Урок литературного чтения в 4 классе " Произведения Л.Н. Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ" (программа "Школа 2100").
план-конспект урока по чтению (4 класс)

 Учащимся предлагается почитать произведения, написанные автором более века назад: "Два брата" (философская сказка), "Какая бывает роса на траве" (описание), "Как ходят деревья" (рассказ) и увидеть образовательную и воспитательную задачу каждого из этих произведений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon l.tolstoy_skazka_opisanie_rasskaz_4_klass.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе по программе «Школа 2100».

Тема урока: Произведения Л.Н.Толстого для детей. Сказка, описание, рассказ.

Задачи урока:

- анализируя сказку, описание, рассказ, выделить дидактические цели (образовательную и воспитательную);

- дополнить образ Л.Н. Толстого – писателя, учителя, мудрого человека, обладающего талантами воспитателя, актёра, преподавателя;

-   продолжить работу по развитию умения работать с текстом.

Оборудование:

  1. портреты Л.Н.Толстого в разные периоды жизни,
  2. выставка книг Л.Н.Толстого,
  3. пословицы:

- «Искать большего счастья – малое потерять»

- «Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки»

- «Волков не бояться, в лес не ходить»

- «Под лежачий камень вода не течет»

Эпиграф к уроку на доске:

«Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного».

План урока:

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели урока.
  3. Постановка проблемы.
  4. Работа в группах.
  5. Психологический тренинг.
  6. Выступление спикеров команд с результатами своих исследований.
  7. Рефлексия.
  8. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой. Мотивация.

- Давайте наш урок начнем с пожелания добра друг другу.

(Дети приветствуют друг друга, поднимая руки вверх на каждое слово):

- Всем, всем, добрый день!

- Эпиграфом к сегодняшнему уроку я хочу предложить высказывание М.Горького. Прочтите его:

«Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всём прекрасного».

- Как вы думаете, о ком так мог сказать М.Горький? Кто достоин такой оценки?

     - Как вы понимаете это высказывание? (ответы учащихся)

     - Я думаю, что сегодняшний урок станет доказательством этих слов.

2. Сообщение темы и цели урока.

- Мы вновь в мастерской Л.Н.Толстого. Сегодня мы почитаем детские произведения, написанные Л.Н.Толстым более века назад.

На доске: «Два брата» (сказка)

        «Какая бывает роса на траве» (описание)

        «Как ходят деревья» (рассказ).

- Вот их названия. Здесь сказка, описание, рассказ. Наша задача – увидеть воспитательную и образовательную задачу каждого из этих произведений.

3. Проблемная задача.

- Сейчас каждая группа получит задание для проведения исследования, а затем представители от каждой группы расскажут о результатах своей работы.

4. Работа в группах. Исследование.

Учащиеся, получив карточку – задание, работают в группах. Учитель руководит работой групп, отвечает на возникающие у ребят вопросы, направляет мысль ребят в нужное русло.

5. Психологический тренинг.

- Я вижу, что вы уже закончили исследования.

- А сейчас…(звучит музыка на релаксацию)

- Реснички опускаются, глазки закрываются, мы спокойно отдыхаем, дышится легко, ровно, глубоко. Ровно, глубоко, дышится легко. Глазки открываются, реснички поднимаются.

6. Выступление спикеров команд.

1 группа: «Два брата» - философская сказка о счастье.

Краткий пересказ сказки, обсуждение следующих моментов:

- различные взгляды на жизнь каждого из братьев (зачитываются доводы старшего, младшего; ребята высказывают своё мнение – с кем они согласны),

- чтение пословиц, которые Толстой вводит в сказку, чтобы выразить кредо каждого брата,

- кого из братьев можно назвать счастливым.

Вывод: философский смысл сказки в том, что счастье и смысл жизни каждый человек понимает по - своему. Сказка учит самостоятельно принимать решения.

2 группа: «Какая бывает роса на траве» (описание).

Ребята рассказывают о результатах своего исследования, подробно рассматривая  каждый из трех абзацев текста.

1 абзац – с чем и почему сравнил автор капли росы;

2 абзац – какое сравнение нашёл для листка;

3 абзац – почему росинка для Толстого вкуснее всякого напитка.

Дети доказывают, выбирая из текста фразы и их части, что автор любит природу, наблюдателен.

Вывод: только человек наблюдательный, горячо любящий природу, умеющий видеть в обыденном прекрасное, смог написать такое нежное произведение. Толстой учит нас немногословно, ёмко сказать о многом.

3 группа: «Как ходят деревья» (рассказ).

Выразительное чтение рассказа вслух «цепочкой».

Выступления ребят о результатах своего исследования.

Вывод: всё живое в природе по – своему борется за лучшие условия жизни, за своё место под солнцем.

 - Обобщим результаты ваших исследований.

 - Чему хотел научить нас писатель? Сформулируйте образовательные и воспитательные задачи данных произведений.

 - Что можно сказать об авторе данных произведений?

- Какими чертами характера обладал этот человек?

(Ответы ребят, запись на доске)

- Почему же он решил открыть школу для крестьянских детей?

7. Рефлексия.

-  Вот мы и закончили разговор о Толстом и его учебных книгах. Вы поняли, как необыкновенно талантлив был этот писатель, как полезны до сих пор, интересны и поучительны написанные им детские книги для обучения. Ученики России конца 19 века были счастливы тем, что учились по книгам, написанным Автором с большой буквы.

-  Вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с оценкой, которую дал Толстому Максим Горький? (ответы учащихся)

- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу, работу класса.

- Благодарю вас за активную работу на уроке. Сегодня вам не раз на помощь приходила внимательность, пытливость, смекалка.

8. Домашнее задание.

- А чтобы дополнить образ Толстого, увидеть жанровое разнообразие детских произведений, я бы хотела, чтобы на следующий урок вы принесли книги Л.Н. Толстого, в которых есть детские произведения. Прочитайте из них какой-либо рассказ, описание, сказку  или басню.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку Литературное чтение 2 класс Тема: Л.Н.Толстой «Русак».

Презентация к уонспекту урока литературного чтения   Тема: Л.Н.Толстой «Русак».Задачи:образовательные:  дать краткие сведения о великом русской писателе Л. Н.Толстом;познакомить с новым расс...

Урок литературного чтения по теме: "Произведения Л.Н. Толстого «Лебеди», «Зайцы»."

Цель урока: ввести понятия о рассказах  научно – познавательных и художественных; сравнить жанры научно – познавательного и художественного рассказов; научить работать с научно – познавательным т...

Урок литературного чтения по теме "Произведения Л.Н. Толстого. Обобщение"

Материал содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения в 3 классе...

ПРОЕКТ УРОКА Литературное чтение 1 класс Тема: _Е.Чарушин «Теремок». Русская народная сказка «Рукавичка» Сравнение литературной и народной сказки.

Проект урока литературного чтения 1 класс. Е.Чарушин "Теремок". Русская народная сказка "Руковичка"....

Проект урока литературного чтения.1 класс.Тема " Л.Н.Толстой " Орел"

Учебный предмет: Литературное чтение.УМК: «Планета знаний». Автор: Э.Э.КацТема урока: Л.Толстой «Орел» (урок № 5, раздел: " Природа и мы"Тип урока: объяснение н...

Урок литературного чтения по теме «Произведения Л. Н. Толстого. Былина «Святогор- богатырь»

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке  используется работа в статических парах, работа в группах "обучение в команде". Формируются регулятивные универсальные учебны...