конспект урока М.Пришвин "Выскочка"
план-конспект урока по чтению

королёва нина николаевна

М.М.Пришвин. "Выскочка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_m.prishvin._vyskochka_2.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

М.М Пришвин «Выскочка».

Тип урока

Изучение нового материала, развитие речи.

Цели урока

Познакомить учащихся с рассказом «Выскочка»; активизировать «вдумчивое чтение» , развивать критическое мышление

Задачи урока

  1. Расширять кругозор учащихся, развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное;
  2. Развивать умение анализировать текст, выделять главное, обобщать, систематизировать, делать выводы
  3. Воспитывать любовь к природе, к Родине

Планируемые результаты изучения темы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Рассказывать об авторе на основе прослушанного текста.

Рассказывать о герое и событии;

Подводить объективный результат работы;

Оценивать собственную деятельность на уроке.

Анализировать художественный текст

Ориентироваться в своей системе знаний;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка результатов деятельности.

Понимать главную мысль рассказа «Выскочка»,

усваивать этические нормы и ценности на,примере поступков героев художественных произведений.

Формы и методы обучения:

 Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы: словесный, наглядный, практический ,метод развития критического мышления через чтение ,частично-поисковый,, исследовательский

Ресурсы

Учебно-методическое сопровождение

Словари

ИКТ

 Литературное чтение», УМК «Школа России»

Этапы урока

Деятельность учителя

Планируемые результаты

I. Организационный  

Цели: включение и мотивирование учащихся в учебную деятельность

Приветствие.Чтение хором предложения с последовательной постановкой логического ударения:

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

Какое чудесное утро!

С хорошим настроением и мы начинаем наш урок.
- Ребята, а вы заметили, какое сегодня небо? Как вели себя птицы? Что изменилось в природе за ночь?  Кругом много чудес, а мы не всегда замечаем этого, проходим равнодушно. Однако был такой удивительный писатель, который умел видеть красоту в неприметных оврагах, неглубоких вертких речках, тонком кружеве весенних лесов, в нитях осенней паутины, повисших на кленовых листьях. Журавли посылали ему прощальную песню, еловая чаща расступалась перед ним, открывая свои тайны, одуванчики тянулись к нему навстречу своими желтыми ладошками. И всем им - солнцу, облакам, деревьям, травам и цветам он говорил: «Здравствуйте!». А главным героем его произведений, была природа.

Внутренняя позиция ученика

II. Актуализация опорных знаний

Цели: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

-Ребята, перед вами произведения этого писателя. Какие из них вы читали? Что особенно запомнилось? Назовите фамилию этого удивительного писателя

 Что проверим, выполняя задание ?

Уметь осознано строить речевое высказывание в устной форме, вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное)

строить отношения в группе сменного состава

III. Постановка учебной проблемы

Цели: Мотивировать к изучению темы.

• Стимулировать желание решать проблему.

- «Я, друзья мои, говорю о природе, сам же о человеке только и думаю» М.Пришвин

Объясните смысл высказывания.

мот Посмотрите внимательно на портрет писателя. Что можно сказать об этом человеке с первого взгляда? (Добрый, ласковый, внимательный взгляд). Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год. Наблюдать, понимать, любить природу учился с ранних лет. Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди. Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» - писал Пришвин. Сможете ли вы ,ребята, открыть что-то новое ,прочитав   рассказ?

 Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме и письменной форме

 уметь выражать свои мысли полно и точно,

 выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

IV. Формирование проблемы, планирование

Цель: Стимулировать желание решать проблему

Знакомясь с новым произведением писателя «Выскочка»,какие цели  поставим перед собой?.

Совершенствовать знания о…..( творчестве М.М. Пришвина)

-Продолжить знакомство с…( творчеством писателя)

-Прочитать……. (рассказ «Выскочка»)

-Проанализировать …. (характеры главных героев).

-Понять…(главную мысль произведения)

(работа в группах)- Понятно ли вам значение слова выскочка? Где мы можем найти ответ на вопрос?(обратимся к толковому словарю)

 Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря С. Ожегова).

Выскочка - тот, кто выскочил в чины, опередив товарищей; кто выскакивает вперед, суется, с желанием выказаться, выслужиться.

 ( толкование словаря В.И. Даля)

На слайде изображения собаки,сороки,цветка

-Как вы думаете, о чём или о ком из них  может быть этот рассказ ?

- Прежде, чем познакомиться с новым произведением, выполним словарную работу: постарайтесь дать определение каждому слову ) - Проверим свои предположения, посмотрите на доску. Прочитаем, что же на самом деле означают эти выражения?

Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ ,извлекать информацию из разных источников

 Слушать и понимать речь других,,учитывать разное мнение

V. Открытие нового знания

Цель: усвоение нового материала, формирование нового знания.

- Послушайте рассказ «Выскочка» М.М.Пришвина внимательно, чтобы в дальнейшем смогли ответить на вопросы по содержанию рассказа

- Почему Пришвин назвал свой рассказ «Выскочка»?

- Кого в рассказе называют «выскочкой»?

- Почему? Подтвердите словами из текста.

Что оценим ,выполняя это задание ?

Извлекать  необходимую информацию, использовать приобретённые знания при выполнении задания

Слушать и понимать речь других

Физкультминутка:

VI.Применение нового знания.

Цель:включение нового знания в систему знаний, применение нового знания в типовых заданиях;

Чтение рассказа детьми и составление плана

План работы:

О чём рассказ

Особенности

Место и время действия.

Главные события в рассказе.

Главные герои, какие они?

Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец рассказа?

О чём этот рассказ?        

Какова главная мысль рассказа?(можно выбрать подходящую пословицу со слайда)

Собственное мнение о прочитанном. Ваша реклама/антиреклама, рекомендация книги.

По каким критериям будем оценивать работу?

Использовать приобретённые знания при выполнении задания.  Слушать и понимать речь других, осуществлять решение учебной задачи  через диалог и самостоятельность, анализировать, сравнивать,классифицировать,координировать разные позиции

VII. Рефлексия учебной деятельности

Цели: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.

Рассказ «Выскочка» вызвал у меня чувства…

Рассказ помог понять …

На уроке мне понравилось…

Мне было интересно…

Мне было трудно…

Оценка работы всей группы и каждого ученика

Спасибо за урок

Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими

Домашнее задание

На выбор:

пересказ рассказа

попробовать описать  любой интересный эпизод из жизни своего домашнего животного

Волевая  саморегуляция, осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению