технологическая карта урока
план-конспект урока по чтению (4 класс)

Галиякбирова Фарида Минибаевна

Урок  семейного литературного чтения в 4 классе

 А.И.Куприн «Скворцы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_uroka.doc140.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «ООШ с.Кучумбетово Перелюбского муниципального района Саратовской области

Урок  семейного литературного чтения в 4 классе

 А.И.Куприн «Скворцы»

Учитель начальных классов :Галиякбирова Ф.М.

Тема: « А. Куприн «Скворцы»

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Цель: создание  условий  для осмысленного  восприятия  текста произведения

Задачи:

образовательные:

  • организовать деятельность обучающихся по восприятию и осмыслению текста произведения;
  •  способствовать формированию у обучающихся целостного представления об основной идее произведения;

развивающие:

  • помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала

воспитывающие:

  •  содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности

Планируемые результаты:

 

  •  Предметные: расширить знакомство с творчеством А.И. Куприна  на материале рассказа «Скворцы».
  • Метапредметные: формировать навыки самостоятельной работы с источниками информации (добывать, систематизировать информацию), формировать умение высказывать суждения, развивать коммуникативные навыки, навыки работы в парах, группах.

Познавательные УУД:

  • -  формирование умения извлекать информацию из текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам.

Коммуникативные УУД:

  • -  формирование умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; умение работать в паре, группе.

Регулятивные УУД:

  • -  формирование умения  высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные УУД:

  • -  формирование умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;  формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной  деятельности;  умения оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Оборудование и материалы для урока:

Учебник Л.А. Ефросинина, М.И. Оморокова «Литературное чтение» 4 класс 2-я часть, презентация для сопровождения урока , карточки для работы в паре, шаблон скворца

ТСО: компьютер, интерактивная доска ,мультимедийная установка; аудиозапись текста, запись песни скворца, запись песни «Скворцы прилетели» стихи  А. Любецкого, музыка И. Дунаевского.

Ход урока.

І. Организация урока. Мотивация.

Ребята, улыбнитесь вы друг другу,

Улыбнитесь всем гостям

Я улыбнусь, конечно, вам,

И с настроением отличным

Начать урок предложу вам!

Закончите пословицу «Когда семья вместе, так  (и душа на месте).

 Сегодня на уроке у всех, я думаю, на душе спокойно и тепло, потому что у нас семейный урок чтения  на нем присутствуют ваши мамы. Старшие члены семьи всегда помогают младшим, и присутствующие на уроке взрослые  будут помогать нам читать и думать о прочитанном. При возникновении каких-либо трудностей вы можете обратиться к ним.

- За работу?! 

 II. Актуализация знаний.

Скажите какое сегодня число? А месяц? Какие ассоциации у вас возникли с названием месяца?

Какие изменения происходят в природе весной? (природа оживает) - Что происходит с животными после зимы? (звери просыпаются после зимней спячки) - А с птицами? (птицы прилетают из теплых стран) - Какие птицы прилетают из теплых стран раньше других? (скворцы, грачи, ласточки ,утки, жаворонки…)

 III. Определение темы урока

Работа над скороговоркой

Летит скворец – зиме конец!

 (Читаем 3 раза хором с увеличением темпа чтения)

Сейчас мы с вами попробуем сформулировать тему нашего урока. Она скрыта в  пословицах.

Работа в паре. Составление пословиц

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли.

- Объясните, как вы их понимаете. (С прилетом скворцов начинается настоящая весна)

- Что объединяет эти две пословицы?

- Может кто-то уже догадался, какая тема урока?

- Кто видел скворцов в природе?

- А что вы уже знаете об этих птицах?  У нас с вами возникла проблема , нам ничего неизвестно о скворце. Исходя из этого ,какие цели мы для себя поставим на этот урок?

- Чему мы должны сегодня научиться на уроке?

Познакомиться …   с новым произведением

Понять…   содержание произведения

Отвечать…   на вопросы

Получить …   интересную информацию о скворце

Проявлять…   любовь к природе

Сообщения родителей о скворцах

Родитель 1- Это перелётная птица с блестяще-чёрным оперением, с металлическим блеском, переливающим всеми цветами радуги, на пёрышках белые, в виде треугольников крапинки. Нос жёлтый, хвост короткий. Тело массивное, шея короткая, отчего птица кажется несколько тяжёлой и неуклюжей. Длина его – 23 см, вес от 75гр до 100гр.  Скворцы – большие труженики. Они, выкармливая птенцов, прилетают к гнезду по 200–300 раз в день. И рабочий день скворца длится 17 часов.)

Родитель2 Издавна любят эту птицу в народе. И не только потому, что от птиц этих много пользы. За лето пара скворцов вместе с потомством уничтожает не менее четверти миллиона насекомых! Но скворцов любят и за весёлый нрав. Неважно, что у них нет своих песен, они прекрасные звукоподражатели и часто распевают песни зябликов, дроздов, малиновок и других птиц.

Родитель 3 А иногда могут заквакать лягушкой или залаять собакой. Очень это хорошо у них получается! Мы привыкли к тому, что скворцы живут в скворечниках, часто не задумываемся даже, откуда в наших дворах, у наших домов в скворечниках появляются скворцы.

Родитель 4 Скворцы существовали и тогда, когда не только скворечники никто не развешивал, а даже тогда, когда и домов-то ещё не существовало. Скворец прилетел к человеку из леса – это лесная птица. И сейчас немало скворцов живёт в лесу. Гнёзда свои устраивают в дуплах. Но дупел часто не хватает всем. Поэтому, проявляя заботу о скворцах, вывешивая скворечники у домов, в садах и парках, вывешивать их нужно и в лесу – это очень полезное дело!

Взгляните на изображение скворечника.

Учитель : Сверху на скворечнике крыша, круглый вход называется …леток.

Подумайте, почему вход в скворечник называется «леток»? ( Потому что птицы влетают в него.)

А вот эта жердочка под летком называется… насест. Догадаетесь ли вы, почему? (От слова «сесть», ведь на него садится птица.)

Сегодня мы начнем знакомство с произведением «Скворцы» Александра Ивановича Куприна.

Сообщение ученицы об авторе

А.И.Куприн – русский писатель. Он родился в 1870 г. в небогатой дворянской семье. Когда умер отец, мать осталась одна с тремя маленькими детьми. С 7 лет Куприн жил в Александровском сиротском училище. Когда Куприну исполнилось 10 лет поступает во 2-ю московскую гимназию, вскоре преобразованную в Кадетский корпус. В юности Куприн увлекается стихами Пушкина, Лермонтова, Гейне.  Писать для детей ему предложил К.И. Чуковский, который в то время был редактором детского журнала. С 1894 года стал профессионально заниматься литературным творчеством.В поисках заработка он немало бродил по России, перепробовал много профессий: был грузчиком, управляющим имением, служил на заводе, изучал зубоврачебное дело, пел в хоре, работал землемером, актером провинциального театра. Куприн любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки животных. Он много написал рассказов о собаках, кошках, слонах. На своем веку Куприн немало повозился с ними: дрессировал, лечил, если они болели, спасал, когда им грозила опасность.

Учитель: - Как вы думаете, почему А.И. Куприн сменил так много профессий? (Чтобы лучше узнать жизнь и лучше научиться писать)   

- Откройте страницу учебника 41. Внимательно послушайте произведение А.Куприна “Скворец” и обратите внимание, как люди готовились к встрече птиц и как вели себя скворцы.

            Прослушивание произведения в аудиозаписи

ІV .  Первичное  закрепление текста А. Куприна «Скворцы»

Учитель: Что нового из жизни скворцов вы узнали из произведения?

Физминутка

Словарная работа в парах с родителямиИгра«Найди соответствия»

Словарная работа будет проводиться следующим образом: В маршрутном листе слева записаны незнакомые слова, которые встречаются в тексте произведения , а справа значения этих слов в разной последовательности. Ваша задача: найти верные определения для каждого слова и соединить их линией карандашом. (проверка со слайда)

V. Самостоятельная работа с текстом (Групповая работа )

I группа - Деление I части на пункты.

На сколько пунктов разделили I часть текста?

 Как озаглавили каждую пункт?

II группа – работа в рабочей тетради стр.32 №2

Сейчас будем читать рассказ по пунктам и работать над содержанием каждой части. (родители задают вопросы)

Чтение  первого абзаца

Назовите приметы весны. (Была середина марта; изредка выпадали обильные, но короткие дожди; дороги покрыты густой грязью; снег лежал еще сугробами в глубоких лесах и в тенистых оврагах; на полях рыхлый и темный; плешины чёрной, жирной, парившей земли; почки набухли; барашки на вербах стали желтыми, пушистыми и огромными; пчелы вылетели из ульев; показались первые подснежники.)

- А как вы понимаете выражение «весна ровная, дружная»?

Посмотрите на изображение березы, ивы, вербы. (слайд 5)

Как набухают почки на этих деревьях? Прочитайте описание в тексте.

- Почему автор сравнивает с барашками почки вербы?

- Видите, какие эпитеты использует автор!

- Какие первые цветы появляются на лесных полянах? (слайд 6)

- А как вы думаете, а почему подснежники «робко показались»?

- Подснежники нельзя срывать, они занесены в Красную книгу.

Чтение  второго абзаца

Как же все ждали скворцов? Прочитайте.

Скажите, каких старых знакомых ждали люди? (скворцов)

 - Сколько вёрст,  примерно, летят к нам скворцы из зимних становищ?

Посмотрите, с каким трудом скворцам приходится преодолеть перелет, сколько усилий им требуется для этого.

 -- Что угрожает птицам по пути на родину? (дожди, бури, плотные туманы, градовые тучи, хищные птицы, выстрелы жадных охотников)

- Какие чувства вызывают у вас слова «выстрелы жадных охотников»?

- Как можно назвать таких людей? (бессердечные , жестокие..)

- Сколько граммов весит скворец? 

 Чтение  третьего абзаца 

В чём заключается мудрость птиц? (чутки к переменам погоды, и задолго предугадывают их)

- Что является гибельным для птиц? (внезапный ураган, нередко со снегом)

- Что в такие моменты является для скворцов «счастием»? (если встретится им в эти ужасные минуты морское судно)

- Как относятся моряки к птицам, доверившим свою маленькую жизнь вечному врагу человеку? (никогда не обидят их, не оскорбят их трепетной доверчивости)

- Какое поверье существовало у моряков? (неизбежное несчастие грозит тому кораблю, на котором была убита птица, просившая приюта)

Чтение  четвертого абзаца

 Что делают птицы после опасной переправы? (отдыхают целый день и всегда в определенном, излюбленном из года в год месте)

- Как вы понимаете слова «из года в год»?

- Найдите и прочитайте в тексте описание дома, где отдыхали после перелёта птицы.

- Какими словами характеризует автор общение птиц? ( оглушительный крик, писк, свист, трескотня, щебетание, скворчиная суета, болтовня и ссоры).

- А как себя вели старые, опытные, мудрые скворцы? (сидели в важном одиночестве и степенно чистили клювом перышки)

Чтение последнего абзаца

Как совершают перелеты скворцы? (очень быстро, делая в час иногда до восьмидесяти верст)

- Как описывает автор перелет скворцов? ( Прилетят на знакомое место рано вечером – еще до зари – легкий завтрак, и опять в путь с двумя-тремя остановками среди дня.)

 Гимнастика для глаз с карандашом.

 Обобщение по прочитанному.

- Скажите, что вы узнали из  первой части о жизни скворцов? (1. Прилетают в марте. 2. Им приходится преодолевать огромные расстояния, чтобы вернуться. 3. Много опасностей подстерегает их на пути. 4. Отдыхают всегда в одном и том же излюбленном месте. 5. Пролетают за час до восьмидесяти верст. 6. Это умные, мудрые птицы. 7. Возвращаются в свои скворечники.

- Какую особенность вы заметили в этом рассказе?

- Писатель нам пишет о жизни скворцов, придумывая историю сам или представляет нам фактический материал, основанный на собственных наблюдениях? (Здесь много фактического материала, основанного на личных наблюдениях).

- Как называется рассказ, который содержит сведения (факты) о жизни животного? (научно-познавательный)

Моделирование обложки произведения . 

- В чем заключается основная мысль первой части? (наступила весна, все ждут с нетерпением прилета скворцов)

Творческая работа в паре с родителями

Сочинить  стихотворение,  используя   рифму    

ДВОРЕЦ  -  СКВОРЕЦ.

 Рассказ Куприна получился светлым, наполненным любовью к животным.
Любите, наблюдайте и оберегайте животных – они наши друзья! 

Домашнее задание

Уровневая дифференциация (по выбору)
1 уровень – дочитай  рассказ, нарисуй рисунок скворца
2 уровень – дочитай  рассказ, составь план  І и II ч

3 уровень – дочитай рассказ, напиши сочинение «Если бы скворцы не прилетали к нам весной …»

VII. Рефлексия- 

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана в презентации:

  1. сегодня я узнал…
  2. было интересно…
  3. меня удивило…
  4. у меня получилось ……
  5. урок дал мне для жизни…

- Если вам было интересно и комфортно, то поместите своих скворцов в зелёный скворечник . Если испытывали  затруднения , то в жёлтый скворечник , а если считаете , что на уроке  у вас ничего не получилось в красный скворечник.

(Дети размещают своих птиц на доску под песню «Скворцы прилетели»)

Всем спасибо за урок!

Мне было приятно с вами работать.

МАРШРУТНЫЙ ЛИСТ УРОКА

1. Я могу назвать тему произведения и жанр

Самооценка

2. Я могу рассказать товарищам о скворце

Самооценка

3. Работа в паре «Собери пословицу ( задание в конверте приложение №1)

           

Самооценка

4. Словарная работа «Найди соответствие» Парная  работа с родителями (приложение №2)

Взаимооценка   родителями               

5. Групповая работа   

Самооценка

6 . Моделирование обложки

Самооценка

5. Творческая работа

   

Взаимооценка   группой  по критериям:

 

1) соблюдение рифмы

 

2)выразительность чтения

ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Критерии

1

Я могу назвать тему произведения и жанр

2

Я могу рассказать товарищам о скворце

3

Работа в паре «Собери пословицу»

4

Словарная работа «Найди соответствие»

5

Групповая работа

6

Моделирование обложки

7

Творческая работа

Зелёный – отлично

Жёлтый – хорошо

Красный - удовлетворительно

                                                               Приложение 1

Увидал скворца – знай: весна у крыльца.

Скворцы прилетели – весну на крыльях принесли.

Приложение №2 Словарная работа. Найди соответствие

1.

Плешина

  старинная русская мера длины, равная 1 км 60 м

2.

За первым взятком

русская мера веса, равная 4 г 260 мг

3.

Верста

лысое место

4.

Золотник

Взяток-нектар, цветочная пыльца, собранные пчелой за один раз или за определённый период времени;

5.

Приют

рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения.

6.

Рубка –

кудри

7.

Барашки на вербах

  надстройка на палубе

8.

Неимоверный

место стоянки, временного расположения

9.

. Снасти

 убеждение, основанное на  предании или приметах

10.

Степенно

место, где можно укрыться от кого-либо, чего-либо, отдохнуть

11.

Становище

чрезвычайно большой; невероятный

12.

Морское поверье

приспособления для ловли рыбы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1 класс. Технологическая карта раздела « Числа от 1 до 5». Технологическая карта урока «Число и цифра 1».

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действи...

Выступление с практической направленность по теме "Технологическая карта урока как индикатор готовности учителя работать по новому образовательному стандарту.Требования к проектированию технологической карты".

Статья содержит теоретические обоснования и практические рекомендации по применению технологической карты урока. Материал предназначен для учителей начальных классов, реализующих ФГОС НОО....

Технологическая карта урока технологии "Технологические операции ручной обработки материалов. Овечка" 2 класс

по программе "Технология" . Е.А. Лутцева. УМК "Школа 21 века". Можно использовать для внеурочного занятия или кружка "Умелые руки"...

Методический семинар. «Технологическая карта урока. Оптимизация технологической карты урока».

Учить детей сегодня трудно,И раньше было нелегко.Читать, считать, писать учили:«Даёт корова молоко».Век XXI – век открытий,Век инноваций, новизны,Но  от учителя зависит,Какими д...

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте" и презентация к уроку.

Технологическая карта урока окружающего мира "Россия на карте", презентация к уроку. 2 класс.УМК "Школа России", А, А. Плешаков....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...