Игры-драматизации во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности
статья по чтению (3 класс)

Эркерт Диана Дмитриевна

Использование игр-драматизаций во внеурочной деятельности младших школьников с аутическими чертами личности как средство развития умения выразительно читать.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx192.46 КБ

Предварительный просмотр:

Диана Дмитриевна Эркерт,

Валентина Александровна Шомшина

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ДРАМАТИЗАЦИЙ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С АУТИЧЕСКИМИ ЧЕРТАМИ ЛИЧНОСТИ В 3 КЛАССЕ

         Аутизм является болезненным состоянием психики, погружённостью человека в себя, стремлением уйти от контактов с окружающим миром, в ходе чего у ребёнка наблюдается снижение коммуникации в жизнедеятельности, трудности в общении и обучении, в то время как аутические черты личности — это некое проявление болезненных состояний психики. Люди с аутическими чертами могут не желать общаться, быть замкнутыми, иметь склонность к шаблонным, повторяющимся действиям. Наиболее характерные особенности - это нежелание смотреть собеседнику в глаза, неэмоциональность, нередко и проблемы с речью. Аутические черты отличаются от самого аутизма, аутические черты возможно скорректировать до такой степени, что какие-либо нарушение не будут мешать человеку в развитии коммуникативных способностей

         При выявлении аутических черт у младшего школьника специалисты чаще всего отмечают эмоциональную задержку речевого развития. Зачастую редкое проявление эмоций может не соответствовать смыслу сказанного, т.к. младший школьник с аутическими чертами личности испытывает затруднения в восприятии чужих эмоций, переживаний, чувств. Соответственно, перенос интонации на смысл содержания может кардинально меняться, что в будущем может повлечь за собой еще большие трудности в общении с людьми, а также трудности обучения. Одной из трудностей обучения у детей с аутическими чертами личности чаще всего является неумение выразительно читать. В современной школе несомненно этому аспекту уделяется особое внимание, но при обучении детей с аутическими чертами личности учителя очень часто испытывают трудности в выборе эффективных методов и приемов, направленных на развитие выразительности чтения.

         Специалистами выделяется ряд характеристик, определяющих качество чтения, среди них - выразительность чтения. Особенность его заключается в том, что оно формируется только после того, как у учащегося сформируются другие основные навыки чтения: узнавание букв, чтение по слогам и другие.

         В педагогической практике начальной школы для формирования навыка выразительного чтения используется целый ряд приемов: прием театрализации, игра-перевоплощение, смена ролей, где учащиеся пытаются почувствовать себя в другом образе. Распространенным считается прием ведения ребенком «заветной книжки», в которую обучающийся записывает всё то, что помогло ему стать выразительным. Это могут быть рисунки, сказки, которые школьник сочинит сам, а также многие другие материалы. Также рекомендуется знакомить обучающегося со «знаками», помогающими правильно интонировать. Приём  «произнесение чистоговорок» помогает выработать правильную интонацию и четкость произнесения слов.
Прием «
искажение слов» делает прочтение произведения обучающимися проблематичным. Столкновения с трудностями помогает ученику развивать как навык чтения, так и навык выразительности.

         Особого внимания для развития выразительного чтения заслуживает прием игры-драматизации. Игра – драматизация является одной из разновидностей игровой деятельности. Не случайно известный психолог Л.С. Выготский назвал игровую деятельность «девятым валом психического развития».

         Можно выделить несколько видов игр-драматизаций:

1) Ролевой диалог героев произведения.

2) Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц имитация основных эмоций человека (выглянуло солнышко - дети обрадовались: улыбнулись, захлопали в ладоши, запрыгали на месте).

3) Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

4) Игра-импровизация под музыку.

5) Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов, которые рассказывает читающий [1, c.23].

При осуществлении игр-драматизаций необходимо соблюдать определенные этапы:

1.Подготовительный: знакомство детей с художественными произведениями, анализ персонажей.

2.Подготовка к игре: закрепление с детьми роли и сюжет игры.

3.Проведение игры: стимулирование детей к активному участию [2,c.21]
Для детей с аутическими чертами важно  реализовать не только стандартные этапы игры, но и воспользоваться дополнительным:

1. Установление контакта «учитель-ученик». Сюда входит эмоциональный настрой и расположение ребенка к себе.

2. Диагностика речевого развития.

3.Демонстрация эмоций. На этом этапе необходимо дать понятия об эмоциях, мимике, характеристике чувств.

4. Закрепление знаний об эмоциях с помощью вспомогательных карточек 

         При создании предметно - пространственной среды зону театрализации нужно располагать в доступном для детей месте, учитывая особенности младшего школьника с аутическими чертами личности.

Игру – драматизацию лучше планировать заранее. Сначала определяются программные задачи, подготавливается оборудование игры, проводится словарная работа. Вне зависимости от того, какое оборудование будет использоваться и где будет проводится игра - драматизация на улице, в музыкальном зале, в групповой комнате, необходимо помнить и учитывать особенности детей с аутическими четами личности.

При проведении игры-драматизации продумывается игровая мотивация, чтобы заинтересовать игрой детей.

В процессе проведения игр – драматизаций дети приобретают умения:

  1. Воспроизводить короткие рассказы и стихотворения.
  2. Активности и самостоятельности в выборе игр-драматизаций.
  3. Речевой выразительности и эмоциональности.
  4. Коммуникативные умения.
  5.  Открыто выражать свои эмоции (удивление, сомнение, любопытство, огорчение, восторг) [3, с. 80].

Таким образом, можно сделать вывод, что игра – драматизация имеет огромное значение для обучения учащихся с аутическими чертами личности выразительному чтения, т.к. эти обучающиеся имеют проблемы с эмоциональностью речи. Именно игра-драматизация может сильно повлиять на формирование таких качеств выразительного чтения, как интонирование, темп, паузы и другие. Положительное изменение выразительной речи обучающихся с аутическими чертами личности – есть залог успешности не только в обучении чтению, но и в установлении межличностных контактов, в коммуникативном взаимодействии.

         Для определения уровня выразительности чтения у обучающихся с аутическими чертами личности мы разработали и провели диагностику. В диагностике приняли участия пятеро обучающихся третьего класса. Получены следующие результаты (Рис2)

         Результаты диагностики показывают, что у обучающихся с аутическими чертами личности имеется ряд проблем, затрудняющих развитие выразительного чтения. Что бы решить эти проблемы мы приступили к разработке серии игр-драматизаций с включением приемов выразительного чтения.

                                                               (Рис2)

Список использованной литературы

  1. Акулова А.О. Журнал "Дошкольное воспитание" № 4– Тюмень: Марс, 2016. – 23 с.
  2. Алексеева И.А Т.И. Театрализованные игры «школьная пресса» -2013 г.
  3. Уфимцева А.В. Дети с аутическими чертами личности в России. Историография исследования. – Волгоград: Смена, 2015. – 380 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа опытно-экспериментальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности .

ПРОГРАММА  ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕТАЛЬНОЙ РАБОТЫ   "ВЛИЯНИЕ речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности учащихся"...

Роль внеурочной деятельности младшего школьника в развитии познавательного интереса и успешной социализации личности

Из опыта работы  по внеурочной деятельности учителя начальных классов высшей категории МОАУ СОШ №4 г. Шимановска Орловой Веры Васильевны. В докладе представлен опыт работы по внеурочной деятельно...

Организация исследовательской деятельности младших школьников как условие развития личности

В статье раскрываются основы организации иссследовательской деятельности младших школьников. Исследовательское поведение, оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и ус...

программа опытно - эксперементальной работы "Влияние речевой деятельности младших школьников на общее развитие личности"

Выявления, обоснование и экспериментальная проверка педагогических условий развития речевой деятельности младших школьников....

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Коррекционно-развивающая программа внеурочной деятельности младших школьников: «Формирование предпосылок к продуктивному усвоению программы обучения русскому языку у детей младшего школьного возраста с речевой патологией».

образовательная программа коррекционно-развивающей работы с детьми младшего школьного возраста с речевой патологией, т.к. считаю, что именно таким детям необходима дополнительная помощь, которая позво...

« Внеурочная деятельность младших школьников как условие социализации личности »

Прежде, мы сами должны четко знать и понимать, что мы хотим  и можем дать ребенку для его безболезненного вхождения во взрослую жизнь, какими качествами личности он должен для этого обладать....