Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке
рабочая программа по чтению (4 класс)

Деянова Татьяна Николаевна

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Содержание учебного предмета

Тематическое планирование

Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lt._cht._na_rodnom_yazyke_4_kl.p.z.docx32.83 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

«СРЕДНЯЯ ШКОЛА №22 С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ имени Василия Тезетева»

РАССМОТРЕНО

на заседании МО

учителей начальных классов

протокол №  

от «    »_________2019 г.

_________Куличкова А. А.

СОГЛАСОВАНО

зам. директора по УВР

________Дядькина Л.А

 «      »_________2019 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор школы

_______Мельникова Н.П

Приказ №___от «   »_____2019г.

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Наименование учебного предмета: литературное чтение на родном (русском) языке

Класс: 4В

Уровень общего образования: начальное общее образование

Учителя: Деянова Татьяна Николаевна

Срок реализации программы: 2019-2020 учебный год

Количество часов по учебному плану: 35 учебных недель, 35 часов в год, в неделю 1 час

Планирование составлено на основе:

-основной образовательной программы начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения города Ульяновска «Средняя школа №22 с углубленным изучением иностранных языков имени Василия Тезетева»;

Рабочую программу составила     ____________________Деянова Татьяна Николаевна

                                                             подпись                                            расшифровка подписи


Содержание:

Стр.

  1.  Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

3-6

  1. Содержание учебного предмета

6

  1. Тематическое планирование

7

I. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке» обеспечивает достижения следующих результатов освоения образовательной программы начального общего образования:

Личностные результаты.

  • воспитание российской гражданской идентичности; патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;
  • развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;
  • осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития;
  • восприятие литературного произведения как особого вида искусства;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира;

 готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

• планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью;

• учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста;

• выполнять учебные действия в устной и письменной форме;

• вносить коррективы в действие после его завершения, анализа результатов и их оценки.

Учащиеся получат возможность научиться:

• ставить новые задачи для освоения художественного текста в сотрудничестве с учителем;

• самостоятельно оценивать правильность выполненных действий как по ходу их выполнения, так и в результате проведённой работы;

• планировать собственную читательскую деятельность.

Познавательные

Учащиеся научатся:

• находить нужную информацию, используя словари, помещённые в учебнике (толковый, синонимический, фразеологический);

• выделять существенную информацию из текстов разных видов;

• сравнивать произведения и их героев, классифицировать произведения по заданным критериям;

• устанавливать причинно - следственные связи между словами, чувствами, побуждениями и поступками героев произведений;

• устанавливать аналогии.

Учащиеся получат возможность научиться:

• осуществлять поиск необходимой информации, используя учебные пособия, фонды библиотек и Интернет;

•сравнивать и классифицировать жизненные явления, типы литературных произведений, героев, выбирая основания для классификации;

•строить логические рассуждения, включающие определение причинно-следственных связей в устной и письменной форме, в процессе анализа литературного произведения и на основании собственного жизненного опыта;

• работать с учебной статьёй (выделять узловые мысли, составлять план статьи).

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

• работая в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;

• аргументировать собственную позицию и координировать её с позицией партнёров при выработке решения;

• точно и последовательно передавать партнёру необходимую информацию;

• оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль;

• владеть диалогической формой речи;

• корректно строить речь при решении коммуникативных задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

• понимать относительность мнений и подходов к решению поставленной проблемы;

• задавать вопросы, необходимые для организации работы в группе.

Предметные результаты

Речевая и читательская деятельность

Учащиеся научатся:

• читать (вслух и про себя) со скоростью, позволяющей осознавать (понимать) смысл прочитанного (вслух — примерно 90 слов в минуту, про себя — примерно 120 слов в минуту);

• читать произведения разных жанров с соблюдением норм литературного произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая таким образом понимание прочитанного;

• прогнозировать содержание произведения по его заглавию, иллюстрациям;

• находить ключевые слова, определять основную мысль прочитанного, выражать её своими словами;

• различать последовательность событий и последовательность их изложения;

• выделять смысловые части текста, составлять простой и сложный планы изложения текста с помощью учителя, формулировать вопросы ко всему тексту и отдельным его частям;

• пересказывать текст сжато, подробно, выборочно, с включением описаний, с заменого диалога повествованием, с включением рассуждений;

• обращаться к титульным данным, аннотациям, предисловию и послесловию; ориентироваться в мире книг по алфавитному каталогу, открытому доступу книг в детской библиотеке;

• составлять краткие аннотации к рекомендованным книгам; ориентироваться в справочниках, энциклопедиях, детских периодических журналах;

• соотносить поступки героев с нравственными нормами;

• ориентироваться в научно - популярном и учебном тексте, использовать полученную информацию.

Учащиеся получат возможность научиться:

• составлять личное мнение о литературном произведении, выражать его на доступном уровне в устной и письменной речи;

• высказывать своё суждение об эстетической и нравственной ценности художественного текста;

• высказывать своё отношение к героям и к авторской позиции в письменной и устной форме;

• создавать текст по аналогии и ответы на вопросы в письменной форме.

Творческая деятельность

Учащиеся научатся:

• читать по ролям художественное произведение;

• создавать текст на основе плана;

• придумывать рассказы по результатам наблюдений с включением описаний, рассуждений, анализом причин происшедшего;

• писать (на доступном уровне) сочинение на заданную тему, отзыв о прочитанной книге, кинофильме, телевизионной передаче;

• участвовать в драматизации произведений, читать наизусть лирические произведения, отрывки прозаических текстов;

• создавать сочинения по репродукциям картин и серии иллюстраций.

Учащиеся получат возможность научиться:

• создавать творческий пересказ произведения или его фрагмента от имени одного из героев, придумывать продолжение истории персонажа и сюжета;

• создавать иллюстрации к произведениям;

• создавать в группе сценарии и проекты.

Литературоведческая пропедевтика

Учащиеся научатся:

• выделять выразительные средства языка и на доступном уровне объяснять их эмоционально - смысловые значения;

• определять (на доступном уровне) основные особенности малых жанров фольклора, народных сказок, мифов, былин, стихотворений, рассказов, повестей, басен;

• выделять слова автора, действующих лиц, описание пейзажа, внешности героев, их поступков, бытовые описания;

• вводить в пересказ элементы описания, рассуждения, использовать цитирование;

• определять отношение автора к персонажам, рассказывать, как оно выражено;

• различать жанры, преимущественно путём сравнения (сказка — басня, сказка — былина, сказка — рассказ и др.);

• находить рифмы, примеры звукописи, образные слова и выражения, объяснять их смысл.

Учащиеся получат возможность научиться:

• делать элементарный анализ литературных текстов, используя некоторые понятия (фольклорная и авторская литература, структура текста, автор, герой), средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора);

• создавать прозаический и поэтический текст по аналогии, используя средства художественной выразительности, включённые в конкретное произведение.

II.Содержание учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском языке) » 4 класс (35 часов)

Круг чтения

 Славянские мифы (2 ч)

Персонажи в славянских мифах. Славянский миф «Как мужик водяного обманул».

 Русские народные сказки (5 ч)

Русские сказки: «Бой на Калиновом мосту», «Пётр и Петруша», «Пётр I и мужик», «Сказка о Молодце- удальце, молодильных яблоках и живой воде». Творческая работа. Проба пера.

Былины (4 ч)

«Садко»; «Алёша»; «Алёша Попович и Тугарин»; «Илья Муромец и Идолище поганое».

Авторские сказки (3 ч)

В. Гаршин «Сказка о жабе и розе»; В. Даль «У тебя у самого свой ум»; Г. Андерсен «Русалочка».

Басни (3 ч)

И. Крылов «Волк и ягнёнок», «Квартет», «Щука и кот».

Слово о родной земле (9 ч)

А. Апухлин «Просёлок»; В. Бенедиктов «Москва»; Н. Некрасов «Тишина»; И. Никитин «В синем небе плывут над полями», «Музыка леса»; А. Пушкин «Как часто в горестной разлуке»; Ф. Тютчев «Ещё земли печален вид»; А. Фет «Учись у них- у дуба, у берёзы».

Прошла по земле война (4 ч)

В. Чернявский «С отцами наравне. Рассказы о детях- героях»; В. Катаев «Сын полка»; Г. Рублёв «Памятник»; К. Симонов «Сын артиллериста»;

Мир детства (5 ч)

Н. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы» (главы), «Неудачный день»; Л. Толстой «Игры»; В. Драгунский «Двадцать лет под кроватью», «Что любит Мишка»

III.Тематическое планирование

Тема блока, раздела

Количество часов по программе

Примечание

Славянские мифы

2

Русские народные сказки

5

Былины

4

Авторские сказки

3

Басни

3

Слово о родной земле

9

Прошла по земле война

4

Мир детства

5

Итого

35


Календарно-тематическое планирование учебного предмета «Литературное чтение на родном (русском) языке»

Тема урока

Кол-во часов

Дата по плану

Дата по факту

Примечания

 СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ ( 2  ч)

1

Персонажи в славянских мифах

1

2

Поучительный смысл славянского мифа «Как мужик водяного обманул»

1

 РУССКИЕ НАРОДНЫЕ СКАЗКИ ( 5 ч)

3

Фантастические события в русской народной сказке «Бой на Калиновом мосту»

1

4

Победа добра над злом в русской народной сказке «Петр и Петруша»

1

5

Нравоучительный характер русской бытовой сказки «Петр I и мужик »

1

6

Характер главных героев сказки «О молодце-удальце, молодильных яблоках и живой воде»

1

7

Творческая работа. Проба пера

1

БЫЛИНЫ (4  ч)

8

Былина жанр устного народного творчества. Былина «Садко»

1

9

Детские годы богатыря Алёши Поповича

1

10

Особенности русского характера в былине «Алёша Попович и Тугарин»

1

11

Славный русский богатырь «Илья Муромец»

1

АВТОРСКИЕ СКАЗКИ ( 3  ч)

12

Поступки и действия, как основное средство изображения персонажей сказки «Сказка о жабе и розе»

1

13

Поучительный смысл сказки «У тебя у самого свой ум»

1

14

Средства художественной выразительности, язык, сравнение в сказке Г. Андерсена «Русалочка»

1

БАСНИ ( 3 ч)

15

Мораль басни И. Крылова «Волк и ягнёнок»

1

16

Характеристика главных героев басни И. Крылова «Квартет»

1

17

Поступки главных героев басни И. Крылова «Щука и кот»

1

СЛОВО О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ ( 9 ч   )

18

Тема Родины в стихах А. Апухина «Просёлок»

1

19

Средства художественной выразительности в стихах В. Бенедиктова «Москва»

20

Тема природы в стихах Н. Некрасова «Тишина»

1

21

  Тема природы и Родины в стихах И .Никитина «В    синем небе плывут над полями»

1

22

Красота родной природы в стихах И. Никитина «Музыка леса»

1

23

А. Пушкин «Как часто в горестной разлуке»

1

24

Пробуждение природы в стихах Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид»

1

25

Олицетворение- приём изображения действительности в стихах А. Фета «Учись у них- у дуба, у берёзы»

1

26

Творческая работа. Проба пера

1

ПРОШЛА ПО ЗЕМЛЕ ВОЙНА (4 ч)

27

Героическое прошлое в произведении В. Чернявского «С отцами наравне». Рассказы о детях – героях»

1

28

Подвиг Вани Солнцева в повести В. Катаева «Сын полка»

1

29

Героизм русского солдата в стихах Г. Рублёва «Памятник»; К. Симонова «Сын артиллериста»

1

30

Конкурс чтецов. Подвиг русского народа в Великой Отечественной войне.

1

МИР ДЕТСТВА (5 ч)

31

Авторское отношение к герою в рассказе Н. Гарина- Михайловского «Детство Тёмы. Неудачный день»

1

32

Рассказ о счастливых днях детства Л. Толстой «Игры»

1

33

Юмор в произведении В. Драгунского «Двадцать лет под кроватью»

1

34

Многозначность слова, как средство выразительности и создания комического эффекта в рассказе В. Драгунского «Что любит Мишка»

1

35

Тема счастливого детства в стихотворении Я. Полонского «Я помню, как детьми, с румяными щеками»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Рабочая программа с календарно-тематическим планированием для 1 класса. Программа рассчитана на 2 часа в месяц....

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Цель программы   – углубленно знакомить учащихся с детской литературой и книгой, обеспечивать литературное развитие младших школьников, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетическ...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке 2 класс

Рабочая программа по литературному чтению  на родном (русском) языке 2 класс...

Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке

Программа учебного курса «Литературное чтение на родном (русском) языке» для 4 класса составлена на основе примерной программы по литературному чтению к учебно-методическому комплексу &laq...

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке 1 класс

Рабочая программа по литературному чтению на родном русском языке на 2 полугодие 1 класса...