)                    

Дети работают в парах, выполняя задания на карточках. 1. Мы читали сказку «Три поросёнка».           2. Давай сделаем себе домик                               3. Может быть, это серый волк?                        4. Так и не стали играть в «три поросёнка»

Составили план.

При пересказе.

Личностные:           развитие мотивов учебной деятель-ности.                Познавательные: поиск и выделение информации.                Регулятивные:                     принимать и сохра-нять учебную задачу, осуществлять итого-вый и пошаговый контроль, вносить необходимые кор-рективы в случае расхождения с эта-лоном.               Коммуникативные:                 готовность слушать собеседника и вести диалог, формули-ровать собственное мнение.

2. Дыхательная гимнастика.

Давайте и мы немножко поиграем.                                     «Подуй на мыльные пузыри»      Встаньте прямо, голову не опускайте. Плечи немного опустите, отведите назад. Глубоко подышите. Сделайте глубокий выдох, будто выдувая мыльный пузырь. Затем сделайте глубокий вдох носом.  «Подуй сильнее и станешь здоровее».                     «Комарик»                                       Ноги на ширине плеч, руки прямые. Хлопки в ладони перед собой, над головой с поворотом туловища-справа и слева. Повторите упражнение в той же последовательности (4-6 раз) с признесением при хлопке: «Хлоп-хлоп, комарика хлоп-хлоп, а то сядет на лоб. Слева хлопнем комара. Справа хлопнем комара».                                       «Цапля»                                       Руки на поясе, ноги вместе. Начинаем ходить, как цапли, высоко поднимая ноги. «До чего трава высока. То крапива, то осока. Поднимай выше ноги, коль идёшь не по дороге».

Дети выполняют упражнения.

3. Работа со словарём чувств.

Продолжаем работу над произведением. Не ломайте план.                                                 В конвертах розового цвета есть слова, которые характеризуют чувства, настроение главных героев. (Приложение 2) Достаньте их. Прочитайте. Подберите к каждому пункту плана карточки настроений. Обоснуйте свой выбор.              Давайте проверим. Итак, какие чувства испытывали герои, когда читали сказку? Докажи.                                         Что чувствовали дети во время игры? Почему?                 Что пережили дети за дверью комнаты? Почему?                       Что тебе помогло справиться с работой, Катя?                            Давайте посмотрим, что получилось у меня? (Слайд 8)   А у кого получилось иначе? Докажите своё мнение.               Прочитаем, как менялись чувства героев на протяжении всего рассказа.                              

Где может это пригодиться?            

Какие качества проявили дети?                                            

Да, такая игра лучше любого аттракциона, потому что даёт возможность испытать разные чувства, проявить лучшие качества: взаимовыручку, смелость, бесстрашие.                                   Как вы думаете, смогли дети побороть свой страх?                                      

Дети работают в парах.

Мы читали сказку «Три поросёнка»

Интерес, веселье

Давай сделаем себе домик                              

Радость, волнение, восторг

Может быть, это серый волк?                        

Тревога, страх, испуг, интерес, любопытство, радость

Так и не стали играть в «три поросёнка»

Когда дети сидели под столом, можно испытывать чувство восторга от полной темноты или страх.            

При чтении по ролям.                 Смелость.      

Больше не играли. Детские впечатления сильные. Порой детские впечатления могут повлиять на всю жизнь.                      

Личностные:                 развитие мотивов учебной деятельнос-ти.                  Познавательные:               поиск и выделение информации.          Регулятивные:          принимать и сохра-нять учебную задачу, осуществлять итого-вый и пошаговый контроль, вносить необходимые коррек-тивы в случае рас-хождения с этало-ном.

4. Выявление основной мыс-ли рассказа.

В группах обсудите, какая основная мысль в рассказе «Затейники».                                    Выберите, кто из вас будет защищать своё мнение.

Игра очень важна для детей. В игре ребёнок растёт, развивается, проявляет фантазию.

5. «Самые яр-кие впечатле-ния детства» («копилка идей», в форме «мозгового штурма»)

Ребята, а теперь попробуйте вспомнить самые яркие затеи вашего детства. Когда я была маленькая, я любила пускать воздушного змея или искать пиратские клады. А что помните вы?                                     Ребята, сейчас вы будете работать в группах. За 3 минуты вам нужно придумать как можно больше затей, даже фантастических, с данными предметами, веществами (вода, бумага, песок). Затею обозначьте 1 опорным словом в прямоугольнике. Выберите «Хранителя времени», который будет следить за песочными часами, секретаря, который будет записывать ваши идеи, эксперта, который отберёт 3 самые яркие затеи и озвучит их. Итак, время пошло. (Слайд 9)                  Внимание на экран. А вот ещё что можно придумать с данными веществами. Какая идея вам понравилась?               Мы прочитали рассказ Н. Носова, и в руках у меня обложка одной недописанной книги. Она называется «Самые яркие впечатления детства», а автором являются учащиеся 2 класса , которых я обучаю, они же выполнили иллюстрации к книге. Предлагаю вам дома написать свои истории для книги «Самые яркие впечатления детства».                  Итак, не забудьте дома выполнить одно из заданий на выбор:                                            1. Пересказать рассказ Н.Носова «Затейники».                    2.Сочинить историю для книги «Самые яркие впечатления детства».

Дети рассказывают о затеях.

Варианты затей.                     Песочные города, картины песком, ледяные игрушки и др.

Личностные:               развитие мотивов учебной и творчес-кой  деятельности.       Познавательные:              самостоятельное соз-дание способов ре-шения проблем твор-ческого характера.                            Коммуникативные: готовность учиты-вать разные мнения и стремиться к коорди-нации различных по-зиций в сотрудни-честве, формулиро-вать собственное мнение, умение дого-вариваться о распре-делении ролей в сов-местной деятельнос-ти.

VI. Итоги. Рефлексия.

Итак, наше занятие подходит к концу. Внимание на экран. (Слайд 10)                                                  Завершите, пожалуйста, любое из этих предложений:     -На уроке мне было интересно…                                   -Мне пригодились знания о….                                                   –Я научился(лась)…                            -Мне было интересно…                        -Урок полезен, потому что…             -А вам хочу пожелать: Больше читайте! (Слайд 11)

Рефлексия детей.

Личностные:               формирование лич-ностного смысла учения

VII. Взаимо- и самопроверка.

Пузыри легко взлетают,             Цветом радуги летают.                       (Пускаю пузыри.)                             Сейчас я предлагаю вам оценить работу одноклассни-ков в группах по рядам на уроке. В конверте цветные «пузыри».                    Подарите самому творческому ребёнку-красный. Самому активному-зелёный. Самому умному-жёлтый.                                             А теперь подведём итоги. Если о себе можете сказать: «Я работал, но мне нужна была помощь» - топните правой ногой.                                  Если вы хорошо работали-погладьте себя по голове.                        Если вы работали хорошо, активно, помогали другим – похлопайте в ладоши.                    Ребята, спасибо за работу, вы сегодня молодцы!                              И я хочу вам пожелать здоровья, чтобы в вашем детстве были только самые яркие впечатления и самые яркие пузыри.                                   (Выпустить пузырь)

Дети раздают «пузыри» - осуществляют взаимооценку.

Дети осуществляют самооценку успешности деятельности на уроке.

Регулятивные:                      адекватно оценивать свои достижения и воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.               Коммуникативные:         готовность осмысли-вать собственное поведение и поведе-ние окружающих.

                                                                                                                                               Приложение 1

Карточки-опоры         

Мы читали сказку «Три поросёнка»

Давай сделаем себе домик

Может быть, это серый волк?

Так и не стали играть в «три поросёнка»        

                                                                                                                                   Приложение 2

Словарь настроений

интерес веселье

радость волнение  восторг

тревога страх испуг  любопытство                                                                                                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Страна детства» Внеклассное чтение по произведениям С.В. Михалкова.

Для  развития у учащихся интереса  и  мотивации к чтению проводятся уроки внеклассного чтения. Одной из тем такого урока в 3 классе является «Книги о детях и для детей»....

Урок литературного чтения по произведению В. Драгунского "Друг детства"

Тема: В. Драгунский. «Друг детства»Цели урока: Познакомить с творчеством В. Драгунского;совершенствовать навыки правильного, выразительного  чтения,учить понимать содержание и смысл текста, ...

Урок внеклассного чтения. «О, милые плуты!..». Тема детства в произведениях Н.А.Некрасова.

Урок  направлен на формирование УУД: Личностные - оценивать поступки героев, самоопределяться в системе ценностей;Коммуникативные - умение работать в парах и группах, доносить св...

Внеклассное занятие "В стране веселого детства" (по произведениям А. Л. Барто)

Данный материал предназначен для внеклассного занятия по творчеству А. Л. Барто...

Методическая разработка по литературному чтению в 4 классе. по теме «Бежит тропинка с бугорка…». «Наши царства». Тема детства в произведениях М.И. Цветаевой. УМК «Школа России»

Детство – это период, когда человек формирует свою индивидуальность, получает первые впечатления и опыт, который будет повлиять на его дальнейшую жизнь. Изучение детства в произведениях Цветаево...