Там где правда, там и счастье
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Коблик Наталья Романовна

технологическая карта урока 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6.docx41.18 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет: Литературное чтение

Класс: 2

Тема урока: «Там где правда, там и счастье»

Тип урока: Объяснение нового материала

Цель урока: познакомить учащихся  корейской сказкой  «Честный мальчик»; способствовать развитию умения выразительного чтения; выявить чему учит сказка; обогащать словарный запас детей; воспитывать доброту и честность.

Планируемые результаты:

 Личностные УУД:

- умение сотрудничать с учителем, одноклассниками, приходить к общему решению;

- эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоции;

Метапредметные УУД:

Познавательные УУД

- извлекают необходимую информацию из художественного текста;

- устанавливают причинно-следственные связи;

- формируют умения определять значение слов и обосновывать свое мнение;

- структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; рефлексия способов и условий действия;

Регулятивные УУД:

- высказывают свою версию, определяют цель деятельности на уроке с помощью учителя;

- понимают выделенные учителем ориентиры действия;

- оценивают выразительность чтения одноклассников;

Коммуникативные УУД:

- формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

- слушают и понимают речь других;

- умеют задавать уточняющие вопросы.

Предметные УУД: 

- умение выразительно читать текст;

- обогащают словарный запас.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Ресурсы: Учебник Р.Н.Бунеев, Е.В,Бунеева «Маленькая дверь в большой мир», 2 класс, часть 2, презентация, оценочные листы.

Основные этапы организации учебной деятельности.

Время

Цель этапа

ФОУД

Деятельность

учителя

Деятельность ученика

Планируемые

результаты

(УУД)

1.Орг. момент.

1-2 мин

Мотивация к учебной деятельности

Ф

- Здравствуйте, ребята.

-Садитесь, ребята.

-Ребята, отгадайте загадку.

Есть у радости подруга

В виде полукруга.

На лице она живет,

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратиться,

Грусть-тоска ее боится. 

-Молодцы!  Давайте, улыбнёмся друг другу и начнём наш урок.

-Здравствуйте!

Сели.

-Улыбка.

Улыбаются.

Коммуникативные:

-слушают и понимают речь других;

Личностные:выражают свои эмоции;

2.Актуализация знаний.

6 мин

Формирование умения определять тему, формулировать цели урока.

И, Ф

- Произведения, какого жанра на последних уроках вы изучали?

- Кто является автором этих сказок?

- Что объединяет все эти сказки? Чему они учат?

– Почему у разных народов мира есть сказки о мудрых людях?

– Что можно узнать из сказок о жизни  разных народов?

– Молодцы.

- На последних сказках мы изучали сказки.

- Сказки написаны разным народом.  

- Сказки учат мудрости.

- Все народы во все времена ценят  умных, мудрых людей.

- Как жили люди, чем занимались, их быт, национальные одежды, обычаи и традиции, духовные  ценности.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и вступать в диалог;

3. Определение темы и целеполагание

а) Первичный синтез

21 мин

Способствовать развитию умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, иллюстрации; создать условия для совершенствования навыков чтения, умения беседовать по содержанию прочитанного.

Ф, И.

- Сегодня мы продолжим знакомство со сказками. Мы с вами познакомимся с корейской сказкой «Честный мальчик». (1 слайд)

- Тема нашего сегодняшнего урока - где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»). Как вы думаете, ребята, какие задачи стоят сегодня перед нами?

- Хорошо. Сегодня на уроке мы познакомимся со сказкой  «Честный мальчик»; будем учиться выразительно читать, обогатим наш словарный запас; воспитаем в себе доброту и милосердие; выявим чему учит сказка. Я думаю что пословица поможет понять смысл сказки.

Как вы понимаете смысл данной пословыцы? (2 слайд)

- Откройте учебник на странице 28.

-О чем можно узнать из заголовка? Какие герои вам встретятся?

-Кто изображен на иллюстрации?

- Что значит, быть честным?

- Кто автор данной сказки?

- А кто из вас знает, как называется страна, в которой живёт - корейский народ?

- Верно, страна называется Корея, а корейцы - очень  трудолюбивый народ.

- Рассмотрите иллюстрацию.

(3 слайд)

- Как выглядят герои сказки?

-Где происходит действие?

-Что необычного видите на иллюстрации?

– Можно ли предположить, какие отношения, добрые или злые, враждебные между стариком и мальчиком? 

- Сегодня на уроке мы попробуем сравнить с вами русские народные сказки с корейской народной сказкой.

- Что такое сказка?

- Назовите признаки сказки.

- Какие зачины русских сказок вы знаете?

- Найдите зачин в корейской сказке, прочитайте.

- Что общее есть в этом зачине с  зачином русских сказок? 

 - Чем отличается?

- Что это значит?

- Послушайте начало сказки и представьте то, что услышите.

- По настроению  какую картинку увидели?

- Что значит «на чужих работала»?

- Легко ли жилось мальчику? Как автор описывает жизнь мальчика?

- Начнем читать.

Физкультминутка. 

Вновь у нас физкультминутка .
Наклонились, ну-ка, ну-ка,
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись
Разминаем руки, плечи
Чтоб сидеть нам было легче
Голова устала тоже,
Так давайте ей поможем
Вправо, влево, раз и два
Думай, думай голова
Хоть зарядка коротка
Отдохнули мы слегка

- Продолжим работать.

- Корейская сказка «Честный мальчик»

- Познакомиться со сказкой  «Честный мальчик»; научиться выразительно читать; узнать чему учит сказка.

- Главный герой мальчик и он честный.

- Быть искренним, прямым, правдивым.

- Корейский народ.

- Корея.

- Мальчик в длинной рубахе с поясом, в коротких штанах, старик в дорогом халате, на голове необычная шляпа, у старика длинная борода.

- Действие происходит в лесу, на берегу  озера или возле реки.

-У старика борода, как волны, он похож на волшебника, в руках у него топор, необычная природа, цветущее дерево.

- Отношения между стариком и мальчиком добрые, добрый взгляд, улыбка старика, старик обнял мальчика.

-Сказка – это жанр литературного произведения и имеет  признаки.

-Зачин, волшебные события, троекратный повтор, добрый конец.

- Жили- были … В некотором царстве, в некотором государстве… За тридевять земель, в тридесятом государстве… За горами, за долами, за высокими лесами…

-Давным -давно жил в горном селении мальчик.

- Слова  «давным-давно».

- Горное селение.

-Это село на горном склоне.

-Грустную, печальную.

- Описание осенней природы, говорит о том, как мальчику нелегко: «…и листья опали, и холодный ветер зверюшек загнал в норки, а мальчику приходиться идти в холод рубить дрова».

- «Отец умер, мать на чужих работала…»

Повторяют движения за учителем.

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

Коммуникативные:

развивать умение слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст;

Познавательные:

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

Предметные:

умение выразительно читать текст;

обогащают словарный запас;

Личностные:

эмоционально «проживают» текст, выражают свои эмоци

а) Вторичный синтез

6 мин

Опрос детей по сказке.

Умение беседовать по содержанию.

Развивать умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

Ф, И.

- Какие чувства остались у вас после чтения? Было ли жалко кого-нибудь?

- Почему?

- Чем закончилась сказка?

- Что больше всего запомнилось?

- Кто герои сказки?

- За что старик наградил мальчика?

- Какие признаки сказки вы увидели в этом произведении?

- К какой группе сказок её можно отнести?

- Так чем отличаются русские народные от корейской сказки?

Мы убедились, что русские народные сказки похожи на корейскую сказку.

-  Ребята, перед вами план, вы должны восстановить порядок.

(4 слайд)

Давайте вместе прочитаем сказку, разделим её на смысловые части.

- Почему мальчику пришлось идти за дровами?

- Как можно озаглавить первую часть?

- Продолжаем читать.

– Что случилось с мальчиком?

– Как отнесся к этому мальчик?

- Как это «топор дороже золота»?  

- Почему?

– Можно ли случившееся назвать «бедой»?

– Как бы вы озаглавили эту часть?

– Читаем дальше.

– Что произошло?

– Кто же этот старичок?

– Как отнесся старичок к беде мальчика? Прочитайте.

– Как озаглавим эту часть?

 

– Продолжим чтение.

- Как старичок отнёсся к тому, что мальчик не взял ни золотой топор, ни серебряный? Найдите в тексте ответ.

- Почему старичок ухмыльнулся?

– Как старичок выполнил обещание?

- Почему старичок предлагал мальчику не его топор, а очень дорогие?

– Подберите название к 4 части.

– Давайте прочитаем сказку до конца.

– Как понимаете выражение «Не позарился на серебро, да золото»?

- Зачем старичок отдал все три топора мальчику?

Почему?

- Найдите слова, которые доказывают, что мальчик был не только честный, но и вежливый, добрый.

- Найдите концовку в корейской сказке?

- Что значит – не знали нужды?

- Как озаглавим 5 часть?  

1.  История мальчика.

2. С мальчиком случилась беда.

3. Встреча мальчика со стариком.

4. Три топора.

5. Награда за честность.

Работа с планом.

- Прочитайте наш план и скажите, для чего мы его составляли? 

Высказывания детей.

- Старик и мальчик. 

- За честность.

- Зачин, волшебные события, троекратный повтор, добрый конец.

- Волшебная.

Дети читают первую часть сказки до слов «Мальчик взял свой топор и отправился за дровами».

- «Отец умер, а мать с утра до ночи работала, и мальчик помогал  матери зарабатывать деньги».

-  История мальчика.

Дети читают вторую часть сказки до слов «Чем он теперь дрова рубить будет?»

Он уронил топор в воду. 

- Он заплакал и подумал: «Чем он теперь дрова рубить будет?» Он был ему слишком дорог. 

- Может он ему от отца достался и это был единственный топор, которым он мог рубить дрова.

- «С мальчиком случилась беда».

Дети читают 3 часть до слов: «Сказал он так и под водой скрылся».

- Появился старичок.

- Он волшебник.

- А старичок и говорит: «Не горюй мальчик, найду твой топор».

- «Встреча мальчика со стариком».

Дети читают 3 часть сказки до слов: «– Вот мой топор,  дедушка, – говорит»

- Он «усмехнулся в седую бороду».

Был удивлён  поступком мальчика. Ему понравилось, что мальчик не взял чужой топор.

- Он нашел топор мальчика.

- Проверял мальчика – возьмёт ли он чужое? Хотел проверить возьмет мальчик золотой топор и серебряный топор или нет?

- «Три топора».

- Не хотел взять чужого.

- Он наградил мальчика за его честность, добросовестность, трудолюбие, почтительность.

- «Взял мальчик топоры, поблагодарил старика сто и тысячу раз и домой пошёл».

- «И с тех пор не знали они с матерью нужды и горя».

- Не знали бедности, нищеты, недостатка, скудости.

- «Награда за  честность». 

Ученики читают план вслух.

- Чтобы лучше понимать текст.

Пересказывают сказку.

Коммуникативные:

развивать умение слушать и вступать в диалог;

формирование умения адекватно взаимодействовать с партнером в рамках учебного диалога;

6.Итог урока. Рефлексия

4 мин

Оценивание активности учеников на всех этапах урока, анализ результатов.

И, Ф.

- Прочитайте ещё раз пословицу- эпиграф к нашему уроку. (5 слайд)

- Подходят ли она к сказке? Можем ли мы утверждать, что «где правда, там и счастье?»  Почему?

 

- Зачем эту сказку взрослые рассказывают детям?

- Чему учит сказка?

- Если бы вы были на месте мальчика, как бы вы поступили?

– Были ли в вашей жизни случаи, когда честность помогала вам в трудную минуту?

- Ежедневно случаются с нами ситуации, в которых проверяется наша честность.

Ответьте на вопрос учебника на стр. 30: «Чем схожи сказка В.Одоевского «Мороз Иванович» и сказ П.Бажова «Серебряное Копытце» с корейской сказкой «Честный мальчик»?

- У мальчика в этой сказке главная черта – честность. У каждого из вас есть тоже главная положительная черта характера, которая помогает вам поступать всегда правильно, значит  мудро.

- Кто озвучит тему нашего урока?

- Какие учебные задачи были поставлены нами в начале урока?

(7 слайд)

Оценка своей работы на уроке.

- У вас на партах лежат оценочные листы, ответьте на впросы.

- Теперь давайте вместе проверим вашу работу.

- Сегодня на уроке вы очень хорошо работали.

- Домашнее задание: перечитать сказку стр. 28-30.

- Урок окончен. Спасибо за урок. До свидания.

Ответы детей.

- «С тех пор не знали они с матерью нужды и горя, т.е. жили в достатке и радости, были счастливы, честность мальчика принесла счастье в семью».

- Быть честным, добрым, вежливым, трудолюбивым.

Высказывают свое мнение.

Ответы детей.

-Да.

-В этих сказках схожи герои: дедушка и девочка, старичок и мальчик, есть зачин, добрая концовка, есть троекратный повтор; герои за добрые поступки получают награду. Содержание этих сказок похоже, есть главная мысль. Честные и хорошие поступки всегда вознаграждаются.  В сказке В. Одоевского «Мороз Иванович» Рукодельница была вознаграждена сундуком с драгоценностями за честную работу, трудолюбие, вежливость. В сказе П.Бажова «Серебряное копытце» девочку Дарёнку наградили драгоценными камнями за доброту и заботу. В корейской сказке «Честный мальчик» герой получил награду за честность, воспитанность, почтительность к старшим, трудолюбие. 

- Корейская сказка «Честный мальчик»

- Познакомиться со сказкой  «Честный мальчик»; научиться выразительно читать; узнать чему учит сказка.

- До свидания.

Познавательные:

структурирование знаний, т. е. осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

рефлексия способов и условий действия.

Оценочный лист

1. Кто автор  сказки?_________________________________________

2. Чему учит сказка?

_____________________________________________________________

3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________

_____________________________________________________________

4. Какие топоры  старик подарил мальчику?______________________

_____________________________________________________________

Оценочный лист

1. Кто автор  сказки?_________________________________________

2. Чему учит сказка?

_____________________________________________________________

3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________

____________________________________________________________

4. Какие топоры  старик подарил мальчику?_____________________

____________________________________________________________

Оценочный лист

1. Кто автор  сказки?__________________________________________

2. Чему учит сказка?

_____________________________________________________________

3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________

____________________________________________________________

4. Какие топоры  старик подарил мальчику?_____________________

____________________________________________________________

Оценочный лист

1. Кто автор  сказки?_________________________________________

2. Чему учит сказка?

_____________________________________________________________

3. Какими были мальчик и старичок?_____________________________

____________________________________________________________

4. Какие топоры  старик подарил мальчику?_____________________

____________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока литературного чтения Где правда, там и счастье (корейская сказка «Честный мальчик»).

Автор представил технологическую карту уроку и презентацию урока литературного чтения во 2 классе по теме "Где правда, там и счастье (корейская сказка Честный мальчик)" ОС Школа 2100...

2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

2 класс Технология  Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.Оригами «Птица счастья»...

. ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

Технологическая карта.Технология. 2 класс. УМК "Перспектива" Н.И.Роговцева. Издательство "Учитель"...

Технологическая карта по технологии на тему: "Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»" 2 класс

Тема: Птица счастья. Освоение техники оригами. Изделие: «Птица счастья»Цели деятельности учителя: освоение техники оригамиПланируемые результаты:   Предметные:- Знать способы раб...

Открытый урок по литературному чтению 2 класс " Где правда,там и счастье"

Конспект открытого урока по литературному чтению во 2 классе по теме:корейская сказка "Честный мальчик". Название урока: ""Где правда,там и счастье",с использованием презентац...