2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ. ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»
план-конспект урока по технологии (2 класс) на тему

Стрижко Светлана Владимировна

2 класс Технология  Тема: Птица счастья. Работа с бумагой. Складывание.
Оригами «Птица счастья»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_2_klass_origami_ptitsa_schastya.docx27.64 КБ

Предварительный просмотр:

2 КЛАСС ТЕХНОЛОГИЯ  ТЕМА: ПТИЦА СЧАСТЬЯ. РАБОТА С БУМАГОЙ. СКЛАДЫВАНИЕ.
ОРИГАМИ «ПТИЦА СЧАСТЬЯ»

Цели
деятельности
педагога

Познакомить со значением символа птицы в культуре русского народа, способами обработки бумаги – сгибанием, складыванием; учить приемам складывания изделий оригами; воспитывать терпеливость в процессе кропотливой пошаговой деятельности по созданию оригами

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Основные понятия и термины

Оригами

Образовательные ресурсы

 http://festival.1september.ru/articles/587194

Наглядно-демонстрационный материал

Графическая инструкционная карта (или предметно-технологическая) по изготовлению птицы счастья; материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия, образцы изделий оригами

Оборудование

Учебник; цветная бумага, ножницы, клей, скрепки

Планируемые
образовательные результаты

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности; понимают личную ответственность за будущий результат; проявляют бережное отношение к птицам.

Предметные: углубят представление о традиционном образе птицы в народном творчестве; узнают значение понятия «оберег»; освоят способы работы с бумагой: сгибание, складывание, приемы складывания изделий техникой оригами.

Метапредметные:

 регулятивные – овладеют способностью к самоорганизации – организации своего творческого пространства
(с каких первоначальных действий мастер приступает к процессу творчества), умением контролировать процесс

создания изделия на всех этапах работы согласно ранее составленному плану, оценивать свою работу и работу других учащихся по заданным критериям;

 познавательные – научатся осуществлять поиск необходимой информации из разных источников, извлекать необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя;

 коммуникативные – научатся вступать в коллективное сотрудничество, слушать учителя и одноклассников, формулировать ответы на вопросы, использовать образную речь при описании изделия

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие

и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность
учащихся

Формы организации
совзаимодействия
на уроке

Универсальные
учебные действия

Промежуточный
контроль

1

2

3

4

5

6

7

I. Актуализация знаний

Эмоциональная, психологическая
и мотивационная подготовка учащихся

к усвоению изучаемого материала

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

– Какие разделы учебника мы с вами изучили? Да, мы узнали больше о Земле, путешествовали по воде. Сегодня мы приступаем к изучению раздела (какого?) «Человек и воздух». На уроке вы узнаете, какое значение в нашей жизни имеет воздух, и сделаете «птицу счастья»

Слушают учителя

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной и творческой деятельности, положительно относятся к занятиям предметно-практической деятельностью; понимают личную ответственность за будущий результат.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

II. Освоение нового материала

Беседа об окружающем воздушном пространстве,

его значении

– Что такое воздух? Ответить на этот вопрос поможет нам стихотворение «Воздух»: 

Он прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.

Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.

Летом он бывает теплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой.

Мы его не замечаем,
Мы о нем не говорим,
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

                               М. Рыльский

– Воздух нужен не только людям, но и растениям, рыбам, птицам, зверям, даже грибам и многим микробам. Но для того чтобы нам легко дышалось, нужен чистый воздух. К сожалению, заводы, выбрасывающие из своих труб вредные газы, все больше загрязняют его. Да и жители городов, сел, деревень тоже добавляют в атмосферу совсем неполезных веществ, сжигая на своих

Работают

с учебником, анализируют информацию в учебнике; рассматривают образцы изделий, анализируют их

Фронтальная

Познавательные: умеют понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, под руководством учителя осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, делать выводы о значении воздуха в жизни человека.

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

участках листву, траву, пластмассовые предметы. А воздух надо беречь. Без него не будет жизни на Земле

Беседа о народных традициях заботы о пернатых, о традиционном образе птицы в народном фольклоре. Просмотр слайдов по теме «Птицы

и их гнезда». Работа с учебником (с. 80)

Организует беседу по вопросам:

– Скажите, кто перемещается по воздуху? Как называют жилище птиц? У всех ли птиц одинаковые гнезда? Что используют птицы для того, чтобы сделать гнездо теплым и уютным? Какая птица не имеет гнезда и подкидывает свои яйца в чужие гнезда?

– Люди всегда любили птиц, заботились о них. В народном календаре существует завещанный седой древностью синичкин праздник – Зинкин день (12 ноября). Весной мы тоже встречаем птиц. В старину у многих народов было представление, что весну приносят птицы: грачи, кукушки, жаворонки, кулики, галки. Начало весны связывалось в народе с такими природными явлениями, как прилет птиц, капель, таяние снега, ледоход, разрушение санного пути, увеличение долготы дня и т. п.

Главная встреча весны на Руси праздновалась 22 марта и называлась Сороки. В зависимости от климатических условий в различных областях расселения русских эти признаки проявлялись
в разное время, а следовательно, и обычаи встречи весны, тесно связанные с природными усло-

Работают

с учебником, слушают учителя, анализируют информацию в учебнике; смотрят слайды, анализируют их

Фронтальная

Личностные: имеют познавательный интерес к занятиям предметно-практической деятельностью.

Регулятивные: принимают
и сохраняют учебную задачу.

Познавательные: умеют осознанно читать тексты с целью освоения и использования информации; осуществляют поиск информации о традициях использования символических птиц счастья в культуре разных народов, традиционных для данного региона фольклорных произведениях.

Коммуникативные: умеют формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя, строить понятные для партнера высказывания

Устные ответы

1

2

3

4

5

6

7

виями, благоприятными для начала сельскохозяйственных работ, были приурочены к различным датам православного календаря. Обычно
в этот день ожидали прилет жаворонков. Ребята закликали весну словами: «Жаворонки, прилетите, красно лето принесите!» Считалось, что весну приносят с собой птицы. На Русском Севере также на Алексеев день 30 марта или на Благовещение хозяйки выпекали из теста птичек – жаворонков, с которыми дети, а иногда молодежь или женщины, выходили зазывать птиц и весну. Они развешивали и раскладывали их на возвышенных местах, подкидывали в воздух, оставляли на проталинах, имитируя прилет настоящих жаворонков или куликов. Птица-символ. Что она значила? Прочитайте текст о птицах в учебнике (с. 80).

Расскажите, какое значение люди придавали символу птицы. Как вы думаете, почему появилось название «птица счастья»? Из чего делали на Руси таких птичек?

Физкультминутка

Проводит физкультминутку

Выполняют упражнения

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к занятиям двигательной деятельностью

III. Твор-

ческая практическая

Организация рабочего места

Проверяет организацию рабочего места

Организуют рабочее место

Фронтальная

Познавательные: организовывают творческое пространство.

Личностные: имеют знания о гигиене труда

Организация рабочего места

1

2

3

4

5

6

7

деятельность

Беседа «Что

и как мы будем делать».

Работа с учебником

(с. 80–81)

– Сегодня нам предстоит выполнить «птицу счастья».

Но свою «птицу счастья» мы сделаем не из дерева, а из бумаги, чтобы она была совсем легкой, воздушной и красочной. Как называется техника, в которой выполнено это изделие? Что такое оригами? Оригами – это искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами зародилось в Японии. Само слово «оригами» в японском языке состоит из двух иероглифов: «ори» – бумага и «ками» – складывание. Первоначально это искусство использовалось в храмовых обрядах. Например, кусочки рыбы и овощей, предназначенные в дар богам, складывали в бумажные коробочки – санбо, изготовленные в технике оригами. (Можно продемонстрировать иллюстрации и технику выполнения.) Через некоторое время умение складывать фигурки из бумаги стало обязательной частью культуры японской аристократии. Это умение передавалось из поколения в поколение. Некоторые знатные семьи даже использовали оригами как герб и печать. Эту технику используем в своей работе и мы.

Комментирует некоторые пункты плана, демонстрирует приемы работы

В сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками находят несколько вариантов решения учебной задачи; проговаривают вслух последовательность производимых действий; наблюдают за действиями педагога, демонстрирующего приемы

работы

Фронтальная

Познавательные: под руководством учителя и в сотрудничестве с одноклассниками умеют обобщать, делать выводы, на основе полученной информации принимать несложные практические решения; анализировать объекты труда с выделением их существенных признаков; проводить в сотрудничестве с учителем сравнение и классификацию предметов по заданным основаниям.

Регулятивные: умеют ориентироваться в учебнике.

Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы и техники изготовления поделки

Устные ответы

.

1

2

3

4

5

6

7

Практическое задание

Наблюдает, советует, руководит деятельностью, отвечает на вопросы учащихся, помогает затрудняющимся в выполнении задания.

Контролирует соблюдение правил безопасной работы.

– Выполните изделие «Птица счастья», используя алгоритм

Отбирают необходимые материалы и ин-

струменты в зависимости от вида работы; соблюдают гигиенические нормы пользования инструментами; выполняют задание

Индивидуальная

Личностные: соблюдают правила поведения на уроке.

Регулятивные: планируют свою деятельность с опорой на послайдовый план; контролируют действия, вносят необходимые дополнения и коррективы в план и способ действия.

Познавательные: находят способы решения проблем творческого и поискового характера, решают творческие задачи самостоятельно; формулируют проблему и самостоятельно ее решают; выявляют с помощью сравнения особенности формы и пропорции «птицы счастья»

Изготовление поделки «Птица счастья» из бумаги в технике оригами

IV. Итоги урока. Рефлексия деятельности

Выставка работ учащихся

Организует обсуждение качества изготовления изделий в процессе просмотра работ

Рассматривают выполненные поделки, оценивают их

Фронтальная

Личностные: эстетически воспринимают окружающий мир, произведения искусства; понимают значение красоты природы и произведений декоративно-прикладного искусства; проявляют интерес к предмету; имеют мотивацию к творческой деятельности.

Регулятивные: оценивают

Оценивание учащихся за работу на уроке.

Устные ответы

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание ре-

Организует беседу по вопросам:

– Какую новую технику работы с бумагой мы сегодня изучили?

– Все ли вам удалось в этом задании?

– Что не удалось? Почему?

Слушают учителя,

отвечают

на вопросы

Фронтальная

.

1

2

3

4

5

6

7

зультатов

работы

– Что можно изготовить таким способом?

свою работу, сравнивая с образцом; умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о готовом изделии.

Коммуникативные: умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения

Домашнее задание

Объясняет домашнее задание.

– Найдите с помощью родителей схемы выполнения другой птицы в технике оригами, попробуйте сделать и оформить такое изделие самостоятельно. Вложите поделку в папку достижений

Слушают учителя

Индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок изобразительного искусства 2 класс. Тема "Птица Счастья. Народное искусство как часть национальной культуры."

Формирование новых знаний о народном искусстве как части национальной культуры на примере Архангельской  щепной птицы счастья- исконно русской игрушкой, украшением избы и оберегом от злых с...

урок технологии в 1 классе "Гость из леса" (работа с бумагой и картоном)

Урок направлен на формирование общего представления детей о ежике, бережного отношения к природе. На уроке происходит отработка навыка работы с шаблоном, умения вырезать одинаковые детали способом скл...

Урок технология 2 класс по теме: "Работа с бумагой. Складывание. Изделие "Птица счастья"

На уроке учащиеся  при помощи оригами создают птицу-оберег.  Они применяют умения использовать цвета, форму для достижения  своего замысла. Развивают способности к творческому самовыраж...

Конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой. Складывание. Изделие: «Птица счастья» »

В данном материале размещен конспект урока технологии по теме: «Работа с бумагой. Складывание. Изделие: «Птица счастья» »...

Конспект урока по технологии во 2 классе УМК "Перспектива" Тема: " Работа с бумагой. Конструирование. Проект "Деревенский двор"

Конспект урока по технологии 2 класс УМК "Перспектива". Тема: "Работа с бумагой. Конструирование. Проект "Деревенский двор"...

Технологическая карта урока технологии "Работа с бумагой.Оригами.Изделие: птица""

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения складывания фигур в технике оригами;Задачи урока:Дидактические:1. Освоить технику складывания оригами.2. Уч...