конспект урока
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Серафима Владимировна Кудрявцева

конспект урока по литературному чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_lit._chtenie.docx38.95 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературного чтения в 3 классе

ТЕМА: И.А. Крылов «Мартышка и очки»

ЦЕЛЬ: Создать условия для знакомства с жизнью и творчеством И.А.Крылова, с басней «Мартышка и очки»

ЗАДАЧИ: 

Образовательные:

  • Формировать умение определять басню как жанр литературы по характерным признакам  
  • Учить видеть иносказательный смысл басен, находить мораль в произведении.
  • Формировать навык выразительного и осознанного чтения.

Развивающие:

  • Развивать умение планировать и осуществлять учебную деятельности и организовать учебное сотрудничество с педагогами и сверстниками.
  • Развивать умения, выделять главное, обобщать полученные знания.
  • Развивать мышление учащихся посредством анализа, сравнения и обобщения при работе над басней.
  • Развивать речь, эмоций, логическое мышление обучащиюхся.

Воспитательные:

  • Сформировать мотивацию учащихся к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
  • Воспитывать активность, самостоятельность и аккуратность в работе.

Формируемые УУД

Личностные: 

- проявлять интерес к новому жанру - басне;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на примере изучаемых произведений;

Метапредметные:

регулятивные:

 - понимать учебную задачу урока; осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя;

- определять цель учебного задания, контролировать свои действия в процессе его выполнения, обнаруживать и исправлять ошибки;

- отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения;

познавательные: 

- находить в тексте ответы на вопросы;

- определять мораль басни;

коммуникативные:

- формулировать собственное мнение и позицию;

- умение работать в группе.

Предметные: 

- понимание предметного содержания  знания; умение применять знания, анализировать.

- учиться средствам выразительности.

Оборудование: Учебник Л.Ф. Климанова «Литературн6ое чтение» 3 класс, карточки «Жанры», словарь. аудиозапись

Ход урока

Приветствие  учителя

Прозвенел для нас звонок.

Рот закрыли на замок.

Тихо сели,

Ноги вместе,

Книги, ручки – всё на месте.

Руки замерли у всех.

Будем думать, будем слушать –

И учиться лучше всех!

Речевая разминка

Ваня - Ваня простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед
И поехал в огород

 

 Проверка домашнего задания

- Какой большой раздел мы изучали?

(Великие русские писатели и поэты)

- С какой сказкой познакомились? 

(Сказка о царе Салтане)

- Кто автор?

(А. С. Пушкин)

- На дом было задание выучить наизусть отрывок сказки и разыграть.

Чтение отрывков наизусть.

- Что сказочного в произведении А.С.Пушкина? 

(- Присутствие волшебных героев: царевна- лебедь, тридцать три богатыря, белочка-затейница, чародей-коршун; волшебные превращения.)


Актуализация знаний

- На доске зашифрованы названия литературных жанров.

ЛИНАЫБ, КЗАСАК,

ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК

-Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка

 Работа в паре

- Расшифруйте их и определите, с каким из них мы ещё не встречались?
- Сегодня мы обратимся к жанру басни.
- Мы должны выяснить, какие характерные признаки есть у басни?

- Расшифруйте и вы отгадаете ФИО автора

(расположите числа в порядке возрастания и прочитайте фамилию автора)

15,84,34,48, 78, 8.

8

15

34

48

78

84

К

р

ы

л

о

в


Работа с текстом до чтения

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова
- А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе.

( Собака, кошка, мартышка, корова, овца, коза.)


- Сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Мартышка и очки», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях.

На доске опорная запись:

1) Узнать, …

2) Учиться понимать …

Ответить на вопрос: для чего мы читаем басни И. А. Крылова?

Прежде всего познакомимся с творчеством замечательного баснописца И. А. Крылова.

Биография Крылова

И. А. Крылов родился в 1769 году, А. С. Пушкин – в 1799 году. Значит, был современником И. А. Крылова, очень любил его басни и назвал его «истинно народным поэтом». Рассмотрите на развороте учебника репродукцию портрета И. А. Крылова работы Карла Брюллова. Каким он вам представляется по характеру?

 Да, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. Таким же мудрым и проницательным запечатлён баснописец в бронзе. На каждой стороне высокого постамента, на котором размещён памятник, барельефные изображения животных – персонажей его басен. Памятник был сооружён на деньги, которые собирали по всей России и построен в С.-П. в Летнем саду. Почему народ так высоко чтит память о великом баснописце, поговорим об этом, когда будем подводить итог урока.

- Что узнали о детстве баснописца? 

- Чем он занимался?

- В чём его успех? 

- Что такое басня?

(Ищут пояснение в словарях, кто не может ответить на вопрос, читают ответ.)
Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются недостатки людей;

-В баснях обычно действуют животные, в которых мы легко узнаём людей;

-Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, где объясняется смысл басни.

- Почему слова «Очки» и «Мартышка» написаны с большой буквы?

 (Это герои басни)

Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?

- Так кто главные герои басен? (животные)
- Чьи поступки высмеивает автор? (людей)

-Значит, все недостатки людей автор переносит на? (животных)
-А это обидно для человека?  (нет)
-Как вы думаете, указывал ли автор в баснях на недостатки конкретного человека? (Нет, автор высмеивал плохие поступки всех людей )
-
И.А Крылов, высмеивая людские пороки, использует довольно необычный приём: переносит их на животных, а это для человека не обидно и наказать за это – нельзя, хотя каждый может увидеть в этом свои пороки.

Физкультминутка

Словарная работа.

- Чтобы текст басни был понятен, поработаем над лексическим значением слов:

 Работа в группах (пользуются словарями):

Дюжина- 12;

Полдюжины- 6;

Темя - верхняя часть головы;

Нанижет - оденет подряд на нитку, проволоку;

Нет проку - нет толку;

Невежда - необразованный, несведущий человек;

К худу клонит - к плохому клонит;

Познатней - знать - в буржуазно - дворянском обществе: высший слой привилегированного класса;

Невежа -грубый, невоспитанный человек.

Работа над текстом во время чтения.

- Послушайте басню в исполнении актёра, постарайтесь представить себе те лица, о которых идёт речь.

- Понравилось ли вам исполнение басни?

Чтение басни учащимися.

- Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с очками.

   Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки.

- Почему Мартышка решила, что люди её обманули?

 - Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку?

 - В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?

- Найдите в тексте мораль этой басни.

- С каким человеческим пороком боролся Крылов, создавая эту басню?

- Что же автор хотел сказать нам,  читателям?

( Надо учиться, чтобы быть образованными, стыдно быть невеждами)

- Да, ребята, Крылов помогает увидеть в себе недостатки и подсказывает, как можно избавиться от них. Его басни высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, бахвальство, лень, невежество, ложь и т.п.

- Как читаем первые строчки? (спокойно)

 - Прочитайте выразительно, как Мартышка примеряла очки.

- Как реагирует Мартышка на то, что очки не действуют? С какой интонацией нужно читать эти строки? С радостью, огорчением, досадой, недовольством?   (с досадой, недовольством)

- Как понимаете выражение «это зло ещё не так большой руки», «тьфу, пропасть!», «проку на волос нет в них»  (нет пользы), «о камень так хватила их, что только брызги засверкали»

Чтение по ролям

Работа с текстом после чтения

Вернемся к нашим целям, которые поставили в начале урока. Что узнали нового? (Узнали, что такое басня)

Что научились понимать? (научились понимать мораль)

- Для чего люди читают басни И. А. Крылова? (Чтобы стать умнее, лучше, не совершать подобных ошибок)

- Чтение басен Крылова обогащает нас знанием жизни. Басни учат нас мудрости жизни. Познакомиться с новой басней, значит стать умнее, узнать что-то новое и важное о себе и о людях. Вот почему народ высоко чтит память о великом баснописце.

- Хотели бы вы быть похожими на героиню басни?

Рефлексия

- Закончите предложение, выбрав слова, которые соответствуют вашему настроению. Урок был для меня:

 интересный, сложный, увлекательный, непонятный, познавательный, трудный

Вот и кончился урок

И подводим мы итог.

Хорошо вы потрудились

Вам пора и отдыхать.

Переменку веселитесь

И начнем урок опять!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...