"Прыжок" Л.Н. Толстой
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Сергеева Ульяна Алексеевна

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса УМК Школа России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu.doc386.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению

в 3 классе на тему «Прыжок» Л.Н. Толстой

УМК : Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий Литературное чтение

Используемая методическая литература: С.В. Кутявина Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. (Школа России»)

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Технология построения урока: системно- деятельностный подход, обучение в сотрудничестве.      

 Цель: создать условия для знакомства с новым произведением Л.Н. Толстого.

Цели урока как планируемые результаты обучения:

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Предметные

Умение отвечать на вопросы по содержанию произведения и вести диалог о произведении, героях и их поступках; понимать и оценивать поведение героев произведения.

Метапредметные

Познавательные

Умение отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные

Умение понимать цель и смысл выполняемых заданий; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; корректировать свои действия и оценивать выполняемую работу.

Коммуникативные

Умение высказывать свое мнение, воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников; уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; принимать участие в обсуждении прочитанного, вести диалог с учителем и со сверстниками.

Личностные

Формировать эмоциональное отношение к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений; воспитывать интерес к чтению, пополнять жизненный опыт учащихся. оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей); соблюдать общие для всех правила поведения;

развивать инициативу, находчивость; формировать умение работать в паре, группе.

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Организационный момент

Приветствует учеников. Проверяет готовность к уроку.

Настраиваются на урок. Хором проговаривают:

Мы урок начать готовы,

Будем слушать, рассуждать

И друг другу помогать.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться!

Речевая разминка

Индивидуальная и парная работа(слайд 1-2):

По реке плывёт кораблик.

Он плывёт издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты,

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты!

 - Ребята, прочитайте шуточное стихотворение про себя, шепотом, вслух.

- Про кого стихотворение?

- Кто нам прочитает с удивлением? Весело?

- Молодцы, ребята.

Читают стихотворение с разной интонацией.

Отвечают: Стихотворение о крысах (мышах).

Актуализация знаний

Фронтальная, индивидуальная работа. Использование приёма «Верные и неверные утверждения» (приложение №1)

- В каком произведении мы уже встречались с матросами и кораблём?

- Кто написал рассказ «Акула»?

- Сегодня постарайтесь вспомнить то, что вы уже́ знаете о Л.Н. Толстом. Для этого выполните задания на листочках, которые у вас лежат на партах.

1. Лев Николаевич Толстой принадлежал к богатому и знатному дворянском роду. (+)

2. Детские годы писатель провёл в деревне Полянка. (-) Нет, детские годы он провёл в деревне Ясные Поляны.

3. Лев Николаевич Толстой не любил вспоминать о своём детстве. (-) Нет, наоборот, он очень любил вспоминать о своём детстве.

4. Лев Николаевич написал много поучительных рассказов для детей. (+)

После выполнения работы, учитель показывает на интерактивной доске верные ответы (слайд 3).

- Кто исправит неверные утверждения?

- Оцените выполнение своей работы. Закрасьте кружок соответствующего цвета.

- зелёный цвет «всё верно»

- жёлтый цвет «есть ошибки»

- красный цвет «всё неверно»

Отвечают фронтально:

- С матросами и кораблём мы уже встречались в рассказе «Акула».

- Рассказ «Акула» написал Лев Николаевич Толстой.

 

Работают индивидуально на карточках. Один ученик работает на интерактивной доске

Обучающиеся сверяют утверждения по образцу.

Выполняют самооценку.

Постановка учебной задачи

- Продолжая знакомство с произведениями Л.Н. Толстого, предлагаю вашему вниманию иллюстрацию к одному из его рассказов. (слайд 4) Обсудите в группе, о чём может быть этот рассказ?

Учитель записывает предположения групп на интерактивной доске

(слайд 5).

- Как нам подтвердить свои предположения?

- Рассказ есть в нашем учебнике. Откройте страницу 156.

Смотрят на иллюстрацию с экрана.

Обсуждают в группе.

Каждая группа высказывает своё предположение.

Отвечают: Чтобы подтвердить свои предположения, нам нужно прочитать рассказ.

Обучающиеся открывают книгу.

Открытие нового знания

Чтение текста с остановками.

Учитель останавливает на важных моментах чтения и задаёт вопрос. В ходе чтения ведет словарную работу.

- Как вы понимаете слово «расходилась»?

«- Так не уйдешь же ты от меня! – закричал мальчик и полез выше…»

- Что может произойти дальше?

- Что значит «разобрал задор»?

- Вспомните, что обозначает слово аршин? (это старинная мера длины, равная 71 см.)

 «На палубе все смотрели и смеялись тому, что выделывали обезьяна и капитанский сын; но как увидали, что он пустил верёвку и ступил на перекладину, покачивая руками, все замерли от страха.»

- Что может случиться в этот момент?

После чтения рассказа:

- Вот мы с вами закончили чтение рассказа Л.Н. Толстого, а сейчас отдохнем.

Чтение текста несколькими учениками.

Отвечают на вопросы учителя фронтально.

Примерный ответ детей:

- Больше стала баловаться, забавляться.

Высказывают своё мнение.

Примерный ответ детей:

- Начал злиться.

Отвечают на вопрос.

Предположения обучающихся.

Физкультминутка

Кораблик картинка, гимнастика для глаз (см.приложение № 2).

- Посмотрите на корабль. Обведите его глазами по часовой стрелке, против часовой стрелки. Обведем носом по часовой стрелке, против часовой стрелки. Посмотрите на макушку корабля, проведите глазами до самого низа корабля. А теперь вверх. Посмотрите на начала корабля, проведите глазами до конца корабля, а теперь от конца корабля к началу. Молодцы!

Выполнение упражнений.

Мы руками поведём –

Будто в море мы плывём.

Раз, два, три, четыре –

Вот мы к берегу приплыли,

Чтобы косточки размять,

Начнем наклоны выполнять –

Вправо, влево, вправо, влево.

Вперед-назад, вперд-назад.

Не забудем и присесть –

Раз, два, три, четыре,

На счет пять – за парты сесть.

Выполняют гимнастику для глаз.

Обучающиеся выполняют движения по тексту.

Первичное закрепление

Учитель подводит к обобщению. Фронтальная работа.

- Оправдались ли наши предположения? (слайд 5)

- Соответствует иллюстрация к рассказу? Найдите отрывок, подходящий к данной иллюстрации.

- Почему автор назвал рассказ «Прыжок»? А как бы вы назвали рассказ?

-  А кто является главными героями рассказа?

- Какие сведения есть о мальчике в рассказе?

- Почему мальчик полез за обезьяной на мачту, как вы думаете? Как бы вы поступили на месте мальчика?

- Как вели себя матросы, когда обезьяна отобрала шляпу мальчика? Найдите это место и прочитайте.

- Можно ли было им так себя вести?

- Когда мальчик понял, что он в опасности? Найдите этот момент.

- Какая часть рассказа вам показалась самой волнительной? Прочитайте.

- Как вы считаете, прав ли был капитан, когда он стал целиться в мальчика и кричать: «Застрелю!»? Почему?

- Какие черты характера мы видим в отце мальчика?

- А теперь возьмите из зеленых конвертов карточки и выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Объясните свой выбор. (неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный).(Приложение № 3)

- Как закончилась эта история с мальчиком?

- А всегда ли в жизни у подобных историй может быть конец счастливым?

- Как же сделать, чтобы было меньше несчастий? Обсудите в парах и запишите один совет во избежание несчастных случаев.

Затем в группе прочитайте друг другу. Объедините их на один листок «Наши советы».

Учитель делает вывод: Я тоже с вами согласна, нужно всегда думать, к чему могут привести те или иные обидные слова и поступки.

- Что же хотел сказать Л.Н. Толстой, написав рассказ «Прыжок»?

- Посмотрите на советы. Совпадают ли они с мыслями автора?

- Жизненные ли это советы? Будете их соблюдать?

Высказывания детей.

Отвечают.

Зачитывают: Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

Примерный ответ: потому что самым важным и волнующим моментом является прыжок мальчика в воду.

- Мальчик и капитан

- Ему 12 лет, он сын капитана.

Возможные варианты ответов:

- ему было жалко потерянной шляпы;

- он хотел посоревноваться с обезьяной в силе и ловкости;

- ему стало стыдно и обидно из-за смеха матросов.

Примерные ответы:

Матросы смеялись, шутили.

Они безответственные. Матросы, в отличии от пассажиров, должны были остановить мальчика, предупредить об опасности.

- Вдруг в народе кто-то ахнул от страха. Мальчик от этого крика опомнился, глянул вниз и зашатался.

Читают отрывки из рассказа по своему мнению.

- Решительный и грозный крик отца «Застрелю!» и прицел  ружьем заставили мальчика подчиниться и, не раздумывая, прыгнуть в воду. Любая нерешительность и мягкость со стороны капитана могли бы привести к смерти сына.

- Решительность, смелость, находчивость.

В этом вопросе ученикам в группе нужно выбрать те характеристики, которые считают главными в мальчике.

Одна группа работает на интерактивной доске 

Зачитывают. Дополняют.

- Хорошо.

- Нет.

Обсуждают в паре. Записывают. Объединяются в группы. Приклеивают на бумагу. Вывешивают на доску и зачитывают.

- Да.

Ответы обучающихся: быть осмотрительным, думать о безопасности, о сохранении своей жизни, думать о близких.

Отвечают.

- Да!

Этап самостоятельной работы

- Мы с вами прочитали два рассказа Л.Н. Толстого. И на прошлом уроке начали заполнять таблицу. (приложение № 4) Сегодня вы завершите третий столбик. Затем сравните эти два рассказа. В чем их сходство и различие?

- Какова же главная мысль в обоих рассказах?

- Оцените свою работу в паре. Если вы считаете, что справились с работой, закрасьте кружок зеленого цвета, если остались вопросы, желтого цвета, если считаете, что вообще не справились с работой, красным цветом.

Ученики заполняют таблицу в парах.

Обучающиеся сравнивают таблицы, делают выводы.

- Думать о безопасности, не делать необдуманные поступки.

Взаимооценка.

Рефлексия

- Выскажите свое отношение к уроку, дополнив любую фразу:

- Сегодня я…

- Я понял (-а)

- Мне захотелось…

- А сейчас сами оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание:

- Подготовить пересказ от лица мальчика.

Хорошо вы потрудились

Вам пора и отдыхать.

Перемену веселитесь

И начнем урок опять!

Дети высказывают свое отношение в группе, а затем желающие озвучивают для всех.

На листах самооценки ученики оценивают свою работу на уроке.

Ученики записывают домашнее задание в дневник: пересказ от лица мальчика стр. 156-159

Приложение №1

Прочитайте высказывания. Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны, знак «-»

1. Лев Николаевич Толстой принадлежал к богатому и знатному дворянскому роду.

2. Детские годы писатель провёл в деревне Полянка.

3. Лев Николаевич Толстой не любил вспоминать о своём детстве.

4. Лев Николаевич написал много поучительных рассказов для детей.

Приложение № 2

Приложение № 3

Выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Подчеркните.

Объясните свой выбор.

(почему вы так думаете?)

Неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный.

Выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Подчеркните.

Объясните свой выбор.

(почему вы так думаете?)

Неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный.

Выберите те черты качества, которые характеризуют нашего героя. Подчеркните.

Объясните свой выбор.

(почему вы так думаете?)

Неосторожный, внимательный, упрямый, аккуратный, смелый, спокойный.

Приложение № 4

Сравнительная таблица

Название произведения

Автор

Главные герои

Второстепенные герои

Качества мальчика (-ов)

Качества отца

Переживания кого из героев описывает автор

Завершение рассказа

Главная мысль


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения во втором классе по теме: «Анализ взаимоотношений в семье в произведениях Л.Н. Толстого. Нравственный смысл поступков героев произведений Л.Н. Толстого»

Уроки литературного чтения не могут решить в полной мере проблему межличностных отношений в семье. Но именно чтение и анализ художественный произведений, в которых показаны взаимоотношения между...

Разработка урока по литературному чтению в 3 классе УМК "Школа России" С. Толстой «Л.Н. Толстой»

Данный материал содержит конспект урока и презентацию, в которой знакомит детей с биографией писателя Л.Н.Толстого...

Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого.

Конспект урока и презентация к уроку литературного чтения 4 класс "Л. Н. Толстой в воспоминаниях С. Толстого. "...

«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Методическая разработка урока литературного чтения в 4 классе УМК "Начальная школа ХХI века". Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учи...

Слушание и работа с детскими книгами. «Повторение изученных произведений Л.Н. Толстого». Дополнительное чтение. «Воспоминания Л.Н. Толстого».

Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно формулировать тему и цели урока.Способствовать формированию таких основ читательс...

«Басни Л.Н. Толстого». Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».

Тема:   «Басни Л.Н. Толстого».  Л.Н. Толстой. «Мужик и Водяной».Цели урока:  1.Продолжать знакомить  учащихся с творчеством Л.Н. Толстого   2.Учить самостоятельно фо...