Рабочая программа УМК РИТМ "Обучение грамоте"
рабочая программа по чтению (1 класс)

Бокарева Елена Витальевна

Рабочая прпограмма педагога по обучению грамоте. Для учителей, которые работают по УМК РИТМ. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение грамоте 1 класс

Пояснительная записка

Количество  часов  за год по программе:    207 часов

Из них: 115 ч на обучение русскому языку и 92 ч на обучение навыку чтения

Количество часов в неделю: 5 часов – обучение письму, 4 часа обучение чтению.

Программа составлена на основе нормативно-правовых документов:

1.Федеральный государственный образовательный стандарта начального общего образования (Стандарты второго поколения) Москва: Просвещение, 2010г.

2.Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (с изменениями  в ред. Приказов Минобрнауки России 2010г.№ 1241, 2011г. № 2357, 2012г.№ 1060. 2014г.№ 1643, 2015г.№ 1576).

3.Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию 2015 г. Протокол №1/15).

4. Образовательная программа МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35» на 2016-2020 учебные годы.

5. Учебный план МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №35».

6. учебник «Азбука» в 2 частях  — книгу, предназначенную для формирования навыков чтения и письма на основе слогового принципа русской графики (авторы Л.  И.  Тимченко, К.  Е.  Корепова, Г. М. Грехнёва); «Прописи» в 4 частях (тетрадях), рассчитанные на каждый этап обучения грамоте и предназначенные для формирования каллиграфических навыков учащихся (автор Л. И. Тимченко); методическое пособие, в котором представлены поурочные методические рекомендации к организации учебной деятельности по перечисленным учебным пособиям, приведено примерное календарно-тематическое планирование.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Во время обучения грамоте младшие школьники учатся читать и писать — овладевают новыми для них видами речевой деятельности. Они обучаются чтению слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов (от чтения по слогам до синтагматического, осмысленного чтения), усваивают русскую графику, прежде всего приемы письма рукописными буквами, делают первые шаги в овладении орфографией. Это создает предпосылки для успешного усвоения системных знаний по русскому языку, его орфоэпических и орфографических норм. Освоение техники чтения и понимание содержания прочитанного позволяют формировать у учащихся интерес к книге, любовь к чтению, воспитывать читательскую культуру. В период обучения грамоте учащиеся совершенствуют такие коммуникативные умения, как слушание и говорение, усваивают элементарные нормы речевого этикета. В основу рабочей программы данного курса положен аналитико-синтетический метод обучения грамоте, предложенный Д. Б. Элькониным.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Курс «Обучение грамоте» является начальным этапом овладения навыком чтения и изучения русского языка в 1 классе.

Учебный предмет «Обучение грамоте» реализует познавательную и социокультурную цели. Познавательной целью обучения грамоте является открытие детьми неоднозначного отношения между звуками и буквами в слове и овладение действиями чтения и письма, опирающимися на позиционный принцип русской графики. Социокультурная цель включает формирование коммуникативных компетенций первоклассников, культуру речевого поведения, развитие устной и письменной речи. 4          Для достижения обозначенных целей должны быть решены следующие практические задачи: развитие речи и культуры речевого поведения, мышления и воображения учащихся; овладение умениями участвовать в диалоге, создавать небольшие монологические высказывания; ознакомление с основными единицами языка и их функцией в речи; овладение способами звукового анализа слов; овладение механизмом слогового чтения с опорой на букву гласного звука и с постепенным переходом к чтению фонетическими словами, а затем — к беглому смысловому чтению; овладение действием письма в соответствии со слоговым принципом русской графики, формирование орфографической зоркости; овладение каллиграфическими навыками; формирование интереса к русскому языку, воспитание позитивного эмоционально-ценностного и бережного отношения к нему; обеспечение начального литературно-эстетического развития учащихся; создание условий для перехода от игровых форм деятельности к учебным; создание условий для освоения различных форм сотрудничества на уроке.

ОСНОВНЫЕ СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ЛИНИИ

В курсе обучения грамоте выделяются следующие содержательные линии: овладение чтением и письмом как видами речевой деятельности; овладение основами лингвистических знаний по фонетике и орфоэпии, лексике, грамматике (предложение); овладение русской графикой (способами обозначения мягкости-твердости согласных звуков и способами обозначения звука [й’]); овладение началами орфографии (заглавная буква, гласные после шипящих, орфограммы чк, чн, чт, щн) и пунктуации (знаки препинания в конце предложений); развитие речи.

В программе предусмотрена целенаправленная работа по развитию у первоклассников общепредметных учебных компетенций: интеллектуальных (умения анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы); познавательных (учебно-познавательных мотивов, а также умений принимать, удерживать задачи в учебной деятельности и успешно решать их под руководством учителя); организационных (умений и навыков учебного сотрудничества в коллективно распределенной деятельности).

 Программа предусматривает также овладение учащимися основными универсальными учебными действиями, в том числе действиями контроля и оценки.

СТРУКТУРА КУРСА

Обучение грамоте делится на три периода: добукварный, букварный и послебукварный. Длительность каждого периода обучения грамоте корректируется учителем с учетом дошкольной подготовки учащихся конкретного класса. Каждый из трех периодов имеет свою специфику.

В добукварный (подготовительный) период происходит развитие устной речи первоклассников, формирование элементарных аналитико-синтетических умений в работе над текстом, предложением, словом, звуками речи, подготовка руки к письму. Первоклассники учатся слушать и понимать звучащую речь, принимать участие в диалоге, отвечать на вопросы, строить небольшие устные высказывания. Формированию действий чтения и письма предшествует важный аспект обучения добукварного периода, который составляет звуковой анализ слов. Слово, центральная единица языка, становится предметом анализа со стороны его звукового состава и лексического значения. Учащиеся овладевают способами звукового анализа слов, учатся различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, звонкие и глухие. Это предусматривает вычленение слов из речевого потока, определение их последовательности и количества в предложении. В составе предложения прослеживается разница между самостоятельными и служебными словами. Большое внимание уделяется моделированию и конструированию слов и предложений.

В следующем, букварном периоде учащиеся овладевают способами обозначения разных по своим характеристикам звуков буквами в соответствии с нормами русской графики. Они прослеживают соответствие каждой буквы определенному звуку, учатся писать строчные и прописные буквы в соответствующей координатной сетке, записывать отдельные слоги, слова и предложения, а затем и небольшие тексты. Овладевая приемами обозначения на письме твердости-мягкости согласных звуков, а также звука [й’], учащиеся усваивают позиционный принцип русской графики: буква выбирается с учетом окружения звука в слове. На этой основе формируется действие письма, органично связанное с действием чтения: если письмо направлено на создание буквенного образа слова, то чтение — на воспроизведение слова по его буквенной записи. Уже на первых этапах письма в слове обнаруживаются места, когда выбор буквы однозначно не определяется произношением. В процессе такого анализа усваивается понятие об орфограмме — месте в слове, где можно допустить ошибку (большая буква, перенос слов, интервалы между словами, гласные после шипящих, буквосочетания чк, чн, щн). Кроме того, продолжается работа по формированию начальных представлений о языке и языковых умений, по развитию умений слушать и понимать устную речь, строить собственные высказывания, участвовать в диалоге.

Послебукварный период предназначен для совершенствования умения читать и писать, для развития устной речи учащихся, умения производить элементарные аналитико-синтетические операции с языковыми единицами разных уровней. Занятия в этот период готовят учащихся к изучению отдельных курсов — русского языка и литературного чтения. Немаловажными задачами периода обучения грамоте являются развитие у учащихся интереса к книге, формирование умения самостоятельно работать с ней. Такая работа предполагает листание, рассматривание книги, выяснение того, одно или несколько произведений в книге, где (на какой странице) их начало и конец, и т.  п. Школьники учатся высказывать предположения (на основе иллюстраций, заглавия, которое читает учитель) о возможном содержании текста, а после слушания делать вывод о правильности своих предположений. Со временем дети привлекаются к чтению заглавия книги, фамилии и имени автора, а к концу года — к самостоятельному чтению детской книги или ее фрагментов. Работая с учебной книгой — «Азбукой», дети учатся листать ее и находить нужную страницу, обнаруживать условные обозначения на форзаце и страницах учебника и др. Важной составляющей периода обучения грамоте является формирование графических навыков и техники письма.

Обучение письму также делится на три периода: подготовительный, основной и заключительный. В процессе подготовительного этапа обучения письму решаются следующие задачи: формирование у учащихся правильной посадки при письме, умения правильно располагать тетрадь на парте, правильно держать ручку; знакомство с основными направлениями движения руки в процессе письма (сверху вниз, снизу вверх, справа налево, слева направо); формирование понятия о прямой линии (вертикальной, горизонтальной, наклонной), об овалах и полу- 8 овалах, а также умения ориентироваться на странице рабочей тетради «Прописи» и на классной доске; знакомство с основными элементами графической системы и отработка их начертания.

Для решения перечисленных задач первокласснику предлагается комплекс упражнений на построение разных графических элементов, обведение фигур по клеточкам и по пунктиру, штриховку, раскрашивание, «рисование» специальных узоров-бордюров, письмо основных элементов строчных и заглавных рукописных букв и их соединений. В процессе основного периода обучения письму решаются такие задачи: формирование у учащихся зрительно-двигательных образов всех рукописных букв — строчных и прописных; обучение детей общепринятому начертанию букв и их соединений в слогах и словах; отработка безотрывности письма в тех случаях, когда безотрывные соединения букв являются естественными (пл, ле, ми), не требующими повторного проведения по одной и той же линии или возвращения руки назад (ол, па); отработка устойчивости угла наклона, ширины и высоты воспроизводимых букв и их соединений; формирование у учащихся аналитического восприятия отдельных букв и их комплексов; формирование у учащихся способов письма, обеспечивающих запись под диктовку слов, написание которых полностью определяется произношением и правилами графики; формирование у учащихся умения записывать под диктовку предложение как целостную смысловую единицу.

В заключительном периоде закрепляются и совершенствуются навыки письма, полученные в основном периоде обучения письму: устранение намечающихся недостатков в письме детей; отработка начертаний тех букв и их соединений, которые представляют трудности для первоклассников; продолжение формирования у учащихся умения писать предложения на слух; создание условий для овладения действием списывания предложений (с рукописного и печатного текста) по специальным правилам. Работа по письму на всех этапах обучения предполагает развитие у школьников культуры оформления письменных работ (начало письма на первой верхней основной строке страницы, отступ от предыдущей работы, расположение заголовка по центру строки, соблюдение абзацев, полей, аккуратности подчеркиваний, исправлений и др.).

ВИДЫ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Обучение грамоте связано с задачей формирования у первоклассников коммуникативных компетенций, предусматривающих овладение такими видами речевой деятельности, как слушание, говорение, чтение и письмо. Овладение слушанием как видом речевой деятельности предполагает: восприятие на слух языковых единиц разного уровня; определение на слух последовательности и количества слогов и звуков в слове, определение количества слов в предложении; понимание содержания предъявляемых текстов (по сложности подобных букварным), принадлежащих к художественному и разговорному стилям речи (сказка, рассказ, стихотворение); восприятие на слух инструкций, касающихся выполнения учебных действий, условий учебной игры. Развитие и совершенствование навыков говорения предусматривает: формирование умения регулировать дыхание, силу голоса, темп речи; 10 чтение наизусть небольших стихотворений, загадывание и отгадывание загадок, произнесение скороговорок и др.; воспроизведение по ролям диалогов из прослушанных сказок, рассказов; построение вопросов и ответов на них по содержанию прослушанного или прочитанного текста, по картинке, учебной ситуации в классе и др.; построение и разыгрывание диалогов по темам, близким жизненному опыту детей; усвоение норм речевого этикета в ситуациях учебного и внеучебного общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой); построение связного высказывания по данному началу и рисунку (серии рисунков), на основе прослушанного текста, случая из жизни; соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Овладение чтением включает: осознание роли умения читать в жизни школьников и взрослых людей; осознанное чтение доступных текстов; правильное интонирование предложений, в конце которых стоят разные знаки препинания. Овладение письмом как особым видом речевой деятельности предусматривает: осознание роли умения писать в жизни людей; понимание преимущества письма перед другими средствами передачи информации (жесты, условные обозначения, звуковые сигналы и др.); формирование гигиенических и технических навыков письма; овладение умением списывать с рукописного и печатного текстов, писать под диктовку в соответствии с изученным орфографическим и пунктуационным материалом.

                       УМК разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и ориентирован на освоение знаний по русскому языку и литературному чтению, обеспечивающих успешное обучение учащихся на данной и последующих ступенях, на воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному слову, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, стремления совершенствовать свою речь.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные: 

  • осознание языка как основного средства человеческого общения и явления национальной культуры;
  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому и родному языкам, стремление к их грамотному использованию; осознание себя учеником, проявление интереса к другим ученикам и учителям;
  • следование принятым нормам поведения в школе;
  • осознание и принятие таких человеческих ценностей, как уважительное отношение к одноклассникам и учителям, дружелюбие;
  • установка на безопасный образ жизни (безопасное поведение на экскурсии, во время перемены); умение следовать инструкции.

Метапредметные: 

  • умение оценивать свою работу по критериям, предложенным учителем;
  • принимать оценку учителем и одноклассниками результата своей работы;
  • умение сравнивать результат своей работы с предложенным образцом, а также с результатами работ одноклассников (в паре);
  • умение пользоваться различными знаками и символами для составления моделей и схем изучаемых объектов.

Предметные: 

  • осознание номинативной функции слова и коммуникативной роли предложения;
  • осознание смыслоразличительной роли звуков; различение гласных и согласных звуков, согласных твердых и мягких, звонких и глухих;
  • овладение способом вычленения звуков в словах и определение их последовательности;
  • умение отражать качество звуков в звуковой схеме и звуковой записи слова;
  • овладение способом деления слова на слоги, определения ударного слога;
  • умение различать звуки и буквы;
  • правильное называние букв алфавита и знание их основных звуковых значений;
  • умение связно и ритмично писать строчные и заглавные буквы, правильно соединять их; овладение нормами русской графики (способами обозначения на письме мягкости согласных звуков с помощью букв я, ю, е, ё, и и буквы ь;
  • способами обозначения на письме звука [й’] с помощью букв я, ю, е, ё); овладение основным правилом переноса слов с одной строки на другую — по слогам;
  • овладение обобщенным понятием об орфограмме;
  • умение писать заглавную букву в именах и фамилиях людей;
  • применение правил правописания жи, ши, ча, ща, чу, щу, а также чк, чн, чт, щн; умение определять границы предложений в устной речи и на письме, начинать писать предложение с большой буквы, в конце предложения ставить точку;
  • употребление в речи слов речевого этикета; овладение способом различения слов-названий и служебных слов;
  • умение правильно писать под диктовку отдельные слова, написание которых не расходится с произношением, а также предложения и небольшие тексты, состоящие из таких слов;
  • умение списывать по правилам слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтами;
  • составление трех—пяти предложений на определенную тему (устно).

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Фонетика 

Речевые и неречевые звуки. Звуки речи. Установление последовательности и количества звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Осознание единства звукового состава слова и его лексического значения. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твердых и мягких, звонких и глухих; условное обозначение фонематических характеристик звуков на схеме. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение ударного слога в слове. Произнесение слов с правильным ударением.

Графика 

Переход от графической модели слова к обозначению звуков в слове знаками упрощенной фонетической транскрипции. Различение звука и буквы — буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв гласных (я, ю, е, ё, и) и буквы ь. Обозначение звука [й’] с помощью букв я, ю, е, ё. Знакомство с русским алфавитом как определенной последовательностью букв.

Чтение

Формирование навыка слогового чтения с ориентацией на букву, обозначающую гласный звук. Плавное чтение по слогам отдельных слов, а также слов в составе словосочетаний и небольших предложений. Переход от слогового чтения к чтению целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребенка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и небольших текстов.  Интонирование предложений в соответствии со знаками препинания: точки, запятой, вопросительного и восклицательного знаков. Соблюдение пауз, которые отделяют одно предложение от другого. Чтение диалогов по ролям. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Отработка навыков правильного произношения гласных и согласных звуков, произношение слов с правильным ударением во время чтения целыми словами и смысловыми единицами (орфоэпическое чтение). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо

Усвоение гигиенических навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки: рисование, штриховка, создание рисунков, орнаментов, бордюров. Формирование умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Письмо основных элементов строчных и прописных рукописных букв, их размещение на рабочей строке тетради. Формирование навыков каллиграфического письма. Анализ графического образа рукописных букв (строчных и прописных), сопоставление их структурных элементов, письмо строчных и прописных букв и их соединений (верхнее, среднее, нижнее — отрывное и безотрывное). Отработка действий послогового письма (в процессе введения букв, обозначающих согласные звуки, парные по звонкости-глухости). Списывание слогов, слов, предложений с рукописного и печатного текста по специальным правилам. Запись простейших предложений с предварительным их моделированием. Письмо под диктовку слов, словосочетаний и предложений, в которых произношение слов не расходится с написанием. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса. Слово и предложение Начальное представление о слове и предложении. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Выделение слова из речевого потока. Наблюдение над значением слова. Слова-названия и слова-помощники (служебные слова). Составление предложений по картинке. Составление предложений из заданных слов. Определение количества слов в предложении. Составление графических моделей предложений.

Орфография

Формирование обобщенного понятия об орфограмме как месте в буквенной записи слова, которое однозначно не определяется произношением.

Орфограммы, не связанные с обозначением звуков буквами: прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

интервалы между служебными и самостоятельными словами;

перенос слов со строки на строку по слогам;

знаки препинания в конце предложения.

Орфограммы, связанные с обозначением звуков буквами: обозначение гласных после шипящих (жи  — ши, ча — ща, чу — щу);

буквосочетания чк, чн, чт, щн;

буквы ь и ъ — разделительные знаки.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(обучение чтению)

(92 ЧАСА)

Тема

Добукварный период    21 ч.

1

Знакомство с учебником «Азбука» С.Я. Маршак «Первое сентября»

2

Роль речи в жизни людей. Составление небольших высказываний.

3

Культура общения и поведения. Слушание и понимание устной речи.

4

Составление предложений из заданных слов, по картинке, по модели. Схема предложения.

5

Роль предложения в языке. Составление предложений и небольшого текста.

6

Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы к т о? ч т о?

7

Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы к т о? ч т о?

8

Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы какой? Какая? Какое? Какие?

9

Общее грамматическое значение слов — способность отвечать на вопросы что делает? что сделает?

10

Слова-названия и слова-помощники — служебные слова.

11

Слог.  Упражнения в определении количества и последовательности слогов в слове.

12

Ударение. Определение ударного слога в слове.

13

Звуки речи и неречевые звуки.

14

Определение последовательности звуков в слове.

15

Соотнесение звуков и схемы слова.

16

Составление слов и предложений по схемам.

17

Составление слов и предложений по схемам.

18

Гласные звуки. Слогообразующая роль гласных звуков.

19

Согласные твёрдые звуки.

20

Деление слов на слоги. Соотнесение слов со схемами.

21

Согласные мягкие звуки.

Основной (букварный) 62 ч

23

Город «Букваринск» И .Токмакова. Гласный звук ( а). Буква А,а.

24

Гласный звук (й а). Буква Я,я.  

25

 Сравнение звуков (а ) и (йа) в словах.

26

Гласный звук( о). Буква О,о.

27

Гласный звук (йо).Буква Ё,ё.

28

Сравнение звуков (о) и (йо) и букв о,ё..

29

Гласный звук (у).Буква У,у

30

Гласный звук (йу).Буква Ю,ю.

31

Гласный звук э. Буква  Э,э.

32

Гласный звук (йэ). Буква Е,е

33

Упражнение в чтении слогов, сочетаний и слов

33

Гласный звук и.Буква И.и.

34

Гласный звук ы. Буква ы.

35

Согласный звук (м,м).Буква М.м.

36

Упражнение в чтение слогов и слов.

37

Согласный звук (л).Буква Л,л.

38

Упражнение в чтение слогов и слов.

39

Согласный звук (р,р).Буква Р.р

40

Упражнение в чтение слогов и слов, предложений

41

Согласный звук (н,н).Буква н,н

42

Упражнение в чтение слогов и слов, предложений

43

Русские народная сказка «Заюшкина избушка». Работа со схемами

44

Русские народная сказка «Лиса и журавль». Работа со схемами

45

Согласный звук (г,г).Буква Г,г

46

Упражнение в чтение слов, предложений.

47

Согласный звук (,к,к).Буква К.к.

48

Упражнение в чтение слов, предложений.

49

Согласный звук (,д,д).Буква Д,д

50

Упражнение в чтение слов, предложений. Е.Чарушин «Почему Тюпу прозвали Тюпой»

51

Согласный звук (т,т).Буква Т.т.

52

Упражнение в чтение слов, предложений. Г.Снегирёв «Бурундук»

53

Согласный звук (б, б).Буква Б.б.

54

Упражнение в чтение слов, предложений.

55

Согласный звук (п, п).Буква П,п

56

Упражнение в чтение слов, предложений.

57

Согласный звук (з, з).Буква З,з

58

Упражнение в чтение слов, предложений.

59

Согласный звук (с, с).Буква С,с

60

Упражнение в чтение слов, предложений.

61

Согласный звук (в, в).Буква В,в

62

Упражнение в чтение слов, предложений.

63

Согласный звук (ф, ф).Буква Ф,ф

64

Профессии. Упражнение в чтение слов, предложений, текста.

65

Буква ь.

66

Упражнение в чтение слов с ь.

67

Согласный звук й. Буква Й,й.

68

Упражнение в чтение слов, предложений.

69

Звука два буква одна.

70

Упражнение в чтение слов, предложений.

71

Согласные звуки (ж,ш).Буквы Ж,ж,Ш,ш

72

Упражнение в чтение слов, предложений.

73

Произношение и чтение слов с сочетаниями жи, ши.

74

Произношение и чтение слов с сочетаниями же, ше.

75

Согласные звуки (ч,щ).Буквы Ч,ч.Щ.щ

76

Чтение слов с сочетаниями ча,ща,чу,щу.

77

Упражнение в чтении.   «Качели» по О. Онисимовой

78

Чтение слов с сочетаниями чк,чн,чт,щн.

79

Согласный звук(х,х).БукваХ,х.

80

Упражнение в чтение слов, предложений.

81

Согласный звук(ц,ц).Буква ц,ц.

82

Буква Ъ. Сравнение Ъ и Ь знаков

83

Алфавит

84

Упражнение в чтение слов, предложений.

Заключительный (послебуквенный) 8 ч

85

Как хорошо уметь читать. Как Петя буквы учил.

86

Русские народные сказки

87

А.С.Пушкин. Стихи. Л.Н.Толстой  «Лев и мышь», «Садовник и сыновья».

88

К.Чуковский. Викторина по сказкам. Е.Благинина. «Картины природы»

89

М.Пляцковский «Солнышко на память»,  В.Берестов «Дракон»

90

Б.Заходер «Про кита»   Д.Хармс «Очень-очень вкусный пирог»О.Григорьев «Про ребят»

91

В.Осеева «На катке»   А.Митта «Шар в окошке»

92

Урок праздник «Прощай, Азбука!»

        КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

(обучение письму)

(115 ЧАСОВ)

Тема

Подготовительный (добуквенный)-   27  часов

1

«Прописи»- первая учебная тетрадь.

2

Рисование бордюров и штриховка по образцу.

3

Создание рисунков и  орнаментов из прямоугольников.

4

Создание рисунков и  орнаментов из треугольников.

5

Создание рисунков и  орнаментов из наклонных длинных и коротких линий.

6

Создание рисунков и  орнаментов из овалов.

7

Создание рисунков и  орнаментов из кругов.

8

Создание рисунков и  орнаментов из волнистых линий.

9

Обведение печатных букв.

10

Верхняя и нижняя линия рабочей строки. Письмо коротких наклонных  прямых линий.

11

Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий.

12

Упражнение в написании длинных и коротких наклонных прямых линий.

13

Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий с закруглением внизу (вправо).

14

Письмо длинных линий с закруглением внизу (влево)

15

Письмо длинных линий с закруглением внизу (влево)

16

Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий с закруглением внизу(влево)

17

Письмо наклонных линий с петлёй внизу.

18

Письмо наклонных линий с петлёй вверху.

19

Письмо е-элемента.

20

Письмо больших и малых овалов.

21

Письмо больших и малых полуовалов

22

Письмо коротких линий с закруглением внизу вправо и вверху влево.

23

Письмо длинных и коротких наклонных прямых линий с закруглением внизу и вверху

24

Упражнение в написание изученных элементов

25

Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу

26

Чередование элементов прямые с  нижним закруглениями и петлёй внизу.

27

Письмо овалов и полуовалов.

Основной (букварный)-  79часов

28

Строчная буква а

29

Заглавная буква А.

30

Строчная буква я. Заглавная буква Я.

31

Строчная буква о.

32

Заглавная буква О.

33

Строчная буква ё.

34

Заглавная буква Ё.

35

Строчная буква у

36

Заглавная буква у.

37

Упражнение в написание изученных букв.

38

Строчная и заглавная буква Ю, ю.

39

Строчная и заглавная буква э, Э.

40

Строчная и заглавная буква е, Е

41

Строчная и заглавная буква и, И

42

Строчная буква ы.

43

Строчная и заглавная буква м, М.

44

Письмо слогов, слов с  буквой м, М

45

Упражнение в написание изученных букв и соединений.

46

Строчная буква л

47

Заглавная буква Л

48

Строчная буква р.

49

Заглавная буква Р

50

Упражнение в написание букв, слогов, слов.

51

Строчная буква н.

52

Заглавная буква Н

53

Упражнение в написание букв, слогов, слов. Заглавная буква в именах.

54

Упражнение в написание слогов, слов и предложений.

55

Списывание слов с  печатного текста.

56

Строчная буква г.

57

Заглавная буква Г.

58

Строчная буква к.

59

Заглавная буква К.

60

Упражнение в написание слогов, слов и предложений.

61

Строчная буква д.

62

Заглавная буква Д.

63

Строчная буква т.

64

Заглавная буква Т

65

Упражнение в написание слогов, слов и предложений.

66

Строчная буква б.

67

Заглавная буква Б

68

Строчная буква п.

69

Заглавная буква П.

70

Письмо слогов, слов и предложений.

71

Строчная буква з.

72

Заглавная буква З.

73

Строчная буква с.

74

Заглавная буква С

75

Письмо слов и предложений. Заглавная буква в названиях городов.

76

Строчная буква в.

77

Заглавная буква В.

78

Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.

79

Строчная буква ф. Заглавная буква Ф.

80

Списывание  слов  и предложений с  печатного текста.

81

Буква ь.

82

Письмо  ь на конце и в середине слова

83

Письмо под диктовку.

84

Строчная и заглавная буква й, Й.

85

Упражнение в написании слов и имён с й.

86

Письмо под диктовку слов, предложений.

87

Звука два, а буква одна.  Письмо слов с буквами ю, я, е, ё

88

Письмо слов и предложений.

89

Строчная и заглавная буква ж, Ж

90

Строчная и заглавная буква ш, Ш.

91

Упражнения в списывание с печатного текста.

92

Письмо сочетаний жи, ши.

93

Слова с сочетаниями хи-ши

94

Письмо деформированных предложений

95

Строчная и заглавная  буква ч,Ч.

96

Строчная и заглавная  буква Щ.

97

Письмо сочетаний ча. ща, чу, щу.

98

Упражнения в написание слов с сочетаниями ча. ща, чу, щу

99

Письмо сочетаний чк, чн, чт, щк, щн.

100

Строчная и заглавная  буква х,Х.

101

Составление и письмо деформированного текста.

102

Строчная и заглавная  буква ц, Ц.

103

Письмо сочетаний ци, цы.

104

Письмо слов и предложений.

105

Буква ъ.

106

Алфавит.

107

Алфавит

Заключительный (послебуквенный) 8 часов.

107

Списывание печатного текста.

108

Упражнение в написании под диктовку слов и предложений.

109

 Упражнение в написании под диктовку текста.

110

Письмо слов с сочетаниями жи, ши.

111

Письмо слов с сочетаниями ча. ща, чу, щу.

112

Проверочная работа. Письмо слов с сочетаниями чк, чн, чт, щк, щн.

113

Составление и запись деформированных предложений.

115

Урок праздник. Как хорошо уметь писать

Материально техническое обеспечение учебного процесса.

Обучение грамоте 1 класс

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечания

Книгопечатная продукция

1. Программа курса   Обучение грамоте : 1 класс : / Л. И. Тимченко. — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017..

2. Рабочая программа Обучение грамоте : 1 класс : рабочая программа / Л. И. Тимченко. — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.

3. Учебник. Азбука. В 2  ч. (авторы Л.  И.  Тимченко, К. Е. Корепова, Г. М. Грехнёва). / Л.  И.  Тимченко, Г. М. Грехнёва, К. Е. Корепова. — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.

4. Прописи. В 4 ч. (автор Л. И. Тимченко). ). / Л.  И.  Тимченко, — 2-е изд., перераб. — М. : Дрофа, 2017.

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В программе определены цели и ценностные ориентиры начального курса  обучение грамоте: рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса. тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение.

Учебник и Прописи входит в УМК «РИТМ» и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, Примерным программам по русскому языку и литературному чтению в начальной школе. Азбука является основным учебником в период обучения грамоте, базой для дальнейшего изучения русского языка и литературного чтения. Учебно-методический комплект Азбуки создает условия для развития основных видов речевой деятельности (слушание, чтение, говорение и письмо), позволяет в период обучения грамоте закладывать основы личностных, метапредметных и предметных учебных действий, которые будут формироваться у младших школьников при изучении русского языка и литературного чтения. Азбука прежде всего адресован первоклассникам с хорошим уровнем дошкольной подготовки, но может быть использован и для обучения детей, которые не умеют читать, что позволяет обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.

Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации

Демонстрационные таблицы (1-4 классы) Наборы сюжетных картинок в соответствии с программой по литературному чтению. Словари по русскому языку.

Репродукции картин и художественные фотографии в соответствии с программой по литературному чтению. Детские книги разных типов из круга детского чтения. Портреты поэтов и писателей.

Комплект таблиц охватывает большую часть основных вопросов каждого года обучения

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства

Презентации к урокам.

Технические средства обучения

1. Классная доска.

2. Магнитная доска.

3. Интерактивная доска.

4. Компьютер для учителя.

5. Компьютеры для школьников.

6.Телевизор.

7. DVD плеер.

С диагональю не менее 72 см.

Учебная мебель

Столы

Стулья

Стеллажи для книг и оборудования

Мебель для хранения таблиц и плакатов

В   соответствии   с   санитарно-гигиеническими нормами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В....

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по программе "Начальная школа XXI века"

В данном файле представлены материалы по обучению грамоте...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс Программа "Гармония"...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса программа "Гармония"

Представлена рабочая программа по обучению грамоте  для 1 класса по программе "Гармония"....