Урок по внеклассному чтению «Кто много читает, тот много и знает»
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Анпилогова Любовь Николаевна

 Данная разработка урока по внеклассному чтению  предназначена учащимся 2 класса.  В содержании урока имеются различные формы для учебной деятельности учащихся.  Урок наполнен интересным и разнообразным материалом, расситан на творческую деятельность детей..

Скачать:


Предварительный просмотр:

 МКОУ « Лозовская НОШ – ДС»

 Урок разработала учитель начальных классов Анпилогова Л.Н.

 2 класс УМК « Школа России»

Урок по внеклассному чтению  «Кто много читает, тот много и знает»

Цели:

  1. Прививать любовь к книге, формировать интерес к чтению, учить    бережному  отношению к книге.              
  2. Развивать память, мышление, речь, расширять кругозор детей,

                  способствовать развитию познавательной активности  учащихся.            

  1. Дать ребятам возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности.
  2. Воспитывать нравственность, чувство товарищества, доброту, справедливость, чувство ответственности и умение работать в коллективе.

Оборудование:

- выставка новых книг и любимых книг ребят   «Книжная лавка»,

- рисунки по любимым произведениям,

- плакаты на доске с пословицами и высказываниями о   книгах.

( Книга – зеркало жизни.  Книга для ума – что тёплый дождик для всходов зерна. Книга поможет в труде, выручит в беде. Кто много читает, тот много знает. Прочёл новую книгу – встретился с другом. Грамоте учиться – вперед пригодиться. Кто грамоте горазд,  тому не пропасть.  Хорошая книга – лучший друг. )

                                                   Ход мероприятия:

        Ход урока:

  1. Организационный    момент.    

Сообщение учителем темы и целей урока.

(Урок состоит из двух частей: информационной и конкурсной.)

Чтение стихов о книге (читают четыре ученика, подготовленные заранее).

Приходит книга в дом любой.

Коснись ее страниц –

Заговорит она с тобой

Про жизнь зверей и птиц.

Увидишь ты разливы рек,

Услышишь конский топот.

Придут к тебе и Чук, и Гек,

Тимур и дядя Стёпа.

Ей злая вьюга не страшна,

И не страшна распутица,

С тобой беседует она,

Как умная попутчица.

Ну, а когда взгрустнётся вдруг,

Не огорчайся слишком:

Как самый лучший, верный друг,

Развеет скуку книжка.

Верно,  сегодня мы посвящаем  наш урок нашим лучшим друзьям в мире знаний – книгам.

Выставка книг. 

Описание: https://i.pinimg.com/736x/72/8e/7f/728e7ffe91e5cd324ed3526da8cd12b7.jpgОписание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\01lab2m5j1223500296.jpg Описание: https://ams3.digitaloceanspaces.com/bookland/kids/wp-content/uploads/2019/09/24194222/cover1.jpg Описание: https://img2.wbstatic.net/big/new/2350000/2359396-1.jpgОписание: http://s3.pikabu.ru/post_img/2014/03/11/10/1394554620_1720685511.jpg

     Описание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\65148d63a546a765cd7f0aedc5871352584731.jpg    Описание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\1001564121.jpg  Описание: C:\Users\РЕТ\Desktop\родина\Сказки\Untitled-Scanned-24.jpgОписание: http://imgs.marketdigest.ru/covers2/1095865of/1127376of/12251of/12278of/1088636of/1088857of/B4990773o.jpgОписание: http://im6-tub-ru.yandex.net/i?id=128327096-34-72&n=21

     

Сейчас я вам кратко расскажу историю рождения книг, ведь они живут уже несколько тысяч лет. Но не всегда они были такими, какими мы видим их сегодня.

В старину люди очень ценили книги. Они стоили дорого, так как создавались медленно, ценой кропотливого труда летописца, который от руки переписывал строку за строкой. Писал летописец гусиным пером или острой палочкой на папирусе, бересте или пергаменте (тонкой телячьей коже). Труд летописца был очень тяжёл.

                Без людей, без друзей, в одиночку

                Он на строчку нанизывал строчку.

                Перепишет всего пару книг

                И, глядишь, уже дряхлый старик.

С появлением книгопечатного станка (изобрёл его Иоганн Гуттенберг в Германии) книги стали быстрее создаваться. Книг стало больше, и они стали доступны всем. У нас на Руси первым книгопечатником был Иван Фёдоров.

                И вот, наконец, наступил этот срок,

                Когда был придуман печатный станок.

                И стала доступною книга в сто крат,

                И был человек очень этому рад.

                Машина умнела, умнела, а ныне

                Доверили книгу великой машине,

                Чтоб мы получили книгу, над ней

                Поработало очень много людей.

Сама машина, даже самая умная, одна сделать для нас книгу не сможет. Люди каких профессий прикладывают немало сил для создания книги?    (ответы учеников).

Чтобы сделать бумагу, трудятся лесорубы и сплавщики (ведь бумагу для книг делают из древесины). Писатели, поэты,  учёные пишут тексты, художники рисуют иллюстрации. Наборщики, переплётчики и ещё многие другие люди создают книги в типографии. Как видите, печатный станок помогает людям сделать книгу, но главным всё таки остается труд человека.

Книга прошла нелёгкий и длинный путь, прежде чем попасть к нам. Нельзя обращаться с ней небрежно.

Ученики читают стихотворения о книге.

 Ученик 1:

 Книга  – учитель, книга - наставник.

Книга – близкий товарищ и друг.

Ум, как ручей, высыхает и старится,

Если выпустишь книгу из рук.

Книга – советчик, книга – разведчик,

Книга – активный борец и боец.

Книга - нетленная память и вечность,

 Спутник планеты земли, наконец.

 Книга не просто красивая мебель,

Не приложенье дубовых шкафов,

Книга – волшебник, умеющий небыль

 В быль превращать и в основу основ.

 В.Боков

Ученик 2: 

 В библиотеке для ребят

На полках книги в ряд стоят

 Бери, читай и много знай,

Но книгу ты не обижай.

Она откроет мир большой,

 А если сделаешь больной

 Ты книжку – навсегда

Страницы замолчат тогда.

 Отрывок из стихотворения « Будем с книгой дружить»

Т. Блажновой

 

Ученик 3 :

 О, сколько в этом доме книг!

Внимательно всмотрись –

Здесь тысячи друзей твоих

 На полках улеглись.

Они поговорят с тобой

И ты, мой юный друг,

 Весь путь истории земной

 Как бы увидишь вдруг…

С.Михалков

 

 Ученик 4:

Тает снег, клокочут воды,

 Звонко птицы гомонят.

По-весеннему сегодня

 Расцвели глаза ребят.

Очень любят праздник книжки

И девчонки, и мальчишки.

 Книга – верный, Книга – первый,

Книга – лучший друг ребят.

 Нам никак нельзя без книжки,

Нам никак нельзя без книжки!

– Все ребята говорят.

З.Бычков

 Ученик 5: 

Дети и книга

Встреча с книгой, что с другом,

Для всех словно праздник,

 А для детской души

Это нить Ариадны,

Что ведет их от сказок,

Былин и преданий

В мир жизни реальной,

 Мир науки и знаний.

 Книги учат детей

 Всем премудростям жизни

Ученик 6:

 – Как быть Человеком,

И быть нужным Отчизне,

И как правду от лжи

Все должны отличать,

Как бороться с врагом

 И как зло побеждать.

Книги им помогают

 Красоту постигать,

Как прекрасное видеть,

 Как его передать,

Как его передать,

 И как в малом увидеть

Большое значенье,

И как в жизни найти

Золотое сеченье.

 Мудрость книжных страниц

 Ученик 7:

– Это жизни уроки

 О дне предстоящем

 И о наших истоках.

Они их побуждают

Мечтать о высоком,

О будущем думать

 – О потомках далеких.

В книгах знания, свет,

В книгах память веков,

 В книгах мудрость людей

– Наших дедов, отцов.

 Нам без книг, как без хлеба,

 Даже дня не прожить.

 Так давайте же будем

Их беречь и любить.

В.В.Радин

Учитель:       

Трудились твой отец и мать,

      Тебе бы надо уважать

      Труды их и заботы,

       Беречь и книжку, и тетрадь,

       Не мять, не пачкать, не трепать

       Страницы, переплеты.

- Ребята, кто пишет книги?  (писатели, поэты)

 Выставка портретов писателей и поэтов.

Описание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\006.jpgОписание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\imgh1015905.pngОписание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\3521311-9cc0d8d316374910.jpg Описание: http://out.data.cod.ru/photos/0/1/6/a3315bbae034a462d1515f69f01b6610.jpg

 Викторина:

 - Назови произведения В. Бианки.

 - Какие рассказы написал Е. Чарушин?

 - Чем интересны произведения Сладкова?

 - Кто автор рассказа « Фантазёры»?

Учитель: Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много
говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто
много читает.
Ученик 1 . «Кто много читает, тот много и знает», - гласит народная пословица. И это так. Книги рассказывают нам о нашей Родине, о ее людях, о том, что нас окружает.

Ученик 2 . Книга - наш помощник в труде. Рабочий читает литературу о технике, чтобы лучше управлять станком, земледелец - учебник агрономии, чтобы собрать хороший урожай, врач штудирует работы по медицине, чтобы лучше лечить, учитель читает труды по педагогике, чтобы лучше учить и воспитывать детей. 

Ученик 3 . Мы читаем книги, чтобы стать грамотными людьми. Книги помогут нам выбрать профессию, когда мы станем взрослыми.

Я к вам обращаюсь, товарищи дети:

Полезнее книги нет вещи на свете!

Пусть книга друзьями заходит в дома.

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!

Ученик  4 .Ты друг мой верный, книга,

Ты, книга, помогаешь

Учиться, строить, жить.

Зовешь любить Отчизну,

Хорошим другом быть.

Учитель. Какую книгу приятнее всего держать в руках? (Чистую, аккуратную.)

Учитель: Книги помогают лучше понять окружающую нас жизнь. Поэтому читать их надо внимательно, не спеша, не пропуская страниц. Мы бережно должны относиться к книге.

(Выходит книжка и обращается к детям)

Книга: Пожалуйста, нее трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно, если меня возьмут другие читатели. Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом - это так некрасиво. Если вы не закончили читать, то вложите в меня закладку, чтобы я могла спокойно отдохнуть. В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому что такая погода мне вредна. Помогите мне остаться чистой, а я помогу вам быть счастливыми и радостными.

Но не все ребята бережно обращаются с нами – книгами.

Ученица. А я читала стихотворение С.Я. Маршака «Книжка». Послушайте его и вы.

У Скворцова Гришки

Жили-были книжки –

Грязные, лохматые,

Рваные, горбатые,

Без конца и без начала

Переплеты - как мочала.

На листах - каракули,

Книжки горько плакали.

- Как нам быть? –

Спросили книжки. -

Как избавиться от Гришки?

Может, книжки, убежим?

Растрепанный задачник,

Ворчун и неудачник,

Прошамкал им в ответ:

- Девчонки и мальчишки

Везде калечат книжки.

Куда бежать от Гришки?

Нигде спасенья нет!

Бежим в библиотеку,

В центральный наш приют.

Там книжку человеку

В обиду не дают.

Ученик   1 . Нужно помнить о том, что в библиотеку книгу нужно сдавать в срок и при этом обернуть ее в обложку.

Ученик  2.   И ежели вы вежливы,

Вы книжку обернете,

В опрятном, не измазанном

И чистом переплёте.

 Ученик:  Посмотрите на эту книгу, она у нас « Старожил», родилась в 1957 году.

Описание: C:\Users\РЕТ\Desktop\книга\1336917169_a-6.jpg

Пошли книжки в библиотеку в книжкину больницу.
Вышли книжки из больницы,
Починили им страницы,
Переплёты, корешки,
Налепили ярлыки.
А потом в просторном зале
Каждой полку указали
Встал задачник в сотый ряд,
Где задачники стоят.
А Тимур с его командой вместе
Занял полку помер двести
Словом, каждый старый том
Отыскал свой новый дом.

 Учитель:  Проверим домашнее задание, каждый из вас подготовил загадку или пословицу о книгах.

Загадки  о книгах

 ( Ребята по очереди читают  пословицы и загадки)

Загадки :

Хоть не шляпа, а с полями, Не цветок, а с корешком. Разговаривает с нами Всем понятным языком. (книга)

 Сама мала, а ума придала. (книга)

 Без языка, без голоса, А все рассказывает. (книга)

Страну чудес откроем мы И встретимся с героями В строчках, на листочках, Где станции на точках. (книга)

 Не куст, а с листочками, Не рубашка, а сшита, Не человек, а рассказывает. (книга)

 Говорит она беззвучно, А понятно и не скучно. Ты беседуй чаще с ней – Станешь вчетверо умней. (книга)

 Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине Открывают тайны мне (книга)

 На странице букваря тридцать три богатыря Мудрецов-богатырей знает каждый грамотей. (буквы алфавита)

 Черные птички на каждой страничке, Молчат, ожидают, кто их прочитает. (буквы)

 Тридцать три сестрички ростом невелички, Если знаешь наш секрет, мы покажем целый свет. (буквы алфавита)

 Прилетели галки в поле и уселись на снегу… Стану я учиться в школе – разобраться в них смогу. (буквы)
Человечки сели в ряд, Обо всем нам говорят. (буквы)

Я фигурка небольшая, точка подо мной большая. Коль спросить что соберешься, без меня не обойдешься. (вопросительный знак)

 В каждой книжке и тетрадке можно встретить эти грядки. (строчки)

 Черные, кривые, От рожденья все немые, Встанут в ряд – Сейчас заговорят. (буквы)

У стены – большой и важный – Дом стоит многоэтажный. Мы на нижнем этаже всех жильцов прочли уже. (книжный шкаф)

Стоит дом, Кто в него войдет, Тот ум приобретет. (школа)

 Молчалива и скромна, Интересна и умна. Догадайся, кто она. (книга)

 Каждый сколько нужно берет, а все остается. (книга)

 Кто молча учит? (книга)

 Иду по грядкам – рву без счета: (чтение)

 На грядках не убывает, а в голове прибывает. (знания из книги)

 Сели птицы на страницы, знают быль и небылицы. (буквы)

  Учитель: Молодцы, ребята! Очень интересные загадки вы подготовили.- Скажите, чему же учат книги?

                                                          (ответы ребят)

- Правильно, ребята, книга – лучший друг человека.

  Книги рассказывают нам о Родине, о лучших её людях, о

  труде, дружбе, товариществе.

  Они помогают нам овладеть  богатствами науки и техники,

  культуры, книги обогащают   наш ум.

  Народная пословица гласит: «Ум без книги, как

  птица без полёта». Книги помогают преодолеть трудности,

  стать сильным, смелым, вежливым, ловким. Читать книги

  нужно не торопясь, не терять ни одной капли содержания.

  Лучше поменьше прочитать книг, но побольше подумать над

  их содержанием.

Конкурс-кроссворд «Что ты знаешь обо мне?»

Прежде чем книга придёт к вам в дом, её должен кто-то сделать. О том, как далается книга, и будет наша игра.

  1. Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки? (Рукопись.)
  2. Человек, который пишет литературные произведения. (Писатель.)
  3. Человек, который редактирует рукопись писателя. (Редактор.)
  4. Как называется учреждение, где работает редактор? (Издательство.)
  5. Где печатают книгу? (Типография.)
  6. Кто делает рисунки для книги? (Художник.)
  7. Как называется прочная одежда для книг? (Переплёт.)
  8. Вся человеческая мудрость, все накопленные знания, поэтические образы – все хранится в книгах, а книги хранятся …? (в библиотеках). Библиотеки бывают разные: государственные и личные, научные и учебные, школьные и городские. Первой общедоступной библиотекой, куда мог прийти каждый человек, стала основанная в 1795 году и открытая для читателей в 1814 году Публичная библиотека (Российская национальная библиотека в Санкт - Петербурге).
  9. Очень интересная библиотека есть в Москве. В этой библиотеке находятся самые разные книги: есть книги – малютки, величиной с почтовую марку, есть великаны, выше метра ростом. Самая длинная книга – китайский словарь, самая толстая – английский словарь, в 8 тысяч страниц. Общая длина полок 300 км. Это Российская государственная библиотека.
  10. Увидеть вас в который раз.
    Явилась книг семья.
    Быль, сказка, повесть и рассказ – 
    Все старые друзья.
    Но не стареем мы, друзья,
    Попробуй заглянуть,
    Страницы наши развернуть – 
    И с книгой в Добрый путь!

Конкурс. «  Собери  имя литературного героя». ( Дети открывают конверты и  составляют имя литературного героя).   Незнайка. Буратино. Золушка. Карлсон. Крокодил. Чебурашка.

           (инсценировка стихотворения Ильина «Две книжки»).

                     Однажды встретились две книжки,

                     Разговорились меж собой.

                   - Ну, как твои, сестра, делишки?

                     Одна спросила у другой?

                   - Ох, милая, мне стыдно перед классом.

                     Хозяин мой обложки вырвал с мясом!

                     Да что обложки… Оборвал листы!

                     Из них он делает кораблики, плоты

                     И голубей…

                     Боюсь, листы пойдут на змей,

                     Тогда летать мне в облака!

                     А у тебя целы бока?

                   - Твои мне незнакомы муки,

                     Не помню я такого дня,

                     Чтобы, не вымыв чисто руки,

                     Сел ученик читать меня!

                     Зато и я его учу

                     Не как-нибудь, а на «отлично»!

                    - Ну, мой на тройки едет еле-еле

                      И даже двойку получил на той неделе.

                      В басне нет загадки:

                      «Расскажут напрямик

                      И книжки и тетрадки, какой ты ученик».

Учитель: встречается в нашей жизни  такое, как в этом стихотворении. А сейчас поиграем.

Ученик 3 .  А ещё мы обещаем активно участвовать в трудовой операции «Живи, книга» (своевременно производить ремонт книг). 

Ученик   1 .  Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересней бывает досуг,

Мы время отлично проводим вдвоем.

И наш разговор потихоньку ведем.

Я слышу тебя, я иду за тобой.

Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

Ученик  2.   С тобой дорога моя далека -

В любую страну и в любые века.

Ты мне отвечаешь на каждый вопрос:

Как Пешков Алеша учился и рос,

Какие он первые книжки читал,

Что в жизни он видел,

Как Горьким он стал.

Ученик  3 .  Ты мне говоришь про дела смельчаков,

Про злобных врагов и смешных чудаков,

Про тайны земли и движенье планет...

С тобой ничего непонятного нет,

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить. #

Все  (хором). Тобой дорожу я, тебя берегу,

Без книги хорошей

Я жить не могу!

Учитель:        Итак, мы поняли, что книгам очень плохо, когда с ними обращаются не так, как надо. Книги – наши учителя, они помогают познать мир. Книга любит порядок, чистоту. В книгу вложен большой труд человека.  В них освещается современная жизнь и жизнь прошедших времён.  Многие из них заслуживают большого внимания.  Ребята, посещайте школьную библиотеку!

Не менее важное мы с вами должны БЕРЕЧЬ журналы, книги и учебники!

Сейчас я зачитаю вам "Правила обращения с книгами"?

• Не рисовать, не писать ничего в книгах;

• Не вырывать листы, не вырезать картинки;

• Не перегибать книги, чтобы не выпадали листы;

• Не читать книги во время еды;

• Не класть в книги карандаши и ручки, чтобы не порвать их корешок;

• Пользоваться закладкой.

(разобрать каждое правило)

 Ученики хором:

Правила эти не сложны,

Но выполнять мы их должны.

Поэтому мы даем

Клятву читателя.

 - Клянемся книги во время сдавать (дней через 15-20, а не через год или два)

- Клянемся книги не пачкать и не рвать,

И где надо не забыть, что книгу нужно починить.

 - Клянемся следить, чтоб собаки и кошки

Не съели на завтрак у книжек обложки.

 - Клянемся, если ж книгу потерять доведется,

То возместить потерю придется.

 - Клянемся вести в библиотеке себя тихо.

 - Клянемся книги в библиотеке ставить на то же месте, где их взяли.

Ученик 1.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг, 
С тобой интересней бывает досуг, 
Мы время отлично проводим вдвоем. 
И наш разговор потихоньку ведем. 
Я слышу тебя, я иду за тобой. 
Я к морю спускаюсь и вижу прибой.

Ученик 2.

Ты мне говоришь про дела смельчаков, 
Про злобных врагов и смешных чудаков, 
Про тайны земли и движенье планет... 
С тобой ничего непонятного нет, 
Ты учишь правдивым и доблестным быть, 
Природу, людей понимать и любить.

Все (хором).

 Учитель: Я к вам обращаюсь, дорогие дети!

Полезнее книги нет вещи на свете.

Пусть книги друзьями заходят в дома,

Читайте всю жизнь, набирайтесь ума.

Каждая книга похожа на звезду. Она освещает путь и указывает нам, куда идти. Она яркая и таит в себе множество неизведанных тайн. Книга – окно в мир. Откроешь страницу – станет видно далеко – далеко и услышишь голоса тех, кто жил давным – давно. Перелистаешь страницы, и поведает книга обо всем на свете. Протяни руку, и книга заговорит, она радуется и печалится вместе с тобой, она – надежный друг, верный товарищ. – Помни! Даже в наш век высоких технологий, в век развитой науки и компьютеров ничто и никогда не заменит книгу, ее приветливого шуршания страниц, ее необычайной красоты, ее советов и секретов. И надеемся, что мы сегодня в этом убедились.

( Всем ребятам, участникам мероприятия, учитель дарит книги.)

 Использованная литература:

  1. Журнал « Начальная школа» № 2, 1992 г

2. Мозаика детского отдыха. Внеклассные мероприятия, Смоленск, 2005 г.

     3. Касаткина Н.А. Учебно-воспитательные занятия  в группе продлённого дня. Конспекты занятий, занимательные материалы, рекомендации. – Волгоград: Учитель, 2005.

4.Яровая Л.Н., Жиренко О.Е. и др. Внеклассные мероприятия. 4-й класс. – М.: ВАКО, 2007.

-biblioteka.ucoz.ru/index/zagadki_i_poslovicy_o_knigakh/0-9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто много читает, тот много знает.

Занятие по внеурочной деятельности. Мероприятие напрвлено на развитие внимания, памяти, устной речи, воспитание бережного отношения к ниге, развитие интереса к литературным произведениям. Материал сод...

Олимпиадные задания для 3 класса "Кто много читает - тот много знает".

Олимпиадные задания по литературному чтению для учащихся 3 классов, составленные в виде кроссворда "Кто много читает - тот много знает"....

Детская литературная композиция "Кто много читает, тот много знает "

Детская литературная композиция "Кто много читает, тот много знает "...

Справка по итогам проведения недели литературного чтения « Кто много читает, тот много знает» в 1 - 4 классах в 2017- 2018 учебном году.

Предметная неделя проходила в соответствии с планом, принятом на заседании  МО  учителей  начальных  классов  (протокол №2)  под  девизом  « Кто мно...

Презентация Кто много читает, тот много знает

Презентация создана для проведения занятия Кто много читает, тот много знает, которое показывает важность чтения...

Внеклассное мероприятие Тема. "Кто много читает – тот много знает"

Внеклассное мероприятие Тема. "Кто много читает – тот много знает"...