«12 месяцев»
проект по чтению (4 класс)

Рысбаева Ирина Сергеевна

Методический и практический материал по использованию мнемотехники в учебном процессе на уроках и занятиях с учащимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), обучающихся по программе VIII вида (второй вариант)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sya_marshak_12_mesyatsev.docx35.61 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Проект

 «12 месяцев»

методический и практический материал по использованию мнемотехники в учебном процессе на уроках и занятиях с учащимися с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР), обучающихся по программе VIII вида (второй вариант)

                     

Авторы:

Рысбаева Ирина Сергеевна -

учитель,  

Волченкова Татьяна Евгеньевна – воспитатель,

Романова Наталья Сергеевна  -

воспитатель ГПД,

Андерсон Анна Ивановна –

помощник воспитателя.

Санкт-Петербург

 2019

Пояснительная записка

Актуальность проекта:

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все её функции:

- коммуникативную;

- познавательную;

- регулятивную.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему – систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности общения и образования. Эта система предусматривает формирования логической цепочки: первоначальное понятие «знак» («пиктограмма») – обобщающее понятие – закрепление навыка самостоятельных действий с пиктограммами  - самостоятельная ориентировка в системе знаков.

В современных технологиях наряду с традиционным чтением используются и альтернативные виды чтения:

- слушание аудиокниг,

- «чтение» картин,

- «чтение жестов»,

- «чтение нот» и т.п.

В силу значительных ограничений вербальной коммуникации учащийся с умеренной или тяжелой умственной отсталостью оказывается  в большой зависимости от коммуникативных партнеров, поэтому так важно научить его альтернативным приемам работы с различными видами доступной информации.

Обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «чтения»:

- «чтение» телесных и мимических движений;

- «чтение» изображений на картинках и картинах;

- «аудиальное чтение»: слушание аудиокниг (литературных произведений);

- «чтение видеоизображений» (видеофильмы, мультфильмы, документальные фильмы о природе, животных и т.п.);

- «чтение» пиктограмм;

- глобальное чтение;

- чтение букв, цифр и других знаков;

- чтение по складам и т.п.

Такое широкое понимание «чтения» и в соответствии этим обучение кодированию и декодированию визуальной и аудиальной информации способствует развитию социально-бытовой ориентировки учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Процесс чтения будет эффективным при условии систематичности (ежедневное чтение), выразительности и организации его как совместной деятельности учителя, воспитателей, помощника воспитателя и учеников.

Проект «12 месяцев» – это реализация взаимодействия всех участников педагогического процесса, направленная на создание условий для возникновения речевой активности обучающихся и использования усвоенного речевого материала на уроках, занятиях и в повседневной жизни.

Цель проекта

  • максимальное включение обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, тяжелыми множественными нарушениями развития  в образовательный процесс через формирование доступных им видов деятельности.

Задачи проекта: 

Образовательные задачи:

  • Формировать первичные представления учащихся о книгах, иллюстрациях, картинках;
  • Познакомить с жестовыми, жестово-графическими, изобразительными и другими средствами выразительности через погружение в среду художественной литературы;

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Развивать коммуникативную функцию речи обучающихся, удовлетворяя коммуникативную потребность;
  • Учить применять полученные знания и навыки в практической деятельности;

Воспитательные задачи:

  • Создать условия для взаимодействия педагогов, учеников и родителей.
  • Развивать эмоционально-эстетическое восприятие учащихся.

Проект «12 месяцев»

Вид проекта: долгосрочный.

Время реализации проекта: 

  • сентябрь 2019г. – сентябрь 2020г. 57 недель (01.09.2019 - 30.09.2020г.)

Участники проекта: 

  • учащиеся 5Д класса с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью (ТМНР),
  • учитель,
  • воспитатель,
  • воспитатель ГПД,
  • помощник воспитателя,
  • родители.

Место проведения: ГБОУ школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга

Предполагаемый результат:  

  1. Переход от достигнутого уровня вербальной и невербальной активности к более сложной.
  2. Перенос достижений в различные виды деятельности  в школе и дома.
  3. Индивидуальная папка со стихотворениями.

Этапы проекта.

1 этап.  Организационный (подготовительный)  

             01.09.2019 – 27.12.2019

  • Составление паспорта проекта.
  • Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.
  • Оформление наглядного материала (пиктограмм, мнемотаблиц).
  • Разработка проекта и конспектов к нему.

2 этап. Практический (выполнение проекта)

            13.01.2020 – 25.05.2020

  • Проведение уроков и занятий с использованием мнемотехники для разучивания стихотворений.
  • Чтение художественной литературы обучающимся.
  • Сбор фотоматериала.
  • Консультирование родителей по теме проекта.

3 этап.  Заключительный (результаты)

             01.09.2020 – 27.12.2020

  • Совместное мероприятие для родителей с использованием индивидуальных папок со стихотворениями.

Список литературы:

  1. Баряева Л.Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л.В. Я — говорю! М., 2007.
  2. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. СПб, 2011
  3. Кадакина Н.А. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей с интеллектуальными нарушениями / статья/www.isp.conference.kspu.ru
  4. Козаренко В.А. Учебник мнемотехники. Система запоминания «Джордано». М., 2007
  5. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Развиваем речь. Тренируем память. Использование приемов мнемотехники в работе логопеда. М., Редкая птица, 2017
  6. Розова Ю.Е., Коробченко Т.В. Использование приемов мнемотехники в коррекционно-логопедической работе. Учебно-методическое пособие.Форум, 2016.
  7. Стукалина В.П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.

 

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русский язык и литературное чтение ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА с использованием текста сказки С.Я. Маршак «Двенадцать месяцев»

Данный интегрированный урок дает возможность закрепить одну из самых «коварных» тем русского языка «Безударные гласные в корне слова». Научить  младших школьников внимательно читать текст, видеть...

ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРЯ ПРИРОДЫ,ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ

материал для оформления календаря природы для младших щкольников...

Урок внеклассного чтения С. Я. Маршак "Двенадцать месяцев"

Это учебное занятие представляет собой урок личностно-ориентированной направленности с использованием элементов технологии театральной педагогики (В.А.Ильев), проведённый в третьем классе по  обр...

Презентация к уроку "Февраль месяц вьюг и метелей

Презентация к уроку окружающего мира 1 класс. "Февраль месяц вьюг и метелей"...

Конспект открытого урока по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"

Открытый урок по окружающему миру "Февраль месяц вьюг и метелей"...

урок математики Сутки и месяц. Месяц и год

Тема: Сутки и месяц. Месяц и год.Цели деятельности учителя. Создать условия для ознакомления с единицами измерения времени «месяц», «год». Способствовать развитию умения решать задачи на время. Развив...